Файл: Курс лекций Часть i автор Старокожева Е. И. Валуйки 2008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теорема:
В параллелограмме диагонали, пересекаясь, делятся пополам
Если четырехугольник — параллелограмм, то………………..
Условие Р
четырехугольник — параллелограмм, диагонали его пересекаются
Заключение G
точка пересечения диагоналей делит каждую из них пополам
Схема 6. Структура теоремы
Доказательство теоремы состоит в том, чтобы показать, что если выполняется условие, то из него логически следует заключение, т.е., приняв, что Р истинно, в соответствии с правилами вывода показать, что G истинно, и тем самым получить возможность утвердить, что данное высказывание (теорема) истинно в целом.
Доказательство включает в себя три основных элемента:
1.Тезис (главная цель доказательства — установить истинность тезиса). Форма выражения тезиса — суждение.
2.Аргументы (основания) доказательства — положения, на которые опирается доказательство и из которых при условии их истинности необходимо следует истинность доказываемого тезиса. Форма выражения аргументов — суждения. Связывая аргументы, приходим к умозаключению, которые строятся по определенным правилам. Аргументы, на которые можно опереться при доказательстве: аксиомы, определения, ранее доказанные теоремы.
3.Демонстрация — логический процесс взаимосвязи суждений, в результате которого осуществляется переход от аргументов к тезису.
Известно, что, имея некоторую (прямую) теорему (Р =» G), можно образовать новые теоремы, и не одну:
G => Р — обратная;
Не Р => не G — противоположная;
Не G => не Р — контрапозитивная (обратная противоположной или противоположнообратная).
Между этими видами теорем существует тесная связь:
а) (Р=> G) и (не G => не Р) — одновременно истинны или ложны;
б) (G=> Р) и (не Р => не G) — одновременно истинны или ложны.
При изучении теорем школьного курса математики учитель придерживается следующей последовательности:
1. Постановка вопроса (создание проблемной ситуации).
2. Обращение к опыту учащихся.
3. Высказывание предположения.
4. Поиск возможных путей решения.
5. Доказательство найденного факта.
6. Проведение доказательства в максимально простой форме.
7. Установление зависимости доказанной теоремы от ранее известных.
Процесс изучения школьниками теоремы включает этапы: мотивация изучения теоремы; ознакомление с фактом, отраженным в теореме; формулировка теоремы и выяснение смысла каждого слова в формулировке теоремы; усвоение содержания теоремы; запоминание формулировки теоремы; ознакомление со способом доказательства; доказательство теоремы; применение теоремы; установление связей теоремы с ранее изученными теоремами.
МЕТОДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТЕОРЕМ
Рассуждение с целью обоснования истинности какого-либо утверждения называется доказательством. Существуют различные методы доказательства теорем. Под методом доказательства будем понимать способ связи аргументов при переходе от условия к заключению суждения.
Методы доказательства, используемые в школьном курсе математики, можно выделить по двум основаниям:
К косвенным приемам поиска доказательств относят:
• метод «от противного» (истинность доказываемого тезиса устанавливается посредством опровержения противоречащего ему суждения);
• разделительный метод, или метод разделения условий (тезис рассматривается как один из возможных вариантов предположений, когда все предположения отвергаются, кроме одного), иначе этот метод называют методом исключения.
К методам доказательства, выделенным по второму основанию, когда способ связи аргументов согласуется с определенной математической теорией в школьном курсе математики, относят:
1. Метод геометрических преобразований.
2. Алгебраические методы (уравнений, неравенств, тождественных преобразований).
3. Векторный метод, использующий аппарат векторной алгебры.
4. Координатный метод — способ определения положения точки на прямой, на плоскости или в пространстве с помощью чисел (например, в декартовой системе координат или какой-либо другой). Используя координатный метод, алгебраические уравнения можно истолковать в виде геометрических образов (графиков или фигур) и, наоборот, искать решение геометрических задач с помощью аналитических выражений (уравнений, неравенств или их систем).
При доказательстве математических утверждений используются разные математические методы.
Для того чтобы учащиеся овладели прямым и косвенным доказательствами, необходимо сформировать у них определенную последовательность умений:
1. Искать доказательство;
2. Проводить доказательство;
3. Оформлять доказательство теоремы.
Вопросы для самопроверки
1. Какова роль мышления в учебном процессе? Охарактеризуйте качества научного мышления. Что такое математическое мышление? Назовите основные мыслительные операции.
2. Что такое понятие? Охарактеризуйте главные логические характеристики понятия. Что значит «определить понятие»? Термин, род, вид, логическая связь. Что представляют собой компоненты понятия (существенные и несущественные свойства)?
3. Каково соотношение между объемом и содержанием понятия?
4. Каковы способы определения понятий? Приведите примеры: а) через ближайший род и видовое отличие; б) генетический; в) индуктивный; г) абстрактный.
5. Охарактеризуйте методику введения понятий:
а) абстрактно-дедуктивным методом;
б) конкретно-индуктивным методом.
6. Какова роль определений в процессе усвоения понятий? Назовите виды определений и охарактеризуйте их.
7. Раскройте содержание этапов формирования математических понятий и проиллюстрируйте их на конкретных примерах.
8. Назовите структурные элементы теоремы. Формы теорем (категоричная и условная). Приведите примеры.
9. Какова взаимосвязь между прямой, обратной, противоположной, обратной противоположной теоремами?
10. Охарактеризуйте методы доказательства теорем.
11. Что представляют собой основные этапы работы над теоремой?
12. Дайте логико-математический анализ теоремы (по выбору).
Лекция 5
Тема: Формы обучения математике.
Цели: ознакомить студентов с классификацией форм обучения математике; рассмотреть типы уроков, требования к современному уроку; добиться усвоения видов анализа урока.
Вопросы:
-
Классификация форм обучения математике. -
Урок – основная форма обучения. -
Типы уроков. -
Требования к современному уроку. -
Организация современного урока. -
Анализ урока. Его роль в интенсификации учебного процесса.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Важную роль в учебном процессе играют формы организации или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса.
Формы обучения — виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения (схема 7).
Формы обучения Формы контроля
лекция контрольная работа
семинар зачет
конференция коллоквиум
экскурсия защита реферата
консультация переводные экзамены
выпускные экзамены
УРОК — ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.
Урок — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя и учащихся.
Урок — это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание — госстандарт и школьные программы.
Понятие урок имеет характерные черты (основные характеристики), позволяющие рассматривать его с разных позиций. Иначе, урок состоит из компонентов:
цель;
содержание;
средства и методы обучения;
организация учебной деятельности.
Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока. Определить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методические пособия, дидактические материалы, методические рекомендации и др.
Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях. Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности школьника.
Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы приходим к понятию структура урока:
Актуализация прежних знаний и способов действий.
Формирование новых знаний и способов действий.
Применение полученных знаний на практике.
Используя понятие структура урока математики, важно выделить из множества возможных основные этапы урока:
1.Постановка цели урока перед учащимися.
2.Ознакомление с новым материалом.
3.Закрепление нового материала:
а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности;
б) на уровне творческого применения и добывания знаний.
4. Проверка знаний, умений и навыков.
5.Систематизация и обобщение изученного материала.
Отдельный урок — это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап, — это нечто целое, законченное.
ТИПЫ УРОКОВ
Тип урока — понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
В дидактике наиболее разработанными являются следующие классификации:
по месту урока в системе уроков по учебной теме;
по признаку основной дидактической цели;
по способу проведения урока.
На разных уроках ставится разная дидактическая цель и дидактические задачи не могут иметь одинаковые объем и значение, поэтому различают:
урок обычный, на котором решается лишь одна дидактическая
задача (изучение нового материала, или закрепление изученного, или
контроль);
урок комбинированный (смешанный), где последовательно решаются несколько дидактических задач;
урок синтетический, на котором решаются одновременно несколько дидактических задач.
В практике обучения наиболее часто проводятся комбинированные уроки.