ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1848
Скачиваний: 3
«Театру нужно то, что просто и сильно, без завитушек» (Л.Н.Толстой, 1828-1910).
«Театр – не отображающее зеркало, а – увеличительное стекло» (В.В.Маяковский, 1894-1930).
ТЕА′ТР КУ′КОЛ – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), изображающий живое существо. Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), верховые куклы – перчаточные (Петрушка), тростевые куклы, механические, теневые. Истоки театра кукол – в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. У большинства народов существовали религиозно-мистериальные представления: в Древнем Египте – мистерия об Осирисе и Исиде, культовые представления в Индии и Китае. Упоминание об игровых куклах встречается у Геродота, Аристотеля, Горация, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраиваются религиозно-мистериальные представления, в которых католическая церковь использует куклы как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем в которых была дева Мария. Название изображения девы Марии (Marion, Marionett) в дальнейшем распространяется на кукол, управляемых посредством нитей или проволок (марионетка). В 16-17 вв. в Европе формируются народные национальные театры кукол. Главными героями в них становятся весёлые, задорные Пульчинелла (Италия), Полишинель (Франция), Панч (Англия), Гансвурст и Кашперле (Германия), Пикельгеринг (Голландия), Вольтье (Бельгия), Копленяк (Польша), Кашпарек (Чехия), Петрушка (Россия) и др. (многим из них в последствие были установлены памятники). В 20 в. рождается профессиональный театр кукол для детей (Чехословакия, Германия). Первые свидетельства о русском театре кукол встречаются в записях немецких путешественников 17 в. Старинный русский театр кукол неотделим от традиционной языческой обрядности. В западных и юго-западных областях России в 16-17 вв. получил распространение религиозно-мистериальный театр – вертеп (Украина), батлейка (Белоруссия). (Н.И.Смирнова.)
ТРОСТЕВА′Я КУ′КЛА – разновидность верховой куклы. Получила название от тростей, при помощи которых актёр управляет руками куклы. Происхождение – остров Ява.
Ф
ФАТ (франц. fat, от лат. fatuus – глупый) – актёрское амплуа: роли эффектных самовлюблённых и ограниченных людей (как правило, молодых).
ФЕЕ′РИЯ (франц. féerie, от fée – фея, волшебница) – вид спектакля, в котором изображаются фантастические происшествия, применяются различные трюки. Как особый театральный жанр появился в Италии 17 в. Сейчас так называют и цирковое представление, в котором используются различные фантастические трюки (вода, затопляющая манеж, исчезновение животных и людей и пр.).
ФО′РА (итал. fora и fiori – вне, вперёд, наружу) – в итальянском театре возглас одобрения с просьбой повторения, то же, что бис.
Х
ХАРА′КТЕРНЫЙ АКТЁР (франц. caractère, от греч. «отпечаток», «своеобразие») – актёр, исполняющий роли, отмеченные ярким внешним своеобразием (сословным, бытовым, речевым, комедийным и т.п.).
ХУДО′ЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕ′НИЕ – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, публицистики). Особый вид эстрадного искусства. Выразительное слово составляло основу искусства народных сказителей – русских сказочников, скоморохов, армянских ашугов, казахских акынов, бродячих японских рассказчиков. Античная Греция славилась устным творчеством поэтов-импровизаторов. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Во Франции искусство выразительного чтения входило в число предметов школьного образования. В настоящее время в искусстве художественного чтения различают два направления – игровое и манера рассказчика. Особое место в истории художественного чтения занимает так называемое авторское чтение. (А.И.Дубинская, В.К.Покровский)
Ц
ЦИРК (лат. circus – круг) – здание для цирковых представлений. В Древнем Риме – эллипсовидная арена с трибунами. На арене демонстрировались бега колесниц. В перерывах между заездами выступали акробаты, эквилибристы, жонглёры, комики и др. Большой цирк в Риме, по словам Плиния Старшего, вмещал до 250 тысяч зрителей. В Испании, Мексике и некоторых других странах – большая арена, окружённая местами для зрителей, предназначенная для демонстрации боя быков. Современный цирк имеет круглую арену, обнесённую жёстким барьером, и сферический купол, необходимый для воздушных гимнастических номеров. (Ю.А.Дмитриев).
ЦИРКОВО′Е ИСКУ′ССТВО – вид искусства, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости, включающий шутки клоунов, пантомиму и др. Первоосновой циркового представления являются трюк, номера, построенные на эксцентрике. Происхождение цирка связано с обрядами, играми. На Востоке, в частности в Китае, ремесленники, чтобы показать крепость сплетённого ими каната, ходили и бегали по нему, растянув канат между двумя подставками. Так рождалось искусство канатоходцев. Акробатические номера первоначально связаны с культовыми действиями. Профессиональные акробаты, жонглёры, эквилибристы были известны в Древней Греции, Древнем Риме, Китае, Византии и других странах. В Средневековье бродячие артисты-акробаты выступали на городских площадях. В 16 в. в Европе получили распространение школы верховой езды (конные бои требовали особой подготовки всадников), в которых главное внимание отводилось вольтижировке. Искусство наездников и дрессировки лошадей демонстрировалось в специально построенных манежах (амфитеатрах). В 1770 г в Лондоне был открыт первый стационарный цирк, в 1807 г. открылся Олимпийский цирк в Париже. С тех пор все зрелищные предприятия, включавшие конные номера, именовались цирками. Из ярмарочных балаганов в цирк переходят акробаты, гимнасты, жонглёры; из зверинцев – укротители и дрессировщики. Во 2-й половине 19 в. появляются ковёрные клоуны. В 20 в. в цирке увеличивается количество технических приёмов, появляются смертельные номера, строящиеся на опасных для жизни артиста трюках. Своеобразно развивался цирк в странах Азии. В Китае он сблизился с представлениями классического театра. Китайский цирк включал ряд оригинальных жанров: игра с лентами, зонтами, упражнения на турнике, прыжки через огонь и ножи, подъём на ремнях и др. Особыми жанрами обогатили цирковое искусство японские артисты: метание ножей, упражнения на лестнице, на подвешенном бамбуке, подъём и спуск по наклонному канату и др. Из Индии в цирк пришла дрессировка змей, иллюзионные трюки, заимствованные у факиров. В Африке развитие получила прыжковая акробатика, связанная с религиозным культом. В 19 в. на аренах Европы появляется ряд выдающихся акробатов-прыгунов арабов. У народов Кавказа и Средней Азии всё более зрелищной становится джигитовка. Истоки русского циркового искусства – в выступлениях народных актёров-скоморохов, известных с 11 в. В 18-19 вв. развитие получают балаганы на народных гуляньях, устраиваются театрализованные конные карусели, кавалькады и т.п. С конца 19 в. многие города России уже имеют стационарные цирки. (Ю.А.Дмитриев)
Ш
ШАПИТО′ (франц. chapiteau – капитель, колпак) – вид передвижного циркового помещения. Первые шапито появились в середине 19 в.
ШУТ – комический персонаж в старинных ярмарочно-площадных и балаганных представлениях. Получил распространение в драматургии 16-18 вв. (Англия, Франция). Главная функция шута – развлекать высокопоставленных героев пьес. Исполнители ролей шутов носили пёстрые, яркие костюмы, часто увешанные колокольчиками и бубенцами. Эмблемой шута является кукла с погремушками, которую он держит в руках.
Э
ЭКВИЛИБРИ′СТИКА (лат. aequilibris – находящийся в равновесии) – цирковой жанр, искусство сохранять баланс (устойчивое положение, равновесие) на различных аппаратах (снарядах) и в разных положениях (на двух или на одной ноге, на руках, на голове и т.п.). Эквилибристика известна с древнейших времён, но особое распространение получила со 2-й половины 19 в. (А.Я.Шнеер)
ЭКСЦЕ′НТРИКА в цирке (от лат. ex – вне и centrum – средоточие) – одна из разновидностей комического жанра, показывающая алогизм, нелепость общепринятых действий. Эксцентрика близка клоунской буффонаде, может применяться во всех жанрах циркового искусства. Эксцентрика требует мастерства мимики, пантомимы, акробатики, пластики, умения виртуозно использовать реквизит. (А.Н.Ширай)
ЭСТРА′ДА (лат. stratum – помост) – 1)вид сценического искусства, соединяющего в одном представлении (концерте) выступления нескольких артистов (чтецов, куплетистов, певцов, фокусников, танцоров, конферансье и др.). Могут быть также сольные концерты, в которых участвует один артист. Из-за краткости каждого выступления (10-15 минут) эстрадное искусство получило название искусства малых форм. Сценические образы артистов эстрады не претендуют на психологическую глубину и сложность, но лучшие из них выразительны, ярки, гротескны; 2) возвышение в концертном зале, предназначенное для выступления артистов. В отличие от сцены, не имеет переднего и заднего занавеса, кулис, театральных машин. (Ю.А.Дмитриев)
Я
Я′РМАРОЧНЫЙ ТЕА′ТР – вид народного театра в ряде европейских стран 16-18 вв. Возникновение ярмарочного театра относится к Средним векам. На ярмарках для привлечения покупателей устраивались различные зрелища и увеселения, выступали бродячие фокусники, акробаты, дрессировщики и др. В 15-16 вв. городские ремесленники-любители, объединённые в шутовские общества (Франция), камеры риторов (Нидерланды), кружки мейстерзингеров (Германия) и др., разыгрывали в дни ярмарок фарсы, моралите и т.п. В 16 в. на сцене ярмарочных театров стали выступать профессиональные актёры, исполнявшие так называемые парады (шутовские сценки) и другие музыкально-танцевальные и волшебно-феерические номера. Игра актёров ярмарочных театров была, как правило, импровизационна, включала элементы буффонады. В 18 в. на сцене ярмарочного театра зародились жанры водевиля, комической оперы. Постепенно ярмарочные театры становились стационарными. В России ярмарочные театры существовали до конца 19 в.
ИСКУССТВО КИНО
ВЕ′СТЕРН – одна из жанровых форм приключенческого кино, возникшая в кинематографии США. Тематику вестернов составляют события, связанные с освоением американского Запада во 2-ой половине 19 в. Хотя в основе многих вестернов лежали исторические факты, история в них была переосмыслена и служила материалом для создания идеализированной картины установления правопорядка на землях, не знавших его, а также легендарного образа героя, вступающего в борьбу с дикой природой и конкурентами во имя утверждения нравственных и социальных идеалов. Вестерн возник на основе документальной и беллетристической литературы о Западе, распространённой в США в 19-20 вв., а также на основе популярных тогда полуцирковых представлений о Западе со стрельбой, скачками и пр. Первым вестерном принято считать «Большое ограбление поезда» (1903, реж. Э.С.Портер), где наметились типичные для вестернов выразительные моменты: экзотичность ландшафтов и типажей, динамизм повествования. С конца 1900-х и до 1920-х гг. наиболее характерными были серии вестернов с постоянными исполнителями центральных ролей. В этих сериях окончательно утвердилось мифологизированное представление о рыцаре из прерий «без страха и упрёка». Переломным в истории вестерна стал фильм «Дилижанс» (1939, реж. Форд, в советском прокате «Путешествие будет опасным»), с которого началась тенденция к переосмыслению и демифологизации истории завоевания Дальнего Запада. (В.И.Михалкович)
«Вызывает потрясение то, что Гари Купер убивает индейцев, и хотя ты аплодируешь Гари Куперу, ты чувствуешь себя индейцем» (Джемс Болдуин, 1924-1987).
ГОЛЛИВУ′Д – центр американской кинематографии, расположенный в одном из районов Лос-Анджелеса (штат Калифорния). Первая студия была основана в 1911 г. Благоприятные для создания фильмов условия (яркое солнце почти круглый год, богатая и разнообразная натура) привели к тому, что Голливуд становится центром кинопромышленности. В Голливуде зародилась система «кинозвёзд», было налажено поточное производство сценариев и фильмов в рамках устойчивой системы жанров. Голливуд привлёк в себе внимание массовой аудитории не только своими фильмами, но и самим образом жизни, превратившись в мифологизированную «фабрику грёз». (К.Э.Разлогов)
ЗАМЕ′ДЛЕННАЯ КИНОСЪЁМКА – съёмка с частотой смены кадров ниже стандарта кинопроекции для звукового кино (равного 24 кадр/сек). Позволяет воспроизводить на экране действие в ускоренном темпе. Например, снимая медленное движение автомобиля по трудной дороге или в сложной обстановке уличного движения с частотой 10-12 или 4-6 кадр/сек, можно получить иллюзию головокружительной скорости, недостижимую в условиях съёмки со стандартной частотой. Широко применяется в научно-популярной и учебной кинематографии (кадры, показывающие распускающиеся цветы, прорастающие зёрна и пр.), в комических и приключенческих фильмах.
ЗАТЕМНЕ′НИЕ кадра – приём киносъёмки, позволяющий достигнуть постепенного потемнения экранного изображения, а затем и полного его исчезновения. Обратный приём используется для появления на тёмной плоскости экрана постепенно высветляющегося изображения («съёмка из затемнения»). Применяется, как правило, для создания ощущения окончания сцены или промежутка времени между двумя смежными сценами.
ИНТЕЛЛЕКТУА′ЛЬНОЕ КИНО′ (от лат. intellectus – разум) – термин, предложенный С.М.Эйзенштейном в 1928 г. Концепция «интеллектуального кино» возникла в процессе работы над фильмом «Октябрь», в котором Эйзенштейн стремился не только реконструировать события революции, но и наглядно выразить на экране их смысл (эпизоды «Возвышение Керенского», «Наступление Корнилова», «Боги», «2-й съезд Советов» и др.). Эйзенштейн выдвинул гипотезу о возможности непосредственной «экранизации понятий», и целых «систем понятий»; он считал необходимым отказаться от традиционной фабульной драматургии и «игры страстей» и перейти к съёмкам «действий по ассоциативным путям» и «игры умозаключений». Эйзенштейн объяснял интеллектуальное кино как «синтез эмоционального, документального и абсолютного» в фильме, способный положить конец распре между «языком логики» и «языком образов» на основе «языка кинодиалектики». Практическим воплощением теории интеллектуального кино должен был стать фильм «Капитал» (неосуществлённый). В работе над сценарием «Американская трагедия» (по Драйзеру, 1930) Эйзенштейн впервые в мировом кино использовал принцип внутреннего монолога, соединив открытия интеллектуального кино с глубоким раскрытием психологического процесса на экране. Концепция интеллектуального кино оказала большое влияние на теорию и практику мирового кинематографа (игрового, документального, научно-популярного), нашла отражение в смежных искусствах (эпический театр Б Брехта, политические фотомонтажи Дж.Хартфилда и др.). (Н.И.Клейман)
КАДР монтажный – составная часть фильма, содержащая тот или иной момент действия, отдельный монтажный кусок. Каждый монтажный кадр по своему содержанию, сюжетной последовательности, композиционному и ритмическому построению должен быть органически связан с другими смежными с ним и снятыми в разное время, с различных точек зрения монтажными кадрами. Путём их соединения при монтаже фильма в единое целое создаются логическая последовательность и непрерывность происходящего на экране действия. (А.В.Гальперин)
«Фотография – это правда. Кино – это правда 24 кадра в минуту» (Ж.Л.Годар, р. 1930).
КАДРИ′РОВАНИЕ – выбор обрезка изображения, ракурса и плана для наиболее выразительного решения кадра фильма. Посредством кадрирования авторы фильма (оператор, режиссёр) обращают внимание зрителя на детали и предметы, существенные на данной стадии развития действия. В связи с этим в процессе кадрирования обязательно учитываются предыдущие и последующие кадры кинематографической (монтажной) композиции. Понятие кадрирование – динамическое: композиционное заполнение рамки кадра, точка съёмки, крупность плана изображения могут изменяться не только от кадра к кадру, но и в одном и том же кадре (например, при панорамировании или киносъёмки с движения).