ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 1857
Скачиваний: 3
ЖОНГЛИ′РОВАНИЕ – жанр циркового искусства. При жонглировании артист в определённом ритме подбрасывает и ловит предметы (не менее трёх). Часто соединяется с балансированием, эквилибристикой, акробатикой, клоунадой. Известно с древних времён. В России появилось в 17-18 вв.
И
ИЛЛЮЗИОНИ′ЗМ (франц. illusionner – вводить в заблуждение) – вид циркового искусства. Восходит к древнему искусству фокусников, представлениям бродячих актёров (гистрионов, жонглёров).
ИМИТА′ЦИЯ (лат. imitatio – подражаю) – 1)эстрадный жанр, звукоподражание. Номер имитации строится на воспроизведении исполнителем звуков музыкальных инструментов (так называемый человек-оркестр), голосов животных и птиц, шума поезда и т.п.; 2)копирование известных людей, их манеры двигаться, говорить; 3)приём актёрской игры, воспроизводящий внешние черты поведения какого-либо человека (походка пьяного, заикание и т.п.). (М.И.Зильбербрандт)
«ИНЖЕНЮ′» (франц. ingénue – наивная) – актёрское амплуа в русском дореволюционном театре; роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, глубоко чувствующих, лукаво-озорных, шаловливо-кокетливых, обладающих своеобразным юмором. К «инженю» близки амплуа молодых героинь, субреток. (А.Я.Шнеер)
К
КАБАРЕ′ (франц. cabaret – кабачок) – первоначально импровизационное представление, которое устраивали в литературно-художественных кафе поэты, музыканты, актёры. Получили распространение во Франции в конце 19 в. Позже эти представления потеряли свой импровизационный характер и превратились в подготовленные выступления профессионалов. Во многих странах кабаре существуют в виде ресторанов с эстрадной программой. (Ю.А.Дмитриев)
КАБУ′КИ – вид японского театра. Сложился и получил развитие в 17-18 вв. Словом «кабуки» в 16 в. обозначали всякую экстравагантность в манерах, одежде, поведении; оно же применялось к скоморохам, бродячим актёрам. В 17 в. кабуки формируется как профессиональное высокоразвитое искусство.
КАПИТА′Н (итал. capitano) – персонаж итальянской комедии дель арте. Тип военного авантюриста. Образ Капитана отличался сатирической заострённостью. Наиболее популярен в период испанской оккупации. Капитан – трус, прикидывающийся храбрецом. Носил карикатурный военный костюм испанского покроя. Выступал без маски.
КАФ′Е-ШАНТА′Н (франц. café-chantant, от café – кафе и chantant – поющий) – кафе или ресторан, в котором демонстрируется эстрадная программа. Первые кафешантаны появились во Франции в середине 19 в. Особой популярностью пользовались выступления певиц (шансонеток), исполнявших фривольные песенки и демонстрировавших туалеты. КА′ШПАРЕК (Kašpárek) – главный комический персонаж чешского театра кукол – добродушный жизнерадостный крестьянин, шутник и балагур.
КА′ШПЕРЛЕ (Kasperle) – комический герой австрийских и немецких кукольных представлений – хитрец и плут.
КИРМАШО′ВЫЙ ТЕА′ТР – вид народного белорусского театра, представления, которые давались в Белоруссии до революции на кирмашах, т.е. ежегодных сельских праздниках, которые сопровождались ярмарками. Представления состояли из акробатических номеров, показа дрессированных зверей, плясок, небольших сценок. Исполнителями были скоморохи, бродячие актёры.
КЛО′УН (англ. clown, от лат. colonus – мужик, грубиян) – артист цирка, исполняющий комические сцены. Выступления клоуна сопровождают всю программу. Выделяют несколько разновидностей клоунов: клоуны-буфф, исполняющие разговорные или мимические сценки; ковёрные клоуны, исполняющие шуточные номера в то время, когда униформисты готовят сцену для следующего номера; музыкальные клоуны, играющие на различных (часто эксцентричных) инструментах и поющие куплеты; клоуны-дрессировщики; клоуны-акробаты. (Ю.А.Дмитриев)
КЛОУНА′ДА – цирковой жанр, комические выступления одного или нескольких артистов – клоунов, основанные на приёмах эксцентрики и буффонады. Истоки клоунады – в выступлениях народных артистов: скоморохов, жонглёров, шпильманов и т.п.
«КОВЁРНЫЙ» – цирковой артист, клоун, выступающий между номерами в то время, когда униформисты готовят арену и реквизит для следующего номера. Первые «ковёрные», появившиеся в 70-80 гг. 19 в., играли роли неловких работников сцены, которые всё делали невпопад и этим вызывали смех. Они носили криво застёгнутые ливрейные фраки, короткие или преувеличенно широкие штаны, рыжие парики, делали причудливый грим. В Германии клоунов называли Августами, в России – Рыжими. (ЮА..Дмитриев)
КОВЬЕ′ЛЛО (итал. Coviello) – маска неаполитанского театра комедии дель арте (южная группа масок). Появилась в конце 16 в. Ковьелло был глупым, трусливым и безмерно хвастливым.
КОМЕ′ДИЯ ДЕЛЬ А′РТЕ, КОМЕ′ДИЯ МА′СОК (итал. Сommedia dell’arte – вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизационной игры. Возникнув в середине 16 в., комедия дель арте, сочетавшая слово, танец, пение, трюк, стала высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения и определила начало европейского профессионального театра. Артисты выступали в масках, которые, как правило, закреплялись за исполнителями на всю сценическую жизнь. Сложилось две группы масок: северная (венецианская) и южная (неаполитанская). Северную группу составляли Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин; южную – Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Значительную роль в развитии интриги играли слуги (дзанни). Исполнители комедии дель арте виртуозно владели искусством коллективной импровизации, они впервые в современном для них театре выработали сценический ансамбль. Традиции комедии дель арте были восприняты и развиты итальянской оперой-буффа.
«КОМЕ′ДИЯ ПЛАЩА′ И ШПА′ГИ» (испан. Comedia de capa y espada) – вид испанской драматургии. С начала 17 в. этот термин употреблялся актёрами по отношению к пьесам из современной жизни – комедиям нравов, игравшимся в обычных дворянских костюмах, в отличие от так называемых зрелищных комедий. Позднее термин стал обозначать значительную группу комедий Лопе де Веги и драматургов его школы. Характерные признаки этих пьес: изображение конфликтов на почве любви, ревности, чести; быстрое, динамичное развитие действия; устойчивость сценических типов. (З.И.Плавский)
КОМЕ′ДИЯ ЭРУДИ′ТА (итал. Commedia erudita) – итальянская литературная комедия конца 15-16 вв.
КОМЕ′ДИЯ-БАЛЕ′Т (франц. comédie-ballet) – театральный жанр, в котором объединяются диалог, танец, пантомима, музыка и изобразительные искусства (декорации, костюмы). Наиболее характерен для французского театра 17 в.
КОНФЕРАНСЬЕ′ (франц. conferencier – докладчик) – артист эстрады, объявляющий номера и выступающий перед публикой в промежутках между эстрадными номерами. Поведение конферансье на сцене и текст его реплик носит обычно комедийный характер.
КОСТЮ′М ТЕАТРА′ЛЬНЫЙ (от итал. costume – обычай) – одежда, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актёр для создания сценического образа. Необходимое дополнение к театральному костюму – грим и причёска. Истоки возникновения театрального костюма – в глубокой древности. В играх и обрядах различных народов использовались причёски, грим-раскраска, маски, ритуальные костюмы. Многие костюмы отличались условностью, символикой. Первые русские театральные костюмы созданы скоморохами.
КОТУ′РНЫ (греч.) – в античном театре род обуви, применявшейся трагическими актёрами. Котурны имели очень высокую подошву, что увеличивало рост актёра, придавая его облику величие, торжественность. Применение котурнов имело и техническую причину: при больших размерах театральных зданий возникала необходимость увеличить фигуру актёра. Античная традиция приписывает введение котурнов Эсхилу. (Н.П.Зембатова).
«КРОВА′ВАЯ ДРА′МА» – жанр английской драматургии эпохи Возрождения, разновидность трагедии, в которой эффект достигается изображением многочисленных ужасов и кровавых злодейств. «Кровавые драмы» были по преимуществу трагедиями мести. (А.А.Аникст)
КУЛИ′СЫ (франц. coulisse, от couler – скользить) – плоские части театральной декорации, располагаемые по бокам сцены параллельно рампе. Впервые появились в Италии 17 в. В переносном смысле кулисами называют часть театра, находящуюся позади занавеса, куда закрыт доступ посторонним.
КУЛЬБИ′Т (франц. culbute – кувыркание) – акробатический трюк: переворот акробата вперёд (назад, в сторону).
Л
ЛИТУРГИ′ЧЕСКАЯ ДРА′МА – вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления (9-13 вв.). Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии) и представляла собой инсценировку отдельных евангельских эпизодов. Истоком литургической драмы были антифоны (певческий диалог) или респонсории (ответ хора на слова священника). В 13 в. литургические драмы в церквах были запрещены; они стали разыгрываться на паперти перед храмом.
ЛИЦЕДЕ′Й – древнерусское название актёра; лицедейство – театральное представление.
ЛО′НЖА (франц. longe – верёвка) – специальное приспособление для страховки и помощи при обучении различным акробатическим движениям в цирке.
ЛЮБО′ВНИК – актёрское амплуа; роли красивых, благородных, умных юношей, молодых мужчин. На ролях любовников строилась любовная интрига пьесы. В зависимости от жанра произведения и характера ролей различали: героев-любовников, комических любовников, салонных любовников; в зависимости от значительности роли – первых и вторых любовников. (А.Я.Шнеер)
М
МАНЕ′Ж (франц. manège) – площадка в цирковом здании. Манеж имеет круглую форму (арена), обносится невысоким барьером. Поверхность манежа покрыта перекопанной глиной, смешанной с опилками. К барьеру поверхность площадки несколько повышается (повышение называется писта), это необходимо наездникам для лучшего баланса при стремительном движении по кругу. Установлен стандартный размер манежа – 13 (13,5) м в диаметре (установлен в 1807 г. в Олимпийском цирке в Париже предпринимателями Л. и Э. Франкони). (Ю.А.Дмитриев)
МАРИОНЕ′ТКА (франц. Marion, Marionnette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях) – театральная кукла, управляемая сверху посредством нитей или металлического прута актёром-кукловодом (невропастом), скрытым от зрителей специально задекорированным задником. Другие виды марионеток: мягкая кукла, верховая кукла, перчаточная, тростевая кукла. Марионетки известны с древних времён у народов Азии, Египта, Древней Греции и Рима. Материалом для марионеток служили терракота, дерево, слоновая кость, серебро (Древняя Греция и Рим), папье-маше, лак, кожа (страны Азии), ныне – главным образом дерево и папье-маше. (Н.И.Смирнова)
МА′СКА (лат.masca – личина) – специальная накладка с каким-либо изображением (лицо, звериная морда, голова мифологического существа), надеваемая чаще всего на лицо. Применение масок началось в глубокой древности в обрядах. Позднее маски вошли в употребление в театре как элемент актёрского грима. В итальянской импровизированной комедии дель арте большинство комических персонажей носили маски (маска Панталоне – землистого цвета, с длинным горбатым носом, Доктора – чёрная, обычно покрывающая только лоб и нос, и др.); лирические персонажи («влюблённые») носили чёрную полумаску, принятую на маскараде. Маски бывают парные, когда два исполнителя изображают одно животное (китайские, японские и вьетнамские «львы»; «лошадь» в японском театре Кабуки), и коллективные, когда под маской скрывается несколько исполнителей. Существуют маски-костюмы, где маска неотделима от костюма, и маски, которые держат в руках (индонезийский театр) или маски, которые надевают на пальцы (пальцевые маски у эскимосов). (А.Д.Авдеев)
МАСКАРА′Д (франц. mascarade) – празднество, бал, участники которого носят маски и особые костюмы. Обычай ряжения возник в глубокой древности. Элементы маскарада присутствуют в народных обрядах и играх (земледельческие праздники, ярмарочные, масленичные гулянья и др.). С 13-14 вв. получили распространение массовые народные гулянья театрализованного характера под открытым небом – карнавалы. Одновременно маскарады вошли в придворные празднества, принимая форму различных театральных зрелищ. В начале 18 в. маскарады вводились Петром I в качестве общественного увеселения.
МИЗАНСЦЕ′НА (франц. Mise en scène – размещение на сцене) – расположение актёров на сцене в определённых сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент спектакля. Назначение мизансцены – через внешние сочетания человеческих фигур на сцене выражать их внутренние соотношения и действия. Классическая трагедия требует строгих и монументальных мизансцен; весёлая комедия строится на мизансценах лёгких и подвижных, быстро сменяющих друг друга; мизансцены сатирической комедии должны быть графически чёткими, мизансцены бытовой драмы – жизненно правдивыми и простыми. Большое значение при построении мизансцен имеют опорные точки (колонна, стена, стена, мебель) и поверхность пола (возвышения, лестницы, площадки, ступени и т.п.). (Б.Е.Захава)
МИ′МИКА (греч. «подражательный») – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления человеческих чувств. В отличие от непроизвольного характера бытовой мимики, не требующей никакой подготовки, мимика в театре предопределяется большой предварительной работой актёра. На мимике построено искусство исполнителей пантомим.
МИСТЕ′РИЯ (греч. «таинство») – жанр западноевропейского средневекового религиозного театра 14-16 вв.; был подготовлен развитием литургической драмы. Содержание мистерии составляли сюжеты Библии, чередующиеся с комедийно-бытовыми сценками. Мистерии были частью городских празднеств. В мистериях формировались жанры моралите и фарса. (Г.Н.Бояджиев)
МЮ′ЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall – музыкальный зал) – вид театров, дающих концертные представления; возникли в 18 в. в тавернах Англии (вначале назывались – кабацкий театр).
Н
НАПЕ′РСНИК, НАПЕ′РСНИЦА (франц. confident, от лат. confido – верю) – сценическое амплуа; традиционный персонаж в классицистической трагедии 17-18 вв.; приближённое лицо к герою или героине (кормилица, гувернёр, секретарь и т.п.). Роль наперсника имеет подсобный характер: отвечая на вопросы наперсника, герой рассказывает о своих мыслях, чувствах, поступках.
НО – вид японского театра. Сложился в 14-15 вв. Театр но первоначально был одним из видов народного японского театра. Первые представления устраивались в буддийских монастырях, в замках феодалов и военных правителей (сёгунов), взявших театр но под своё покровительство. Театр но стал театром для дворянства и занял видное место в классическом национальном театральном искусстве Японии. Театр но является изысканной театральной формой, доступной в настоящее время узкому кругу интеллигенции, хранящей любовь к национальному традиционному искусству. В основе представления но – текст, слагающийся из различных литературно-стилевых частей: ритмической прозы, стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значительное место в пьесах отведено хору, который активно вмешивается в действие. Хор состоит из восьми певцов-мужчин. В пьесе участвуют два актёра: главный герой (ситэ) и подсобник (ваки). В некоторых пьесах встречаются спутники главных действующих лиц (цурэ), которые не имеют самостоятельных функций (часто даже не имеют текста). Все исполнители – мужчины. Средства сценической выразительности у актёров театра но: разговорно-декламационная речь (диалоги), драматический речитатив (монологи), ариозное пение (лирические отступления). Действие включает статичные позы, пластические движения и танец. Во время танца текст исполнителя передаётся хору, который сидит на сцене. Актёры театра не прибегают к мимике, лица исполнителей и хористов неподвижны, отсутствует и грим. Только актёр, выражающий основной конфликт, исполняет танцевальную сцену-кульминацию в маске и парике. Маска является главным средством выразительности в театре но. Костюм лишён бытовой конкретности и служит для создания цветовой партитуры спектакля. Бутафория в театре но условна. Основной сценический реквизит – складной веер, с помощью которого исполнитель передаёт различные эмоции. Действие сопровождает оркестр, состоящий из флейты, двух тамбуринов и барабана. Представления происходят на квадратной площадке, открытой с трёх сторон и покрытой крышей. В театре но нет декораций. В настоящее время большинство зрителей имеют в руках тексты пьес, снабжённые знаками музыкальной и ритмической партитуры, выполненной «театральным» шрифтом японского письма. Героями пьес являются: боги (персонажи буддийского и синтоистского культов), мужчины (придворные аристократы, воины, люди из народа), женщины (придворные дамы, наложницы знатных феодалов, служанки), безумные (люди, потрясённые горем), демоны (персонажи фантастического мира). Маски различаются по возрасту (старик, старуха, молодой мужчина, молодая женщина), характеру (старик добрый и злой, божество грозное и благостное, воин могучий и «поникший») и облику (женщина красивая и безобразная, демон человекообразный и демон-зверь и т.п.). Маски строго классифицированы, число их достигает 200. Пьесы театра но строятся на острых конфликтах, разрабатывают тему личности и судьбы. Сюжетом служат сказания и легенды, исторические и религиозные предания, исторические хроники литературные произведения. В драматургии театра но существуют две эстетические концепции: подражание действительности (мономанэ) и внутренний смысл (югэн). Основным элементом драмы является превращение героя (сначала человек, потом – бог, сначала воин, потом – его загробный дух и др.). Основоположники театра но – Канами Киёцугу и его сын Сэами (1333-1384), который был не только автором пьес, музыки, танцев, но и теоретиком театра но, сформулировавшим его принципы. Труппа театра но строилась по цеховому принципу, возглавлялась мастером. В 14-15 вв. было пять таких трупп, каждая из которых имела свой стиль и свою школу искусства. (Н.И.Конрад)