Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1775

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


П

ПАНТАЛО′НЕ (итал. Pantaleone – старинное нарицательное название венецианцев) – персонаж итальянской народной комедии дель арте. Маска Панталоне выражала дух народной, злой и меткой, сатиры. Панталоне – богатый купец-венецианец, глупый, хворый и почти всегда скупой старик, самоуверенный, считающий себя умнее всех. Панталоне постоянно становится жертвой проделок Дзанни и Серветты. Костюм: красная куртка, красные в обтяжку панталоны, жёлтые туфли с пряжками, красная шапочка, чёрный плащ, на поясе – кошелёк с деньгами. Маска – землистого цвета, длинный горбатый нос, седые усы и борода. Образ Панталоне был создан актёром труппы «Джелози» Дж. Паскуати.

ПАНТОМИ′МА (греч. «всё воспроизводящий подражанием») – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа и раскрытия содержания и идеи драмы является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Зародилась в Древней Греции. В Средние века развивалась гистрионами, жонглёрами, мимами, скоморохами, в 16-18 вв. широко использовалась в итальянской комедии дель арте. В России пантомима входила в состав многих народных игр (святочных, масленичных) и обрядов (сватовство, свадьба). В 19 в. занимала видное место в балаганных театрах и цирках. Пантомима имеет различные жанры и виды: трагедия, бытовая новелла, памфлет, фельетон, сказка, миф, поэма и др. Иногда пантомима сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом, пением, декламацией. Такой вид пантомимы получил распространение в странах Азии – Индии, Китае, Японии и др. С древнейших времён в этих странах пантомима является основным видом театральных представлений. Исполнители обычно подчинялись строго регламентированной системе жестов и телодвижений. В современной пантомиме различают два вида: искусство «мима», в котором действует только один актёр, и представление со всеми аксессуарами театрального спектакля (много участников, музыка, декорации и др.). (А.А.Румнев)

ПАНЧ (англ. Punch, сокращ. oт Puncinello) – персонаж английского народного театра кукол. Впервые появился в Англии в 1662 г. в представлениях итальянских марионеточников. Со временем стал постоянной маской шута в кукольных представлениях. Панч – ручная (перчаточная) кукла. Панч – горбун в остроконечном колпаке, с длинным крючкообразным носом, гуляка, плут, весельчак, драчун, собрат Пульчинеллы, Полишинеля, Петрушки. С 18 в. Панч – центральная фигура спектакля. (И.М.Бархаш).

ПАРАСИ′Т (греч. «сотрапезник») – традиционный персонаж античной комедии, обжора-прихлебатель, напрашивающийся на угощение к богачам и развлекающий хозяев лестью и остротами. Зарождение типа парасита относится к творчеству Эпихарма. Парасит обычно связан с другими традиционными комическими типами – хвастливым воином или влюблённым юношей. Обычно наделялся яркими «говорящими» именами: Артотрог (Хлебогрыз), Пеникул (Столовая щётка) и т.п. (Н.П.Зембатова)


ПЕТРУ′ШКА – главный персонаж народных кукольных представлений. Разновидность верховой куклы (т.е. кукла находится во время спектакля над ширмой, выше кукловода, который скрыт за ширмой). Пьесы с участием Петрушки входили в репертуар скоморохов. Внешность Петрушки: большой нос крючком, смеющийся рот, часто два горба. Одежда Петрушки состояла из красной рубахи и колпачка с кисточкой или шутовского наряда. Представления Петрушки давались обычно на ярмарках, на базарах. В них принимали участие два человека: один играл на шарманке (гуслях, дудке) и участвовал в диалоге, другой из-за ширмы показывал кукол, держа на правой руке Петрушку, а на левой поочерёдно его партнёров. Кукольник говорил за Петрушку, применяя так называемый пищик, благодаря чему голос Петрушки становился металлически резким и слышным на далёкое расстояние. Содержание представлений было устойчивым: Петрушка торговал у цыгана-барышника беззубую клячу и расплачивался с ним дубинкой; Петрушка побоями расправлялся с капралом, который вербовал его в рекруты и т.п.; в заключение чёрт (или собака) утаскивал Петрушку за нос.

«Комедия не мудрая, однако, и не глупая,

Хожалому, квартальному не в бровь, а прямо в глаз!» (Н.А.Некрасов,1821-1877)

«…была создана фигура, тоже известная всем народам; в Италии это Пульчинелло, в Англии – Панч, в Турции – Карапет, у нас – Петрушка. Это – непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе этом трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолеет всё и всех.» (М.Горький, 1868-1936).

ПИКЕЛЬГЕ′РИНГ (нем. Pickelhering, голл. pekelharing – солёная сельдь) – комический персонаж немецкого театра, один из вариантов образа Гансвурста. Появился в 17 в. Пикельгеринг – ловкий пройдоха, грубиян, обжора и добродушный увалень. Исполнители носили костюм, напоминающий матросский – жёлтые штаны, красную куртку, жилет, серую шляпу. Этот персонаж встречался и в русских пьесах 17-18 вв.

ПОЛИШИНЕ′ЛЬ (франц. polichinelle, от итал. pulcinella) – персонаж французского народного театра. Появился на сцене ярмарочного театра в 16 в., близок к итальянской маске Пульчинеллы. В различных пьесах сохранял традиционный облик горбуна, весёлого задиры и насмешника. Стал одним из излюбленных героев театра кукол.

ПРОСТА′К – актёрское амплуа, исполнитель ролей простодушно-наивных или недалёких людей Ранние прообразы простака – второй дзанни в итальянской комедии дель арте, «дурацкие» персонажи в старых немецких, русских и др. народных представлениях. Позднее это амплуа получило распространение в комедийных жанрах (водевиль, оперетта).

ПУЛЬЧИНЕ′ЛЛА (итал. Рulcinella) – персонаж итальянской комедии дель арте. Маска Пульчинеллы появилась в Южной Италии (Неаполь) в конце 16 в. В ней сочетались черты первого и второго дзанни: простодушие, придурковатость деревенского обжоры и увальня с ловкостью и сметливостью городского простолюдина. Наряду с Арлекином Пульчинелла – самая популярная из масок. Традиционный облик Пульчинеллы – горбун с большим крючковатым носом, в одежде из грубой материи, в высокой остроконечной шляпе. Итальянскому Пульчинелле родственны французский Полишинель и английский Панч.


ПЬЕРО′ (франц. Pierrot, уменьш. от имени Pierre) – персонаж французского народного театра (слога). Возник в 17 в. Прототипом Пьеро послужил образ слуги Педролино из итальянской комедии дель арте. Ловкий, решительный Пьеро добивался своей ели, прикрываясь добродушием, но нередко и сам попадал впросак. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху, часто сшитую из мешка. Был любимым героем ярмарочного театра, участником многих сатирических пьес и пантомим. Эта маска подверглась эстетизации на сцене театра «Комеди Итальенн» (Париж); в характере Пьеро стали преобладать черты печального любовника – неудачливого соперника Арлекина. Традиционный костюм Пьеро – белая рубашка с жабо, с большими пуговицами, широкие белые панталоны, на голове – остроконечная шапочка. В 19 в. актёр Ж.Б.Дебюро превратил Пьеро в центральную фигуру пантомимы, в его исполнении Пьеро стал народным комическим героем, преодолевающим жизненные трудности. В 20 в. образ Пьеро приобрёл черты изломанности, печальной томности.


Р

РАЁК – 1)вид представления на ярмарках, распространённый в 18-19 вв. во многих европейских странах. Райком называли ящик с двумя круглыми отверстиями, снабжёнными увеличительными стёклами. Через эти отверстия зрители рассматривали картинки, прикреплённые к деревянной оси, которая вращалась внутри ящика. В русском райке чаще всего демонстрировались лубочные картинки религиозного содержания, позже – фотографии с видами различных городов. Показ картинок раёшник сопровождал стихотворными пояснениями, которые были близки монологам балаганных дедов-раёшников и преемственно связаны с традициями скоморошьей сатиры; 2)устаревшее название верхнего яруса зрительного зала театра, то же, что галёрка.

РА′МПА (франц. rampe, от ramper – спускаться отлого) – 1)осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по её переднему краю и спрятанная от публики. Служит для освещения сцены спереди и снизу; 2)граница между зрительным залом и сценой (за рампой – на сцене); 3)в переносном смысле – сцена вообще, театр в целом (увидеть свет рампы – появиться на сцене, выступить публично в театре).

РЕВЮ′ (франц. revue – обзор, обозрение) – вид театрального искусства. Ревю состоит из отдельных эпизодов, объединённых сквозной темой и действующими лицами. В ревю вводятся вставные эстрадные номера (песенки, куплеты, танцы). Возникло во Франции в 18 в. Наименование «ревю» впервые было применено актёром-драматургом М.Романьези (Париж, 1728).

РЕЗОНЁР (франц. raisonneur, от raisonner – рассуждать) – сценическое амплуа; актёр, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к риторическим декларациям, назидательным сентенциям. Резонёр обычно высказывает мысли автора по поводу изображаемых событий, даёт моральные оценки поступкам действующих лиц, поучает их. Наибольшее распространение роли этого амплуа получили в европейских театрах 17-18 вв. Существовало несколько разновидностей резонёров: герой-резонёр, комик-резонёр, характерный резонёр и др.


РЕКВИЗИ′Т (лат. requisitum – необходимое) – совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актёру на сцене во время спектакля. Иногда реквизит является дополнением к сценическому костюму (зонт, палка, портфель, кошелёк и т.п.) или к декоративному убранству сцены (посуда, подсвечники и пр.). Еду, напитки, табак и прочие вещи, используемые по ходу действия, называют исходящим реквизитом.

РЕПРИ′ЗА (франц. reprise, от reprendre – возобновлять, повторять) – 1)в цирке и на эстраде шуточная реплика или сценический трюк; 2)в номерах наездников, гимнастов, акробатов законченная комбинация трюков, исполнив которую артист обычно раскланивается с публикой. (Ю.А.Дмитриев)


С

СЕРВЕ′ТТА (итал. Servetta, уменьшит. от serva – служанка) – то же, что Фантеска (итал. Fantesca – служанка) – персонаж итальянской комедии дель арте, тип разбитной крестьянской девушки. Серветта принимала активное участие в развитии сюжета. Выступала без маски, носила пёстрое подобранное платье с белым передником и косынку на голове, говорила на диалектном языке (тосканском, неаполитанском и др.). Наиболее распространённые имена серветты – Смеральдина, Коломбина и др. В Италии образ серветты сохранился под разными именами в комедиях Гольдони (например, Мирандолина в пьесе «Хозяйка гостиницы»).

СКАРАМУ′ЧЧА (итал. Scaramuccia, франц. Scaramouche) – персонаж итальянской комедии дель арте. Первоначально Скарамучча был одним из вариантов Капитана и отличался от него только чёрным костюмом. Выдающийся неаполитанский актёр Т.Фьорилли (сер. 17 в.) изменил характер этой маски. Он превратил Капитана в светского хвастуна, отказался от деталей, указывающих на его военную профессию, не носил маски (белил лицо мелом или мукой). Высокое искусство мимики Фьорилли, его песенки, игра на гитаре разрушали устаревшие каноны комедии дель арте.

СКОМОРО′ХИ – странствующие актёры Древней Руси. Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 г. Скоморохи выступали как певцы, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты и т.п. Песни-сказы (скоморошины) скоморохи исполняли в речитативно-скороговорочной манере или на плясовые напевы. Главный герой представлений скоморохов – весёлый и разбитной мужик себе на уме, обычно облекающий свою сметливость в личину простоты. В 16-17 вв. скоморохи образуют большие группы – ватаги или артели (100 и более человек), к которым присоединялись беглые крестьяне. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представления скоморохов. Некоторые традиции искусства скоморохов были использованы придворными шутами и проникли в представления церковного школьного театра. Искусство скоморохов оказало влияние на представления балаганных театров 18-19 вв., особенно на выступления дедов-раёшников; от них скоморошья традиция перешла на эстраду и цирковую арену. (Ю.А.Дмитриев)


СТАТИ′СТ (нем. Statist, от греч. «стоящий») – актёр, исполняющий роли без слов (или состоящие из нескольких слов), участник массовых сцен.

СУБРЕ′ТКА (франц. soubrette – притворщица) – традиционное театральное амплуа. Бойкая, остроумная, находчивая девушка, чаще всего служанка, активная участница и помощница в любовной интриге. Амплуа субретки возникло в итальянской комедии дель артеерветта), затем перешло во французскую комедию. Итальянская серветта была более демократичной, грубой и дерзкой; позже и та и другая приняли грациозный, несколько салонный облик. Классический тип субретки в оперном спектакле – Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» Моцарта.

СУФЛЁР (франц. souffleur, от souffler – дуть, поддувать) – работник театра, следящий за ходом репетиции и спектакля по выверенному тексту пьесы (суфлёрский экземпляр) и подсказывающий актёрам, в случае необходимости, текст роли. В музыкальном театре суфлёр следит за спектаклем по клавиру. Суфлёр находится в суфлёрской будке, расположенной у линии занавеса и скрытой от зрителя. Ранее профессия суфлёра была необходима, так как театр давал каждый месяц несколько новых спектаклей; в современном театре за суфлёром сохраняются лишь подсобные функции.


Т

ТАРТА′ЛЬЯ (итал. Tartaglia, от tartagliare – заикаться) – персонаж итальянской комедии дель арте; обычно старик-нотариус, судья, секретарь и др. Маска Тартальи появилась в 17 в. в Неаполе. Тарталья был наделён низменным, трусливым характером. Комический эффект производило заикание Тартальи, подчёркивающее его назойливость, педантизм. Тарталья носил костюм зелёного цвета в жёлтую полоску, большие очки и серую шляпу; говорил на неаполитанском диалекте. В 18 в. Тарталья встречается в театральных сказках К.Гоцци.

ТЕА′ТР (греч. «место для зрелища», «зрелище») – 1)род искусства; 2)представление, спектакль; 3)здание, где происходит театральное представление. Как особый вид искусства, театр обладает своей спецификой: отражение действительности, характеров, событий, их трактовка и пр. в театре происходит посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой. Игровая сущность театра определялась исторически, при самом его возникновении из охотничьих, аграрных и др. ритуальных празднеств. Вначале обрядовый характер действия заслонял собой игровую сторону представления. Однако по мере становления театра как искусства его игровая, творческая сущность выступала всё более явственно, оформляясь в различных театральных системах. Театральное искусство по природе своей синтетично. На ранних стадиях исторического развития театра это проявлялось особенно ярко. В дальнейшем образуются три основных типа театра: драматический, оперный и балетный (с некоторыми промежуточными формами). Театр теснейшим образом связан с драмой, как родом литературы, зависит от её содержания и художественных форм. Содержание драмы в театре раскрывается в форме действия, производимого актёрами. Важнейшим средством театра является речь, однако, слово также подчиняется законам драматического действия.(Т.М.Родина.)