Файл: ВидыИскусства_НММ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2021

Просмотров: 1777

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КРУ′ЖЕВО – ажурный орнамент, который получается переплетением нитей без тканой основы, вид декоративного искусства. Появляется в Италии в 15 в. Особенно славились итальянский гипюр 16-17 вв.; фламандское плетёное кружево 18 в.; французское шитье по тюлю 18 в. Русское национальное кружево отличается оригинальной техникой плетения и богатством узоров (вологодское сцепное кружево, елецкое воздушное кружево и др.).

КСИЛОГРА′ФИЯ (греч. «дерево» и «пишу», «рисую») – гравюра на дереве, вид гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Различают обрезную и торцовую ксилографии. Мастера ксилографии: А.Дюрер (Германия), Р.Кент (США), В.А.Фаворский (Россия). Особым техническим мастерством отличаются японские ксилографии.

КУ′ПОЛ (от лат. cupula – кадушка, бочонок) – особый тип свода. Наиболее характерный вид – полусфера. Первоначально использовался исключительно в культовых сооружениях. С периода Возрождения становится украшением и светских зданий.

КУРВАТУ′РА (лат. curvatura – кривизна, округлённость) – едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, сделанная нарочно для устранения оптических искажений при восприятии и для усиления пластической выразительности здания.

КУРГА′Н (тюрк.) – надмогильная насыпь из земли или камня. Древнейшие курганы относятся к 4-3 тыс. до н.э., позднейшие – к 14-15 вв. Известны повсюду, кроме Австралии. Бывают одиночные курганы или расположенные группами.

КУ′РОС (греч.) – статуя юноши-атлета, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Тип куроса складывается в 7 в. до н.э. Куросы отличаются строго фронтальной статичной композицией, суммарной трактовкой форм тела, «архаической улыбкой». Куросы ставились в святилищах, на гробницах; имели, как правило, мемориальное значение.

КУРТИ′НА (от лат. сortine – обивка) – цветочная грядка, клумба; группа одинаковых деревьев или кустов в парке; элемент садово-паркового искусства.


Л

ЛАВИ′С (франц. lavis) – вид гравюры на металле, напоминает рисунок кистью с размывкой; изобретён французским художником 18 в. Ж.Б.Лепренсом.

ЛАНДША′ФТ (нем). – то же, что пейзаж.

ЛАНДША′ФТНАЯ АРХИТЕКТУ′РА – искусство гармонически сочетать естественный пейзаж с освоенными территориями, сооружениями, планировкой и т.д.

ЛЕВКА′С (от греч. «белый») – название грунта в средневековой русской живописи; после 17 в. – традиционный иконописный грунт; грунт под окраску на деревянных изделиях.

ЛЕПНИ′НА – рельефные фигурные и орнаментальные украшения на фасадах и в интерьерах зданий.

ЛЕССИРО′ВКА (нем. Lasieren – покрывать глазурью) – тонкие прозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие красочные слои картины, чтобы обогатить колорит. Лессировкой обычно заканчивалось исполнение картины художниками 16-19 вв.

ЛИ′НИЯ – одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических, изобразительных искусствах (архитектуре, скульптуре, живописи, графике). Это самое раннее средство изображения в истории человечества. Линии могут быть сплошными (контур), прерывистыми (пунктир, штрих), прямыми, ломаными, волнистыми, толстыми, тонкими, цветными, однотонными, наклонными, пересекающимися, с разным и одинаковым нажимом и т.д. Линия – самостоятельное и вспомогательное выразительное средство.


ЛИНОГРАВЮ′РА – выпуклая гравюра на линолеуме, близка ксилографии.; возникла в 20 в. Её особенности: резкие контрасты чёрного и белого, сочный штрих, возможность использовать большой размер листа, высокая тиражность. Обычно не используется для передачи тонких деталей. В этой технике работали А.Матисс, П.Пикассо (Франция), С.Красаускас (Литва), О.Фаворский (Россия).

ЛИТОГРА′ФИЯ (греч. «камень» и «пишу») – вид тиражной графики, широко распространённая станковая техника создания художественных эстампов; изобретена в 18 в. в Германии. Мастера литографии – О.Домье, Э.Делакруа, П.Пикассо (Франция), Ф.Гойя (Испания), М.Добужинский, В.Ватагин (Россия) и др.

ЛУБО′К – произведение народной графики (как правило, печатное). Название происходит от липового лубка (кора, лыко). Отличается простотой, грубоватостью, наивностью. Печатные оттиски часто раскрашивались от руки. В лубке соединены изображение и иносказательные юмористические надписи. Древнейшие лубки появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а потом – в гравюре на дереве; в Европе – с 15 в. Становление европейского лубка связано с бумажными иконками, которые в Средние века продавались на ярмарках и в местах паломничества. Религиозные образы в лубках приобретали назидательный характер. Лубочные произведения создавали Ф.Гойя, О.Домье, Г.Курбе, А. Венецианов и др.

ЛЮКА′РНА (франц. lucarne, от лат. lucerna – светильник, lux – свет) – оконный проём в чердачной крыше или купольном покрытии, часто украшается наличниками, лепными обрамлениями.

ЛЮНЕ′Т (франц. lunette – лунка) – арочный проём, ограниченный горизонтально снизу. В сквозных люнетах размещаются окна, «глухие» люнеты украшаются росписью или скульптурой.

ЛЮСТР (франц. lustre – глянец, блеск, от лат. lustro – освещаю) – пигмент для росписи керамических изделий, который проявляется на поверхности в виде металлического или перламутрового отблеска. Люстровая керамика появилась в 8-9 вв.; особенного расцвета достигла в Египте (10-12 вв.) и в Иране (11-14 вв.); оказала влияние на развитие испанского фаянса и итальянской майолики.

«ЛЯГУША′ЧЬЯ ПЕРСПЕКТИ′ВА» – перспектива с очень низким горизонтом.


М

МАВЗОЛЕ′Й (название гробницы правителя Карии Мавсола в Галикарнасе, которая считается одним из чудес света; сер. 4 в. до н.э.) – монументальное погребальное сооружение. По типу мавзолея в Галикарнасе построено много других «мавзолеев».

МАДО′ННА (от итал. mia donna – моя госпожа) – изображение Богоматери (обычно с младенцем Христом или святыми).

МАЙО′ЛИКА (итал. maiolica) – вид керамики, изделия из цветной обожжённой глины, покрытые глазурью. Термин происходит от старого названия острова Мальорка (Majolica) в Средиземном море, через который в Италию ввозили испанскую керамику. Изделиям из майолики свойственны массивность, текучесть форм, контрастные сочетания цветов, яркий блестящий полив. Майолика очень популярна в странах Востока, в России известна с 11 в. Очень красочна архитектурная майолика Москвы, Ярославля (наличники окон, фризы, изразцовые печи и др.). В декоративной майолике работали М.Врубель, В.М.Васнецов, П.Пикассо, Ф.Леже.


МА′КОВКА – глава, купол в русской церкви.

МАНДО′РЛА (от др.-инд. «круг», итал. mandorla – миндалина) – миндалевидное сияние вокруг фигур Христа и Богоматери – символ божественного света.

МАНСА′РДА (фр. mansarde – чердак) – чердачное помещение под двускатной крышей; от имени французского архитектора 17 в. Франсуа Мансара.

МАРИ′НА (от лат. marinus – морской) – картина, изображающая море, разновидность пейзажа. Как самостоятельный жанр появилась в Голландии в начале 17 в. Выдающиеся маринисты: У.Тёрнер (Англия), И.Айвазовский (Россия), Кацусика Хокусай (Япония).

МАРКЕТРИ′ (франц. marqueterie) – вид мозаики из фигурных пластинок фанеры, различающихся по цвету и текстуре. Искусство маркетри особо развито в Германии и Франции 17-18 вв.

МАСКАРО′Н (от итал. mascherone – большая маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей лицо человека или голову животного; помещается над окном, дверью, на арке, мебели, посуде.

МА′СТАБА (араб. «каменная скамья») – название древнеегипетских гробниц периодов первых династий фараонов ( 3000-2800 гг. до н.э.) и Древнего царства (2800-2250 гг. до н.э.), подземная погребальная камера.

МАТРЁШКА – вкладывающаяся одна в другую игрушка. Возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской игрушки и русской складной посуды в мастерской А.И.Мамонтова «Детское воспитание». Авторы – сергиево-посадский токарь В.П.Звёздочкин и художник С.В.Малютин, создавшие в игрушке образ русской девушки, которую назвали «Матрёна» («Матрёша»). Позже форма матрёшки использовалась для создания других образов («Тарас Бульба», «Царевна-лебедь», «Кутузов и Наполеон»).

МАШИКУЛИ′ (франц. màchicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений; позднее использовались как элемент декора.

МЕА′НДР (древнее греческое название извилистой реки в Малой Азии, сейчас – Большой Мендерес) – непрерывный узор из ленты или отдельной линии с равномерными изгибами; чаще всего бывает спиралевидный или прямоугольный.

МЕГАЛИ′ТЫ (греч. «большой» и «камень») – древние культовые сооружения 3-2 тыс. до н.э. в виде огромных каменных глыб. К числу мегалитов относятся менгиры, аллеи менгиров, каменные кольца, разновидности камерных гробниц и хенджей. В широком смысле мегалитической гробницей называют любой надземный склеп.

МЕ′ГАРОН (греч. «большой зал») – прямоугольная постройка с портиком в торце. За портиком находился большой зал с очагом в центре. Тип мегарона сложился в Эгейском искусстве (3-2 тыс. до н.э.) и стал прототипом древнегреческих храмов гомеровской эпохи. Мегароны найдены в Трое, Микенах, Тиринфе.

МЕДАЛЬО′Н (от итал. medaglion – медаль) – 1)изобразительная или орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении; применяется в декорировании зданий, мебели и др.; 2)овальное или круглое ювелирное украшение (часто – в виде плоской коробочки, в которой хранят реликвию или портрет).


МЕДРЕСЕ′ (араб. «место учения») – в средневековой мусульманской архитектуре здание религиозной школы (или университета). Характерная композиция: квадратный или прямоугольный двор, закрытый одним или двумя ярусами учебных, молитвенных помещений. Фасады и порталы украшались орнаментом и поучительными надписями.

МЕЗОНИ′Н (итал. mesonine) – надстройка над средней частью небольшого жилого дома, часто с балконом, над входом в дом. Очень распространён в русской усадебной архитектуре 18-20 вв.

МЕ′ЛКАЯ ПЛА′СТИКА – скульптура малых форм, самый распространённый вид скульптуры: изделия маленького размера, которые делаются с декоративной целью из глины, кости, камня, дерева. Различают: статуэтки, композиции, бюсты, изображения животных, декоративные медальоны, медали, глиптику. Отличительная черта: тщательная проработка деталей, декоративное изящество.

МЕНГИ′Р (от бретон. «камень» и «длинный») – простейший вид мегалитических сооружений: вертикально вкопанный в землю камень (высота 4-5 м, реже – до 20 м). Менгиры составляют длинные аллеи или кольцо (кромлех). Некоторые менгиры украшены чашевидными знаками. Предположительно имели культовое значение.

МЕТО′ПЫ (греч.) – прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы украшались рельефами.

МЕ′ЦЦО-ТИ′НТО (от итал. mezzo – средний и tinto – окрашенный, тонированный) – «чёрная манера», вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов. Техника изобретена немецким мастером Л Зигеном (сер. 17 в.), широко распространена в 18 в. в различных странах Европы.

МЕЧЕ′ТЬ (араб. «место поклонения»)мусульманское культовое здание. Характерные элементы композиции: ориентирована в сторону Мекки; купол над входом и над священной нишей; минарет (башня), фонтан или бассейн для омовения. В обращённой к Мекке стене молитвенного зала помещалась одна или несколько молитвенных ниш (михрабов). Обычно мечети украшались резьбой, узорной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью. В различных странах выработались различные типы мечетей.

МИЛЬФЛЁР (франц. mille – тысяча и fleur – цветок) – тип французских шпалер 15-16 вв., фон которых сплошь заткан кустиками цветов (серия аллегорических ковров «Дама с единорогом», Париж, Музей Клюни).

МИНАРЕ′Т (араб. «маяк», «светильня») – круглая или многогранная башня для призыва мусульман на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью. Ранние минареты имели винтовую лестницу или пандус снаружи, поздние – внутри. Различаются 2 основных типа минаретов: четырёхгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами.


МИНБА′Р (араб.) – кафедра с лесенкой, предназначенная для чтения Корана и проповедей; ставится внутри мечети около молитвенной ниши (михраба).

МИНИАТЮ′РА (от лат. minium – киноварь, сурик, которым в древности раскрашивали инициалы в рукописных книгах) – первоначально иллюстрация рукописи, заставки и инициалы, выполненные от руки; позже – произведение изобразительного искусства, которое отличается малым размером и особой технической тонкостью исполнения. Особые разновидности: миниатюрные живописные портреты (15 в.); скульптурная миниатюра (глиптика, нэцкэ и др.); лаковые миниатюры (Палех, Мсцёра).

МИХРА′Б (араб. «святилище») – молитвенная ниша в мечети, в стене, которая обращена к Мекке. Михрабы бывают различной формы (многогранные, круглые, полукруглые), украшаются орнаментом, инкрустацией, росписью.

МИФОЛОГИ′ЧЕСКИЙ ЖАНР – жанр изобразительного искусства, посвящённый героям и событиям мифов.

МОДЕЛИРО′ВКА (от франц. modeler – лепить) – выявление, передача объёма, пластики изображаемых предметов с помощью светотеневых оттенков (в живописи, графике) или особой обработкой форм (в скульптуре).

МОЗА′ИКА (от лат. musivum – посвящённое музам) – разновидность монументальной живописи: изображение (или орнамент), составленное из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и др. Помещается на вазах, шкатулках, чашах, колоннах. Особым видом мозаики является инкрустация. Древнейшие сохранившиеся мозаики – орнаменты из разноцветных глин (храмы в Двуречье, 3 тыс. до н.э.; «Штандарт» из Ура, ок. 2600 г. до н.э.).

МОЛЬБЕ′РТ (нем. Malbrett – полка для живописи) – деревянный или металлический станок (отсюда – станковая живопись), на котором укрепляется подрамник с холстом. Может быть стационарным и складным (треножник).

МОНАСТЫ′РЬ (греч. «место уединения», «келья отшельника») – христианские или буддийские общины монахов (монахинь), принявшие единые правила жизни (устав). В течение многих веков были центрами культуры и просвещения. С монастырской культурой связано формирование различных архитектурных культовых ансамблей. Древнейшие монастыри появились в Индии во 2-ой половине 1-го тыс. до н.э. и распространились в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии и Китае включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри Тибета располагались по склонам гор. В 6-9 вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса, в котором доминировала церковь. Русские монастыри представляют собой живописные архитектурные ансамбли. При их основании учитывалось природное окружение (у озера, на острове и т.п.).

МОНОХРО′МИЯ (от греч. «один» и «цвет») – вид колористического решения, основанный на применении одного тона какого-либо цвета, окраска в один цвет. Пример монохромии – гризайль.