Файл: 2011_Кокшина_ОснДизГостИнт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 2512

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Голландское барокко. Как уже отмечалось, помимо классического направления в истории какого-либо стиля ландшафтного дизайна, всегда существует целый ряд его разновидностей. Их возникновение обусловлено в первую очередь иными географическими условиями, а также привнесением некоторых национальных особенностей. Так, голландское барокко оказало огромное влияние на развитие садово-паркового и ландшафтного искусства Англии, стран Северной Европы и, что наиболее интересно, России. Барочные мотивы отмечались в русском ландшафтном проектировании еще в XVII в. Это наблюдалось в основном в московских садах и усадьбах: Коломенское, Кусково, Измайлово и др. Это было связано с активными торговыми отношениями между Россией и Голландией, а также с участием голландских ландшафтных архитекторов в проектировании московских увеселительных садов.

Для голландских барочных садов была характерна пышная растительность, которая проявлялась в широком применении зелени для проектирования огибных аллей-берсо, зеленых беседок, трельяжей, живых изгородей, небольших рощиц и др. Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов, причем предпочтение отдавалось душистым. Первоначально разводились в основном многолетние травянистые растения, но особенно с середины XVII века вошли в моду и получили широчайшее распространение луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.).

В целом, по своему характеру сады и ландшафты голландского барокко отличались не только праздничностью, «театрализацией» и стремлением к созданию приподнятого настроения (что было свойственно всем барочным садам), но и стремлением в большей мере к созданию уюта и уединенности, чем парадности, что в значительной степени отражало и черты национального характера. В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе» с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Так, каналы, вырытые в 20-30-х гг. XVIII века для осушения Васильевского острова и придания ему наибольшего сходства с Амстердамом, уже в 70-х гг. того же века были полностью засыпаны.

Наиболее значительные произведения садово-паркового искусства с широким применением стилистических свойств голландского барокко переместились в новую столицу России и ближайшие пригороды Санкт-Петербурга (Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).

Предпосылки возникновения ландшафтного дизайна. Важнейшими естественными предпосылками формирования данного стиля явились мягкий морской климат и низменный рельеф. Мягкий климат с обильными осадками (700-800 мм), мягкой зимой (средние температуры января выше 0 С) и умеренно теплым летом (средняя температура июля +17 С) способствовал произрастанию самой разнообразной растительности.


Большое значение имели также особенности национального характера, такие как трудолюбие, упорство, аккуратность. Эти качества у голландцев сформировались отчасти и в связи с тем, что на протяжении многих веков они должны были постоянно отвоевывать себе место на суше у наступавших морских вод. В определенной степени в национальном характере отразилась и религия - протестантизм, который также приветствует скромность, простоту, любовь к порядку и трудолюбие. Поэтому и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер.

«В силу специфических географических условий Голландии (ландшафты низинных равнин, освоенные в борьбе с заболачиванием и морскими вторжениями) террасы не были крутыми и высокими. Для придания разнообразия плоскому рельефу применялись такие искусственные формы усложнения, как вертюгадены и булингрины»69.

Так, например, регулярные сады были не только в Голландии, Италии и Франции, но и в каждой стране, где они состояли из разных ландшафтных элементов.

Под регулярным стилем подразумеваются обширные партерные пространства, где ведущая роль отдается дому. Также для него характерна строгая симметрия ландшафтного участка, прямые линии, построение главной композиционной оси, и наличие зеркальности относительно этой оси.

Регулярный стиль в ландшафтном искусстве, например, Франции проявлялся в обилии роскоши. Для него были характерны широкие аллеи, стриженые деревья и кустарники, цветники коврового типа, бассейны, имеющие строгие геометрические формы, фонтаны, каскады. Регулярный сад в Италии выглядел как террасированный ландшафт, который отличался обилием белого камня, балюстрад. В этом стиле использовалось много лестниц, а отличительной особенностью итальянского варианта стали многочисленные оливковые рощи.

Несколько иначе ландшафтное искусство развивалось в странах Востока. В отличие от садов европейских стран, которые отражали идеи и настроения правящей элиты, восточные сады стали отражением восприятия мира через религию и философию. Так, например, основу исламского ландшафта составляет «чор-багх» или райский сад, из которого вытекают четыре священные реки и разделяют его на четыре части. Строгая геометричность планировки достигается за счет квадратности ландшафта, а также дорожками со строгими линиями, особыми растениями и узкими водными каналами. Древний мавританский стиль копирует многие черты исламского ландшафта, однако имеет свою характерную особенность – отсутствие газона. Вместо него здесь используется мощение. Однако наибольшее влияние на европейские ландшафтные стили оказал китайский подход к ландшафтному дизайну. В Китае большое внимание уделяли тому факту, чтобы здания как можно лучше вписывались в искусно созданный природный ландшафт, который зачастую включал озера и возвышенности.


В России также существовал русский пейзажный стиль, однако многие исследователи ставят этот факт под сомнение. Между тем, необходимо отметить, что русский сад XIX века обладал весьма выраженными индивидуальными чертами. Его характерная особенность заключалась в том, что большая часть территории оставалась нетронутой, лишь слегка подвергаясь изменениям дизайнера. Важную роль здесь играли такие элементы, как каскады копаных прудов, рощи плодовых деревьев, многочисленные цветники, сочетающие красивейшие лилии и полевые ромашки. В русском саде всегда умело соединялись два направления – декоративное и утилитарное. Для многих садов в разных странах было характерно наличие огородов. Так вот, в России они были урожайны и содержали максимум самых разнообразных разноцветных овощей, в то время как в западноевропейских странах, например, во Франции главная роль отводилась оформлению.

Несмотря на то, что некоторое время назад понятие «ландшафтный дизайн» в России использовалось только для обозначения садово-паркового искусства, в настоящее время оно применяется намного шире. Теперь «ландшафтный дизайн» перенесся и на частные земельные участки, причем используется независимо от их размера и возможностей. В настоящее время в ландшафтном дизайне используется целый ряд стилей, которые пришли к нам из древних направлений оформления садов и парков, но были в значительной степени усовершенствованы за счет новых идей и технологий. Самые распространенные стили, царившие в прошлом веке, – это сельский, колониальный, романтический, модерн, хай-тек и голландский сад. С приходом XXI века широкую популярность получил такой стиль, как экологический сад.

В настоящее время во многих аспектах нашей жизни присутствует техно-стиль, имеющий мало общего с природой. Этот факт во многом сказался на ландшафтном дизайне, что привело к рождению нового подхода – эклектики. В результате умелого смешения стилей создавались удивительные и неповторимые дизайны. Между тем, в последнее время все больше ощущается влияние натуральной составляющей на ландшафтный дизайн. Это проявляется в диких растениях, наличии злаковых культур, незначительной неухоженностью ландшафта. Подтверждает возвращение к природным тенденциям и мода на зеленые крыши, украшаемые травами и декоративными растениями. Большой популярностью сегодня пользуются и идеи, присущие русской дворянской усадьбе. При выборе зеленых насаждений предпочтение отдается березкам, яблонькам, сирени и жасмину. Эту идиллию дополняет романтический пруд и небольшие лужайки, благоухающие ароматом полевых цветов.

В России по-прежнему в сегодняшнем ландшафтном дизайне сильны традиции Востока. При этом влияние японского стиля минимально и обычно используется несколько штрихов, отражающих этот стиль, в то время как максимальной популярностью пользуется китайский стиль, чье влияние зачастую ощущается на всей территории участка. Не забывают сегодня дизайнеры и такие некогда популярные средиземноморские стили, как итальянский и мавританский сады и искусно используют их в ландшафтном дизайне.


Особую индивидуальность современным дизайнам придают декоративные детали ландшафта. К их числу относятся всевозможные беседки, скамейки, мостики, а также детали, которые используются исключительно с декоративной целью. Это могут быть различные скульптуры, кашпо, вазоны, оригинальные подвесные корзины с декоративными растениями. Не менее важная составляющая ландшафтного дизайна – зеленая скульптура. Под ней понимаются роскошные стриженые вечнозеленые деревья и кустарники, вьющиеся растения, выращенные на оградках. Часто именно ландшафтный дизайн является неотъемлемой составной частью в проектировании.

Таким образом, благодаря разнообразию стилей и современных тенденций в ландшафтном искусстве у дизайнера имеются все возможности для того, чтобы экспериментировать со смешением этих самых стилей и тенденций. При этом каждый раз будет создаваться новый оригинальный дизайн.


Лекция 16. Флористика и озеленение гостиниц

1. Понятие флористического дизайна

2. Дизайн и цветочная аранжировка

3. Характеристика стилей флористических композиций


В убранстве интерьера особая роль отводится декоративному искусству и обработке архитектурных деталей и элементов. Одним из важнейших элементов декораций помещения являются декоративные растения.

Озеленение интерьеров гостиниц общественного назначения получило особое развитие в последние годы в зданиях с огромными площадями остекления, в помещениях, залитых светом и пространственно решенных свободным планом. Озеленение помещений планируется еще на стадии проекта самого здания. Являясь одним из наиболее эффективных средств декоративного убранства, озеленение выполняет и определенные функции в разрешении пространственных задач, поставленных современной архитектурой. Как декоративный элемент озеленение входит в оборудование открытых помещений гостиницы - внутренних двориков, соляриев, террас и балконов общего пользования, летних кафе и баров. Растения жизненно важны в помещениях для людей. Они улучшают качество воздуха в помещении и повышают его влажность, однако растения служат пристанищем для паразитов и плесени. Выбирать их нужно тщательно - с учетом условий их содержания, а так же размера, формы и цвета.

Оформление гостиницы требует сегодня нестандартных подходов, и даже в рамках сетевых проектов каждый отель стремится выглядеть особенно, но в пределах заданной концепции. И здесь на помощь приходит фито– или, как его чаще называют, флордизайн – оформление цветами. С его помощью любой гостинице можно придать индивидуальность. Флористический дизайн – очень емкое понятие: это и оформление интерьера цветами, и устройство зимних садов, и общее озеленение интерьера (входной зоны, холлов), и оформление интерьера к различным праздникам или событиям (Новый год, Рождество, 8 Марта и другие). Флордизайн очень важен для отеля, ведь растения несут в себе живую положительную энергетику, которая создает благоприятную дружественную атмосферу. Поэтому его часто используют в оформлении холлов – как минимум, ставят горшечные растения и композиции из срезанных цветов на ресепшн.


Впрочем, флористический дизайн отелей достаточно сильно зависит от их «звездности»: чем она выше, тем богаче и дороже оформление. У одних отелей есть четко прописанные стандарты: какой формы должны быть букеты и какие цветы используются для их составления. Другие доверяют флористическим салонам. Но, как правило, используется изысканная керамика, стекло и другие аксессуары, в букетах – цветы редких сортов, много роз, орхидей. Для горшечных растений применяются функциональные кашпо, которые очень стильно выглядят и позволяют растениям обходиться долгое время без полива. Соответственно чем ниже «звездность» отеля, тем меньше внимания уделяется оформлению интерьера.

Смена экспозиции также зависит от класса гостиницы. «Отель высокого уровня, входящий, к примеру, в мировую сеть и берегущий свой имидж, ежедневно заботится о цветочном оформлении. Отели среднего уровня меняют цветочные композиции, как правило, не чаще двух раз в неделю»70.

Сегодня в оформлении интерьера очень популярна простота – простые линии, простые формы (кашпо, вазы). Что касается популярности того или иного цвета или растения – моды на цвет, – то здесь нет однозначного ответа: это зависит от интерьера. В оформлении отеля в восточном стиле будет, вероятнее всего, использовано многоцветие с преобладанием ярких цветов. В интерьере заведения в европейском стиле, скорее всего, будут использованы только 1-2 цвета, причем более сдержанные.

Очень важно для отеля оформление к праздникам (например, Новому году, Рождеству) или каким-то событиям. Гости должны почувствовать особую атмосферу, созданную для них отелем. Например, загородный отель к проведению свадьбы может быть оформлен следующим образом. Концепция оформления должна быть выдержана в нежной гамме с использованием белых, розовых и голубых цветов. Для оформления номера для жениха с невестой используются 1001 роза, напольные ароматические свечи и канделябры со свечами, комод неплохо смотрится, если он украшен веночками из маленьких роз, а ложе усыпано лепестками роз. На стол можно поместить два скрепленных сердца, переплетенных розовыми и белыми лентами. Номера для родителей хорошо смотрятся в оформлении белыми пионами и голубыми дельфиниумами, а для гостей – белыми и розовыми герберами.

При оформлении отеля цветами и растениями учитываются:

– габариты помещения;

– его цветовая гамма;

– внутреннее убранство;

– элементы декора и мебели;

– освещенность и температурный режим помещения.

Периодически нужно менять стиль флордизайна отеля, чтобы постоянные гости видели изменения во внешнем оформлении интерьера и осознавали, что все это делается для них. Как правило, отель в течение года выдерживает один стиль в оформлении цветами и растениями, а затем меняет его на другой. Стиль можно менять и чаще – это зависит от возможностей отеля.