Файл: Практики Знакомство с ооп до учреждения анализ планов работы педагога с семьей доу на предмет соответствия требованиям.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 22871
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кажется я не смогу, все плохо.
В движениях
Не может пошевелиться и долгое время стоит на одном месте.
Во взаимоотно шениях с другими
Стремится находится подальше от сверстников, но привязана к педагогу и родителям.
скованность
В движениях
Стоит на одном месте, не может расслабить мышцы рук и ног.
В речи
Часто молчит.
Реакция на новизну
Нравится играть с новыми игрушками.
заторможенность
В
познавательн ой деятельност и
На знает чем заняться.
В зрительном восприятии
Смотрит в окно или в пол.
В речи
Говорит тихо.
Время реакции
Темп действий иногда ниже, чем у сверстников.
22
В движениях
Не может пошевелиться и долгое время стоит на одном месте.
Во взаимоотно шениях с другими
Стремится находится подальше от сверстников, но привязана к педагогу и родителям.
скованность
В движениях
Стоит на одном месте, не может расслабить мышцы рук и ног.
В речи
Часто молчит.
Реакция на новизну
Нравится играть с новыми игрушками.
заторможенность
В
познавательн ой деятельност и
На знает чем заняться.
В зрительном восприятии
Смотрит в окно или в пол.
В речи
Говорит тихо.
Время реакции
Темп действий иногда ниже, чем у сверстников.
22
Выводы:
Карина испытывает сложности с установлением контактов в социуме и регуляцией своих эмоций. Она не умеет справляться с негативными эмоциями, боится взаимодействовать с детьми и не испытывает заинтересованности в познавательной деятельности.
Рекомендации родителям:
1.Узнать о том, что Карина любит делать
2. Проконсультироваться с педагогом-психологом для выявления эмоциональных проблем и их коррекции
3. Поощрять и поддерживать Карину
7.Проведение диагностической работы с детьми и родителями по проблемам
семейного воспитания
Результаты диагностической работы с детьми и родителями по проблемам
№
Название методики,
описание.
Выявленная проблема
Семьи воспитанников
Рекомендац ии по работе с семьей
1
Тест тревожности Р.
Тэммла, М. Дорки, В.
Амена имеет повышенный уровень тревожности.
Косенкова
Алина
Викторовна,
Косенков
Алексей
Владимирович
1.Участие в семейных консультациях с педагогом-психо логом
2. Освоение навыков психорегуляции
3. Просвещение родителей в вопросе оказания помощи
23
тревожному ребенку
2
Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное»
испытывает тревожность,
страх ошибиться,
стремлении получить идеальный результат и вследствие этого,
ощущение высокой степени тревожности,
склонность к агрессивному поведению,
характерно состояние напряженности.
мира.
Алешина
Сирена Львовна
1.Участие в семейных консультациях с педагогом-психо логом
2.Освоение навыков психорегуляции
3.Снижение значимости оценки
4. Включение ребенка в исследовательск ую или творческую деятельность.
Методика «Страхи в 60
домиках» А.С. Захаров и
М.А. Панфилова страхи,
связанные с общением с другими людьми.
Бахрамова Алсу
Рафкатовна,
Байрамов Тагир
Илшатович
1.Участие в семейных консультациях с педагогом-психо логом
2.Коррекционна я работа на групповых тренингах
24
2
Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное»
испытывает тревожность,
страх ошибиться,
стремлении получить идеальный результат и вследствие этого,
ощущение высокой степени тревожности,
склонность к агрессивному поведению,
характерно состояние напряженности.
мира.
Алешина
Сирена Львовна
1.Участие в семейных консультациях с педагогом-психо логом
2.Освоение навыков психорегуляции
3.Снижение значимости оценки
4. Включение ребенка в исследовательск ую или творческую деятельность.
Методика «Страхи в 60
домиках» А.С. Захаров и
М.А. Панфилова страхи,
связанные с общением с другими людьми.
Бахрамова Алсу
Рафкатовна,
Байрамов Тагир
Илшатович
1.Участие в семейных консультациях с педагогом-психо логом
2.Коррекционна я работа на групповых тренингах
24
общения
3. Занятие психогимнастик ой, снятие напряжения через физическую активность
4.Просвещение родителей в вопросе оказания помощи ребенку,
испытывающем у сложности в общении
8.Посещение семьи, оформление протокола
Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего
Алешина Вячеслава Викторовича
«12» мая 2016 года рождения, проживающего по адресу: ул. Иванова д. 68 кв.68
Дата посещения семьи 23.05.2023
Категория семьи: неполная
Посещение семьи проведено внештатным общественным инспектором по охране прав детства, учителем-логопедом, воспитателем,педагогом-психологом
Сведения о родителях: Мать Алехина Сирена Львовна, 17.01.1996 г.р., мать-одиночка
Место работы, специальность: экономист, нефтеперерабатывающий завод
Отец , Алехин Виктор Валентинович, адрес места фактического проживания: г.
Ростов-на-Дону, ул. Иванова д. 68 кв.68, с сыном не проживает.
25
3. Занятие психогимнастик ой, снятие напряжения через физическую активность
4.Просвещение родителей в вопросе оказания помощи ребенку,
испытывающем у сложности в общении
8.Посещение семьи, оформление протокола
Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего
Алешина Вячеслава Викторовича
«12» мая 2016 года рождения, проживающего по адресу: ул. Иванова д. 68 кв.68
Дата посещения семьи 23.05.2023
Категория семьи: неполная
Посещение семьи проведено внештатным общественным инспектором по охране прав детства, учителем-логопедом, воспитателем,педагогом-психологом
Сведения о родителях: Мать Алехина Сирена Львовна, 17.01.1996 г.р., мать-одиночка
Место работы, специальность: экономист, нефтеперерабатывающий завод
Отец , Алехин Виктор Валентинович, адрес места фактического проживания: г.
Ростов-на-Дону, ул. Иванова д. 68 кв.68, с сыном не проживает.
25
Адрес постоянной регистрации несовершеннолетнего: ул. Иванова д. 68 кв.68.
Проживающие по данному адресу на момент посещения: мама и ребенок.
Выводы и рекомендации, полученные в результате проведения предыдущей проверки,
информация об их исполнении рекомендации предыдущего посещения по приведению жилья в порядок не выполнены.
Проверка условий жизни воспитанника:
Состояние здоровья: атопический дерматит в ремиссии. Рост –103 см, вес – 15.5кг,
группа здоровья –2, для занятий физкультурой -1. Оценка физического развития –
среднее.
Внешний вид ребенка: одет соответственно возрасту, полу, сезону. Одежда, обувь в достаточном количестве.
Основной уход детское питании в холодильнике, кроватка детская и постельное белье в нормальном состоянии, уголок с игрушками есть.
Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом нет опасных предметов в зоне доступа ребенка.
Социальная адаптация ребенок посещает детский сад, социализация в соответствии с возрастом.
Сведения о социальных связях несовершеннолетнего
Ребенок участвует в мероприятиях группы детского сада. Родственники общаются между собой. Отец и бабушка ребенка помогают присматривать и ухаживать за ним.
Жилищно-бытовые условия
Квартира состоит из одной комнаты, общая площадь 28 кв.м, жилая 19 кв. м., в запущенном состоянии и нуждается в ремонте. Семья из 2 человек, у ребенка есть отдельное спальное место, место для игр и занятий. Игрушки, книги в достаточном количестве. Имущества, кроме личных вещей нет.
Выводы и заключения проверки: права и законные интересы ребенка соблюдаются,
имущественные права не нарушаются. Содержание, воспитание, образование соответствуют законодательству РФ. Наличие угрозы жизни и здоровью нет
Выявленные нарушения и рекомендации по их устранению:
1. перечень выявленных нарушений и сроки их устранения (при необходимости):
квартира нуждается в ремонте.
Подпись специалистов, проводивших обследование:_________________
26
9. Разработка конспекта групповой консультации для родителей, тематика,
которой определена выявленными проблемами семьи
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Метод песочной игры подходит для детей от трех лет. В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Психолог или воспитатель создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка взрослый находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей.
Песочная игра для детей - это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях,
преодолеть эмоциональное напряжение. Песочная терапия дает ребенку возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны,
но и научиться успешно с ними взаимодействовать.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, а также для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Применение методов и техник в песочной терапии решает целый ряд важнейших задач, таких как:
‒ реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития;
‒ создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны,
организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности;
27
‒ профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса;
‒ гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения,
создание условий для самопознания и творческого самовыражения;
‒ формирование навыков общения, контроля своего поведения,
эффективного взаимодействия в группе детей;
‒ содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления,
воображения.
Занятия по песочной терапии я включаю в число общих развивающих занятий. Они вызывают интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу. Длительность занятий определяется возрастом и желанием ребенка.
Техники и упражнения в песочной игротерапии в процессе занятий с детьми.
«Рисование на песке».
Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить;
отреагирование негативных переживаний;
снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.
Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для рисования песком.
Ход игры:
1. Настрой.
2. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
3. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты можешь изобразить все, что ты захочешь или просто потрогать, поиграть с песком». Если ребенок сам начинает рассказ,
психолог может задать вопросы («Расскажи,
пожалуйста, что ты изобразил» и т. д.).
4. Обсуждение.
«Вулкан».
Задачи: отреагирование негативных переживаний; снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация.
Материалы: неглубокий поднос и тонким слоем песка или световой планшет для рисования песком.
Ход игры:
1. Настрой.
28
2. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
3. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «На этой поверхности ты можешь вулкан. Это может быть просто красивый горный пейзаж со спокойным вулканом среди леса, еще здесь можно изобразить настоящее извержение вулкана. А каким ты представляешь вулкан?». Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задавать вопросы по ходу рассказа.
4. Обсуждение.
«Волшебная планета».
Задачи: моделирование ребенком своей реальности, а также возможность ее изменить;
отреагирование негативных переживаний;
развитие моторики и расслабляющий массаж рук.
Материалы: песочница или плоский поднос — пальчиковый бассейн с наполнителем
(песок, крупа и т. д.), мелкие игрушки, фигурки, природные материалы и т. д.
Ход игры:
1. Настрой.
2. Ребенок может изучить материал, поиграть с песком.
3. Постройка фигуры. Психолог говорит ребенку: «Представь, что это твоя собственная планета. Она пока что пустая, тут ничто не растет, и никто не живет.
Попробуй ее оживить». Если ребенок сам начинает рассказ, психолог может задавать вопросы.
4. Обсуждение.
Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях, а также на выражение этих эмоций.
«Портрет на песке».
Материалы: песочница (плоский поднос) или световой планшет с наполнителем.
Инструкция: «Нарисуй на песке свой портрет:
- когда тебе дарят новую игрушку;
- когда ты обиделся;
- когда ты испугался;
- когда ты увидел радугу.
Обсуждение с ребенком (группой детей) нарисованных эмоций.
«Песчинки – эмоции».
Материалы: песочница (плоский поднос) или световой планшет с разноцветным песком.
29
Инструкция: «Создай картину «Песчаные эмоции», используя цветной песок».
Обсуждение картины в ходе работы.
Игра на снятие напряжения «Песочная река».
(Можно использовать как релаксацию перед занятием с группой детей или после.)
Материалы: запись релаксационной музыки.
Инструкция: «Ребята, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песчаную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с инструкцией.
Игры на снижение тревожности и незащищенности.
«Что же спрятано в песке».
Материалы: песочница (плоский поднос) или световой планшет с наполнителем,
разные миниатюрные фигурки.
Инструкция: «Опусти руки в песок и постарайся найти, определить и назвать фигурки,
спрятанные в песке». Ребенок также может достать потом фигурку, чтобы рассмотреть ее.
«Сундучок с сюрпризом».
Материалы:сундучок (либо другая непрозрачная емкость) с песком,
сюрпризы –
бусины, пуговицы, шишки, кристаллы и т.п.
Инструкция: ребенок открывает сундук с песком. Ему предлагается одним пальцем,
выполняя круговые движения, найти сюрприз.
Психопрофилактические игры с песком.
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.
1 2 3 4
«Песочный круг».
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике:
«Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Упражнение «Победитель злости».
30
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Материалы: песочница с мокрым песком.
Инструкция:«Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые,
когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так,
чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее.» (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость».
Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли,
чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления
«шара злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии,
которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого,
он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней —
успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я
победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
31