Файл: 2006_Триодина_Краеведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1547

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

города и области

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области

Край

Функции краеведения.

Организационная структура современного краеведения.

1.По языку:

3.По семантическому признаку:

Терминология топонимики.

Глава 2. Географическое положение и природные особенности

Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.

Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.

Западные районы

Приладожские районы

Восточные районы

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга

4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.

Вопросы и задания

Литература.

Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.

5.1. Демографические особенности города за три века

Население Петербурга в XVIII веке

Население Петербурга в XIX веке.

Население Петербурга в XX веке.

Вопросы и задания

Литература

5.3.Петербург – город веротерпимости

Иноверческие храмы других вероисповеданий

Вопросы и задания

Восемнадцатый век.

Девятнадцатый век.

Двадцатый век.

7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области

7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В живописном месте на возвышенности усадьбы стоит храм св. мц. Софии, построенный в первой половине ХIХ в. Он сильно пострадал от пожара, поэтому Богослужение на подворье совершается в маленькой домовой церкви. Начаты работы по восстановлению разрушенной церкви

Литература

1..Назовите основные учреждения культуры XYIII века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?

Наиболее многочисленной группой среди неправославных жителей Петербурга были немцы. В 1815 году в Петербурге насчитывалось 23 612 немцев. К концу 1840-х их численность достигла 39 000. Петербургские немцы в своем подавляющем большинстве были потомками выходцев из Германии и прибалтийских губерний. К началу XIX века часть петербургских немцев обрусела, но продолжала в быту пользоваться немецким языком и сохранять традиции, связанные с немецкой культурой. По переписи 1869 г. в Петербурге насчитывалось 45 600 немцев, составлявших 6.8 % населения. Значительная часть немцев была среди учителей гимназий, профессоров университетов, инженеров, художников, музыкантов. Много немцев было среди колбасников, пивоваров, часовых мастеров, рабочих-металлистов. Сохранению национальной культуры немцы придавали огромное значение - были открыты школы " Петершуле", " Анненшуле". Еще с XVIII века издавались немецкие газеты и специальные журналы, прежде всего медицинские и фармацевтические.

К середине XIX века второе место по численности среди нерусского населения Петербурга занимали финны. В 1818 году их было всего 400, в 1869 году - 18000. Финское население Петербурга и его окрестностей имеет давнюю историю и напрямую связано с историей заселения этого района. Именно финноязычное население наряду со славянскими племенами и составляет коренное население нашего региона. Поэтому остановимся на этом вопросе более подробно.

Все финноязычное население Петербурга можно разделить на: три большие группы.

1. Аборигенное финноязычное православное население, предки которого жили на территории Северо-Западной Руси еще до прихода туда славян.

2. Финны-лютеране, выходцы из Финляндии. На Карельском перешейке это были частью аборигены, частью — переселенцы XVII в., занявшие покинутые карелами земли, к югу от Петербурга — только переселенцы XVII в. Они были подданными Российской империи практически с основания Петербурга (официально - с 1721 г.).

3. Финны, приезжавшие в Петербург с территории собственно Финляндии, в XVIII в. — иностранцы, подданные шведской короны, в XIX в. — подданные Великого княжества Финляндского, имевшего автономные права и объединенного с Россией династической унией (российский император одновременно был и великим князем Финляндским).

Ранее всего в русских летописях упоминается прибалтийско-финский народ водь. Водь была многочисленна, широко расселена, по ее имени северо-западная часть Великого Новгорода называлась Водской землей (Водской пятиной). То пространство, которое русские именовали Водской землей, в Скандинавии и вообще на Западе было известно как Ижорская земля. В западноевропейских источниках ижор называли инграми, а место их расселения соответственно — Ингерманландией. В 1732 г., проводя перепись населения Ингерманландии, водь и ижору записывали вместе под именем ижорян. Имя води и название Водской земли вышли из употребления. В середине XIX в. в Петербургской губернии води было около 5 тыс. человек (5148); 1,5 тыс. жили в Ораниенбаумском, 3,6 тыс. в Ямбургском уездах, центром была деревня Котлы. Численность вожан к XIX в. сильно уменьшилась по сравнению со шведским временем и продолжала уменьшаться вследствие ассимиляции. Переписью 1897 г. было учтено только 36 человек, говорящих на водском языке. В настоящее время, по официальным данным, водь уже не существует. Но в середине 1980-х гг. участники экспедиций считали, что водский язык знали еще около 100 человек.


Другой прибалтийско-финский народ — ижоры жил несколько дальше от Петербурга, от Ораниенбаума до Нарвы (они и теперь там живут). В XVIII в. ижор было около 14 тыс., в середине XIX в. — около 20 тыс., то есть вчетверо больше, чем води. Ижоры занимались и земледелием, но главным занятием было рыболовство. В XIX в. большую роль стали играть отхожие промыслы. Ижоры, жившие ближе к Ораниенбауму (в восточной части их этнической территории), лучше знали русский язык и искали работу в Петербурге. Мужчины уходили на фабрики и в мастерские, занимались извозом, девушки нанимались в услужение. Мелкие скупщики, купив у крестьян рыбу, ягоды, грибы, торговали в столице.

Третий народ прибалтийско-финской группы — вепсы — жил достаточно далеко от Петербурга, между Ладожским, Онежским и Белым озерами (так называемое Межозерье, входившееся в XIX в. в составе Олонецкой и Новгородской губерний). Вепсы, населявшие довольно глухое место, сохраняли традиционную культуру в архаических формах. Они жили замкнуто, но в XIX в. развилось и у них отходничество. Уходили главным образом на сплав леса в Олонецкую губернию и на обслуживание судоходства на реке Свирь. Отход в Петербург носил единичный характер.

Из древнего населения петербур­гского окружения надо назвать еще карел. После переселения с Карельского перешейка самая многочисленная их группа ушла в верховье Волги («тверские карелы»). Часть осела ближе — на территории современного Бокситогорского района и севернее Лодейного Поля, близ границы с Карелией, а также в районе Тихвина (все это — в пределах современной Ленинградской области). Места расселения карел оказались далеко от Петербур­га, и они на заработки туда практически не ходили.

Финны-лютеране поселились в окрестностях Петербурга в годы шведской власти в XVII в. Сейчас их называют финнами–ингерманландцами. В XIX в. говорили "петербургские финны", имелись в виду финны, жившие к югу от столицы (в Ингерманландии), и те, кто жил к северу от нее - в "Старой Финляндии".

После того как территория, на которой поселились финны, в 1721 г. отошла к России, духовенство, шведское дворянство, администрация покинули ее, а финские крестьяне в большинстве остались. В результате в XVIII в. вокруг Петербурга оказались земли, где финны составляли более половины населения (в абсолютных цифрах — 63 тыс. человек). В середине XIX в. финнов насчитывалось 72 тысячи, по переписи 1897 г. — 130 тысяч (в том числе в уездах 107 тыс., что составляло 15% сельского населения). Перепись 1920 г. называет цифру 120 тыс. человек. Три века пребывания вне Финляндии и соседство с русскими наложили свой отпечаток также на народную культуру, хотя с русскими финны долгое время не смешивались даже территориально. Немногочисленные деревни с русско-финским населением появились относительно поздно, причем каждая такая деревня имела национальные "концы". Препятствовали сближению вероисповедание, язык и различия в бытовой культуре.


В первоначальные годы строительства новой российской столицы финнов вместе с русскими крестьянами, жившими в Ингерманландии, привлекали к некоторым принудительным работам (главным образом по перевозке строительного материала). Земли в окрестностях Петербурга превращались в барские поместья, финские крестьяне оказывались в зависимости от новых владельцев; они обязаны были господам, жившим в столице, привозить продукты своего труда.

После реформы 1861 г. связи финских крестьян с Петербургом укрепились. В Петербурге финны брали на себя обычно самые тяжелые и неквалифицированные работы — очистку выгребных ям, колку льда для набивания погребов и т.п. Занимались они также грузовым извозом. Надо заметить, что занятие извозом было характерно не только для финнов, но для всех жителей ближайших окрестностей столицы.

Особым видом работы было участие в качестве возниц в масленичных катаниях. На короткий срок (две недели) съезжались в столицу крестьяне с Карельского перешейка и из Ингерманландии. В санях имелись теплые покрывала, упряжь украшалась цветами, венками, колокольчиками. Тому, чья лошадь была лучше украшена, доставалось больше седоков. Петербуржцы называли таких возниц (и их сани — тоже) "вейками" ("уе1кко" — форма обращения, в переводе — "товарищ, друг, брат"). Петербургская Масленица была важным событием в жизни финнов. Домой они возвращались, накупив много необходимых припасов и гостинцев.

Наряду с мужским, существовал и женский отход, но только из ближайших деревень. Девушки нанимались в няньки, судомойки, черные кухарки и т.п. Большинство потом возвращалось домой; выйдя замуж, они больше на заработки не ходили.

Еще одним видом связи со столицей окрестных финских крестьян была торговля. Основными предметами торга были дрова, рыба и молочные продукты; продавались также некоторые изделия кустарных промыслов — сани, телеги, деревянная и глиняная посуда. Часть товаров привозили водой, и торговля шла непосредственно с лодок или плотов на реках и каналах. Привозимое гужом чаще всего распродавали прямо с возов. Рыбой торговали главным образом жители Карельского перешейка на Андреевском рынке (на Васильевском острове). Из южных пригородов приезжали торговать на Сенной рынок (на Садовой),. Он вообще был центром крестьянской торговли с возов. Имелись и специальные финские торговые пункты в частных домах..

Последняя финская группа — финны из Великого княжества Финляндского. В XVIII в. это была заграница, финны, представленные низшими сословиями, в Россию попадали редко. Поэтому речь пойдет о XIX в., когда Финляндия уже входила в состав Российской империи. После присоеди­нения в 1809 г. Финляндия получила автономию, какой не обладала при шведах. Великое княжество Финляндское имело собственный парламент (ландтаг), собственную систему управления и судопроизводства (с исключительно финляндским чиновничьим аппаратом). Финляндия была освобождена от рекрутской повинности и могла иметь свою небольшую армию. Экономическая автономия состояла в том, что Финляндия отделялась от России таможенной границей, имела собственный банк и собственное денежное обращение. С Россией Финляндия была связана только личностью царя и внешней политикой. Финляндцы в официальных документах и статистике назывались "финляндскими уроженцами". Это означало не фактическое место рождения, а подданство Великого княжества.


Финляндцы составляли подавляющее большинство живших в Петербурге финнов (70—75%). Одной из причин такого преобладания финляндцев над ингерманландцами было то, что крестьяне в Финляндии были лично свободными и не имели ограничений в передвижении. Наряду с этим имелось обстоятельство, которое стимулировало поиски работы в Петербурге. В XVIII в. в Швеции (а значит, и в Финляндии, которая была ее частью) существовал закон о единонаследии для крестьян. Крестьянские наделы доставались старшим сыновьям, младшим же предоставлялось отправляться на все четыре стороны в поисках работы. Со времен средневековья в Финляндии сохранился общеевропейский обычай странствий подмастерьев для прохождения ученичества, это было закреплено в цеховом положении. Правда, в XVIII в. свобода передвижения была ограничена, но после присоединения к России восстановлена; за короткий срок обычай странствий не успел исчезнуть.

Усилению связей Финляндии и Петербурга способствовала постройка в 1850 г. Сайменского канала, а в 1870 г. — железнодорожной линии Выборг — Петербург

Дорога эта считалась собственностью Финляндского правительства, и все рабочие и служащие на ней были финляндцы. На заводы рабочие набирались чаще все­го из ремесленников. Так, например, в 1869 г. был заключен контракт, по которому на Путиловский завод отправились из Финляндии 138 кузнецов. В это время в производствах железном, стальном, чугунном, медном и бронзовом насчитывалось около тысячи (981) рабочих из Финляндии.

Финляндцы предпочитали более престижные и лучше оплачиваемые ремесленные и заводские профессии, требовавшие специальных умений. На текстильных фабриках, напротив, практически не было финляндцев: по данным переписи 1869 г. финнов-текстильщиков в Петербурге было 132 человека, из них только 4 финляндца.

Общая численность финнов в Петербурге в конце XIX — начале XX в. составляла 18—20 тысяч. Выборгская сторона была районом с самой высокой концентрацией финского населения в Петербурге (10%), поскольку она являлась. ближайшим местом остановки для приезжавших в Петербург по Выборгскому тракту, а впоследствии — по Финляндской железной дороге.

Второй район сосредоточения финнов находился в центре, вокруг финской лютеранской церкви. Св. Марии, расположенной на Конюшенной улице. В 1869 г. здесь жила почти треть всех петербургских финнов (29,5%). Постепенно положение менялось. К 1910 г. в центре проживало только 8%, а на Выборгской стороне - 29%.

Финляндцы имели свои собственные церковные приходы, собственные объединения и общества, собственную печать на финском языке, собственные школы и т.д.

Большую часть проживавших в Петербурге католиков составляли поляки. В начале XIX века - представители старой польской знати. После присоединения в 1815 году Царства Польского к России в Петербург усиливается приток поляков - выходцев из среднего и обедневшего дворянства. В 1818 году в Петербурге жили 19 149 поляков. Среди поляков было много чиновников, офицеров, студентов. Число поляков значительно увеличилось в 1830-31 гг. После подавления восстания 1830-31 гг. поляки были лишены права поступать на военную и гражданскую службу в Польше. Переселившиеся в Петербург поляки, сохраняя приверженность католицизму, группируясь вокруг приходов костелов, вместе с тем составляли лояльную по отношению к правительству группу населения. В 1870-е годы поляков проживало 14400 (2.2%).


Незначительную прослойку населения составляли англичане и французы (2100 и 3100 чел, соответственно). Подавляющие большинство из них принадлежало к интеллигенции, англичане имели крупные торговые и промышленные предприятия.

После 1917 года население города стала более мононациональным - многие уехали заграницу в эмиграцию, финны, шведы, немцы, оставшиеся на территории Ленобласти были насильно переселены в другие районы страны, многие поляки, финны после раздела империи уезжали на родину.

Вопросы и задания

1.Составьте диаграмму роста населения с XVIII до XX века. Попытайтесь объяснить причины увеличения и снижения численности населения в каждый период.

2.Выделите наиболее значимые периоды формирования населения в городе.

3.Каким образом изменилось население города после 1917 года? После великой Отечественной войны?

4.Какие слои населения составляли первые жителями города в Петровское время?

5.Проанализируйте национальный состав населения города до 1917 года. Подготовьте выступления по одной из следующих тем: " Немцы в Петербурге", " Французы в Петербурге", " Финны и шведы в Петербурге", " Англичане в Петербурге", " Татарская слобода", " Известные поляки в городе".

6.Продумайте и составьте маршрут экскурсий с указанием и рассказом об исторических памятниках по вышеуказанным темам.

Литература

1.Беспятых Ю.Н. Петербург Петра 1 в иностранных описаниях - Л., 1991.

2.Копанев А.И. Население Петербурга в первой половине 19 века. - М.-Л., 1957.

3.Многонациональный Петербург. Энциклопедия. - СПб.,2004

4.Москва и Санкт - Петербург. Энциклопедия двух столиц. - М., 2003.

5.Петербург и губерния: Историко-этнографический очерк. - Л.,1989.

6.Санкт- Петербург. 300 лет истории. – СПб.: Наука, 2003

7.Семенова Л.Н. Быт и население Санкт - Петербурга (18 век). – СПб., 1998.

8.Старцев В.И. История Санкт – Петербурга. ХХ век. - СПб., 2001.

9.Французский маршрут. - СПб., 2005.

10.Шведский маршрут.- СПб., 2005.


5.3.Петербург – город веротерпимости

Многонациональный состав города предполагал и многоконфессиональность. С первых дней существования города в нем мирно сосуществовали разные религии.

В начале и в первой полове XIX века в центральной части Петербурга появилось несколько новых храмов, воздвигнутых для христианских, но не православных религиозных общин.

В 1814-15 году на Английской набережной появилась Английская реформатская церковь. На углу Торговой и Мастерской улиц в 1823-25 гг. был возведен католический костел Св.Станислава. В Царском Селе был построен католический собор Св. Иоанна Крестителя. На Невском проспекте возвысился фасад лютеранской церкви св. Петра и Павла. На углу Большой Конюшенной была построена голландская церковь.

На Большой Конюшенной улице, на месте молитвенного дома для финнов и шведов, существовавшего с 1733 года, в 1803-1805 гг. была построена и Финская церковь. Церковь носит название - Мариинской (в честь Святой девы Марии).