Файл: 2006_Триодина_Краеведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1621

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава 3.Административно-хозяйственные районы

города и области

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга.

Глава 5. Население Петербурга XYIII-XXI вв.

Глава 6. Историко-архитектурные памятники

Санкт-Петербурга

Глава 7. Культурные центры Петербурга и

Ленинградской области

Край

Функции краеведения.

Организационная структура современного краеведения.

1.По языку:

3.По семантическому признаку:

Терминология топонимики.

Глава 2. Географическое положение и природные особенности

Растительность. Ленинградская область расположена в лесной зоне, на юге подзоны тайги в месте ее перехода в подзону смешанных лесов.

Животные: рысь, выдра, лиса, барсук, бобр, белка-летяга.

Западные районы

Приладожские районы

Восточные районы

Глава 4. Исторические вехи развития Санкт-Петербурга

4.1.История заселения и освоения Невских земель до Петра I

4.2.Военно-оборонительные сооружения Ленинградской области. Крепости.

Вопросы и задания

Литература.

Глава 5. Население Петербурга – XYIII-XXI вв.

5.1. Демографические особенности города за три века

Население Петербурга в XVIII веке

Население Петербурга в XIX веке.

Население Петербурга в XX веке.

Вопросы и задания

Литература

5.3.Петербург – город веротерпимости

Иноверческие храмы других вероисповеданий

Вопросы и задания

Восемнадцатый век.

Девятнадцатый век.

Двадцатый век.

7.2. Старинные усадьбы Ленинградской области

7.3. Монастыри Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В живописном месте на возвышенности усадьбы стоит храм св. мц. Софии, построенный в первой половине ХIХ в. Он сильно пострадал от пожара, поэтому Богослужение на подворье совершается в маленькой домовой церкви. Начаты работы по восстановлению разрушенной церкви

Литература

1..Назовите основные учреждения культуры XYIII века. Подумайте, как менялась роль культуры в правление Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II?

Александро-Невская обитель обладала большим историческим архивом и библиотекой, где находились книжные раритеты и рукописи из древних монастырей. В ризнице хранились драгоценности, а соборы украшали ценные полотна. В 1909 г. в лавре образовали музей – Древнехранилище. В 1918г. Александро-Невская лавра была упразднена, а все находящиеся в ней ценности (в первую очередь рака Александра Невского) конфискованы. Традиция захоронения на территории монастыря выдающихся лиц продолжалась и в годы Советской власти: с 1918 г. начало формироваться кладбище, где на протяжении нескольких десятилетий хоронили участников Гражданской войны, государственных и общественных деятелей, героев Великой Отечественной войны. В 1960-1970 гг. в лавре провели обширные реставрационные работы: реконструировали набережную Невы и прилегающие к монастырю кварталы. В 1956 г. возвратили православной церкви отреставрированный Свято-Троицкий собор. В 1988 г. здесь торжественно праздновалось 1000-летие крещения Руси. В середине 1990-х гг. православной церкви передали также несколько корпусов братских келий, а в 1997 г. в лавре окончательно восстановили мужской монастырь.

В 1704 году был заложен первый сад в городе - Летний сад. Его планировка соответствовала модному в первой половине XVIII в. регулярному стилю: деревья и кустарники высажены вдоль симметрично расположенных аллей. Садовые мастера Я. Роозен и И. Сурмин искусно украсили сад декоративными беседками, гротами, фонтанами, прудами. В Италии купили более 100 мраморных статуй и бюстов исторического, аллегорического и мифологического содержания.

В 1710-1714 гг. в Летнем саду на берегу Фонтанки был построен Летний дворец Петра I (арх. Д. Трезини, А. Шлютер). Скромное каменное двухэтажное здание под высокой кровлей - ценнейший архитектурный памятник Петербурга начала XVIII в. Дворец не подвергался перестройкам и поэтому хорошо сохранился. В 1925 г. в нем был открыт музей, воссоздана обстановка петровского времени, представлены подлинная мебель и личные вещи царя

К достопримечательностям Летнего сада относятся: ограды со стороны Невы (архитектор Ю.Фельтен) и Мойки (арх. Л. Шарлемань, 1826), Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826), Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827), памятник великому баснописцу И. Крылову (скульптор. П. Клодт, 1855) и декоративная ваза розового порфира, установленная перед прудом в 1839 г.

В Петровское время для новых образованных министерств - коллегий построили специальное здание - Двенадцати коллегий. Это здание - одно из самых ранних среди сохранившихся петербургских сооружений XVIII в. Строилось оно в 1722-1742 гг. по проекту Доменико Трезини (после его смерти работами руководил однофамилец- архитектор Джузеппе Трезини). Зодчий использовал оригинальный прием, объединив в одно целое 12 одинаковых зданий с общими стенами и вытянувшимся во всю длину сооружения коридором на уровне второго этажа.


На южном берегу Стрелки Васильевского острова неизменно привлекает внимание здание с живописной башней и куполом. Это Кунсткамера - первый музей в России. Легенда гласит, что место для него отыскал сам Петр I. Увидев две необыкновенные сросшиеся сосны, он приказал построить на этом месте здание "музея редкостей". Музей возвели в 1718 -1734 гг. по проекту архитектора Г. Маттарнови, доработанному Н. Гербелем, Г. Киавери и М. Земцовым. Ценнейшим памятником архитектуры начала XVIII в. является дворец Меншикова - одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Его построили как резиденцию генерал-губернатора столицы, царского любимца князя А. Меншикова в 1710-1720 гг. (архитекторы Д. Фонтана и Г. Шедель, при участии Д. Трезини, Б. Растрелли, Г. Маттарнови и Ж. Леблона).

В середине XVIII века в Санкт-Петербурге было около 30 православных церквей, которые располагались в разных частях города, и несколько церквей иных конфессий. Из церквей того времени сохранились Сампсониевский собор (1728—1740, автор неизвестен) на Выборгской стороне, Пантелеймоновская церковь (1735—1739 гг., И. К. Коробов), Церковь Св. Симеония и Анны (1730—1734 гг., М. Г. Земцов).

6.2. Архитектура второй половины XYIII века. Елизаветинское барокко и классицизм.

Господствующими в городской застройке во второй половине XVIII века станут - стили барокко (в первой половине XVIII века - петровское барокко), елизаветинское и екатерининское, а затем наступит период классицизма. Зрелое барокко (1740-е — начало 1760-х гг.) — это размах и декоративная пышность. Здания выглядят величественно, торжественно — и чрезвычайно нарядно. Фасады перестают быть плоскими: ризалиты, портики, колонны — то удалённые от стены, то утопленные в ней, сложные наличники окон, лепные украшения, скульптуры — всё это создавало игру света и тени, оживляя здания, а в сочетании с двухцветной окраской и позолотой придавало зданиям праздничный вид, настраивая зрителей на предвкушение чего-то чудесного.

Большинство дворцовых зданий елизаветинского Петербурга связано, с именем архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700—1771). Он прибыл со своим отцом (известным скульптором Карло Растрелли) в Санкт-Петербург в 1716 году. Пробыв семь лет на учебе за границей, он вернулся в Россию. Растрелли занялся строительством нового, шестого по счету Зимнего дворца. Оно началось в 1754 году и закончилось уже после смерти Елизаветы Петровны, в 1762 году. Место расположения главной резиденции российских императоров - Зимнего дворца, - как и многих других сооружений Санкт-Петербурга, определил основатель города Петр Великий.

Самый первый дом "для зимнего пребывания царя" был срублен в 1708 г. Но уже в 1711 г. Д. Трезини на его месте возвел небольшой двухэтажный дом "голландской" архитектуры - первый Зимний дворец. Его фасад, обращенный на восток, имел три выступа: центральный - с высоким крыльцом и два боковых. Перед зданием в 1718 г. прорыли канал, соединивший реки Мойку и Неву, устроили пристань, как это было принято в Голландии, которую Петр считал образцом для подражания. Канал получил название Зимней канавки - по дворцу. Поспешно сооруженное здание вскоре оказалось тесным для царской семьи, и в 1716-1719 гг. по проекту архитектора Г. И. Маттарнови был построен новый каменный Зимний дворец, расположившийся ближе к Адмиралтейству. Фасадом, украшенным пилястрами и портиком, он был обращен к Неве. В этом дворце 28 января 1725 г. царь-реформатор и умер. (Позже часть этой постройки, в том числе комната, в которой умирал Петр I, вошла в объем Эрмитажного театра - она сохранилась до наших дней.) По распоряжению Екатерины I Д. Трезини расширил Зимний дворец - появились новый флигель и корпус, соединивший его со старым зданием. Во дворце, считающемся третьим Зимним, было около 100 комнат. Правда, взошедшей вскоре на престол императрице Анне Иоанновне эти покои не понравились, и дворец отдали под проживание прислуги.


Царица затеяла новое строительство - четвертого по счету Зимнего дворца - Анненского. В 1755 г. Б. Ф. Растрелли создал временный, пятый Зимний дворец. Одноэтажное здание на углу Невского проспекта и реки Мойки со 156 комнатами также было роскошно отделано. Во время царствования Елизаветы Петровны резиденцию неоднократно переделывали, к основному зданию пристроили конюшню и мыльню, жилые и хозяйственные помещения. В итоге дворец утратил свой первоначальный облик. Его планировка оказалась сложной и неудобной. Строительство шестого по счету Зимнего дворца, сохранившегося до наших дней, велось в 1755-1762 гг. Работы начались со сноса Анненского дворца, после чего тысячи строителей возводили стены, устраивали лестницы, перекрытия. Отделочники-штукатуры, маляры, резчики по камню и дереву, позолотчики, стекольщики придавали фасадам и внутренним помещениям облик, строго соответствующий проекту Б. Ф. Ра­стрелли. Наконец, в апреле 1762 г. только что вступивший на престол император Петр III переехал в новую резиденцию.

Это здание по сути своей - целый квартал с внутренним крестообразным в плане двором. В нарушение петровских предписаний, оно смотрело не на Неву, а на Адмиралтейство. Зодчий богато украсил его скульптурными композициями, искусно оформил и 130 внутренних помещений: при отделке залов и комнат, дворцового театра и церкви, нарядных лестниц и галерей обильно использовались мрамор и позолота.

В декабре 1837 г. в нем произошел пожар. Проект восстановления разработали архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. К Зимнему дворцу примыкают соединенные с ним переходом четыре здания Эрмитажа. Инициатором строительства Эрмитажа при Зимнем дворце выступила императрица Екатерина II. В 1764-1767 гг. по ее велению возвели Малый Эрмитаж (Ж. Б. М. Валлен-Деламот), в который поместили коллекцию картин европейских художников. Вскоре шедевров искусства в коллекции императрицы оказалось столько, что пришлось строить еще одно здание - Старый Эрмитаж (Ю. М. Фельтен, 1771-1778). А в 1783-1787 гг. на месте Зимнего Дворца Петра I возник Эрмитажный театр (Дж. Кваренги). Наконец, в 1839-1852 гг. построили Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце). Здесь, а также в Зимнем дворце со времен Екатерины II размещается собрание произведений искусства и культуры, исторические экспонаты и реликвии, которые сегодня вошли в сокровищницу одного из крупнейших музеев мира, именуемого Государственным Эрмитажем.

Сооружение Воскресенского Новодевичьего монастыря императрица заказала для себя, собираясь уйти в него под старость, но не дожила до окончания его строительства. Место для него выбрали у излучины Невы, рядом со Смоляным двором, поэтому его стали называть Смольным. Строительство началось в 1748 году по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли. В русской архитектуре Смольный собор считается одной из самых лучших церковных построек. Собор окружен четырехугольником зданий келий, на углах которых располагаются церковки с легкими главками, тоже украшенными лепными орнаментами.


Пятиглавый, очень нарядный, крестообразный в плане Никольский собор архитектора С. И. Чевакинского тоже построен в стиле барокко. Поодаль от собора, на берегу Крюкова канала, возвышается четырехъярусная колокольня со шпилем — одно из самых совершенных по архитектуре и по красоте силуэта сооружений Петербурга

В стиле барокко также создан Шереметевский дворец по проекту С.И. Чевакинского в 1750-1755гг., Воронцовский дворец по проекту Ф. Растрелли в 1749-1757гг., Строгановский дворец – Ф. Растрелли (1752-1754гг.).

Со второй половины XVIII века большинство зданий и памятников строятся в стиле классицизм. Классицизм — художественный стиль в искусстве XVIII — начала XIX в.; название произошло от латинского слова classicus (первокласный), что понимается как образцовый. В основе этого стиля лежит то, что считалось идеальным образцом, — античное наследие, т. е. история и культура древних греков и римлян. Пышность и нарядность барокко сменяется величавой геометрической простотой и идейным содержанием. Каждое здание — это не просто постройка, но ещё и идея.

Архитектура раннего классицизма (17601770-е гг., архитекторы. Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди) ещё сохраняет черты барокко, но пластическое богатство уже сочетается с чёткостью и геометризмом форм — это Академия художеств, Гостиный двор, Мраморный дворец.

Со временем нарастают торжественность, монументальность и подавляющее великолепие. В период зрелого классицизма (1780—1790-е гг., архитекторы И. Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Н. А. Львов) стены украшаются массивными портиками с мощными колоннами и фронтонами. Появляются дворцы-усадьбы — Таврический дворец, общественные сооружения — Академия наук, Эрмитажный театр, Кабинетный корпус при Аничковом дворце, Конногвардейский манеж, Смольный институт.

В период высокого классицизма, называемого также ампиром (1800— 1830-е гг., архитекторы А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. И. Росси), подчёркивается величественная мощь русского государства. Огромное значение приобретает скульптурный декор: здания украшают военными эмблемами, воинскими доспехами, лавровыми венками, орлами, Гениями Славы и колесницами Славы; таковы Адмиралтейство, Казанский собор, Биржа, здание Главного штаба, Троицкий собор, Московские и Нарвские триумфальные ворота. Создаются ансамбли площадей — площадь Искусств, площадь Островского, Стрелка Васильевского острова — и улиц, например улица Зодчего Росси. Среди скульпторов, работавших в этом направлении, — В. И. Демут-Малиновский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв и др.

В 1768 году на площади, рядом с западным крылом Адмиралтейства, начались работы по возведению памятника Петру I. Подножием памятника стала огромная гранитная глыба массой 1600 тонн, найденная на берегу Финского залива. Статую всадника на коне отлили из бронзы по модели французского скульптора Этьена Фальконе.


В конце XVIII века рядом с Летним садом появилось сооружение Михайловского замка, построенное в стиле классицизма для императора Павла 1. Его возвели в 1797-1800 гг. Согласно легенде, место для новой резиденции император выбрал, проговорив: "Хочу умереть там, где родился". Замок построили, снеся деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны, где Павел появился на свет. Название новый замок получил в честь архангела Михаила, которого император считал своим небесным покровителем. Проект грандиозного сооружения разработал В. Баженов, а руководил работами архитектор В. Бренна. На площади перед дворцом в 1800 г. Павел I велел установить памятник Петру I (скульптор. Б. К. Растрелли) - первую в России конную скульптуру, отлитую еще в 1746 г. Площадь перед замком получила название – Коннетабль, что в переводе с французского означает "великий конюший". Так во Франции в XVII веке называли главнокомандующего армией.

Были построены также дом Г. Р. Державина (А.Н.Львов), усадебный дом Юсуповых (Д. Кваренги). На протяжении второй половины XVIII века продолжал застраиваться Невский проспект. В эти годы на нем были построены: Гостиный двор (Ж.-Б. Валлен - Деламот), Серебряные ряды (Д. Кваренги), Публичная библиотека (Е. Т. Соколов), костел Св. Екатерины (Ж.-Б. Валлен-Деламот) и Армянская церковь (Ю. М. Фельтен).

Недалеко от Смольного собора, на берегу Невы, в 1783—1789 годах был построен дворец для Г. А. Потемкина-Таврического по проекту архитектора И. Старова, получивший название Таврический.

6.3. Формирование городских ансамблей

в первой половине XIX века. Эпоха ампира.

Архитектурный стиль ампир из Франции пришел в Россию. "Ампир" означает "высший", "расцвет", т.е. наивысший расцвет классицизма. Отличительной особенностью этого стиля стало не просто использование классических форм архитектуры, а преимущественно форм римского классицизма эпохи империи. Среди сооружений популярным становится возведение триумфальных арок, ворот, колонн, использование арматуры, элементов помпейского искусства.

В XVIII в. вдоль главной магистрали столицы расположились храмы различных христианских вероисповеданий: лютеранской, католической, армянской, а также русской православной - церковь Рождества Богородицы. На ее месте император Павел I решил возвести кафедральный собор и объявил конкурс на лучший проект. Победителем оказался малоизвестный тогда архитектор А. Н. Воронихин.

27 августа 1801 г. состоялась закладка собора, названного Казанским в честь почитаемой в православии иконы Казанской Божией Матери. Главную святыню собора - икону Казанской Божией Матери, в окладе из золота, украшенную 3 097 алмазами, 638 рубинами, - установили на пьедестале из малахита.

К январю 1806 г. кладка стен и установка 56 гранитных колонн внутри здания были завершены и 1600 каменщиков начали выводить своды. В 1809 г. приступили к возв­дению купола, состоявшего из трех оболочек: двух каменных и одной из кованого железа. Это был первый в мире металлический купол. Двери с десятью рельефами на библейские сюжеты отлиты из бронзы. Это копия дверей флорентийского баптистерия, названных великим Микеланджело "Вратами Рая". Обычно православные храмы слабо освещены. Воронихин же разместил по всему периметру здания 40 больших окон в два ряда и прорезал также окна в барабане и основании купола.