Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1721

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такой календарь вносит определенную размеренность в суету жизни, позволяет взрослым членам семьи заранее планировать временной и финансовый бюджет.

Несмотря на различие, смысловое насыщение праздников, при организации семейных праздников можно придерживаться определенной схемы.

Технология подготовки и проведения семейного праздника предусматривает прохождение трех этапов:

1) подготовка к празднику;

2) проведение праздника;

3) анализ и осмысление праздника в послепраздничный период.

Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.

Подготовка к празднику. Этот этап предполагает создание праздничной ситуации и праздничной атмосферы. Подготовка к празднику - это часть ежедневной совместной работы всех членов семьи в предпраздничный период, как правило, занимает примерно от одной до четырех недель.

Это время заполнено деятельным ОЖИДАНИЕМ - украшением дома, подготовкой праздничного наряда, изготовлением сюрпризов и подарков, сезонными и тематическими песнями и стихами, чтением определенной литературы; выбором, обсуждением и приготовлением блюд для праздничного стола. Эта деятельность помогает почувствовать значение, смысл того или иного праздника. Взрослые и дети вживаются в народную культуру, традиции, наследие предков, ритмичность и звучание родного языка. Совместная деятельность детей и взрослых в этот период способствует возникновению чувства сопричастности к празднику.

Время ожидания праздника буквально организует и предопределяет характер досуговой деятельности семьи и в отношении выбора книг для семейного чтения, спектаклей для домашнего театра, и в отношении художественных, музыкальных занятий, рукоделия, вся деятельность приобретает определенное значение. Прикладное творчество наполняется смыслом - вяжем, вышиваем, лепим - подарок, ёлочную игрушку, символические украшения. Рисуем - приглашения на праздник, украшения для дома.

Примерный алгоритм подготовки к празднику:

1). Составить список участников праздника с указанием даты рождения, телефона и адреса. В этот список могут быть включены близкие и дальние родственники, друзья семьи и т.д. Количество человек зависит непосредственно от тематики и масштаба праздника. Это может быть тихий вечер в кругу самых близких членов семьи, а может быть широкомасштабное мероприятие. Такой список может быть составлен один раз, и на его основании может формироваться список приглашенных людей на каждый конкретный праздник; он является главным помощником организатора на всех этапах подготовки.

2). Продумать время начала праздника и место его проведения. Анализ первого пункта поможет выбрать наиболее оптимальное время, исходя из идеи самого праздника, времени года, дня недели, времени суток, и возраста участников. Например, нежелательно начинать праздник в середине дня, если среди основных участников есть маленькие дети, у которых это время отведено на дневной сон. Если праздник приходится на будний день, то было бы логично начало праздника отложить (если это возможно) до прихода с работы всех трудящихся членов семьи. Безусловно, есть такие праздники, время которых предопределено, например, Новый год.


3). Сделать приглашения. Можно воспользоваться готовыми открытками, а можно совместно с детьми сделать приглашения из картона, цветной бумаги или акварельных зарисовок.

4). Придумать и сделать подарки для каждого гостя. Даже для Дня рождения, который предполагает получение подарков главным виновником торжества, желательно сделать маленькие сюрпризы, которыми ребенок может порадовать своих друзей. Подарок, сделанный своими руками, несет тепло рук и сердца. Если подарки приобретены в магазине, можно совместно заняться их упаковкой и украшением. Подарки и сюрпризы должны быть незамысловатыми и недорогостоящими.

5). Подобрать праздничную одежду. Это может быть карнавальный костюм, или отдельный элемент, который бы подчеркивал тематику праздника: мишура, банты, ленты и .т.п.

6). Украсить дом. Каждый праздник имеет свою традицию приготовления дома. Так на Новый год принято украшать елку. Символы Рождества – Рождественская звезда, свечи, вертеп. К Пасхе можно украшать дом, использую мотивы с птицами, яичками и зайцами. На Троицу делают венок из березовых веток и мобиль из белых бумажных голубей. Украшение дома, как и выбор праздничной одежды, подчеркивает отличие праздника от повседневности.

7). Разработать ход и сценарий праздника. Выбрать книги для чтения и создания атмосферы, ненавязчиво, в игре заучивать песенки и стихи, подходящие событию. Подобрать сказку или пьесу для инсценировки силами домашнего театра. Может быть будет необходимо смастерить кукол или декорации. Этим хорошо заниматься совместно с детьми.

8). Продумать меню и форму организации праздничного стола, если праздник предполагает угощение. Праздничное застолье издревле является важным элементом празднично-обрядовой культуры. Прежде праздничная трапеза носила ритуальный характер. В настоящее время она утратила свой сакральный смысл, став в большей части традицией. Так, традиционно на Рождество пекут пряники, на Масленицу – блины, центром Пасхальной трапезы являются яйца, куличи, пасха. День рождения венчается именинным пирогом со свечами.

Планирование меню помогает определить финансовый бюджет и список покупок.

В приготовлении блюд к семейному праздничному столу обычно активное участие принимают дети в силу своих возможностей.

Самое важное! Внешние атрибуты праздника не должны затмевать его суть, за суетой предпраздничной подготовки главное - не забыть о самом празднике, о его назначении, о главном действующем лице, не устать от хлопот, а наоборот сохранить и взрастить в себе праздничное настроение.

Проведение праздника. Этап проведения праздника во многом будет зависеть от предварительной проделанной работы.

Важными элементами праздника являются праздничное настроение и праздничное общение.

По словам А.В. Захарова, «в праздничном общении есть элемент принудительности, своеобразный «долг празднования», свидетельствующий об изначальной коллективистской природе всякого праздника, не исключая и тех, которые принято считать сугубо личными. Большинство людей хорошо чувствуют, что во время праздника нельзя быть раздражительными и угрюмыми, держаться особняком, нарушать общее приподнятое настроение. Как и всякое явление культуры, праздник представляет собой социально нормированное, организованное поведение»124.


В рамках одного праздника могут присутствовать фрагменты всех видов искусств: музыка, живопись, хореография и даже архитектура. Кроме того, праздник может включать в себя и компоненты, которые не связаны с искусством. Например, парад военной техники, посадка деревьев, выпечка блинов на масленицу т.д. Такой разнообразный материал требует определенного способа объединения. Этим объединяющим элементом является сценарий.

Сценарий – это определенная схема, последовательность действий в ходе праздника.

Примерный ход семейного праздника может быть таким:

        1. Встреча и приветствие гостей.

        2. Игры на снятие психологических барьеров и эмоционального напряжения, игры на знакомство (если гости не знакомы друг с другом).

        3. Хороводные, музыкально-ритмические игры, связанные с тематикой праздника (например, катание яиц на Пасху, хоровод вокруг елки, «Каравай» на день рождения и т.д.) конкурсы,

        4. Совместное творчество – рукодельная мастерская (например, крашение яиц, вырезание снежинок, украшение чучела Масленицы, изготовление фонариков и звезд к Рождеству, голубков на Троицу).

        5. Обмен подарками и свободное общение.

        6. Праздничное угощение.

        7. Тематический спектакль.

        8. Ритуал прощания. Это может быть выработанный практикой однотипный ритуал расставания (например, песенка на прощание, мыльные пузыри под медленную музыку), к этому ритуалу могут добавляться ритуалы конкретного праздника (например, сжигание чучела на Масленицу).

      По ходу праздника надо обязательно планировать время необходимое на мытье рук и туалет, одевание и переодевание гостей.

      Анализ и осмысление праздника в послепраздничный период.

      Этот этап не менее, а может быть, даже более важен по сравнению с предыдущими. Это обязательная пауза после праздника, во время которой и дети, и взрослые получают возможность еще раз осознать весь праздник, «переварить» праздничные впечатления, выдохнуть. Надо обязательно помнить, что праздник это особое событие на фоне повседневности. На этом этапе можно повторять песенки, перечитывать книги, связанные с тематикой праздника, повторять спектакль.

      Именно этот этап заставляет возвращаться к семейному праздничному календарю, еще раз продумывать ту цикличность, которая была им задана. Вполне возможно, что некоторые праздники будут вычеркнуты из данного списка, либо то значение, которое им предавалось изначально, будет пересмотрено, а масштаб празднества уменьшится.



      4.3. Театральные действа в структуре праздника. Домашний театр


      Важной особенностью организации праздника является его театрализация.

      Театрализация — организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.125


      Современный праздник, как правило, организуется с учетом тех или иных законов театра, но, тем не менее, имеет и существенные отличия от последнего. К этим отличиям можно отнести отсутствие территориальных и временных ограничений (праздник не привязан к конкретной сценической площадке и определенному времени), отсутствие репетиций.

      Однако, театрализованное представление может являться частью праздника, выполняя зрелищную и эстетическую функции.

      В этой связи в рамках семейного досуга большое значение приобретает домашний театр.

      Театрализованные игры помогают преодолению эмоциональной отчужденности между родителями и ребенком. На эту тему проведено исследование Р.К. Сережниковой. Под «домашним театром» в исследованиях Р.К. Сережниковой126 понимается совокупность театрализованных игр, разнообразные виды театра, доступные для домашнего использования (кукольный, настольный, теневой, театр Петрушки), игры - драматизации и семейные праздники. Эмоциональная насыщенность «домашнего театра», а также его близость семейным традициям способствует развитию положительных эмоциональных контактов между родителями и детьми.

      Как отмечает Т.В. Бабушкина, «домашний спектакль невольно вытекает из совместно прожитого, включает заинтересовавшее, то вспыхивает, то угасает. Он всегда как бы приподнимает на цыпочки и позволяет взглянуть на близкое, но чуть выше, или на знакомое, но с нового ракурса.

      Домашний театр щедр своей полифоничностью.

      Но главное - детский домашний театр находит место каждому участнику, поскольку в нем уживаются самые разнообразные жанры: публицистический, сказочный, философский, театр семейных радостей, поэтический. Принимать участие в разном могут совсем разные по голосу люди... Большинство спектаклей предваряет или книга, взволновавшая многих, или летнее странствие, или идея, а то и предмет, разделивший сюжет совместной жизни...

      Домашний театр - близкий родственник бардовской песни. В него вплетаются самые невероятные театральные игры. Домашний театр довольствуется костюмом-намеком, что, как видно, присуще детской природе фантазии, не только в детской игрушке»127.

      Главным условием домашних спектаклей, автор считает, - отсутствие возвышения сцены, так как по ее мнению, «столь важная деталь требует мастерства от актера, а отсутствие ее - мастерства от зрителя. И если он щедр - у домашних актеров открывается удивительное дыхание детской импровизации, что, полагаю, сродни принципам детского рисунка или наивной живописи взрослых художников».

      В условиях домашнего театра можно показывать разного рода спектакли: драматические, кукольные, моноспектакли. Однако наибольшие возможности в рамках домашнего театра получают кукольные спектакли.

      В исследованиях известного историка театра, театрального критика, драматурга Б.П. Голодовского128 выявлено, что в первой половине XIX в. значительная роль в популяризации и распространении драматургии театра кукол принадлежит любительскому театру: искусство театра кукол проникает в семейную среду. Кукольные пьесы разыгрывались на театральных сценах, в балаганах, в домах аристократов, купцов, мещан, разночинцев, крестьян. Традиции домашнего театра кукол в России XIX в. стали так сильны, что почти никто из известных, прославивших впоследствии свое имя драматургов, писателей, поэтов, ученых, художников в детстве или юности не избежал встречи с этим искусством. Среди них: С.Т. Аксаков, А.А. Бестужев-Марлинский, А.Н. Бенуа, А.И. Герцен, Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, А.И. Панаев, Н.А. Полевой, В.А. Соллогуб, К.С. Станиславский и многие другие. История российских домашних кукольных спектаклей начинается, по-видимому, в конце XVIII - начале XIX веков. В XIX веке оживляемые куклы не утратили всеобщего расположения, однако их все чаще относили к детским развлечениям. В образованных кругах было принято приглашать на детские праздники кукольника, а иногда и своими силами давать кукольные спектакли.


      В дореволюционном домашнем театре кукол можно выделить три типа представлений.129.

      Первый тип - детский кукольный спектакль, сделанный почти без участия взрослых. Отношение взрослых поощрительное, но пассивное, основная их роль - роль зрителей. Это спектакль-игра, спектакль, в котором ребенку предоставляется полная свобода. О таких спектаклях можно прочитать у К.С. Станиславского.

      Второй тип - кукольный спектакль для детей, устраиваемый взрослыми. Роль взрослых становится более активной. Инициатива переходит в их руки. Домашняя кукольная сцена используется в целях воспитания и образования; спектакль получает педагогическую направленность. Дети и взрослые меняются местами: дети все чаще становятся зрителями, взрослые - исполнителями и авторами пьес.

      Третий тип - представление взрослых для взрослых. В домашнем театре воплощают и развивают эстетические концепции, инсценируют лучшие образцы литературы и драматургии, начинают затрагивать политические и социальные темы. Домашний театр привлекает внимание артистической интеллигенции и становится центром театрального эксперимента. Его работа приобретает полупрофессиональный, студийный характер.

      Преимущества кукольного спектакля для домашнего театра130:

      • прост в изготовлении. Для изготовления театральных кукол используются любые подручные материалы;

      • работа с театральной куклой развивает мелкую моторику. Кукольный спектакль технически гораздо сложнее драматического, детям требуется больше внимания, им довольно трудно бывает скоординировать свою речь с движениями куклы, а значит, нужно учиться взаимодействию, развивать координацию движений;

      • все роли могут быть распределены между двумя-тремя детьми (это может быть и «театр одного актера»);

      • это театр практически неограниченных возможностей (например, злая колдунья на глазах у зрителей может мгновенно превратиться в уродливую ворону);

      • очень полезен застенчивым детям, которым мучительно стыдно выступать перед публикой. В кукольном же театре, спрятавшись за ширму, малыш чувствует себя более защищенным: выступает уже не «сам» ребенок, а куклы;

      • кукольный театр — один из способов, который помогает детям понять важные вещи. Через кукол и дети, и взрослые находят выражение для своих внутренних переживаний, могут поставить вопросы, которые иначе бы не возникли. С их помощью ребенок может отважиться облечь свои мысли в слова.

      Методика проведения кукольного спектакля.

      Сцена. Желательно, чтобы сцена располагалась на уровне глаз зрителей. Для этих целей хорошо подходит лавка или столик, возможен вариант расположения сцены и на полу. Стол необходимо покрыть плотной тканью ворсистой тканью, чтобы легкие ткани не соскальзывали. Зрители сидят перед сценой или полукругом. Хорошо, если ведущий одет в светлую и однотонную одежду, не привлекающую внимания.