Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1725

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Список литературы

  1. Захаров А.В. Развлечение sub specia социологии //СоцИс – 2008-№ 1, [Электронный ресурс]. – URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-01/zaxarov.pdf

  2. Воловик А. Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 240 c.

  3. Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга : Автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 – СПб., 2007. – 230 с.

  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

  5. Зборовский Г.Е. Социология досуга и культуры.[Текст] / Г.Е. Зборовский. – М.: Изд-во «Альтекс», 2006. – 242 с.

  6. Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : научно-практический сборник / Сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007 – 184 с ISBN 978-5-91515-004-0. - [Электронный ресурс]. – http://www.mcbs.ru /data/publications/Documents/zamknuty_krug_text.pdf

  7. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с. ISBN 978-5-382-00433-4

  8. Пацлаф Р. Застывший взгляд. /Перевод с нем. В. Бакусева — М.: evidentis, 2003. — 224 с.

  9. Родительская академия : организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов : метод. пособ. для родителей : [в 2-х ч.] / Деп. Образования г. Москвы, Моск. гуманит. пед. ин-т ; [Гайнуллова Ф.С. и др.]. – М. : МГПИ, 2008. – в 2-х частях.

  10. Сергеева О.В. Домашний телевизор: экранная культура в пространстве повcедневности / О.В. Сергеева; Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. - 160 с.


Тема 4 . Организация праздничной культурно-досуговой деятельности


4.1. Праздничная культура в системе досуговой деятельности


«Жизнь без праздника – это длинный путь без заезжего двора»

Демокрит


«Неизвестно каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он всё забудет, и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала».

В.О. Ключевский


Праздник сопровождал человека с древних времен. Существуя во всех обществах с глубокой древности, праздники являются необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина, «празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры»99.

Как отмечают Т.Г. Киселева и Красильников100, на Руси смена времен года обычно сопровождалась серией религиозных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, например, наряду с существованием семейной обрядности, характеризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи - этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекультурная обрядность, коллективное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обрядность». В то же время между этими двумя видами обрядности издавна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов.

Авторы подчеркивают, что с давних пор многие обрядово-ритуальные мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг. Соответственно этому большинство, например европейских, цивилизаций имело более 150 свободных от работы дней в году. Анализируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по существу, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы выполнять духовные обязательства101.

С.И. Ожегов102 в «Словаре русского языка» отмечает несколько значений понятия «праздник»:

  1. День торжества, установленного в честь или в память кого-чего-н.

  2. Выходной, нерабочий день.

  3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью.

  4. День радости или торжества по поводу чего-н. (семейный праздник).

  5. День игр, развлечений (досуг).

Праздники – это своего рода сгустки духовной культуры народа, поскольку они тесно связаны с историей, мифологией, народным творчеством. В праздниках и обрядах нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, космосе, об окружающей среде.

Внимательное изучение и анализ современной праздничной культуры помогает осмыслить и выявить основные тенденции культурных процессов, как в нашей стране, так и за рубежом. «Праздник — зеркало своей эпохи. По создаваемым народом праздникам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы и стремления самых различных ее социальных слоев» 103.


Основная особенность праздника как феномена культуры – это «освобождение от повседневных структур бытия, выключение из обыденной жизни, преодоление банальности, повседневности и бегство от неё»104.

«Праздник — это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее радостное настроение. Его характерная черта состоит в том, что жизнь в его пределах организуется «не так, как обычно».105

«Праздник - антитеза будней, как проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, повседневной»106.

Проблематику теории праздника впервые определил М.М. Бахтин (конец 30-х гг. XX в.), анализируя смеховую средневековую культуру в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», он сформулировал фундаментальные положения теории праздника, которые до сих пор остаются весьма значимыми. Праздник, говоря словами М.М. Бахтина — «это сама жизнь, оформленная игровым способом»107.

Общие ЧЕРТЫ ПРАЗДНИКА:

  1. глубокая идея, заложенная в нем, выраженная в условно-символических действиях, которые фиксируют внимание людей на мысли, определяющей общественную значимость происходящего.

  2. коллективный характер праздников; но это не просто масса, а общность, считающая праздник способом выражения своих ценностей;

  3. культурная ценность праздника, которую хранят, передают из поколение в поколение и которая выражается в различных видах искусства. Чем глубже вера в ценности, которым посвящен праздник, тем глубже он воспринимается человеком. Утрата интереса к празднику – это утрата человеком ценностей лежащих в основе праздника;

  4. торжественность, зрелищность, яркий церемониал;

  5. связь с закономерными ритмическими явлениями жизни (ритмами природы, с мифологическим временем, с ходом истории, периодами жизненного цикла), т.е. относительная устойчивость праздника и постоянное внутреннее изменение его содержания и формы на протяжении веков.

Праздник – одно из центральных понятий культуры, как традиционной, так и современной. Праздник представляет собой форму трансляции духовного наследия той или иной культуры, так как всегда связан с традициями и обычаями. В связи с этим необходимо дать определения таких понятий как «традиция», «обряд», «ритуал», «церемония».

Традиция (от лат. tratitio – передача) – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени108.

Современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности становления личности и характеристики домашнего воспитания, относят семейные традиции.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи. Эти образцы регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, в том числе и проведение досуга. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье109.


Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности (Б.М.Бим-Бад, А.В. Петровский, Т.А. Куликова).

Традиция – это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и реализуется в следующих формах обычая, обряда, ритуала.

Обычай – исходный, наиболее простой тип социальной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте110. Это понятие более узкое по сравнению с традицией; рассматривается как прочно устоявшееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни. Государство, как правило, не обеспечивает исполнения обычая. Он соблюдается благодаря неоднократному повторению и применению в течение длительного времени как стереотипной формы этнической или художественной культуры, связанной с деятельностью, имеющей только практическое значение.

В специальной литературе часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Подробный анализ этого вопроса представлен в исследовании И.В.Суханова111. Исследователем было выявлено «родство» традиций и обычаев, выделены их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Данные функции обычаи и традиции осуществляют разными путями. Обычаи непосредственно, путем детальных предписаний определенных действий в конкретных ситуациях, стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации.

Так, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады»112.

Главным признаком, отличающим обычай от традиции, является его конкретность, т.е. детальная регламентация.

Обряд – введенный законом или обычаем порядок в чем-либо; внешнее оформление какого- либо действия условными обязательными действиями, совершаемыми в различных случаях жизни.

Это разновидность обычая, цель и смысл которой – выражение (символическое) некоей идеи, чувства, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием.


Принципиальными особенностями обряда как формы социокультурной коммуникации выступают:

  1. Избирательность – сохраняется только то, что представляется наиболее важным и ценным для той или иной общности;

  2. Повторяемость - для закрепления традиции обряда нужна историческая проверка временем;

  3. Действенность, его практический смысл;

  4. Многозначность - в процессе хранения и передачи информации в обряде происходит колоссальное сгущение информации. Это дает возможность по-разному интерпретировать содержание обряда, в зависимости от духовных устремлений той или иной эпохи, общества, группы, субкультуры;

  5. Авторитарность – без некоторой степени доверия к авторитетам и общественным институтам обряд не мог бы существовать.

Ритуал – исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей113. Ритуал – это основа обряда, порядок совершения традиционных действий, соответствующих обряду.

Главной особенностью любого ритуального действа является его символический характер. Символ — это своеобразный пароль культуры. С древнейших времен в основе культа, обряда, системы ритуальных действий лежала игра. Массовые народные игры, возникшие как ритуал, являются центральной частью народного праздника. Ни одно историческое описание ритуального действа не обходится без входящей в него игры или игрового состязания. Соответственно, ритуал можно определить как символическое игровое действие в культуре.

Таким образом, в основе функционирования праздника лежит взаимосвязанная система традиций, обычаев, обрядов, ритуалов.

А.С. Московкина114 выделила ряд проблем праздника в современном социокультурном пространстве России, среди которых:

  • проблема функционирования праздничного календаря с учетом его религиозно-бытового аспекта и зрелищно-игровых форм "народного ликования";

  • проблема взаимодействия праздничных традиций с современными формами досуга. Не сегодня начавшийся процесс забвения культурно-исторической памяти повлек за собой выхолащивание духовных ценностей из сферы досуга и размывание границ в иерархии субкультур. Произошли серьезные деформации в системе празднично-обрядовой культуры, т.к. праздник лишился своего сакрального ядра - обряда, превратившись в сферу развлечений.

Необходимо также отметить, что большие изменения в восприятии и участии в массовых зрелищных мероприятиях произошли с внедрением в досуг современной семьи средств массовой информации, а в частности телевидения. Как отмечает О.В. Сергеева, «приход технологии трансляции изображений повлек за собой слияние праздничных акций с телевизионной программой. Это значит, что, с одной стороны у человека появилась возможность опосредованного присутствия на массовых уличных мероприятиях, с другой стороны, институт СМИ начал разработку специальных праздничных концертов, призванных создавать и поддерживать веселье в домашней обстановке. Телевизор овеществил практику «быть не участником, а зрителем»115.