ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.05.2021
Просмотров: 1791
Скачиваний: 14
Функции праздника. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности.
Как отмечалось выше, в настоящее время стало очевидным, что празднично-обрядовая культура все в большей степени функционирует в рамках досуговой сферы. Современные праздники утратили свой семиотический статус и приобрели в большей степени развлекательно-рекреационный характер. Будучи включенной в системы досуга и культурной-досуговой деятельности, празднично-обрядовая культура в той или иной мере реализует функции этих систем, но, в то же время, обладает собственной функциональной неповторимостью.
По выражению А.В. Захарова116, «праздники выполняют своеобразную функцию чувственной ориентации человека, но, кроме того, и сами несут в себе определенную концепцию пространства и времени, расставляя смысловые акценты в ритмическом чередовании будней, знаменуя прекращение одних циклов жизнедеятельности и начало других. Чаще всего они бывают приурочены к смене времен года, различным видам сельскохозяйственных работ, событиям в жизни коллективов, важнейшим вехам личного жизненного пути людей. Вместе с тем праздничные обряды содержат информацию о крупных событиях в истории государств и народов, всего человечества. Они как бы сжимают беспредельность Природы и Истории до масштаба, соизмеримого с индивидуальным бытием, и дают возможность человеку ощутить себя причастным к культурно-историческому процессу».
Эту же мысль высказал В. Ильин. По его словам, «основная часть праздников выполняет функцию разметки социального времени: они обозначают границы между интервалами (астрономическими годами, отрезками жизни человека и т.д.)»117. Праздник как бы отмеряет время культуры, задает точку отсчета. Он одновременно и задает, и нарушает логику повседневности.
Праздник вносил в жизнь человека традиционной культуры, цикличность, временной круг повторялся с неизбежностью снова и снова, но именно праздник, его успешное проведение, гарантировало благополучное существование в следующий временной отрезок. К празднику готовились, украшали жилище, меняли одежду, и внутренне стараясь расстаться со старым, злым, мешающим жизни человека. Праздник образовывал ткань культуры. Его знаковая функция была очень высока.
В исследовании Н.Ф. Максютина выделены основные функции праздника118:
-
Идеологическая. Замеченная связь праздника с миром идеалов и основных ценностей человеческой общности на протяжении веков использовалась властью в целях самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей. После революции 1917 года, власть начала бороться с "религиозными предрассудками". Вместо крестного хода-демонстрация, вместо свечей к иконам в храме – возложение цветов вождям и мученикам революции, вместо крестин - звездины, октябрины, Дома малюток.
Петр I в целях обновления образа жизни и образа мыслей также использовал праздничные формы: вводил в обычай новые праздники и увеселения: ассамблеи, маскарады, карнавалы, гуляния в парках, а за счет шутовской перевернутости высмеивал и дискредитировал некоторые обряды прошлого.
-
Интегративная. Праздничная культура имеет способность совмещать и синтезировать элементы различных культур, традиций и новаций, реагировать на важнейшие события в жизни города, страны, церкви. Праздник является средством сохранения этносом своего лица, порождает коллективное чувство, опредмечивает в общем переживании связь индивида с общностью. Укрепляет в нем чувство причастности, принадлежности к целому. За счет чего?
-
Объединяет предмет празднования;
-
Форма празднования, закрепленная обычаем, ритуалом, своеобразие которого также роднило членов общности;
-
Коллективное действие, призванное усилить эмоции единства и общности;
-
Компенсаторная. Праздник возмещает запретные в будни удовольствия, получаемые от еды, питья, общения, позитивной эмоциональной. Это может быть компенсация событийной бедности жизни. Социально-психологическая разгрузка после длительного и монотонного периода жизни. Снятие напряжения и восстановление физических и психических сил.
-
Коммуникативная – удовлетворение потребности в общении и снятие социальных барьеров.
Праздник, обряд, другие театрализованные формы осуществляют важную задачу обеспечения связи поколений, обмена между поколениями, нациями, народами исторической, политической, культурной и другой информацией.
-
Регулятивная. Праздник является формой трансляции духовного наследия той или иной культуры, так как всегда связан с традициями и обычаями. Праздник, транслируя духовный и нравственный опыт предыдущих поколений, выполняет воспитательную функцию, прививает последующим поколениям морально-этические нормы.
-
Функция инкультурации и социализации личности. Праздник помогает осваивать мир культуры, начиная с освоения семейных традиций и переходя к постепенному ознакомлению с ценностями, принятыми и являющимися важными в данной культуре.
-
Рекреативная. Если коммуникативная функция праздника связана прежде всего с удовлетворением социо-психологических потребностей, то рекреативная – биопсихологическая, видит в празднике отдых от труда. Праздник всегда служил способом накопления позитивных эмоций, источником отдыха, радости. Рекреативная значимость праздника возобладала в последнее время. Современное понятие праздника стало отождествляться с понятием «досуг», «отдых», «выходной день». Если досуг – некоторое необязательное добавление к будням, то праздник – основа существования культуры вообще и, прежде всего, самой повседневности. Но изначально праздник был направлен, ориентирован на связь человека со сферой сакрального, ценностного, Высшего. Религиозные праздники сегодня сохраняют эту сакральную доминанту, хотя понятна она только группе религиозных адептов.
Кроме этих функций, исследователи119 выделяют:
-
Ценностно-ориентационную функцию. Праздник помогает осваивать мир культуры, начиная с освоения семейных традиций и переходя к постепенному ознакомлению с ценностями, принятыми и являющимися важными в данной культуре.
В процессе участия личности в театрализованном мероприятии на основе коммуникативной функции происходит интенсивный процесс интериоризации человеком определенных ценностей – политических идей, культурного наследия. Обогащение системы ценностей личности, которое при этом происходит, отвечает определенным потребностям не только общества, но и самой личности. Это связано с тем, что человек испытывает потребность в наличии нравственных ориентиров, критериев своего поведения и деятельности.
-
Самореализационную функцию празднично-обрядовой культуры. По мнению автора, эта функция напрямую связана с потребностью личности в реализации своих сущностных сил. Объективно существующая ограниченность различных сфер жизнедеятельности в реализации сущностных сил человека создает у последнего своеобразные очаги возбуждения в психике, делает ее неустойчивой. Это связано с тем, что большинство сфер жизнедеятельности нормативны, ограничивают личность в возможностях самовыражения.
В рамках конкретных празднично-обрядовых форм человек может выбрать вариант поведения и деятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, состоянием здоровья, уровнем культуры и тем самым самореализоваться. Как показали исследвоания Б.Г. Контребинского, именно стремление к наиболее полной самореализации побуждает зрителя к переходу в категорию участника массового действа, участника – в организатора, а последнего – в инициатора.
-
Преобразовательную функцию. Она проявляется в том конструктивном воздействии, которое оказывает участие в театрализованных формах, к которым относится праздник, на субъект деятельности. Эти преобразования касаются двух сторон: а) сознания личности участника и зрителя; б) поведения и деятельности, связанных с подготовкой массового действия и участием в нем.
Данная функция проявляется не только на локализованном во времени и пространстве самом театрализованном мероприятии. Она охватывает и период подготовки к нему, когда будущим участникам дается возможность готовить тексты, разучивать песни, репетировать художественные выступления, придумывать костюмы и маски, создавать лозунги, плакаты, транспаранты, сопровождающие коллективное театрализованное действие120.
Помимо перечисленных выше функций, праздник также служит способом накопления позитивных эмоций, источником отдыха, радости.
Классификация праздников. Наряду с функциями празднично-обрядовой культуры необходимо выявить основные виды праздников. В основе классификации праздников могут лежать различные критерии. Рассмотрим классификацию праздников, разработанную Н.Ф. Максютиным121 на основе анализа литературы по данной проблеме:
-
По сферам деятельности человека;
-
Политические (день конституции)
-
Экономические (дни профессий)
-
Религиозные (Пасха)
-
Культурные (культура понимается в ведомственном смысле; Дни славянской письменности), юбилеи деятелей искусств, фестивали искусств)
-
Бытовые (свадьбы, крестины)
-
По диапазону праздника, по охвату территории и по объему включенной в праздник массы людей;
-
Личностные (научные успехи, день рождения.)
-
Семейные (свадьба)
-
Праздник трудового коллектива (дата основание завода)
-
Праздники региональные (юбилеи городов)
-
Праздники этноса, нации (Сабантуй, годовщина Куликовской битвы)
-
Общегородские, общенародные (День Победы)
-
По демографическим признакам, прежде всего по полувозрастным.
-
Женские (8 Марта)
-
Мужские (23 февраля)
-
Юношеские (день молодежи, выпускной бал)
-
Детские (день защиты детей)
-
Ветеранские и т д.
Кроме того, праздник многозначен, и один и тот же праздник может быть представлен в разных группах классификации.
Можно классифицировать праздники в соответствии с календарем:
-
с церковным – религиозные;
-
народным – народные
-
государственным – государственные
-
семейным - домашние
Автор книги «Корпоративный праздник. Организация: шаг за шагом» С. Волчук122 предлагает классификацию самых молодых, корпоративных праздников:
-
праздник-традиция. Дань укоренившейся традиции проведения праздников, подтверждение стабильности компании и неизменности ее принципов отношения к персоналу;
-
праздник-благодарность. Средство выражения своего внимания и заботы о персонале;
-
праздник-подарок. Своеобразная премия или «заменитель» премии за профессиональные достижения;
-
праздник-разрядка. Снятие накопившихся в процессе работы межличностных конфликтов, улучшение психологического климата в коллективе;
-
праздник-инновация. Хороший способ привить мысль о новшествах в компании, обосновать необходимость изменений, изменить отношения к структурам и рабочим процедурам, откорректировать корпоративные ценности;
-
праздник-мотивация. Стимуляция интереса к работе, формирование желаемого коллективного настроения (team-spirit);
-
праздник-сплочение. Развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы (team-building);
-
праздник-тренинг. Создание и укрепление необходимых стереотипов и алгоритмов поведения, установок на совместное достижение результатов, атмосферы взаимопонимания и взаимного доверия (team-traning).
Одним из важнейших направлений гражданско-личностных праздников являются праздники семейные. Они носят своеобразный интимный, сугубо личностный характер, обусловленный целым рядом исторических и национальных традиций, конкретным нравственно-этическим опытом. При этом велико и общественно-социальное значение семейных праздников. Значительные события в истории семьи как социальной общности запечатлеваются в семейных праздниках, образуя память поколений, семейную идентичность, чувство «Я есть».
Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребёнка, для развития всех его дарований. Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух. Семейные праздники выполняют важнейшую функцию сплочения членов семьи и родственников.
Важной функцией семейных праздников в современных условиях является специальная ориентация ребенка на годичный кругооборот года, создание праздничного семейного календаря. Особенно важно это для городских детей, у которых в силу специфических условий жизни, потеряно естественное отношение к природе.
Подробнее организация семейных праздников будут рассмотрены в следующем параграфе.
В качестве итога этого парагарфа, хочется привести слова А.В. Захарова123., «соединяя свой эмоциональный опыт с переживаниями других людей, традициями предшествующих поколений, соотнося свое индивидуальное мироощущение с универсалиями культуры (философски воспринятыми ценностями природы, труда, языка, истории), человек может поднимать праздник до уровня действительного акта самопознания и творчества. И тогда уже праздник перестает рассматриваться в качестве малозначительного события, простого "отражения" или "выражения" каких-то извне заданных смыслов. Он воспринимается как одна из существенных, жизненно важных сторон мировоззренческой культуры личности, позволяющая лучше понять и осмыслить значение всех других моментов целостного человеческого бытия».
4.2. Организация семейных праздников: структура, основные этапы подготовки и проведения
«Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника ....... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники.....»
К. Д. Ушинский.
Содержательную основу подготовки и проведения праздника составляет событие, которому он посвящен. Цель, которая стоит перед любым организатором праздника – раскрыть значимость этого события и донести ее до всех участников мероприятия.
Фундаментом празднично-обрядовой культуры является событийный календарь. В основе традиционных праздников разных народов лежат культурные, религиозные, а также общечеловеческие предпосылки. Дни рождения, свадьбы, память об умерших, характерны для событийного календаря людей разных культур. В нем заложен богатейший народный опыт и исторический пласт традиций и обычаев и благоговения перед природой.
На основе этого календаря каждая семья может создать свой семейный календарь праздников, в который был бы вписан весь годовой круг праздничных событий конкретной семьи: дни рождения, памятные даты, религиозные и официальные праздники, которые семья отмечает исходя из своих ценностей и установок, а также сезонные праздники, помогающие и детям и взрослым прожить и прочувствовать цикличность и ритмичность жизни природы.