Файл: 2011_Мещерякова_КультДосугРабота.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.05.2021

Просмотров: 1738

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. Формы организации досуга населения


3.1. Основные формы организации культурно-досуговой деятельности и их классификация


Формы досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологии, различны по формам проведения и организации. Разновидности досуга, существовавшие в прошлом, постоянно видоизменяются и приумножаются за счет рождения новых досуговых занятий. Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты культурные интересы и потребности личности. Охарактеризовать формы культурно-досуговой деятельности исчерпывающим образом практически невозможно. В процессе анализа обычно используются классификации, которые позволяют выделить наиболее изученные и освоенные формы досуговой деятельности.

В основу этих классификаций могут быть положены разные основания43:

  • по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности);

  • по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности);

  • по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности);

  • по наличию творческого элемента: активные (деятельностные): творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения; пассивные: посещение различных культурных мероприятий и потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.).

За основу классификации форм досуга также могут быть приняты:

  • степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);

  • широта участия в культурно-досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);

  • специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых и иных учреждений);

  • особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, самодеятельное население, пенсионеры и т.д.);

  • полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (монофункциональные, диафункциональные, комплексные).

В ходе опытно-экспериментальной работы исследовательским коллективом под руководством профессора М.А. Ариарского было выявлено и проанализировано почти пятьсот форм досуга, включавших в себя44:

  • активную рекреацию (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и т.д.);

  • товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и т.д.;

  • индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и т.д.);

  • потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т.д.);

  • познавательный, спортивно-оздоровительный туризм; участие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных формах коллективного времяпрепровождения;

  • любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т.д.).


Как отмечает Г.А. Аванесова45, в России интенсивно развиваются такие распространенные в западных странах виды досуга, как:

  • обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино, компьютеру);

  • зарубежный и внутренний туризм;

  • оздоровительные занятия в фитнесс-клубах, аквапарках, бассейнах, саунах;

  • игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азартные);

  • посещение ресторанов, развлекательных центров, гипермаркетов;

  • посещение обучающих центров.

Кроме того можно выявить различные уровни организации досуга:

  • репродуктивный (досуг строится на известных образцах);

  • поисково-творческий (личность вносит в досуг элементы индивидуализации его форм и содержания);

  • творческо-созидательный (обеспечивающем разностороннее раскрытие индивидуальности).

По мнению М.А. Ариарского46, взаимосвязь духовного наполнения досуга и уровня владения умениями и навыками его организации, проявляется в способности личности:

  • планировать свой досуг;

  • использовать эстетический и оздоровительный потенциал природной среды;

  • осуществлять интеллектуально насыщенное общение в кругу семьи, друзей, клубного объединения или иной социальной общности;

  • эффективно использовать возможности чтения, избирательного просмотра телепрограмм и других форм индивидуального потребления ценностей культуры;

  • реализовывать свои способности и дарования в различных областях художественного, технического и прикладного творчества.



3.2. Семейный досуг в структуре культурно-досуговой деятельности



Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.

Среди основных отраслевых проблем, препятствующих развитию культурной жизни, снижающих социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга, по мнению Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова47, можно выделить такие проблемы как: снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения «домашним» формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию именно семейного досуга. Данные проблемы совершенно очевидно выявляют огромную роль организации семейного досуга.

Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.


Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации48.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме.

Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно.

Основным принципом организации семейного досуга является ориентация НА ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей.

Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговои деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи49.

Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.


Мы будем придерживаться определения «семейного досуга», данного С.В. Лавренцовой в своем диссертационном исследовании.

Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи50.

Семейному досугу свойственны отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности.

Можно говорить о том, что семейная досуговая деятельность - это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей51.

Культурно-досуговая деятельность в семье понимается как форма активности, направленная на смысло- и жизненно значимые цели, обеспечивающая благополучное существование (физическое, нравственное, духовное) семьи, осуществляемая в свободное от жизненно необходимых занятий время.

Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:

  • это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;

  • выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;

  • препятствует проникновению таких явлений антикультуры, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;

  • оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень; - сплачивает общностью интересов, переживаний;

  • является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие его уровни52:

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.


Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

По мнению Т.А. Куликовой53, восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к его раздельному проведению.

Нулевой уровень имеет социально отрицательный характер досуга.

Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.