ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2644
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «философия». Происхождение философии.
Предмет, функции и структура философского знания.
Особенности древневосточной философии.
Древнеиндийская философия. Веды. Буддизм.
Древнекитайская философия. Даосизм. Конфуцианство.
Особенности античной философии.
Философия Аристотеля. Метафизика.
Учение о государстве Аристотеля
Особенности философии Средних веков.
Патристика. Философия Аврелия Августина.
Особенности философии эпохи Возрождения.
Вещи реального мира, как пишет философ, «причастны» идеям: мир чувственного воспринимаемых вещей возникает путем соединения идей с материей. Мир идей – подлинное бытие, материя же приравнивается к небытию: это несовершенный, преходящий мир, бледное отражение прекрасного и совершенного мира идей.
Как уже отмечалось, в мире идей есть прообразы любых вещей и явлений материального мира, начиная с образов простых бытовых предметов (стол, топор и т.п.) и кончая идеями сложных понятий и представлений – например, добра, справедливости, красоты. Наивысшей идеей признается у Платона идея блага, главенствующая над всеми идеями. Это означает, что в мире господствует целесообразный порядок: все направляется к благой цели. Идея блага сливается с богом, бог есть само благо.
Платон логично и последовательно основывает все разделы своей философии на учении о мире идей и мире вещей. Так, у него подробно разработана теория познания. По своему основному смыслу она является теорией воспоминания. С точки зрения афинского мыслителя душа человека бессмертна. До его рождения она находится в мире идей. Туда же она и возвращается после смерти. Находясь в потустороннем мире, душа общается с идеями и приобретает от них знания. Вселившись в смертное человеческое тело, она забывает все увиденное и услышанное. Однако она может это снова вспомнить. Познание мира человеком происходит не через органы чувств, как считали натурфилософы, а путем воспоминания того, что душа видела в мире идей. Для познания истины, учил Платон, бесполезно обращаться к органам чувств, к ощущениям. Наоборот, следует полностью отрешиться от них, погрузиться в глубины своей души и постараться вспомнить то, что она видела в мире идей. Только в глубине души, в ее «врожденных идеях» коренится источник знаний. Поэтому знание невозможно передать от одного человека у другому, как пытаются сделать софисты.
Пример «воспоминания» увиденного душой в мире идей приводится в диалоге «Менон». Сократ беседует с мальчиком, который никогда не обучался геометрии, используя метод наводящих вопросов. В результате создается впечатление, что мальчик сам вспомнил теорему Пифагора. «Получается, - делает вывод Платон, - что в человеке, который не знает чего-нибудь, живут верные мнения насчет того, чего он не знает». У мальчика уже было врожденное знание о геометрии. С учения Платона в философии и психологии начинается долгий спор о существовании врожденных идей.
Для иллюстрации ограниченности человеческого познания Платон использует знаменитый образ пещеры, который с тех пор часто обсуждается в истории философии и культуры. Философ утверждает, что человеческие знания о мире идей крайне неточны и приблизительны. Представим себе узника, который помещен в пещеру и прикован там таким образом, что может видеть только стену, противоположную входу. Мимо пещеры проносят различные предметы, тени которых отбрасываются на эту стену и видны узнику, в то время как сами эти предметы он видеть не может. Нельзя сказать, что этот человек вообще ничего не знает о данных вещах, но насколько ограниченно его знание о предмете, если ему видна только тень последнего на стене пещеры! Знание человека о мире идей, утверждает Платон, подобно знанию, которое имеет о вещах узник пещеры. Чувственно воспринимаемые предметы реального мира – всего лишь тени, тусклые отблески совершенного мира идей, достоверное познание которого доступно только богу.
Широко известна теория государства, изложенная Платоном в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Философ считал, что наиболее совершенным было бы общество, устройство которого полностью соответствует «идее» государства. Платон – сторонник аристократического рабовладельческого государственного устройства. В его рабовладельческом обществе существует три сословия: философы, или правители (1), стражи, или войны (2), и земледельцы и ремесленники (3). Государственная власть принадлежит философам – аристократам. Стражи образуют аппарат насилия, необходимый для защиты общественной системы. Земледельцы и ремесленники производят все необходимое для государства. Рабы в Древней Греции рассматривались как «говорящие орудия» и вообще не включались в систему государственного устройства. Платон подробно рассматривает различные типы государства и приходит к выводу о том, что лучшим из них является аристократическая республика трех перечисленных сословий с философами-правителями во главе. Афинскую демократию он осуждает как власть «сильного зверя» – демоса, черни, толпы. В целом представления Платона об идее государства выразили его собственные политические симпатии потомственного аристократа.
Философия Платона – оно из самых выдающихся учений в истории науки. Его идеи были использованы в римском неоплатонизме, а затем при формировании идеологии христианства. С учения Платона в философии начинается полемика двух наиболее крупных направлений – материализма («линии Демокрита») и идеализма («линии Платона»).
Наиболее знаменитый ученик Платона – крупнейший ученый Древней Греции Аристотель из Стагира.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 27
Учение Гераклита.
Основное произведение Гераклита «О природе», в котором он поднимает ряд сложных вопросов. В качестве первоначала Гераклит представлял огонь, однако, это не был огонь только в его физическом понимании, это есть вещественный и чувственно воспринимаемый живой космический принцип появления всех вещей с той или иной структурой. Огонь – наиболее изменчивая и динамичная из всех стихий, остальные же есть только трансформации огня. «Все вещи суть размен огня, и один огнь меняет все вещи, как товары суть размен золота и на золото меняются все вещи». «Этот порядок один и тот же для всех вещей, не сотворен никем из Богов, и ни кем из людей, но всегда был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимися и мерами затухающим». Огонь является законом динамичности мира. Огонь для Гераклита отождествляется с Логосом (разумное слово, закон). Логос управляет миром, он есть мировой порядок, тождественный со всем, он определяет собой каждую вещь и равновесие этих вещей. «Все происходит согласно Логосу».
Постоянное движение, изменение и переход каждого явления в противоположное делают относительными все свойства вещей. Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное и абсолютное. «Ослы солому предпочли бы золоту».
Чувства не могут дать нам истинного познания, такое знание дает нам только мышление. «Мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину, и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мудрый человек избавлен от страстей. Так как основа души – это огонь, то мудрая душа – это сухая душа.
Пифагореизм – это религиозно-философское учение Древней Греции, основателем которого явился Пифагор. Пифагорейство – это учение:
-
о числах самих по себе, или о богах как числах; -
о космосе как числе; -
о вещах как числах; -
о душах как числах; -
об искусстве как числе.
Мировая гармония как закон мироздания есть единство во множестве и множество в единстве. Мир – живое и огненное шаровидное тело, он вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, которая разделяет и обособляет вещи. В центре мира находится огонь, от которого на равных промежутках находится 10 божественных сфер (звезды, Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна Земля, Противоземие (антипод Земли). Эти прозрачные сферы, к которым прикреплены планеты, разделяются между собой промежутками, которые относятся друг к другу как музыкальные интервалы; небесные тела звучат в своём движении, и если мы не различаем их созвучия, то только потому, что оно слышится непрестанно.
Парменид различает два типа знания: подлинная истина (алетейа), которая является продуктом рационального освоения действительности, и субъективная истина (докса), которая опирается на чувственное познание.
Бытие представляется неподвижным, нераздельным, бескачественным и безграничным. Бытие абсолютно объективно. Оно служит принципом оформления чувственной текучести, принципом познания материального мира как организованного и закономерного.
Основной тезис Парменида: «Бытие есть, а небытия нет». То, что вечно, должно быть неделимым, так как, если что-то делится, то состоит из частей и ели части разъединяться, то нечто перестанет существовать. Следовательно, делимое то есть, то нет, а бытие есть всегда и потому оно неделимо.
Основателями школы атомистов являются философы греческого города Абдер – Левкипп и Демокрит. Демокрит развил учение своего учителя Левкиппа. В основе атомистической теории лежит представление о том, что мир состоит из атомов. В отличии от современного представления об атомах Демокрит считал, что атом – это мельчайшая неделимая частица. В переводе с греческого «атомос» означает «неделимый», «неразрезаемый на части». Мир описывается как бесконечное множество атомов, разделенных пустотой. Такие воззрения прямо противоположны учению Элейской школы.
Тела – это комбинации атомов, они возникают в результате временного соединения невидимых и неосязаемых частиц. Смерть тела – это распадение его на атомы. Сами же атомы бессмертны.
Из вечности атомов Атомисты выводят необходимость всех законов природы. Демокрит отрицает случайность как беспричинность. Он считает, что о каждом явлении стоит ставить вопрос почему оно возникло, но совершенно бессмысленен вопрос о том, для чего оно возникла.
В V в до н.э. в античной философии происходит поворот от проблем фюзиса (природы) к проблемам определения человека и его жизни как члена общества. Этот поворот в философии может быть объяснен причинами двух порядков. С одной стороны философия природы в своем развитии исчерпала себя, все пути ее были освоены мыслью, достигнув своих пределов. С другой стороны, в V в. до н.э. появились социальные, экономические и культурные ферменты, способствовавшие росту софистики.
Кризис аристократии привел к кризису "arete", античной добродетели, традиционных ценностей, составлявших главное достоинство аристократии. Возрастающее влияние демоса и расширяющиеся возможности