Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любая профессия связана с определенными самоограничениями. Имеются они и у педагога. У него нет права на грубость, даже ответную, уничижительные реплики, адресованные детям. Пробным камнем профессионализма педагога служит его реакция на шалости. Их мотивация неоднозначна:
- потребность ребенка в игре;
- преодоление эмоциональной скованности;
- желание проявить самообладание перед лицом разгневанного учителя;
- испытать его профессиональную выдержку;
- повысить или упрочить свой статус в среде сверстников, скрытый протест и пр.
Причины конфликтов
1.Соперничество, дележ объекта притязания, распределение обязанностей
2.Ущемление прав и интересов, достоинства другого.
3.Неподтверждение ролевых притязаний.
4.Относительная психологическая несовместимость.
5.Неправильное понимание намерений, поступков другого человека.
6.Очень часто причиной конфликта является сам педагог: невротические личности – слабая стрессовоустойчивость педагога, неумение владеть собой. Из 100 конфликтов в школе – 69 по вине педагога.
Среди аутсайдеров:
из 300 учащихся 10% - дети с различными дефектами и недостатками соматического характера (толстый, рыжий, заика);
8% - из-за отставания в интеллектуальном развитии (слабо учились, имели ограниченные интересы);
24% - хорошисты, отличники, активисты. (Беличева С. Основы превентивной психологии, М., 1994, с.68).
Пустая голова не рассуждает. Задача педагога не избегать или подавлять конфликт, а управлять им.
2.Типология педагогических стратегий управления конфликтами.
Приспособление предполагает приспособление к индивидуальным особенностям, своеобразию учащихся, безусловное принятие ребенка:
Подвижный –вялый;
Вспыльчивый – уравновешенный;
Покладистый – упрямый. Приспособление - это многосторонняя ориентация в ситуациях общения, знание болевых точек и гибкой тактики, умение своевременно снимать напряжение.
Уклонение – сознательный уход учителя от конфронтации, когда происходят мелкие размолвки, когда наблюдается проявление дурного настроения учащихся, немотивированная его агрессия. Умелое отвлечение от «яблока раздора». Характеризуется умение что-то не заметить, уместны шутка или спокойная тональность общения.
Частое использование этих стратегий может обернуться проявлением у некоторых учащихся вседозволенности и безответственности.
Отступление. Как любой человек учитель может ошибаться в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намерений. Ученики демонстрирует браваду, а это комплекс, страх.
Шаг назад, признание своей оплошности, опережающая самокритичность обезоруживают, снимают отчуждение.
Компромисс, двусторонние уступки. Учитель выигрывает в главном за счет мелких потерь. На личном примере педагога дети учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других.
Сотрудничество. Совместный выбор решения, принятие взаимной ответственности. «Не знаю, что делать. Подумаем вместе». «А как бы вы поступили на моем месте?». Психологи считают, что лучший способ предупреждения эскалации конфликта – его открытое обсуждение.
Доминирование. Педагогическое общение не исключает одностороннего отстаивания учителем собственной позиции. Целесообразно в чрезвычайных обстоятельствах , когда учитель в силу своей опытности подчиняет детей своей воле. Уязвимость доминирования в том, что оно блокирует эмоционально-рассудочную деятельность самого ребенка, препятствуя включению механизма саморегуляции. Злоупотребление стратегией доминирования оборачивается репрессивностью учителя. Педагог должен научиться творчески сочетать различные технологии. Опыт показывает, что учителя предпочитают:
доминирование – 37% (тенденция прибегать к педагогическому диктату).; компромисс – 17%; уклонение – 15%; сотрудничество -11%; приспособление -10%; отступление -10%.
От чего зависит выбор технологии управления конфликтом?
-
индивидуальное, возрастное своеобразие личности воспитанника, уровень его культуры. (ведущий канал восприятия)
Дети доверяют мудрости, справедливости, чистоте, честности помыслов по отношению к ним. Наиболее это свойственно дошкольникам и младшим школьникам. Даже тем детям, которые прошли суровую школу насилия и жестокости в семье. Они верят в школу как в последнюю инстанцию, которая может им помочь, защитить их. В 5-6 классах, таких детей, сохраняющих веру в учителя остается только полвина, в старших – их не остается совсем. На месте веры в справедливость и доброе предназначение учителя оказывается скептическое, ироническое отношение к нему. Дети не только утрачивают веру в справедливого, гуманного учителя, но и перенимают его негативные особенности, считая их нормой человеческих отношений. (Невский И.А. О некоторых механизмах и предпосылках гуманного воспитания трудных детей в школе //Современная школа: Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.: Тез. докл. и выступл. Междунар. научно-практической конференции. Ч.I., М., 1993, с.48).
-
Актуальное эмоциональное состояние, склонности к невротическим реакциям. Оцените здоровый ли перед вами ребенок или невротик, чтобы своим действиями еще больше не выбить его из равновесия. -
Мотивы конфронтации (непосредственные или глубинные). Т.Е воспринимать слово и чувства. Важно воспринимать две вещи: а)- содержание, т.е., что было сказано: б) чувства говорящего. В конфликтной ситуации многие чувства могут быть скрыты под бесстрастными словами. Очень важно обнаружить их и понять. (Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2., Киев, 1991,с.118). -
Необходимо учитывать объект конфликта и конкретные условия его протекания: на уроке, на перемене (узаконили семечки), в присутствии сверстников, наедине с учителем и т.д. -
Характер сложившихся отношений. -
Мнение класса. -
Личностные психологические и профессиональные возможности учителя и уровень его авторитетности.
Секреты бесконфликтности.
Любой конфликт развивается, в зависимости от этапа его развития будет меняться педагогическая тактика.
1 этап решения конфликта – отвлечь, переключить внимание.
2 этап - ищите то, что вас сближает.
3 этап – «Камешек в ботинке» ищите вместе причины конфликта. Юмор –это эстетическая форма критики, юмористическое восприятие сложившейся ситуации.
Соблюдение педагогического такта Такт в пер. с лат. –«прикосновение». Пед. такт – это прикосновение к душам учеников, их родителей, коллег, ко всем, с кем имеет дело учитель. Как руководитель педагогического общения, наделенный властными полномочиями, учитель несет ответственность за исход любого столкновения с учащимися.
«Я чувствую страх, когда беззащитен, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью».
Лэндгрет Г.П.
Лекция 11
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (4 часа)
1.Методы и средства воспитательного воздействия, их сильные и слабые стороны.
2.Педагогическое общение как взаимодействие
1.Методы и средства воспитательного воздействия, их сильные и слабые стороны. Под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести возможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Средствами воспитания могут стать
личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью как-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.).
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого процесс воспитания его средства делятся на осознанные и не осознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.
По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Логичным образом можно разделить те средства воспитывающего воздействия, которыми пользуется воспитатель. Каждое из описанных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны. Особенностью и достоинством, например, прямого, личного воспитательного воздействия одного человека на другогоявляется то, что здесь в дело вступают такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, основанные, в свою очередь, на эффективном механизме викарного научения. В данном случае воспитатель может обойтись и без слов, ему достаточно продемонстрировать нужный образец поведения и обеспечить полное и правильное восприятие воспитуемым.
Вжизни далеко не все, что хотел бы сказать воспитатель, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитания. Данное средство, кроме того, является единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок ещё не понимает обращенную к нему речь. Оно имеет большое значение для детей любого возраста. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания являются персональная и временная ограниченность его применения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда кет постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.
Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через
книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому может быть разносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний. Но такое воспитание обычно лишено живой жизненной эмоциональной силы, которой обладает человек, оказывая прямое воспитательное воздействие на него. Кроме того, такое средство воздействия имеет и возрастные ограничения, оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного.
Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми следовательно, контролируемыми результатами. Его недостаток — тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценить причине недостаточной контролируемости сознанием.
Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, знания человека о мире не только определяют его как личное но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, с отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.