Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 666

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей делать акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда он проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

В последнее время на практике широкое распространение по­лучили различные средства и методы психотерапевтического, пси-хокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психоте­рапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различ­ного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т.е. зависящих от психологического состояниячеловека. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицин­ой практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

Представленное понимание сущности педагогической технологии позволяет рассматривать воспитательную технологию как совокупность и последовательность реализации форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно. Этим сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его личностного развития (совершенствования).

2.Анализ воспитательных технологий, их сильные и слабые стороны.

Воспитательная технология, включающая различные элементы педагогической деятельности, в то же время имеет и
системообразующие компоненты. К их числу, прежде всего, относятся: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержание, организационно – деятельностный и контрольно – управленческий компоненты.

Следует учитывать, что содержательный компонент,  наряду с правильно поставленной воспитательной целью, определяет успешность и характер функционирования всей воспитательной технологии. Именно от него зависит, будет ли она информативной или развивающей, традиционной или личностно–ориентированной, продуктивной или малоэффективной. Следовательно, эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание педагогической деятельности.

Исходя из этих концептуальных позиций и проектируется большинство современных отечественных воспитательных технологий. К числу наиболее известных из них относятся:

§  технология педагогического сотрудничества. Ее основными целевыми ориентирами является переход от педагогики требования к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, а также единство процессов обучения и воспитания;

§  гуманно-личностная технология воспитания Ш.А.Амонашвили. Она предусматривает содействие становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, а также его познавательных способностей;

§  технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, предусматривающая такую  организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе достигнутых (полученных) результатов;

§  технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Ее автор считал, что в воспитании нет главного и второстепенного. К тому же он рассматривал воспитание, как своеобразное «педагогическое ведение человека» по всей его жизни. Приоритетными воспитательными ценностями этой технологии являются совесть, добро и справедливость.

Содержательный анализ перечисленных и других современных отечественных воспитательных технологий позволяет выделить  в них целый ряд новых педагогических качеств, отличающих их от рассмотрения воспитания лишь как специфического педагогического процесса.

Во-первых, воспитание в этом случае приобретает целостный характер, его трудно расчленить на отдельные операции, осуществлять педагогическое взаимодействие в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных личностных свойств и качеств. Следовательно, педагогическое взаимодействие в воспитательной технологии осуществляется комплексно.



Во-вторых, в воспитательной технологии крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитанию лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, методикой формирования тех или иных личностных свойств и качеств (интеллектуальных, социальных, волевых и т.д.). Воспитатель, как субъект воспитательной технологии, должен участвовать в педагогическом процессе в полном объеме от его начала (проектирования) до достижения поставленных воспитательных целей определенного уровня.

В-третьих, за технологией воспитания фактически остаются общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо пройти на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

В любой из рассмотренных ранее педагогических систем «воспитательная технология» представляется как понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача отражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология только воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания:

§  ориентировки(формирования представления о воспитательных целях и необходимых для их достижения задачах);

§  исполнения(реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности);

§  контроля и коррекции.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования  для достижения поставленной воспитательной цели. С этой целью применяется строго определенная последовательность  оценки и корректировки воспитательной деятельности педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает оптимальный выбор (отбор) методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику воспитательной технологии, вследствие чего должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.


Ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях может использоваться избранная концепция описания психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами личностные свойства и качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения уровней их сформированности по достоверной шкале личностных измерений. В связи с этим в педагогической теории и практике актуальной остается проблема соотношения воспитательного процесса и воспитательной технологии.
Лекция 12. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (продолжение)

Тема: Педагогическое общение

  1. Педагогическое общение как взаимодействие.

  2. Роль первого впечатления в формировании образа учителя.

  3. Ролевые позиции в общении.

  4. Уровни общения.


1.Педагогическое общение как взаимодействие

Определение педагогического общения

Общение представляет многостороннее и многофункциональное явление, характер которого определяет и само взаимодействие. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения наиболее адекватным оказывается деятельностный демократический, дружеский стиль общения.

Проведенный анализ содержания, функций и внутренней структуры (уровней) вербального общения в целом позволяет с этих же позиций в этих же терминах определить и педагогическое общение. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — аксиально-ретиальное, личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

Функционально — это контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется полиобъектной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Образующийся в нем специфический синтез всех его основных характеристик выражается в новом качественном содержании взаимодействия субъектов образовательного процесса, определяемого особенностями той системы отношений или «педагогической системы», в которой они находятся.


Как отмечает Н.В. Кузьмина, педагогическая система — понятие общественно-историческое и каждый исторический тип педагогической системы направлен на достижение определенных государственных, педагогических и исторических целей. Эта система осуществляет организуемое педагогическим коллективом (как своим важнейшим элементом) обучение и воспитание личности обучающегося в процессе целенаправленного, систематического и длительного воздействия на него. Педагогическая система имеет свои цели, задачи, содержание, структуру и, что особенно важно для дальнейшего анализа общения, разные единицы: структурные, функциональные, содержательные [99; 100]. В этом широком контексте педагогическое общение определяется как «...такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению "психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» [106, с. 20]. Добавим к этому, что педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.

Направленность педагогического общения

Специфика педагогического общения прежде всего проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель (преподаватель), работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, не является аддитивным образованием — оно имеет принципиально новое качество (Л.А. Хараева).