Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 648
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература к теме:
В.Б.Успенский, А.П.Чернявская. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учебное пособие. –М., 2003
Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М., 2003
Лекция 5
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ (2 часа)
План:
-
Психологические требования к личности педагога. -
Общие и специальные способности педагога. -
Общая характеристика стиля деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. -
Сохранение психологического здоровья учителя как фактор эффективности его педагогической деятельности. -
Этапы профессионального становления педагога. -
Психологические основы саморегуляции педагога и способы саморегуляции психического состояния педагога.
1.Психологические требования к личности педагога.
Поскольку профессия педагога относится к типу «человек-человек», она предъявляет следующие требования к своим представителям.
-
Потребность в общении и устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми. -
Способность быстро понимать намерения других людей, их настроение и ставить себя на место другого человека. -
Способность хорошо помнить личные качества многих и разных людей, разбираться в их взаимоотношениях. -
Способность сопереживать и умение слушать. -
Широкий кругозор и речевая культура. -
Высокая степень развития способности к саморегуляции.
Противопоказания к выбору профессии данного типа.
-
Дефекты и невыразительность речи. -
Необщительность, замкнутость, погруженность в себя. -
Выраженные физические недостатки. -
Излишняя медлительность и нерасторопность. -
Равнодушие и отсутствие бескорыстного отношения к людям.
Требования к личности педагога.
1.Педагогическая направленность, наличие мотивации к профессии учителя: ориентация на развитие личности ученика, стремление стать, быть и оставаться несмотря ни на какие трудности учителем.
2. Профессиональная компетентность: наличие специальных знаний по предмету, широкая эрудиция, высокоразвитый интеллект, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию.
3. Наличие педагогических способностей. Их можно развивать, если человек имеет устойчивое желание стать педагогом.
2. Общие и специальные способности педагога.
Еще в начале 20 века Каптерев П.Ф. выделили и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом:
С ВОЙСТВА УЧИТЕЛЯ
С П Е Ц И А Л Ь Н Ы Е Л И Ч Н О С Т Н Ы Е
объективные субъективные (нравтственно-волевые качества) научная подготовка учительский талант
П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Он выделяет главные показатели: «Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство — субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве».
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель,
В настоящее время в отечественной педагогической психологии, в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, СВ. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной и др. проблема свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает: 1) тип направленности, 2) уровень способностей в 3) компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность.
Существенны здесь предложенная дифференциация самой компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на понятии социального интеллекта, «как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:
Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания.
Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности.
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя.
Учитель как субъект педагогического труда
---------------- Личность учителя ---------------.
▼ ▼
Учитель как субъект Учитель как субъект
педагогической <---------------------► педагогического
деятельности общения
К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
В разрабатываемой в настоящее время (Л.М. Митина) модели личности учителя в контексте той же схемы «деятельность — общение — личность» выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой).
Проектировочно-гности- ческие способности | Рефлексивно-перцептивные способности | |||
Педагогическое целеполагание | Педагогическое мышление | Педагогическая рефлексия | Педагогический такт | Педагогическая направленность |
В исследовании Л.М. Митиной было выделено более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).
Приведем список этих свойств, по Л.М. Митиной: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
3. Общая характеристика стиля деятельности
Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, B.C. Мерлин, Е.А. Климов и др.). В собственно психологическом, узком смысле индивидуальный стиль деятельности — «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, ...индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». В этом определении особенно подчеркивается, что это «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности» (B.C. Мерлин). Стиль деятельности включает ее операциональный состав, умения и навыки (В.Э. Чудновский), выявляя способности самого объекта и определяясь его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.