Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 684
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обратим внимание на линию аномального развития личности. Она выглядит как проявление личностной патологии, между тем как это развитие может приобретать иные формы. Такой подход обусловлен тем, что на Э.Эриксона оказали огромное влияние психоанализ и клиническая практика в изучении аномалий в развитии личности. Кроме того, на каждой из выделенных стадий развития Э.Эриксон описал лишь отдельные моменты, лишь некоторые личностные новообразования, характерные для определенного возраста. Без внимания, например, остаются усвоение и использование речи, слабо представлена линия нравственного развития. Но, несмотря на это, концепция представляет главное - значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.
3. Концепция воспитания и развития в когнитивной теории
В основе когнитивной теории лежит развитие интеллектуальной сферы человека. Подобное развитие представляют (А. Валлон) как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в определенные моменты.
Согласно теории Жана Пиаже, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. В исследованиях было установлено, что способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.
Ж.Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития:
Сенсомоторную (от рождения до 2 лет), где у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира;
Предоперациональную (от 2 до 7 лет), в которой дети учатся различать символы и их значения;
На стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет) дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками;
На стадии формальных операций (от 12 до 15 лет) подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем.
Одной из важных психолого-педагогических проблем Ж. Пиаже считал нравственное развитие, которое происходит не так, как умственное, и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они говорят, часто противоречит тому, что они делают, т. е. между словом и делом наблюдается дистанция огромного размера.
Только реплики детей 3-летнего возраста согласуются с их поведением.
Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Колберг разработал теорию этического развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. Если быть более точным, то эта теория соотнесения моральных представлений на базе нравственных суждений.
Каждая последующая стадия у Л.Колберга основывается на предыдущей, преобразует ее и включает в себя, а также подготавливает новые подходы и критерии для выработки моральных суждений. Л.Колберг полагал, что итог этического развития достигается в среднем к 25 годам. Но на самом деле нравственные суждения формируются к трем годам, а понимание и осознание их соответствия моральным представлениям к указанному Колбергом возрасту.
Если мы попробуем свести характеристику всех стадий к минимальному объему, то получится следующий ряд утверждений.
Уровень 1. Предконвенциональный (с 4 -10 лет).
Стадия 1. "Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут".
Стадия 2. "Раз ты меня обидел, то и я тебя обижу".
Уровень 2. Конвенциональный (с 10 - 13 лет).
Стадия 3. "Я хочу делать то, что приятно другим".
Стадия 4. "Я обязан соблюдать закон".
Уровень 3. Постконвенциональный (с 13 - ...лет).
Стадия 5. "Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество".
Стадия 6. "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой".
Теория Л. Колберга действительно заслуживает серьезной критики по таким основаниям:
а) стадии не являются однородными и однозначными, не образуют строго неизменной последовательности;
б) Л.Колберг и Ж.Пиаже включают в понятие нравственного развития моральный закон, честность, ответственность, но ведь представления о каждом из них у различных людей могут формироваться по-разному.
4. Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии
Джон Уотсон считал, что человек таков, каким научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек "учится вести себя" всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения:
- классическое обусловливание;
- оперантное обусловливание;
- обучение посредством наблюдения.
1. Классическое обусловливание - это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные рефлексы детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных являются врожденными. Ребенок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы несколько отличающиеся от первых.
2. Оперантное обусловливание - специфический тип обучения. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные, последствия (положительные или отрицательные). Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание является специфическим средством обучения. Наказание - это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Нельзя путать понятия "наказание" и "негативное подкрепление". При наказании человеку дается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия и поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения. Но Скиннер считал, что позитивное подкрепление - более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать.
3. Обучение посредством наблюдения. Наверное, ни для кого не секрет то, как важно подавать детям хороший пример. Американский психолог Альберт Бандура, признавая важность обучения по типу классического и оперантного обусловливания, все же считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению. Ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, бабушки и дедушки, сверстники, другие люди в его социальном окружении, и старается воспроизводить образцы их поведения. Бандуру и его коллег, акцентирующих внимание на зависимости личностных характеристик человека от его способности учиться у окружающих, обычно называют теоретиками социального обучения.
Суть обучения посредством наблюдения заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении он может и не воспроизводить их. Однако, если он видит, что какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что он будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать образцы поведения тех людей, которые им неприятны или которых они боятся.
5. Концепция развития и воспитания в гуманистической психологии
Концепция развития личности в рамках гуманистически ориентированной теории представлена в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития.
Согласно теории Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, каждый человек обладает мотивацион-ным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней. Он пишет, что не вправе ожидать от ребенка, что он сам начнет заниматься такими видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации (рисованием, развитием навыков чтения, налаживанием хороших отношений со сверстниками и т.п.), если не удовлетворены важнейшие его биологические потребности и потребность в безопасности. Только в том случае, если эти потребности удовлетворены, и при обретении уверенности в том, что они и в будущем будут удовлетворяться нормально, человек может переходить к удовлетворению других, более высоких потребностей - в любви и принадлежности к конкретной социальной группе (социальный статус), в самооценке и самореализации. Только удовлетворив потребность самого высокого уровня, человек может стать здоровой, творческой и независимой личностью. И тогда он способен успешно решать различные проблемы, лучше понимать себя и других, разумнее строить межличностные отношения и полностью отдавать себя любимому делу.
6. Концепция развития и воспитания в деятельностной теории
Согласно деятельностной теории, развитие и воспитание происходит в процессе включения индивида в различные виды деятельности. Пути решения проблемы развития личности, намеченные П.П.Блонским и Л.С.Выготским, развернул и углубил А.Н.Леонтьев, который писал, что в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь или деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.
является игровая деятельность. Игра по происхождению представляет собой социальную деятельность, поэтому она социальна по своему содержанию.
7. Системный подход к развитию и воспитанию личности
Системный подход предполагает одновременное изучение всех сторон развития ребенка, а также помогает понять их взаимность и взаимообусловленность.
Перечисленные выше аспекты развития личности (психосексуальный, психосоциальный, интеллектуальный, морально-нравственный, поведенческий, гуманистический) взаимосвязаны, взаимообусловлены (особенно в ранние возрастные периоды), поэтому изучение и реализация указанных аспектов должны проводиться системно, в деятельности и общении.
К такому системному подходу можно отнести концептуальные идеи о воспитании Э.Берна, отраженные им в трансактном анализе и концепции нравственного воспитания, социализации и самовоспитания В.М. Миниярова.
Трансактный анализ представляет собой, прежде всего, жизненные сценарии, основанные в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, они дают в жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время, (то есть приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.
Концепция нравственного воспитания, социализации и самовоспитания В.М.Миниярова основана на развеивании мифа о коммунистическом воспитании, существовавшего в социалистической системе устройства государства до 1991 года.
В основе коммунистического воспитания господствовали три мифа: первый миф о воспитании от "0" до бесконечности, т.е. о перманентности воспитательного процесса; второй миф о том, что дошкольные и школьные учреждения - это ведущие воспитательные социальные институты; третий миф - о необходимости всесторонности воспитания личности.
На самом деле воспитание ограничено во времени и максимально эффективно до 3-5 лет, когда формируется характер у ребенка, проявляющийся в первых заявлениях "я сам". В основе характера заложена та нравственная культура семейных отношений, которую родители культивируют в обществе. Вот почему Л. Колберг рассматривает формируемые у детей моральные суждения с 4 лет, т.к. они всегда строятся на нравственных суждениях, формируемых в процессе родительско-детских отношений. В последующий период от 3-5 лет до 12-14 лет мы можем говорить только о социализации, как о внутреннем процессе овладения личностью моральными нормами, знаниями, навыками и умениями. Обучение является главным фактором, обеспечивающим успешность процесса социализации. Вот почему дети, поступающие в школу с разным уровнем сформированной нравственной культуры, успешно или безуспешно пытаются адаптироваться к социальным требованиям общеобразовательных учреждений. Те дети, у которых нравственная культура на низком уровне, становятся дезадаптированными и подвергаются дисциплинарному воздействию всеми средствами, доступными современному педагогическому коллективу. Однако все попытки изменить характер ученика бессмысленны, и принуждают подчас педагога прибегать к антигуманным методам педагогического воздействия, что к 14-15-летнему возрасту приводит ученика к отчуждению от учебной деятельности, превращая его в прагматика, циника и человека, не стремящегося к саморазвитию.