Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 683

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


… редко думал о своем ребенке. … редко бывает дома.

…я вообще его не вижу».

3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.

В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Высказывания детей:

«Если бы я был (была) моими родителями, я … бы хоть чуточку выделяла время и гуляла с детьми».

«… никогда бы не бил детей».

«…думала за кого замуж выхожу, чтобы не развестись и сохранить семью».

«…я бы строго относился к своему ребенку».

« …я бы смотрел за своим ребенком».

«… я была бы как моя мама.»

Когда я стану взрослым(ой) …буду больше уделять внимания семье». «…буду делать все, чтоб моя семья ни в чем не нуждалась». «…сделаю все, чтобы мои дети были со мной».

«Моя мама… самая лучшая.» «…самый заботливый человек на свете.» «… была наверное доброй и ласковой». «Думаю, что мой отец …самый лучший». «Мой идеал мужчины и женщины … мама и папа».

Лекция 19. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ(продолжение)

План:

  1. Влияние межличностных отношений на воспитание детей в семье

  2. Влияние структуры семьи на воспитание детей.



1.Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье

Когда я стану взрослой,

то сделаю своих детей счастливыми.

Макаренко Катя,

ученица 9 класса
Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершаем ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста. Некоторые родители строят процесс воспитания по образу и подобию своих родителей; другие пытаются найти свой способ, знакомясь с опытом известных семей, например Никитиных; некоторые отдают процесс воспитания ребенка в руки дедушек и бабушек либо перепоручают это дело государственным учреждениям.

В педагогической психологии в отличие от педаго­гики к средствам воспитания можно отнести семью, коллектив, общение и
межличностные отношения, т.е. то, с помощью чего осуществляется воздействие человека на человека. Как всякое средство, оно имеет свою форму и содержание. Такой формой выступает семья и коллектив, а содержательной стороной этой формы является общение и те межличностные отно­шения, которые складываются между родителями и ребенком, коллективом и личностью.

Семья - особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременно­го психологического воздействия на личность ре­бенка. Семья формирует базовые личностные каче­ства: доверие и страх, уверенность и робость, спо­койствие и тревогу, сердечность и теплоту в обще­нии, а может и наоборот воспитывать отчужден­ность и холодность, злость и агрессивность. Все за­висит от социально-психологического типа родите­лей. Если у тревожного типа матерей часто вырас­тают тревожные дети, то у доминирующего типа родителей, подавляющих или восхваляющих своих детей, могут сформироваться комплексы неполно­ценности. Родители, как правило, в 98% случаев воспитывают себе подобных детей. Мать, которая, за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности мо­жет рассчитывать на образование такой же психо­логической установки у детей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи воз­никает необходимость максимизировать положи­тельные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи в процессе воспитания ребенка. Для этого следует выделить внутрисемейные социально-пси­хологические факторы, определяющие воздействие. Частыми причинами негативного воспитания являются

  • систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений,

  • отсутствие взаимно­го доверия, внимания и заботы, как друг о друге, так и о ребенке, уважения, психологической поддержки и защиты.

Нередко причиной антивоспитательных действий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъяв­ляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожа­луй, существенными факторами, отрицательно ска

зывающимися на воспитании детей, являются несов­местимость нравственных позиций супругов, рассог­ласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, о6язанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье. Успешность воспитания детей в семье зависит от устойчивости брачных отно­шений. Поэтому существуют определенные законо­мерности семейной устойчивости в зависимости от типа характера, которым располагают родители. Так, наши исследования показали, что совершенно невозможен брак между супругами доминирующего и тревожнoго типов характеров. Несколько устойчивее брак возможен между супругами конформного типа характера и инфантильного, и устойчивые браки достигаются между сензитивным, интровертивным и гармоничным типами характеров. На некоторые особенности воспитания указывает Р.С.Немов, отмечая, что в психологически разных условиях оказываются и несколько по-разному должны воспитываться дети» родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со своим первенцем родители обращаются иначе, чем, с детьми, которые рождаются позднее.

Имеются данные, которые показывают, что после рождения первого ребенка может произойти заметное снижение удовлетворенности супружеством, как отцов, так и матерей. Супружеский дискомфорт, в свою очередь, ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замедлению его когнитивного, личностного и социально-психологического развития. Снижение супружеской удовлетворенности объясняется взаимодействием следующих пяти факторов:

  1. Индивидуальных характеристик каждого члена семьи, в частности, представлений каждого из них о самом себе.

  2. Отношений между мужем и женой, в особенности тех, которые возникают в системе распределения между ними домашней работы..

  3. Взаимоотношений между каждым родителем и ребенком.

  4. Связей, существующих между новой семьей и дву­мя исходными: родителями и родственниками мужа и жены.

  5. Материальных и профессиональных обстоя­тельств жизни семьи.

Супружеская удовлетворенность или неудовлет­
воренность могут быть обусловлены любым из этих факторов в отдельности или любым их сочетанием.

Снижение супружеской удовлетворенности на­чинается с момента беременности жены до дости­жения ребенком 18 месячного возраста. В то же время бездетные пары сохраняют стабильный уро­вень удовлетворенности в течение всего этого пе­риода. Восприятие себя в роли любимой снижается у женщин, например, значительно быстрее, чем у мужчин. Реакция же мужчин на переход в качество родителя наступает гораздо позднее.

Структура семьи. С появлением второго ребенка старший ребенок вы­нужден вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей: степени обычно обращено на младших детей. Самое же главное - старший ребе­нок, постепенно выполняет роли родителей, заме­щая их по силе психологического воздействия.

Братья и сестры по-разному влияют на воспита­ние мальчиков и девочек Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют, больше чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживают у себя женские ин­тересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко оказываются более честолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого таких братьев нет. Они также обладают многими мужскими чер­тами характера, имеют более развитые интеллекту­альные способности, чем девочки, которых воспи­тывали только старшие сестры.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где от­сутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в поведении мальчиков в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких семьях, нередко менее самостоятельны, и больше проявляют тревожность и агрессивность

чем дети, у которых были отцы. Поведение девочек, в таких семьях, мало чем отличается от введения девочек, воспитанных в полных семьях. Последствия развода, обычно сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики
нередко становятся неуправляемыми, теряют само­контроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглажива­ются. Такая же закономерность, но с менее выра­женными отрицательными симптомами наблюда­ется в поведении девочек после развода родителей.. Распад семьи отрицательно влияет на отноше­ния между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родите­ли сами испытывают нарушения душевного рав­новесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Имеются данные, которые показывают, что после рождения первого ребенка может произойти заметное снижение удовлетворенности супружеством как у мужей , так и матерей. Супружеский дискомфорт, в свою очередь, ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замедлению его когнитивного, личностного и социально-психологического развития. Снижение супружеской удовлетворенности объясняется присутствием следующих пяти факторов: Индивидуальных характеристик каждого члена семьи, властности, представлений каждого из них о самом себе.

Отношений между мужем и женой, в особенности тех, которые возникают в системе распределении обязанностей.
Лекция 20 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ(продолжение)