Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Лекция 22 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)


План:

1.Теория проблемного обучения.
Проблемное обучение носит поисковый характер при активной мыслительной деятельности учащихся. Проблемное обучение позволяет максимально развивать умственные способности и умения учащихся и в целом их мышление.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда есть познавательная потребность и интеллектуальная возможность решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым. Проблемное обучение нацелено на критическое и творческое мышление учащихся.

Деятельность учителя заключается в руководстве работой учащихся, постановки перед ними проблемы, организации процесса ее решения. Учащиеся выполняют мини-исследование или творческое задание. Ход работы на занятии заключается в следующем:

  • Преподаватель ставит перед учащимися проблему;

  • Учащиеся выдвигают гипотезы и намечают возможные пути решения задачи или проблемы, преподаватель контролирует и организует размышления учащихся над поставленной задачей;

  • Проводится опытная проверка или анализ возможных вариантов решения;

  • Обобщаются полученные результаты, выполняются упражнения по применению полученных знаний на практике.

Проблемой называется познавательное затруднение, вызываемое несоответствием имеющихся знаний требованиям новой задачи

Осознание этого несоответствия приводит к тому, что проблема трансформируется в задачу. Проблема решается поэтапно:

анализ проблемной ситуации –формулирование проблемы – определение путей ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения.

Специфика проблемного обучения состоит в том, что снятие противоречия возможно лишь при наличии определенных предпосылок: некоторых знаний по вопросу, на которые предстоит ответить (ранее изученное, межпредметные и внутрипредметные связи, опыт решения подобных проблем и т.п.). Знание, добытые в результате активного поиска, более прочны, глубоки и мобильны (они легко переносятся в новые условия, что говорит о высоком качестве). Однако не всегда можно (отсутствуют предпосылки решения) и не всегда нужно(если вопрос не имеет фундаментального значения для изучения всего курса) организовывать обучение по проблемному типу: лучше, составляя план изучения раздела или большой темы, проанализировать его с точки зрения важности включенных в него вопросов, наличие предпосылок решения, (внутри и межпредметные связи) и выделить те вопросы, которые подлежат предметному построению; учитывая необходимость подготовки учеников к проблемному уроку, обеспечить повторение соответствующих тем или разделов.



Разновидностями проблемного обучения являются разнообразные деловые и имитационные игры, эвристические беседы в их основе всегда лежит наличие проблемы. Проблемное обучение позволяет учащимся достигать глубоких знаний путем интерпретирования, применения и оценки информации.

Преимущества проблемного обучения:

  • Учит мыслить логично, научно, творчески.

  • Делает учебный материал более доказательным и убедительным, формирует не просто знания, а знания-убеждения.

  • Содействует формированию прочных знаний, т.к. материал добытый самостоятельно прочно сохраняется.

  • Формируется чувство уверенности в своих силах, радость, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.

  • Формирует у учащихся элементарные навыки исследовательской деятельности.

  • Развивает интерес к конкретному учебному предмету и учению вообще.

Недостатком проблемного обучения является то, что оно возможно только при создании определенных условий. Этот вид обучения требует от преподавателя высокой квалификации, способности его самого осуществлять этапы хода такого обучения. Учащиеся же должны быть отлично подготовлены и должны иметь определенные способности и умения. Проблемное обучение, кроме того, занимает достаточно много времени. Поэтому этот вид обучения должен применяться к учащимся дифференцированно и в сочетании с другими видами обучения.
Лекция 23 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)

План:

1.Программированное обучение.

2.Алгоритмизированное обучение
1.Программированное обучение.

Возникновение этого вида обучения связано с широким развитием в XX веке

технических средств и оборудования.

Обучающая программа является центральным понятием программированного вида обучения. Она состоит из шагов по овладению знаниями и умениями. При программированном обучении информация учащимся дается небольшими, логически завершенными дозами. Шаг программы в свою очередь состоит из трех частей:

  • представление дозы учебной информации;

  • задание – осуществление операций по работе с информацией и ее усвоение;

  • контрольные задания и повторение упражнений при переходе к следующему шагу.

После того как весь объем материала по заданной теме усвоен, выполняются задания на закрепление и применение изученного. Программа обучения может осуществляться не только преподавателем, но и с помощью программированного пособия или компьютера. Процесс усвоения учебного материала управляется программой.


Существует три формы программирования:

  • линейное (по Скиннеру);

  • разветвленное;

  • смешанное.

В основе линейного программирования лежит бихевиористское понимание научения, когда устанавливается связь между стимулом и реакцией. Правильный шаг обучения подкрепляется и служит сигналом к выполнению программы. Линейная программа должна соответствовать требованиям:

  • Учебный материал дозируется и учащиеся решают учебную задачу относительно легко. Учащиеся шаг за шагом двигаются к выполнению следующей задачи.

  • Вопросы или пробелы содержатся в рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы не угас интерес к работе.

  • Учащиеся отвечают на вопросы самостоятельно и заполняют пробелы;

  • Учащихся сразу же информируют о правильности или ошибочности ответов.

  • Каждый учащийся проходит программу в удобном для него темпе.

  • В начале программы дается значительное количество указаний, которые облегчают выполнение программы, постепенно число указаний сокращается.

  • Одна и та же мысль дается вариативно во избежание механического запоминания.

Разветвленное программирование отличается от линейного наличием выбора из множества шагов. Оно ориентированно на уяснение причины, которая может вызвать ошибку. Разветвленная программа может представлять собой текст, к которому поставлен вопрос и дается множество ответов. Предлагаемые развернутые вопросы здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, сопровождаясь аргументацией. Если допущена ошибка учащийся возвращается к исходному тексту и ищет правильный ответ. Если ответ правильный, то далее уже по тексту ответа предлагаются следующие вопросы. Разветвленное программирование более чем линейное учитывает особенности научения (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения).

Смешанное программирование несет в себе элементы линейного и разветвленного.

Алгоритмизированное обучение

С развитием программированного обучения тесно связано понятие «алгоритмизация обучения». Л.Н.Ланда предложил алгоритмизировать процесс программированного обучения.

Алгоритм – это правило, предписывающее последовательность действий (операций), которые в силу своей простоты понимаются и легко выполняются. Алгоритм – это система указаний об этих действиях, какие из них и как надо производить.

При алгоритмизированном обучении знания усваиваются посредством выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций. Применение алгоритмов дает возможность строгого контроля над действиями учащихся. Вообще под понятием алгоритма понимается любое строгое предписание выделения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов. Алгоритмы – строгие предписания – очень широко используются в обучении химии. Алгоритмически выполняются лабораторные работы в большинстве практикумов химии. Обучаемый получает строгое предписание: прилить, добавить, отметить цвет, заметить образование осадка, записать и т.п. Алгоритмически решаются задачи по курсу химии: содержащиеся в тексте задачи числовые данные достаточно подставить в известную формулу (а это и есть своеобразный алгоритм вычисления), получить ответ и сравнить его с ответом, помещенным в конце книги. Алгоритмический метод обучения – один из важнейших методов формирования знаний даже в условиях развития творческого мышления. Возможен другой путь применения алгоритмических приемов: научить самостоятельно составлять алгоритмы, т.е научить самостоятельному выделению ориентиров и построению ориентировочной основы действий в виде алгоритмических предписаний для выполнений какой-либо последующей действительности. Суть этого приема состоит в том, что обучаемому дается примеры некоторых действий и ставиться задача письменно описать порядок и характер их выполнения. [

Лекция 24 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)

Теория поэтапного формирования умственных действий

Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определенных познавательных действий. Вот почему при планировании усвоения любых знаний необходимо определить в какой деятельности (в каких умениях) они должны использоваться учениками – с какой целью они усваиваются. Учитель должен быть уверен, что учащиеся владеют всей системой действий, составляющих умение учиться.

Действия – это единица анализа деятельности учащихся. Учитель должен уметь не только выделять действия, входящие в различные виды познавательной деятельности учащихся, но и знать их структуру, функциональные части, основные свойства, этапы и закономерности их становления.

1.Структурный и функциональный анализ действий.

Любое человеческое действие всегда направлено на какой-то (материальный) предмет: плотник обрабатывает бревно, ученик перекладывает палочки при счете, ребенок смотрит на цветок. Но предметом действия могут быть и слова, и представления, и понятия. Например: ученик сравнивает слова «уж» и «червячок», чтобы ответить на вопрос «Какие из них длиннее?».Действие всегда целенаправленно. Ученик складывает два числа, чтобы получить их сумму; выделяет в слове звуки, чтобы найти гласные; определяет род, чтобы узнать надо ли писать в конце слова после шипящих мягкий знак. В результате выполнения действия всегда получают какой-то продукт, результат.

В действии выделяют три основные функции:

-ориентировочную,

- исполнительную,

- контрольно-корректировочную.

Центральной является ориентировочная основа действия (ООД). ООД – это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия.

Ученики часто недооценивают ориентировочную часть, спешат к исполнительной, т.е. к преобразованию предмета действия, к получению результата. Например при решении задачи, они не проанализировав условия, не наметив плана работы, спешат к выполнению действия.

(Задача: из шести спичек построить 4 равносторонних треугольника.

Два вида ошибок:

1.строят из половинок спичек, либо

2.строят треугольник на плоскости, тогда она не разрешима).
Контрольная часть направлена на проверку правильности результата ориентировочной части и исполнительной. В разных действиях и в разных условиях работы эти части представлены по-разному (копать землю и играть в шахматы). Корректировочная часть может не потребоваться, если действие выполняется успешно.