Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 678
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Количество психотипов и терминологическое их описание носят клинический характер у Б.П.Ганнушкина, А.Е.Личко, К.Леонгард и практически не употребимы в педагогической практике учителя. При этом сложно убедить учителя в акцентуированном характера ученика, если его называть параноиком, эпилептоидом, гипертимом, истероидом, шизоидом, психостеноидом, сензитивом, гипотимом, конформным, неустойчивым, астеноидом, лабильным циклоидом, что не позволяет уяснить, в чем же здесь норма, если употребляемый термин психотипа есть болезнь в тяжелой форме.
В настоящее время появилась литература, дающая рекомендации учителю и психологу по коррекции психотипа (Н.Я. Иванов, А.Е.Личко, С.И.Подмазин, А.С.Прутченков, А.А. Сиялов, А.А.Реан, О.И.Мотков, и др.)
Используя опыт вышеотмеченных авторов отечественной педагогики и психологии, а также зарубежных (Н.В.Владинская, Н. Петрова, В. Лущук, Л. Александрсон), были разработаны рекомендации для коррекции отношений между учителем и учеником в сфере тех личностных особенностей, с которыми являются друг к другу ученик к учителю, и наоборот.
Педагогические и психологические методы в психолого-педагогической коррекции запущенного ребенка
Предлагаемая Р.В.Овчаровой педагогическая коррекция запущенного ребенка может служить как еще один вариант непосредственной работы с детьми в школе.
Основными средствами педагогической коррекции являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Среди методов, как полагает Р.В.Овчарова, важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности.
Метод позитивного стимулирования, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности позволяет изменить учебно-познавательную мотивацию ученика.
Корригирующими методами могут явиться руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа "Я", неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.
Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.
Особое место в психологической коррекции социально-педагогической запущенности детей занимают методы коррекции, которые классифицируются по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать. К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.
Психокоррекция свойств субъекта общенияпроводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.
Нарушения учебной деятельностиможно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне использования метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка.
Нарушения развития самосознаниязапущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения - "Я хочу", "Я могу", "Я буду".
Средства профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты. (См. подробнее таблицу).
Подструктуры личности | Предметы коррекции | Педагогические приемы | Психологические методы |
Индивидуально-типологические особенности личности | Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы. Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками. | Понимание, сочувствие, снятие напряжения. Рационализация воспитательно-образовательного процесса. Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Личностная перспектива. | Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в эмоциональной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средствами искусства. |
Свойства субъектов общения | Высокая тревожность. Слабая социальная рефлексия. Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус. | Доверие к личности ребенка. Формирование реально осознаваемых мотивов поведения. Формирование реально действующих мотивов поведения. Анализ конфликтных ситуаций. Пример и авторитет педагога в отношении к детям. Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками. | Игровая коррекция поведения в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей. |
Лекция 21 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (10 часов)
-
Общепсихологическая основа формирования направлений в обучении. -
Традиционное обучение – достоинства и недостатки. -
Принципы традиционной и гуманистической парадигм в обучении.
1.Общепсихологическая основа формирования направлений обучения
Образовательный процесс со второй половины XIX века становится объектом теоретического психологического осмысления. На общую теорию обучения оказали значительное влияние
ассоциативная, бихевиористская и гештальтпсихологическая теории обучения.
Ассоциативная психология рассматривает память основой обучаемости, а мышление как репродуктивную функцию памяти. Сила ассоциаций зависит от частоты их повторения. Это утверждение явилось теоретическим обоснованием для выдвигаемого в то время требования заучивать наизусть материал путем многократного, механического повторения.
Бихевиористы сближают понятие «память» и «научение».
Э.Торндайк выдвинул теорию проб и ошибок. Животное в результате многократных повторений (проб и ошибок) случайно находит ту реакцию, которая соответствует стимулу. Такое совпадение вызывает удовлетворение, что подкрепляет данную реакцию и связывает ее со стимулом. Если повторяется данный стимул, повторяется и реакция (Закон эффекта). Реакция на стимул обусловлена количеством повторений, силой и длительностью стимульного воздействия (Закон упражнения). Реакция животного зависит от его подготовленности к данному действию (Закон готовности).
В отличие от ассоциативной психологии в гештальтпсихологии начальным является целое, структура, гештальт, а не элементы. Соответственно первичной задачей в обучении является обучение пониманию, охвату целого, соотнесение всех частей целого. Такое понимание наступает в результате внезапного решения или озарения – «инсайта».В процессе обучения большая роль отводится подражанию. Существует две возможности его применения:
- слепое подражание без понимания, а затем осмысление;
- понимание образца предшествует подражательному действию. Речь, письмо усваивается путем подражания.
В начале XX века на основе психологических теорий сформировались несколько направлений и теорий обучения. Ученые первого направления считали, что основной задачей «формального» обучения является развитие у ребенка способностей, необходимых для того, чтобы добывать знания.
Второе направление считало основной целью обучения в освоении определенной суммы знаний.
С.Л.Рубинштейн полагал, что в ходе обучения происходит и освоение знаний и вместе с тем, развитие способностей (объединил оба направления).
2.Традиционное обучение. Достоинства и недостатки
Традиционное обучение (ТО) это взаимодействие обучающего и обучаемого. Основывается на принцип сознательности. Объектом осознания являются знания и средства добывания знаний. ТО целенаправленно управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу. ТО содержит все предпосылки и условия для усвоения знания. По результатам некоторых исследований, люди с аналитическим складом ума «мыслители» - способнее в традиционных формах обучения. например при обучению иностранному языку. В ТО доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. (В основе ТО лежат дидактические концепции Я.А.Коменского, И.Песталоцци, И.Гербарта). Ключевые понятия ТО – это управление, руководство учителя, правила, предписания.
Структура обучения при ТО состоит из 4-х ступеней: -изложение; -понимание; -обобщение; - применение.
Достоинства ТО:
1.системность в подаче и усвоении знаний, последовательность изложения материала;
2.охват большой аудитории;
3. экономичный темп и режим изложения знаний.
Недостатки: Н.Ф.Талызина характеризует ТО как информационно-сообщающее, догматическое, пассивное, имеющее репродуктивный характер.
ТО подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей, интересов ребенка и жизни. ТО передает ребенку готовое знание, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.
Принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения
традиционная | гуманистическая |
Принцип субординации. Мир детства – это часть мира взрослых, подчиняемая ему. | Принцип равенства. Мир детства и мира взрослых равноправные части человечества, гармонично дополняющие друг друга. |
Пр-п монологизма Мир детства это мир учеников и воспитанников. Мир взрослых – мир учителей и воспитателей. Взаимодействие транслируется только в одном направлении: от взрослых к детям. | Пр-п диалогизма Мир детства, как и мир взрослых обладает своим собственным содержанием. Между миром детства и миром взрослых существует диалог. |
Пр-п произвола Мир взрослых всегда навязывал миру детей свои законы. Мир детства беззащитен перед миром взрослых, никак и никогда не может на него воздействовать. | Пр-п сосуществования Мир детства и мир взрослых поддерживают суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались. |
Пр-п контроля как необходимый элемент обучения и воспитания. | Пр-п свободы Мир взрослых должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охраны здоровья и жизни), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь. |
Пр-п взросления развитие всегда рассматривалось как взросление, т.е. движение по созданной взрослыми «лестнице» возрастов. Нарушение движения – аномалия. | Пр-п соразвития. Мир детства и мир взрослых развиваются параллельно. Цель развития – гармонизация внешнего и внутреннего «Я». |
Пр-п инициации существование границ между миром взрослых и миром детей, перевод человека из одного мира в другой. | Пр-п единства Между миром детства и миром взрослых нет границ, они составляют единый мир людей. |
Пр-п деформации мир детства всегда деформирован вторжением взрослых. | Пр-п принятия Человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, безотностительно к нормам, оценкам взрослости и детскости. |