Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 678

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Количество психотипов и терминологическое их описание носят клинический характер у Б.П.Ганнушкина, А.Е.Личко, К.Леонгард и прак­тически не употребимы в педагогической практике учителя. При этом сложно убедить учителя в акцентуированном характера ученика, если его называть параноиком, эпилептоидом, гипертимом, истероидом, шизоидом, психостеноидом, сензитивом, гипотимом, конформным, неустой­чивым, астеноидом, лабильным циклоидом, что не позволяет уяснить, в чем же здесь норма, если употребляемый термин психотипа есть болезнь в тяжелой форме.

В настоящее время появилась литература, даю­щая рекомендации учителю и психологу по коррекции психотипа (Н.Я. Иванов, А.Е.Личко, С.И.Подмазин, А.С.Прутченков, А.А. Сиялов, А.А.Реан, О.И.Мотков, и др.)

Используя опыт вышеотмеченных авторов оте­чественной педагогики и психологии, а также за­рубежных (Н.В.Владинская, Н. Петрова, В. Лущук, Л. Александрсон), были разработаны реко­мендации для коррекции отношений между учите­лем и учеником в сфере тех личностных особеннос­тей, с которыми являются друг к другу ученик к учителю, и наоборот.

Педагогические и психологические мето­ды в психолого-педагогической коррекции за­пущенного ребенка

Предлагаемая Р.В.Овчаровой педагогическая коррекция запущенного ребенка может служить как еще один вариант непосредственной работы с детьми в школе.

Основными средствами педагогической кор­рекции являются понимание, сочувствие со сто­роны педагога, снятие напряжения, рационализа­ция воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Среди методов, как полагает Р.В.Овчарова, важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ре­бенка веру в свои возможности.

Метод позитивного стимулирования, аванси­рование успеха, подчеркивание достижений ре­бенка, развернутая оценка результатов его дея­тельности позволяет изменить учебно-познава­тельную мотивацию ученика.

Корригирующими методами могут явиться руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ре­бенком, создание ситуации для творческого са­мовыражения ребенка в игре, обогащение пред­метной среды.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным те­мам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуа­ции с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадя­щая учебная нагрузка. Такие личностные прояв­ления, как нарушение образа "Я", неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негатив­ных поступков, эмоциональном поглаживании.


Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Особое место в психологической коррекции социально-педагогической запущенности детей занимают методы коррекции, которые классифи­цируются по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать. К методам психокоррекции индивидуально-типоло­гических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, по­ведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интел­лекта и методы терапии средствами искусства.

Психокоррекция свойств субъекта общенияпрово­дится с помощью метода игровой коррекции поведе­ния в группе сверстников, методов позитивного об­щения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельностиможно кор­ректировать с помощью методов снижения значи­мости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, ме­тоды снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне использования метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка.

Нарушения развития самосознаниязапущенно­го ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникаль­ности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом са­мовнушения - "Я хочу", "Я могу", "Я буду".

Средства профилактики и коррекции социально-пе­дагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное соче­тание в практической деятельности педагогов и психо­логов, направленность на преодоление недостатков раз­вития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение соци­ально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты. (См. подробнее таблицу).




Подструктуры личности

Предметы коррекции

Педагогические приемы

Психологические методы

Индивидуально-типологические особенности личности

Дисгармо­ния разви­тия. Нестабиль­ность и ри­гидность нервной системы. Неразви­тость про­извольнос­ти психи­ческих про­цессов в сравнении

со свер­стниками.

Понимание, сочув­ствие, снятие напряжения. Рационализация воспитательно-образовательного процесса. Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Личностная перспектива.

Развитие произ­вольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в эмоциональной сфере. Развитие произвольности в общении и пове­дении. Когнитив­ная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средства­ми искусства.

Свойства субъектов общения

Высокая тревож­ность.

Слабая со­циальная рефлексия. Трудности общения. Неадекват­ное поведе­ние. Низкий социальный статус.

Доверие к личности ребенка. Формирова­ние реально осознавае­мых мотивов поведе­ния. Формирование реально действующих мотивов поведения. Анализ конфликтных ситуаций. Пример и авторитет педагога в отношении к детям. Позитивная иррадиа­ция авторитета педаго­га на отношения ре­бенка со сверстниками.

Игровая коррек­ция поведения в группе. Развитие позитивного обще­ния. Ролевое нау­чение. Коммуника­тивные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей.


Лекция 21 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (10 часов)

  1. Общепсихологическая основа формирования направлений в обучении.

  2. Традиционное обучение – достоинства и недостатки.

  3. Принципы традиционной и гуманистической парадигм в обучении.

1.Общепсихологическая основа формирования направлений обучения

Образовательный процесс со второй половины XIX века становится объектом теоретического психологического осмысления. На общую теорию обучения оказали значительное влияние
ассоциативная, бихевиористская и гештальтпсихологическая теории обучения.

Ассоциативная психология рассматривает память основой обучаемости, а мышление как репродуктивную функцию памяти. Сила ассоциаций зависит от частоты их повторения. Это утверждение явилось теоретическим обоснованием для выдвигаемого в то время требования заучивать наизусть материал путем многократного, механического повторения.

Бихевиористы сближают понятие «память» и «научение».

Э.Торндайк выдвинул теорию проб и ошибок. Животное в результате многократных повторений (проб и ошибок) случайно находит ту реакцию, которая соответствует стимулу. Такое совпадение вызывает удовлетворение, что подкрепляет данную реакцию и связывает ее со стимулом. Если повторяется данный стимул, повторяется и реакция (Закон эффекта). Реакция на стимул обусловлена количеством повторений, силой и длительностью стимульного воздействия (Закон упражнения). Реакция животного зависит от его подготовленности к данному действию (Закон готовности).

В отличие от ассоциативной психологии в гештальтпсихологии начальным является целое, структура, гештальт, а не элементы. Соответственно первичной задачей в обучении является обучение пониманию, охвату целого, соотнесение всех частей целого. Такое понимание наступает в результате внезапного решения или озарения – «инсайта».В процессе обучения большая роль отводится подражанию. Существует две возможности его применения:

- слепое подражание без понимания, а затем осмысление;

- понимание образца предшествует подражательному действию. Речь, письмо усваивается путем подражания.

В начале XX века на основе психологических теорий сформировались несколько направлений и теорий обучения. Ученые первого направления считали, что основной задачей «формального» обучения является развитие у ребенка способностей, необходимых для того, чтобы добывать знания.

Второе направление считало основной целью обучения в освоении определенной суммы знаний.

С.Л.Рубинштейн полагал, что в ходе обучения происходит и освоение знаний и вместе с тем, развитие способностей (объединил оба направления).

2.Традиционное обучение. Достоинства и недостатки

Традиционное обучение (ТО) это взаимодействие обучающего и обучаемого. Основывается на принцип сознательности. Объектом осознания являются знания и средства добывания знаний. ТО целенаправленно управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу. ТО содержит все предпосылки и условия для усвоения знания. По результатам некоторых исследований, люди с аналитическим складом ума «мыслители» - способнее в традиционных формах обучения. например при обучению иностранному языку. В ТО доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. (В основе ТО лежат дидактические концепции Я.А.Коменского, И.Песталоцци, И.Гербарта). Ключевые понятия ТО – это управление, руководство учителя, правила, предписания.


Структура обучения при ТО состоит из 4-х ступеней: -изложение; -понимание; -обобщение; - применение.

Достоинства ТО:

1.системность в подаче и усвоении знаний, последовательность изложения материала;

2.охват большой аудитории;

3. экономичный темп и режим изложения знаний.

Недостатки: Н.Ф.Талызина характеризует ТО как информационно-сообщающее, догматическое, пассивное, имеющее репродуктивный характер.

ТО подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей, интересов ребенка и жизни. ТО передает ребенку готовое знание, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.

Принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения

традиционная

гуманистическая

Принцип субординации. Мир детства – это часть мира взрослых, подчиняемая ему.

Принцип равенства. Мир детства и мира взрослых равноправные части человечества, гармонично дополняющие друг друга.

Пр-п монологизма Мир детства это мир учеников и воспитанников. Мир взрослых – мир учителей и воспитателей. Взаимодействие транслируется только в одном направлении: от взрослых к детям.

Пр-п диалогизма Мир детства, как и мир взрослых обладает своим собственным содержанием. Между миром детства и миром взрослых существует диалог.

Пр-п произвола Мир взрослых всегда навязывал миру детей свои законы. Мир детства беззащитен перед миром взрослых, никак и никогда не может на него воздействовать.

Пр-п сосуществования Мир детства и мир взрослых поддерживают суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались.

Пр-п контроля как необходимый элемент обучения и воспитания.

Пр-п свободы Мир взрослых должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охраны здоровья и жизни), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь.

Пр-п взросления развитие всегда рассматривалось как взросление, т.е. движение по созданной взрослыми «лестнице» возрастов. Нарушение движения – аномалия.

Пр-п соразвития. Мир детства и мир взрослых развиваются параллельно. Цель развития – гармонизация внешнего и внутреннего «Я».

Пр-п инициации существование границ между миром взрослых и миром детей, перевод человека из одного мира в другой.

Пр-п единства Между миром детства и миром взрослых нет границ, они составляют единый мир людей.

Пр-п деформации мир детства всегда деформирован вторжением взрослых.

Пр-п принятия Человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, безотностительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.