Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 655

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И.А.Зимняя.

1.Понятие учебной деятельности (УД), ее основные характеристики

Понятие учебной деятельности неоднозначно. В узком смысле (по Д.Б.Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

В широком смысле (по С.Л.Рубинштейну) – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящей в самоконтроль и самооценку.

Характеристики УД

  1. УД специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

  2. в УД осваиваются общие способы действий и научные понятия (а не житейские, которые были освоены до школы);

  3. Общие способы действия предваряют решение задач (в сравнение с методом проб и ошибок);

  4. УД ведет к изменениям в самом субъекте (совершенствование, формирование личности);

  5. УД как активная форма учения ведет к изменениям психологических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий;

  6. УД имеет общественный характер по содержанию , по смыслу и по форме.

  • по содержанию: направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

  • по смыслу: она общественно значима и общественно оцениваема;

  • по форме: т.к. соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях (школах, гимназиях, колледжах, институтах).

Как любая деятельность УД характеризуется:

  • субъектностью,

  • активностью,

  • предметностью,

  • целенаправленностью,

  • осознанностью

имеет свою структуру и содержание.

2.Предметное содержание УД

Предмет любой деятельности, это то, на что направлена деятельность. Предметом УД может быть:

  • усвоение знаний,

  • овладение обобщенными способами действий,

  • приемы и способы учебных действий;

  • учебные программы и алгоритмы их усвоения.

Средства и способы УД

К средствам УД относят:

  1. интеллектуальные действия, лежащие в основе познавательной и исследовательской деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация).

  2. знаковые средства (таблицы, карточки, схемы и пр.), языковые, вербальные в форме которых осваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

  3. фоновые знания, в которые включается новое знание.



В учебном процессе с овладением ЗУН одновременно идет овладение средствами УД.

Способы УД могут быть очень разнообразными, это ответ на вопрос: Как учиться ? Каким способом получать знания? Они делятся на:

  • репродуктивные,

  • проблемно-творческие

  • исследовательско-познавательные.

3. Структура УД

УД имеет структуру, состоящую из следующих компонентов:

  • мотивация,

  • учебная задача,

  • учебные действия,

  • контроль, переходящий в самоконтроль,

  • оценка, переходящая в самооценку.

УД, как любой интеллектуальный акт характеризуется тем же строением, а именно: наличием мотива, плана (замысла программы), исполнением (реализацией), контролем.

Мотивация является не только важнейшей характеристикой УД, но и самого субъекта этой деятельности. Она может быть внешней и внутренней по отношению к учебной деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности, как субъекта этой деятельности.

УД как совокупность побудителей, включает коммуникативно-побудительную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения.

Учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения. Учащийся при этом поучает образцы и указания для нахождения общих способов решения задач отдельного класса.

Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий для решений конкретных задач.

Контроль преподавателя направлен на обобщение результатов учебных действий с заданными образцами. Контроль может переходить в самоконтроль субъекта учебной деятельности.

Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач. Внешние оценочные действия преподавателя переходят во внутренние – самооценку.

4.Учебная задача в структуре УД

Понятие «задача» имеет свою историю в развитии науки.

М.Я. Басов (1892-1931)рассматривал в психологии задачу одновременно с терминами «действия», «цель», «задание».

По А.Н. Леонтьеву задача - это цель, данная в определенных условиях.

С.Л. Рубинштейн утверждал, что «прежде, чем действовать, надо осознать цель. Но одного осознания недостаточно. «Для осуществления цели необходимо учесть условия

, в которых действие должно совершиться. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть решена действием.

Сознательное человеческое действие - это сознательное решение задачи.

Но для совершения действия необходимо, чтобы задача была не только понята, но и принята.

Учебная задача – это основная единица УД. Учебные задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и

т. д.

Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в кот. четко определена лишь часть сведений, а остальное неизвестно. В состав любой задачи входят:

  • предметная область – объекты, о которых идет речь;

  • отношения, которые связывают эти объекты;

  • требования задачи – указания цели решения задачи, т.е. того, что нужно установить в ходе решения.

  • способ решения – совокупность действий (операций), которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить решение.

Способы решения задачи

Способом решения задачи называется всякая процедура, которая может обеспечить решения данной задачи.

Человек – (решатель задачи) определяет выбор и последовательность операций, общую стратегию решения.

При решении задачи одним способом цель учащегося – найти правильный ответ; а при решении нескольким способами – ему необходимо выбрать наиболее краткое, экономичное решение, а для этого необходимо применение многих теоретических, известных способов, приемов и создание новых способов пригодных для данной ситуации. Т.е. накапливается опыт применения знаний, развиваются приемы логического поиска, развиваются исследовательские способности.

Для решения задачи субъект-решатель должен располагать совокупностью средств, которые входят в задачу и привлекаются извне.

Средства решения м.быть:

  • материальными (инструменты, машины);

  • материализованными (тексты, схемы, формулы);

  • идеальными (знания, которые привлекаются учащимися).

Ведущими средствами являются идеальные.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

  1. Направленность на субъекта. Задача вступает как средство изменения субъекта.

  2. Неоднозначность, неопределенность. Обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий (из-за неумения разобраться в требовании задачи, из-за мотивации).

  3. Для достижения цели требуется решение не одной, а нескольких задач, т.е. для достижения к-л учебной цели требуется набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ЗАДАЧАМ

  1. Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач.

  2. Задача должна обеспечивать достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных.

  3. Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.

  4. Средства учебной деятельности, усвоения которых предусматривается в процессе решения задач, должны выступать как прямой продукт деятельности.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Для создания и решения проблемной ситуации необходимы три условия:

  1. познавательная потребность субъекта;

  2. соотношение данного (известного) и искомого (нового);

  3. определенные физические, интеллектуальные, операциональные возможности решения.

Т.е. учащийся должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которой сам должен найти выход. Проблемная ситуация задается в форме вопроса типа: «Почему?», «Как?», «В чем причина, связь этих явлений?». Проблемная ситуация м.б. разной степени проблемности. При высшей степени учащиеся сами формулируют проблему, сами находят решение, сами контролируют правильность этого решения. При наименьшей степени – учащийся самостоятельно только решает проблему (задачу).

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Первый этап: понимание задачи. Зависит от уровня сложности задачи и возможности (способности) ее решать.

Второй этап: «принятие» задачи. Он должен решить ее для себя, она должна быть личностно значима.

Третий этап: задача вызывать эмоциональное переживание (лучше удовлетворения, чем досады) и желание решить задачу. Задание должно быть сформулировано так, чтобы облегчить понимание задачи: «Проанализируйте», «Объясните, почему», «В чем причина?» …

5. Учебные действия в структуре учебной деятельности

С позиции субъекта деятельности в учении прежде всего вы­деляются действия целеполагания,

  • программирования,

  • планиро­вания,

  • исполнительские действия,

  • действия контроля (самокон­троля),

  • оценки (самооценки).

Каждое из них соотносится с оп­ределенным этапом учебной деятельности и реализует его. Так, любая деятельность, например решение задачи написания тек­ста, вычисления, начинается с осознания цели как ответа на во­прос «для чего», «с какой целью я это делаю*. Но постановка таких вопросов, нахождение ответов и подчинение своего пове­дения этому решению есть сложная совокупность действий. Рас­сматривая планы и структуру поведения, Ю. Галантер, Дж. Мил­лер, К. Прибрам отмечали важность выработки общего плана (стра­тегии) поведения, т.е. совокупности определенных умственных действий по осознанию характера и последовательности поведен­ческих актов. Исполнительские действия суть внешние действия (вербальные, невербальные, формализованные, неформализо­ванные, предметные, вспомогательные) по реализации внутрен­них действий целеполагания, планирования, программирова­ния. Одновременно субъект деятельности осуществляет постоян­ное оценивание и контролирование ее процесса и результата в форме действий сличения, коррекции и т.д. В силу того, что действия контроля и оценки ученика — превращенные внешние интерпсихологические действия учителя, они будут рассмотре­ны отдельно.


С позиции предмета учебной деятельности в ней выделяют­ся преобразующие, исследовательские действия. В терминах учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Мар­кова) учебные действия вообще строятся как «активные преоб­разования ребенком объекта для раскрытия свойств предмета ус­воения». При этом, как отмечают исследователи, эти действия могут быть двух планов: «1) учебные действия по обнаружению всеобщего, генетически исходного отношения в частном (осо­бенном) материале и 2) учебные действия по установлению сте­пеней конкретности ранее выявленного всеобщего отношения».

Теоретические знания как предмет учебной деятельности ус­ваиваются, по В. В. Давыдову, посредством исследовательско-воспроизводящих действий, направленных на содержательное обоб­щение, и служат для учащегося способом «открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и еди­ничных явлений с общей основой некоторого целого, открыть закон становления, внутреннего единства этого целого». В соотнесенности с психической деятельностью обучающего­ся выделяют, как отмечалось выше,

  • мыслительные,

  • перцептив­ные,

  • мнемические действия,

т.е. интеллектуальные действия, со­ставляющие внутреннюю психическую деятельность субъекта, яв­ляющуюся, в свою очередь, внутренней «интегральной частью» деятельности (С.Л. Рубинштейн), в рассматриваемом случае — учебной деятельности. Каждое из них распадается на более мел­кие действия (в определенных условиях — операции). Так, мыс­лительные действия (или логические) включают прежде всего та­кие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию и др. При этом, как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «...все эти операции являются различными сто­ронами основной операции мышления «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и от­ношений». С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что мыслительный процесс «совершается как система сознатель­но регулируемых интеллектуальных операций. Мышление со­относит, сопоставляет каждую мысль, возникшую в процессе мышления, с задачей, на разрешение которой направлен мыс­лительный процесс, и ее условиями. Совершающаяся таким образом проверка, критика, контроль характеризует мыш­ление как сознательный процесс». Эти харак­теристики мышления как внутренней стороны деятельности, и в частности учебной деятельности, еще раз фиксируют важность таких действий, как целеполагание, программирование, кон­троль.