Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 655
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И.А.Зимняя.
1.Понятие учебной деятельности (УД), ее основные характеристики
Понятие учебной деятельности неоднозначно. В узком смысле (по Д.Б.Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
В широком смысле (по С.Л.Рубинштейну) – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящей в самоконтроль и самооценку.
Характеристики УД
-
УД специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; -
в УД осваиваются общие способы действий и научные понятия (а не житейские, которые были освоены до школы); -
Общие способы действия предваряют решение задач (в сравнение с методом проб и ошибок); -
УД ведет к изменениям в самом субъекте (совершенствование, формирование личности); -
УД как активная форма учения ведет к изменениям психологических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий; -
УД имеет общественный характер по содержанию , по смыслу и по форме.
-
по содержанию: направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; -
по смыслу: она общественно значима и общественно оцениваема; -
по форме: т.к. соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях (школах, гимназиях, колледжах, институтах).
Как любая деятельность УД характеризуется:
-
субъектностью, -
активностью, -
предметностью, -
целенаправленностью, -
осознанностью
имеет свою структуру и содержание.
2.Предметное содержание УД
Предмет любой деятельности, это то, на что направлена деятельность. Предметом УД может быть:
-
усвоение знаний, -
овладение обобщенными способами действий, -
приемы и способы учебных действий; -
учебные программы и алгоритмы их усвоения.
Средства и способы УД
К средствам УД относят:
-
интеллектуальные действия, лежащие в основе познавательной и исследовательской деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация). -
знаковые средства (таблицы, карточки, схемы и пр.), языковые, вербальные в форме которых осваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. -
фоновые знания, в которые включается новое знание.
В учебном процессе с овладением ЗУН одновременно идет овладение средствами УД.
Способы УД могут быть очень разнообразными, это ответ на вопрос: Как учиться ? Каким способом получать знания? Они делятся на:
-
репродуктивные, -
проблемно-творческие -
исследовательско-познавательные.
3. Структура УД
УД имеет структуру, состоящую из следующих компонентов:
-
мотивация, -
учебная задача, -
учебные действия, -
контроль, переходящий в самоконтроль, -
оценка, переходящая в самооценку.
УД, как любой интеллектуальный акт характеризуется тем же строением, а именно: наличием мотива, плана (замысла программы), исполнением (реализацией), контролем.
Мотивация является не только важнейшей характеристикой УД, но и самого субъекта этой деятельности. Она может быть внешней и внутренней по отношению к учебной деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности, как субъекта этой деятельности.
УД как совокупность побудителей, включает коммуникативно-побудительную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения.
Учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения. Учащийся при этом поучает образцы и указания для нахождения общих способов решения задач отдельного класса.
Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий для решений конкретных задач.
Контроль преподавателя направлен на обобщение результатов учебных действий с заданными образцами. Контроль может переходить в самоконтроль субъекта учебной деятельности.
Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач. Внешние оценочные действия преподавателя переходят во внутренние – самооценку.
4.Учебная задача в структуре УД
Понятие «задача» имеет свою историю в развитии науки.
М.Я. Басов (1892-1931)рассматривал в психологии задачу одновременно с терминами «действия», «цель», «задание».
По А.Н. Леонтьеву задача - это цель, данная в определенных условиях.
С.Л. Рубинштейн утверждал, что «прежде, чем действовать, надо осознать цель. Но одного осознания недостаточно. «Для осуществления цели необходимо учесть условия
, в которых действие должно совершиться. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть решена действием.
Сознательное человеческое действие - это сознательное решение задачи.
Но для совершения действия необходимо, чтобы задача была не только понята, но и принята.
Учебная задача – это основная единица УД. Учебные задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и
т. д.
Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в кот. четко определена лишь часть сведений, а остальное неизвестно. В состав любой задачи входят:
-
предметная область – объекты, о которых идет речь; -
отношения, которые связывают эти объекты; -
требования задачи – указания цели решения задачи, т.е. того, что нужно установить в ходе решения. -
способ решения – совокупность действий (операций), которые необходимо произвести над условием задачи, чтобы выполнить решение.
Способы решения задачи
Способом решения задачи называется всякая процедура, которая может обеспечить решения данной задачи.
Человек – (решатель задачи) определяет выбор и последовательность операций, общую стратегию решения.
При решении задачи одним способом цель учащегося – найти правильный ответ; а при решении нескольким способами – ему необходимо выбрать наиболее краткое, экономичное решение, а для этого необходимо применение многих теоретических, известных способов, приемов и создание новых способов пригодных для данной ситуации. Т.е. накапливается опыт применения знаний, развиваются приемы логического поиска, развиваются исследовательские способности.
Для решения задачи субъект-решатель должен располагать совокупностью средств, которые входят в задачу и привлекаются извне.
Средства решения м.быть:
-
материальными (инструменты, машины); -
материализованными (тексты, схемы, формулы); -
идеальными (знания, которые привлекаются учащимися).
Ведущими средствами являются идеальные.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
-
Направленность на субъекта. Задача вступает как средство изменения субъекта. -
Неоднозначность, неопределенность. Обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий (из-за неумения разобраться в требовании задачи, из-за мотивации). -
Для достижения цели требуется решение не одной, а нескольких задач, т.е. для достижения к-л учебной цели требуется набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ЗАДАЧАМ
-
Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач. -
Задача должна обеспечивать достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных. -
Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности. -
Средства учебной деятельности, усвоения которых предусматривается в процессе решения задач, должны выступать как прямой продукт деятельности.
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Для создания и решения проблемной ситуации необходимы три условия:
-
познавательная потребность субъекта; -
соотношение данного (известного) и искомого (нового); -
определенные физические, интеллектуальные, операциональные возможности решения.
Т.е. учащийся должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которой сам должен найти выход. Проблемная ситуация задается в форме вопроса типа: «Почему?», «Как?», «В чем причина, связь этих явлений?». Проблемная ситуация м.б. разной степени проблемности. При высшей степени учащиеся сами формулируют проблему, сами находят решение, сами контролируют правильность этого решения. При наименьшей степени – учащийся самостоятельно только решает проблему (задачу).
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Первый этап: понимание задачи. Зависит от уровня сложности задачи и возможности (способности) ее решать.
Второй этап: «принятие» задачи. Он должен решить ее для себя, она должна быть личностно значима.
Третий этап: задача вызывать эмоциональное переживание (лучше удовлетворения, чем досады) и желание решить задачу. Задание должно быть сформулировано так, чтобы облегчить понимание задачи: «Проанализируйте», «Объясните, почему», «В чем причина?» …
5. Учебные действия в структуре учебной деятельности
С позиции субъекта деятельности в учении прежде всего выделяются действия целеполагания,
-
программирования, -
планирования, -
исполнительские действия, -
действия контроля (самоконтроля), -
оценки (самооценки).
Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его. Так, любая деятельность, например решение задачи написания текста, вычисления, начинается с осознания цели как ответа на вопрос «для чего», «с какой целью я это делаю*. Но постановка таких вопросов, нахождение ответов и подчинение своего поведения этому решению есть сложная совокупность действий. Рассматривая планы и структуру поведения, Ю. Галантер, Дж. Миллер, К. Прибрам отмечали важность выработки общего плана (стратегии) поведения, т.е. совокупности определенных умственных действий по осознанию характера и последовательности поведенческих актов. Исполнительские действия суть внешние действия (вербальные, невербальные, формализованные, неформализованные, предметные, вспомогательные) по реализации внутренних действий целеполагания, планирования, программирования. Одновременно субъект деятельности осуществляет постоянное оценивание и контролирование ее процесса и результата в форме действий сличения, коррекции и т.д. В силу того, что действия контроля и оценки ученика — превращенные внешние интерпсихологические действия учителя, они будут рассмотрены отдельно.
С позиции предмета учебной деятельности в ней выделяются преобразующие, исследовательские действия. В терминах учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова) учебные действия вообще строятся как «активные преобразования ребенком объекта для раскрытия свойств предмета усвоения». При этом, как отмечают исследователи, эти действия могут быть двух планов: «1) учебные действия по обнаружению всеобщего, генетически исходного отношения в частном (особенном) материале и 2) учебные действия по установлению степеней конкретности ранее выявленного всеобщего отношения».
Теоретические знания как предмет учебной деятельности усваиваются, по В. В. Давыдову, посредством исследовательско-воспроизводящих действий, направленных на содержательное обобщение, и служат для учащегося способом «открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого, открыть закон становления, внутреннего единства этого целого». В соотнесенности с психической деятельностью обучающегося выделяют, как отмечалось выше,
-
мыслительные, -
перцептивные, -
мнемические действия,
т.е. интеллектуальные действия, составляющие внутреннюю психическую деятельность субъекта, являющуюся, в свою очередь, внутренней «интегральной частью» деятельности (С.Л. Рубинштейн), в рассматриваемом случае — учебной деятельности. Каждое из них распадается на более мелкие действия (в определенных условиях — операции). Так, мыслительные действия (или логические) включают прежде всего такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию и др. При этом, как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «...все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления — «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений». С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что мыслительный процесс «совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Мышление соотносит, сопоставляет каждую мысль, возникшую в процессе мышления, с задачей, на разрешение которой направлен мыслительный процесс, и ее условиями. Совершающаяся таким образом проверка, критика, контроль характеризует мышление как сознательный процесс». Эти характеристики мышления как внутренней стороны деятельности, и в частности учебной деятельности, еще раз фиксируют важность таких действий, как целеполагание, программирование, контроль.