Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 673

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Интерес в мотивационной сфере.

  2. Изучение мотивации учения.

  3. Пути формирования учебной мотивации.

1.Интерес в мотивационной сфере. В общепсихологическом определении интерес — это эмоци­ональное переживание познавательной потребности. Характери­зуя его как один из компонентов учебной мотивации, необходи­мо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «ин­терес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у не­го нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изу­чения в области мотивации (И. Гербарт). Во-вторых, оно объяс­няется тем, что сам по себе интерес — это сложное неоднород­ное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интереса и отно­шения к учению. Согласно А.К. Марковой, интерес к учению мо­жет быть широким, планирующим, результативным, процессу­ально-содержательным, учебно-познавательным и его преобразу­ющим.

Важность создания условий возникновения интереса к учи­телю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворе­ния познавательной потребности) и формирования самого инте­реса отмечалась многими исследователями. На основе системно­го анализа СМ. Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для уче­ника. Согласно этому анализу, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной де­ятельности.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — воз­можность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче за­интересовать ими учащихся. Основное средство воспитания ус­тойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной по­исковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет со­здание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудно­стью, которую они не могут разрешить при помощи имеющего­ся у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убежда­ются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требую­щий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоле­ние трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие воз­никновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тог­да, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном слу­чае интерес быстро падает.


Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обес­печивается не только столкновением учащихся с различными объ­ектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объек­те можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуж­дения у учащихся познавательного интереса — отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привыч­ном и обыденном. Новизна материала — важнейшая предпосыл­ка возникновения интересг к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Ис­пользование прежде усвоенных знаний — одно из основных ус­ловий появления интереса. Существенный фактор возникнове­ния интереса к учебному материалу — его эмоциональная окра­ска, живое слово учителя.

Эти положения могут служит определенной программой ор­ганизации учебного процесса, специально направленной на фор­мирование интереса.

Мотивационные ориентации и успешность деятельности

Различные виды интереса, например результативный, поз­навательный, процессуальный, учебно-познавательный и др., могут быть соотнесены с мотивационными ориентациями (Е.И. Савонько, Н.М. Симонова). Продолжая исследования Б.И. Додонова, эти авторы на материале изучения мотивации в ов­ладении иностранным языком в вузе выявили четыре мотива­ционные ориентации (на процесс, результат, оценку преподава­телем и избегание неприятностей), которые наряду с другими компонентами учебной мотивации определяют направление, содержание и результат учебной деятельности. По их мнению, особенности связей между мотивационными ориентациями поз­воляют выделить две существенные их характеристики: во-первых, стабильность связей (по критерию плотности) между ори­ентациями на процесс и результат, с одной стороны, и ориен­тациями на «оценку преподавателем» и «избеганием неприят­ностей» с другой, т.е. относительную независимость их от усло­вий обучения; во-вторых, вариабельность связей (по критерию доминирования и «удельному весу») в зависимости от условий обучения (например, тип вуза — языковой, неязыковой), сет­ки часов, особенностей учебной программы, в частности ее це­левых установок и т.д. Этими авторами установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плот­но связанными с успеваемостью оказались ориентации на про­цесс и на результат, менее плотно — ориентация на оценку пре­подавателем. Связь ориентации на избегание неприятностей с успеваемостью слабая.



Учебная деятельность побуждается прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности — выработкой обобщенного способа действия — и «опредмечивается» в нем, в то же время она по­буждается самыми разными внешними мотивами, например самоутверждения, престижности, долга, необходимости, дости­жения и др. На материале исследования учебной деятельности студентов было показано, что среди социогенных потребностей наибольшее влияние на ее эффективность оказывает потребность в достижении, под которой понимается стремление человека к улуч­шению результатов своей деятельности. Удовлетворенность уче­нием зависит от степени удовлетворения этой потребности.

2.Изучение мотивации учения. Косвенные методики диагностики мотивации учения

Метод наблюдения

Одним из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики мотивации учения, явля­ется наблюдение. Показатели наблюдения, выявляющие отношение школьника к учению: стремление учащихся посещать занятия или желание уклониться от них; общая активность на занятиях (задают вопросы по существу дела и т.п.); наличие и характер отвлечении;

отношение к средствам действия; наличие и содержание замеча­ний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию; поведение детей по оконча­нии занятия (радуются или хотят заниматься еще, задерживаются после занятия и обсуждают с учителем содержание урока).

Для фиксации отношения школьника к учению по данным пока­зателям удобно завести карточку наблюдения (см. таблицу на с. 135). Для фиксации отношения школьника к учению в ходе формирую­щего эксперимента желательно использовать магнитофон.

Приведенные в таблице показатели наблюдения отражают от­ношение школьника к осуществляемой им деятельности учения:

исходную (№ 1), процессуальную (№ 2—5) и результирующую мотивацию (№ 6).

Метод наблюдения применяется как при констатирующей ди­агностике — для определения исходной мотивации учения школь­ника, так и в ходе формирующего эксперимента.

Беседа с учителем

Как правило, учитель практически с начала учебного года вы­деляет «неблагополучных» первоклассников с отрицательным либо безразличным отношением к учению, которое требует адекватной коррекции.


В беседе с учителем путем прямых либо косвенных вопросов необходимо выявить отношение конкретного школьника к уче­нию по выделенным показателям. Так, для определения того, яв­ляется ли учитель личностно значимым субъектом для конкретно­го ученика, следует путем косвенных вопросов выяснить, насколько ученик выполняет указания учителя, внимателен ли он на уроке. Также важно мнение учителя по поводу взаимоотношения учени­ка с родителями и товарищами.

Беседа с родителями

Является чрезвычайно важной для диагностики мотивации уче­ния школьника, поскольку дает более полные данные о видах зна­чимой деятельности школьников и значимых для него субъектах, т.е. дополняет данные, собранные в беседе с учителем. В случае если непосредственную беседу с родителями трудно осуществить, для сбора данных можно воспользоваться анкетой для родителей.

Анкета для родителей

Анкета для родителей также служит для определения показате­лей мотивации учения младших школьников. Если родители ис­кренне отвечают на вопросы анкеты, то это позволяет уточнить, например, происхождение ведущих мотивов учения. Родители помогают выявить такие моменты повседневной жизни школьника, которые скрыты от учителя и психолога и непосредственно отра­жают отношение школьника к учению.

Анкета для родителей применяется в каждом классе с необхо­димыми изменениями при переходе из одного класса в другой. Более целесообразной является передача анкеты ученику в запечатанном конверте с просьбой передать своим родителям. В таком же виде анкета возвращается к психологу. В анкете для родителей указыва­ется косвенная мотивировка заполнения анкеты — улучшение вне­классной работы. Такая «секретная» передача анкеты делает отве­ты родителей более откровенными: в случае если у родителей кон­фликт с учителем, они прямо пишут о своем недовольстве ситуа­цией в школе и называют причины такого положения.

Кривая текущей успеваемости

Начиная со 2-го полугодия I класса, когда первоклассникам начинают ставить оценки, для диагностики мотивации учения можно пользоваться данными школьной успеваемости. Однако при этом нельзя забывать, что отметка не всегда является значимой для младших школьников, поэтому необходимо выявить тот пси­хологический смысл, который имеет отметка для школьника. Для определения отношения школьника к учению может быть продук­тивным, как указывают Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Сла­вина (1951), анализ кривой текущей успеваемости. В начале школь­ного обучения она носит, как правило, ровный характер. Однако с третьего класса может появляться «скачущая» кривая успеваемо­сти, которая свидетельствует о доминировании у школьника не познавательных, а социальных мотивов учения (завоевать уваже­ние в классе, авторитет у родителей и т.д.).


Свободная беседа с учеником

После осуществления процедуры обследования и получения предварительных данных о мотивациях учения школьника повыделенным показателям необходимо провести дополнительную бе­седу с учеником, уточняющую содержание этих показателей. Сво­бодная беседа с учеником позволит экспериментатору проверить правильность своих выводов, а в случае неоднозначно выраженно­го отношения ученика к учению направит экспериментатора на дополнительную диагностику, включающую повторное проведе­ние методики, результаты которой вызывают сомнения. Однако здесь не следует забывать о том, что результаты свободной беседы учитываются наряду с другими методиками, а не как окончатель­ный диагноз мотивации учения школьника.

Прямые методики диагностики мотивации учения младших школьников

Беседа-интервью Данная методика проводится индивидуально с каждым испы­туемым и представляет собой список вопросов, которые психолог последовательно задает школьнику. Вопросы, входящие в беседу-интервью, составлены таким образом, что направлены на диагно­стику всех четырех показателей мотивации учения младших школь­ников:

  • Отношение школьника к учению

  • Отношение школьника к конкретным предметам

  • Виды личностно значимой деятельности школьника

  • Личностно значимые для школьника субъекты

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные во­просы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования.

Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.

Список вопросов анкеты следует расположить таким образом, чтобы школьник его не видел, и фиксировать на отдельном листе бумаги номер вопроса и ответ на него. Также удобно использовать магнитофон, поскольку это дает возможность экспериментатору более точно фиксировать эмоциональные проявления, связанные с отношением школьника к содержанию вопроса.

«Лесенка уроков»

Проведение данной методики, так же как и следующей за ней методики «Лесенка побуждений», предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они могут применяться, начиная со 2-го полугодия 1 класса.