Файл: Лекция 1 Тема Педагогическая психология ее основные характеристики (4 часа) Предмет и объект педагогической психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 689
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика предполагает определение того, какие предметы школьники считают для себя самыми интересными (так называемые основные предметы — математика, чтение, русский — или остальные предметы). Методику можно проводить либо со всем классом одновременно, либо индивидуально, с каждым учеником.
«Лесенка побуждений»
Здесь ученик в доступной форме лесенки ранжирует два вида мотивов учения: социальные и познавательные. Мы придерживаемся, в основном, классификации мотивов учения, предложенных Л. И. Божович, А. К. Марковой, и выделяем следующие их виды:
Познавательные мотивы:
1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;
2) процессуальный — ориентация на процесс учения;
3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);
4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний. Социальные мотивы:
1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;
2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;
3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;
4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие восемь утверждений, соответствующие вышеуказанным четырем познавательным и четырем социальным мотивам:
Проективные методики диагностики мотивации учения младших школьников
Рисуночная методика
Рисуночная методика носит проективный характер, отражая эмоциональное отношение субъекта к изображаемому. Рисуночные методики применяются в патопсихологической практике для диагностики тех или иных отклонений в психическом развитии ребенка, а также для диагностики взаимоотношений в семье и в некоторых других целях. Мы разработали один из вариантов рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников.
Младший школьный возраст как раз приходится на время «золотого века детского рисунка», как его определил Й.Шванцара (1978), указывая на детей в возрасте от пяти до десяти лет. Поэтому закономерным является применение рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников.
Используя рисуночную методику, не следует забывать диагностические возможности методик данного типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому рисуночная методика применяется при диагностике наряду с другими методиками.
Разработанный нами вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять со 2-го полугодия I класса, поскольку с этого времени ученикам начинают выставлять оценки. И это делает отношение школьника к обучению более важным, что отражается в рисунке. Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «В школе». Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем, что, во-первых, они показывают умение школьника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, и более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.
Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей мы использовали два вида характеристик рисунков:
1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе;
2) содержательные характеристики, выявляющие отношение ученика к учению.
К формальным характеристикам относятся следующие:
а) цвет рисунка — темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, как и использование неподражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому;
б) тщательность прорисовывания деталей рисунка — при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно;
в) творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода его композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому.
В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать:
а) использование орнаментов и симметрических композиций для выражения положительного отношения к изображаемому;
б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.
Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьников к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т. е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно значимой деятельностью.
К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:
1. Количество рисунков «В школе»:
а) если ученик принес один либо несколько рисунков «Про самое интересное» и ни одного рисунка «В школе», несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению;
б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему, это свидетельствует о его положительном отношении к учению.
2. Включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное». Если включена, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.
3. Момент школьной жизни, отраженный в рисунке:
а) Урок;
б) перемена;
в) ситуация, внешне связанная со школой:
«уход от школы» — при изображении только школьного здания;
рисунок на тему с измененным названием «В школу». Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного («а») либо отрицательного отношения к учению («б», «в»). Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является
для ученика личностно значимой деятельностью; если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.
4. Отраженность содержания обучения:
а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами;
б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку.
Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.
5. Отраженность общения с другими субъектами:
а) с учителем;
б) со сверстниками;
в) изображен сам автор рисунка;
г) изображен учитель и ученики;
д) изображен любой ученик того же класса, но не автор рисунка.
Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть интерпретированы различным образом в зависимости от содержания рисунка в целом. Однако изображение учителя, как правило, может свидетельствовать о его личностной значимости для школьника. В то же
время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.
Выявленные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение имеет цвет. Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью, может дать, например, включение ребенком школьной темы в рисунок «Про самое интересное».
Проведенное исследование показало, что оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.
В целом рисуночная методика позволяет получить данные по всем выделенным показателям мотивации учения младших школьников. Она носит проективный характер и помогает определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению уже известно. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.
Составление расписания на неделю
Методика С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф. Моргуна (1979) является продуктивной для диагностики отношения ученика к конкретным учебным предметам и учению в целом.
Учащимся выдается лист бумаги, разделенный на семь частей, каждая из которых подписана днем недели.
Лекция 31 Педагогическая психология обучения (4 часа)
Тема: ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ
План:
-
Недостатки познавательной деятельности. -
Отсутствие адекватной мотивации как причины неуспеваемости. -
Неадекватное использование свойств нервной системы как причина неуспеваемости и способы ее преодоления.
В основе неуспеваемости лежит не одна, а обычно целый комплекс причин. Одна порождает другую. На протяжении школьного периода изменяется отношение к успеваемости. Применять одни и те же способы коррекции к разным ученикам –неверно. Чаще всего педагоги ограничиваются дополнительными занятиями, давлением на ребенка и родителей.
Психологи выделяют две группы причин школьной неуспеваемости:
1.-недостатки познавательной деятельности;
2.-неуспеваемость в связи с недостатком в развитии мотивационной сферы.
Недостатки познавательной деятельности проявляются в несформированности приемов учебной деятельности;
неразвитости психических процессов, главным образом мышления;
неадекватном использовании учеником своих индивидуально-типологических особенностей..
Несформированность приемов учебной деятельности. Сам ребенок не в состоянии обучиться приемам и эффективным способам обучения. Этому его должны обучить взрослые. Ученик может формализовать учебные приемы, подражая образцам действия. Очень часто учитель выставляет оценку по конечному результату, но по нему не всегда можно определить ошибки ученика в освоении учебным материалом. Для этого необходимо понаблюдать за процессом. Необходимо обратить внимание на то, что ученику не следует сразу отказываться от старых приемов и переходить к новым. Правильнее будет в старые приемы учебной деятельности постепенно включать новые.
Неразвитость психических процессов.Чаще всего неуспеваемость –это следствие неразвитости мыслительных процессов.
Особенности мыслительной деятельности, которые являются причинами неуспеваемости некоторых школьников.
Дети приходят в школу с конкретным мышлением, и если оно не будет во время развито в логическое, то возникают трудности в овладении учебным материалом и как следствие – неуспеваемость.
Чаще всего это трудности
а) с абстрагированием и обобщением;
б) неумение отвлечься от конкретных, непосредственно воспринимаемых черт предмета;
в) неумение обобщать частные понятия в общие;
г) трудности с выделением существенных признаков и отбрасыванием несущественных;