Файл: Экономикоматематические методы и модели.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

167 вой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба»

25

. Добившись разорения соперника, победи- тель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.
Национальная конкуренция
Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкурен- ции, которая может развертываться внутри отдельных отраслей рынка или во всей рыночной системе. Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех». Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности «отбить» поку- пателей у своих соперников.
Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересо- ваны выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» дру- гих претендентов на нужный им товар.
Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая - купить вещи по меньшей цене.
Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:
- во-первых, она воздействует на цены, предлагаемые продавцами и по- купателями;
- во-вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное соотно- шение спроса и предложения в масштабе национального рынка;
- в-третьих, она приводит общую рыночную цену к точке равновесия.
Поле конкурентного противоборства армий продавцов и покупателей, ход их сражения наглядно представлен на рис. 9.3
Рис. 9.3. Кривые спроса (С) и предложения (П)
Электронный архив УГЛТУ

168
На рис. 9.3 отображены три основных уровня рыночной цены. Они ха- рактеризуют свойственное свободному рынку стихийное колебание спроса, предложения и цен.
Первый уровень: нормальная цена. Это равновесная цена, которая уста- навливается, когда спрос и предложение уравновешиваются в точке «Р».
Спрашивается: происходит ли в данном случае конкурентное сражение среди всех продавцов и покупателей? Вполне очевидно, что такого сражения нет.
Ибо цены, предлагаемые всеми субъектами рынка, совпадают.
Второй уровень: выше величины равновесной цены. В этом случае предложение благ превышает спрос на них. В итоге в рыночном простран- стве образуется зона избытка товаров (сектор П
2
– Р – С
2
на рис. 9.3). В дан- ный момент конкуренция обостряется в рядах продавцов, что раскалывает их единство. Кто может победить в этом междоусобном сражении? Очевидно,
«выигрывает» тот продавец, который реализует продукты по ценам, более близким к равновесной цене. Удешевление продукции расширит сбыт его из- делий. Тогда возникает своеобразная «цепная реакция»: расширяется прода- жа товаров по более низким ценам все возрастающим числом продавцов, т.е., усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких цен, увеличивает сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному уровню.
Третий уровень: ниже величины равновесной цены. Это означает, что спрос превышает предложение. Следствием того является возникновение зо- ны дефицита товаров (сектор С
1
– Р – П
1
на рис. 9.3). В этом случае усилива- ется конкуренция среди покупателей. Верх среди них одерживает тот, кто станет покупать товары по более дорогой цене. И тогда возникает «цепная реакция», но другого характера. Увеличивается приобретение продуктов все возрастающим числом покупателей за более высокую цену. Значит, обостре- ние конкуренции среди покупателей влечет за собой повышение очень низ- ких цен, устраняет товарный дефицит, что с иной стороны приводит рыноч- ную цену к уровню равновесной цены.
Можно сделать обобщающие выводы об экономической роли конкурен- ции.
Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение, в конечном счете, ве- дет к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыноч- ной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного ко- личества товаров связана с правилами конкурентной игры.
Конкуренция выполняет тройную роль. Во-первых, благодаря соперни- честву утверждаются общественно нормальные условия производства и об- ращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему
Электронный архив УГЛТУ


169 новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто пре- успевает, опираясь на технические, организационные и экономические до- стижения.
Закон спроса
Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, кото- рую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия.
На спрос воздействует ряд рыночных факторов, например, доходы покупате- лей, их вкусы и предпочтения. Рассмотрим на известном примере о яблоках количественную зависимость спроса от уровня цен [26]. Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса (табл. 9.2).
Таблица 9.2
Зависимость спроса от уровня цен на товар[25]
Цена 1 кг яблок, руб.
Покупатели готовы купить, т.
2 25 5
15 8
9 10 6
15 4
20 2
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зави- симость спроса от цены. Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 9.4).
Кривая C
1
– C
2
на графике показывает: при повышении цены платеже- способная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижает- ся, спрос на продукты увеличивается.
Электронный архив УГЛТУ

170
Рис. 9.4. График зависимости шкалы спроса
Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен ха- рактеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффици- ент эластичности спроса (K
g
):
K
g
= Рост объема спроса (в %) / Снижение цен (в %) (9.1)
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют раз- ные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластично- сти по цене (за долгосрочный период, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности - 0,6, бензин - 1,5, жилье - 1,9, кино - 3,9.
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрас- тали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэф- фициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.
Закон предложения
Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи тех же яблок будет возрастать. Это иллюстриру- ется на условном примере в шкале предложения (табл. 9.3).
Электронный архив УГЛТУ


171
Таблица 9.3
Шкала предложения
Цена 1 кг яблок, руб.
Продавцы готовы продать, т.
20 25 15 15 13 9
10 6
8 4
5 2
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зави- симость предложения (П) от цены: П = F(U). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение. Данная взаимосвязь наглядно представ- лена на графике (рис. 9.5). Кривая П
1
– П
2
на графике показывает, как с ро- стом цены производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, предло- жение с их стороны уменьшается при снижении цены.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены ха- рактеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (К
п
):
( )
( )
(9.2)
Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнози- руют степень эластичности новых изделий.
Электронный архив УГЛТУ

172
Рис. 9.5.Зависимость предложения от цены товара
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффи- циент эластичности предложения - при условии равновесия цен и за длитель- ный период - имеет тенденцию к возрастанию (т.е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства).
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повы- шении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосроч- ном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продук- тов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубни- ку). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, пере- распределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Стало быть, знание динамики коэффициента эластичности предло- жения полезно для прогнозирования объема производства в зависимости от изменения цен.
Таким образом, известна прямая зависимость спроса и предложения от
рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, и на экономическое положение продавцов и покупателей. Существует два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая - проигры- вает.
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной сторо- ны, к снижению спроса а, с другой стороны, – к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и про- давцов (они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше до- хода).
Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса а, с другой стороны, – сокращению предложе- ния. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег
Электронный архив УГЛТУ


173 они приобретают больше благ). Спрашивается: имеется ли третий вариант, по которому экономические интересы продавцов и покупателей совпадают?
Равновесная цена
Если одновременно совместить кривые спроса и предложения, то в точ- ке пересечения Р получим равновесие спроса и предложения (рис. 9.6).
Рис. 9.6. Установление равновесной цены
Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономических инте- ресов покупателей и продавцов. Если из точки Р опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке К
р получим равновесное количество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случае количество яблок), которая удо- влетворяет желание покупателей и продавцов. Проекция точки Р на ось ор- динат - точка Ц
р определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки. Ска- занное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количе- ство обладают следующими свойствами:
1) товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей; все затраты на производство благ окупаются их про- дажей по равновесной цене, стало быть, достигнутое равновесие свидетель- ствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.
Нобелевский лауреат французский экономист М. Алле вывел теоремы с такими фундаментальными положениями: «…всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и, наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновес- ной ситуацией рыночной экономики» [27];
2) в точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект; за равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) ко- личество полезностей;
Электронный архив УГЛТУ

174 3) на рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита
(нехватки) благ.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

9.2. Модель дуополии Курно
Данная модель была предложена французским математиком А.О. Курно, который исходил из того, что:
1) обе фирмы производят однородный товар;
2) им известна кривая рыночного спроса;
3) обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, при- чем самостоятельно и независимо друг от друга;
4) каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным;
5) продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках отно- сительно выбранных объемов производства.
Рассмотрим данную модель с помощью кривых реагирования (рис. 9.7).
Кривые реагирования показывают максимизирующие прибыль размеры выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска фирмы-соперницы. Если бы фирма А выпускала 30 ед., то выпуск фирмой Б был бы равен нулю. Если бы Q
Б
= 30, то Q
А
= 0.
Фирма А начинает производство первой. До того, как фирма Б начнет производство, фирма А обладает всем рынком и чувствует себя монополи- стом, выбирая объем производства 15 ед, максимизирующий его прибыль.
Затем на рынке появляется фирма Б, предполагая, что фирма А не будет от- вечать изменением выпуска. Фирма Б сможет обслужить всех тех покупате- лей, которые купили бы продукцию, если бы цена упала ниже текущей цены фирмы А. В этом случае объем выпуска фирмы Б составит 7,5 ед.
Рис. 9.7. Кривые реагирования в дуополии Курно
Электронный архив УГЛТУ

175
Падение цены товара, вызванное дополнительным производством фир- мы Б, приводит к изменению кривой спроса фирмы А. Теперь уже А предпо- лагает, что Б будет производить 7,5 ед продукции. Она отрегулирует свой выпуск до 11,25 ед.
Теперь очередь фирмы Б отвечать снова. Она увеличивает объем до 9,4 ед. В следующих периодах выпуск фирмы А будет продолжать снижаться, в то время как выпуск фирмы Б – увеличиваться (правда, на все меньшую ве- личину). Процесс приспособления продолжается. Конечный равновесный выпуск каждой фирмы достигает 1/3 конкурентного выпуска (общий рыноч- ный выпуск равен 2/3 равновесного конкурентного выпуска при данном спросе на товар).
Пересечение кривых реагирования двух фирм – точка Е – показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает самое оптимальное для себя решение. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизи- рует его прибыль при данном объеме производства своего конкурента, и по- этому ни у одного дуополиста нет стимула менять свой объем производства.
Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конку- рируют друг с другом.
Ситуация принципиально изменится, если дуополисты достигнут согла- шения и будут коллективно намечать объем производства таким образом, чтобы максимизировать совокупную прибыль, а затем разделить ее пополам.
Тогда множество возможных решений придется на контрактную линию.
И если они будут делить прибыль пополам, то и будут производить каж- дую половину продукции (в нашем примере по 7,5 ед). Сравнение показыва- ет, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (20 > 15), но ниже, чем он был бы при конкурент- ном равновесии (20 < 30).
9.3. Модель общего экономического равновесия
Предметом исследования данной темы является общее равновесие или равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.
Равновесие называется общим, если система взаимосвязанных цен обес- печивает одновременное равенство спроса и предложения на всех рынках.
Естественно, что модели общего экономического равновесия, по сравнению с моделями частичного равновесия, являются более сложными.
Рыночное равновесие - состояние, при котором ни у кого из экономиче- ских субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к
Электронный архив УГЛТУ