ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
160
- авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведе- ния в течение всей жизни или в какой-то период;
- торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (кон- курентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое от- деляет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объеди- нения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; ограничивают аутсайдерам
(предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) до- ступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; применяют более круп- ный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
«забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют: картель, синдикат, трест и кон-
церн.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленно- сти, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, до- говариваясь квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однород- ную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствова- ния сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализу- ется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест - монополия, в которой создается совместная собственность дан- ной группы предпринимателей на средства производства и готовую продук- цию.
Концерн -союз формально независимых предприятий (обычно из раз- ных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках ко- торого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за все- ми участниками.
Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.
Электронный архив УГЛТУ
161
Правила поведения фирм-монополистов
Монополистические объединения сами и по своему усмотрению уста- навливают рыночную цену на продаваемую ими продукцию. В условиях сво- бодной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаи- модействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не при- нимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Эти организации воздействуют на объем спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.
Американские экономисты С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи рас- крывают механизм монополистического ценообразования так: «монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроиз- водителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополи- ста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монопо- листа не существует кривой предложения»[23].
Когда на рынке действует монопсония, скупающая продукцию у произво- дителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения.
Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена. Правила поведения фирм- монополистов зависят от того, как они ведут свое «ценопроизводство».
Первое правило. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно со- здают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно созда- вая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии
Электронный архив УГЛТУ
162
Предположим, что в какой-то отрасли до захвата ее рынка монополией
(т.е. в условиях конкуренции) цена равновесия образовалась на уровне точки равновесия (Р), где пересеклись кривая спроса (C
1
- C
2
) и кривая предложения
(П
1
- П
2
). При этом равновесный объем выпуска продукции составил величи- ну К
р
. Но затем монополия, учитывая эластичный спрос, сокращает уровень выпуска продукции до величины К
М
. В результате это позволяет установить монопольно высокую цену Ц
М
При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия, ра- зумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема про- изводства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цена на более высоком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.
Второе правило. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с об- щественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается по- средством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их пред- ложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают мо- нопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продук- ции, скупаемой у массы мелких ферм. Наглядно представить их поведение можно на рис. 9.2.
Рис. 9.2. Цена и закупки товаров при конкуренции и монопсонии
Допустим, что в отрасли, перерабатывающей сельскохозяйственное сы- рье, в условиях конкуренции равновесная цена (Ц
р
) устанавливается на уровне точки равновесия (Р) при пересечении кривой спроса (C
1
- С
2
) и кри- вой предложения (П
1
- П
2
). Тогда равновесное количество продаваемого сы- рья составляет величину К
р
. Но когда монопсония уменьшает закупки про- дукции у фермеров до уровня К
м
, устанавливается монопольно низкая цена
Ц
м
,. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с
Электронный архив УГЛТУ
163 каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом пред- намеренного создания зоны избытка реализуемой продукции.
Характерен такой пример: монопсонии западных стран издавна заку- пают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки; низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).
Третье правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и мо- нопсонией, удваивает собираемую «дань» посредством так называемых нож- ниц цен. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уров- ни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям нож- ниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефи- цита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.
В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно широко в пе- риод индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяй- ственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села.
Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода дань с других предпринимателей и населения. Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монопо- листические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Вот некоторые из этих способов.
1. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономиче- ских связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополисти- ческое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.
2. Демпинг - преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.
3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперераба- тывающим заводам).
4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скид- ки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (напри- мер, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже).
6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных и недозволенных за- коном средств с целью их поглощения и присоединения к монополии. По- следние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают про-
Электронный архив УГЛТУ
164 дукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют промышленный шпионаж (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услу- ги «перебежчиков» с предприятий конкурентов и т.п.).
В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах создаются соответствующие противодействия. Во многих стра- нах государство проводит антимонопольную политику и регулирование кон- курентного рынка по следующим основным направлениям.
Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитре- стовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной до- лей, равной или превышающей 60 %.
Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний.
Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централи- зации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяй- ственные объединения).
Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе лидерство фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).
Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или
«обманные» способы соперничества - демпинг, применение фальшивой ре- кламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.
Сущность и виды конкуренции
Конкуренция (лат. «сoncurrere» - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективны- ми условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противо- борством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рын- ка.
Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией.
Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренит- ся в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Нагляд- ное представление об этом мы получим в табл. 9.1, которая характеризует
Электронный архив УГЛТУ
165 положение продавцов благ. По данным таблицы нетрудно сделать следую- щее заключение: конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка.
Таблица 9.1
Конкуренция и монополия
Параметры состояния рынка
Конкуренция Монополия
Число продавцов
Много
Один
Барьеры входа и выхода из рынка Нет
Есть
(нет вхождения)
Участие товаровладельцев в контроле над ценами
Нет
Полный контроль
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру; в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется среди товаровладельцев);
3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и госу- дарств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется на свободную и ре-
гулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится: на ценовое (ры- ночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и не-
ценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен до-
Электронный архив УГЛТУ
166 ступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применять свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыноч- ными ценами.
Индивидуальная конкуренция. Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими соб- ственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить ры- ночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обсто- ятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие соперни- ков к победе или поражению.
Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновес- ной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат.
«notmatio» — упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяй- ствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столк- нется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, при- емлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.
Второе правило. Чтобы, как говорится, «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ре- сурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуаль- ной ценой.
Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы органи- зации труда и производства, способы экономного использования ресурсов.
Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и эконо- мическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобрита- ния) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Конкуренция показывает, как мож- но эффективнее производить вещи [24].
Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется дем- пинг. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма»:
«Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конку- рировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даро-
Электронный архив УГЛТУ