Файл: Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебнометодическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43 3. Занятия проводятся на спортивных площадках и в залах, имеющих размеры, отвечающие требованиям правил игр.
4. Запрещается заниматься с украшениями на руках, в ушах. Ногти должны быть коротко острижены. Играть в очках не рекомендуется.
5. На занятиях следует строго соблюдать дисциплину, выполнять тре- бования и указания судьи, учителя.
6. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов. При падениях необходимо сгруппироваться.
7. Занятия по спортивным и подвижным играм начинаются с обяза- тельной разминки.
8. При получении учащимися травмы немедленно оказать первую по- мощь, сообщить об этом администрации учреждения.
Гимнастика
1. Вход в гимнастический зал разрешается только в присутствии пре- подавателя за 5 минут до начала занятия.
2. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образ- ца.
3. Перед началом занятия преподаватель должен проверить исправ- ность гимнастических снарядов и инвентаря.
4. При выполнении упражнений должна быть обеспечена соответст- вующая страховка, самостраховака и необходимая помощь.
5. Преподаватель перед изучением новых упражнений и комбинаций должен объяснить учащимся правила страховки, самостраховки и меры предупреждения возможных травм.
6. При выполнении упражнений на снарядах преподаватель должен следить за тем, чтобы гимнастические маты были возле снарядов (в местах возможных падений и соскоков).
7. После занятия все снаряды должны быть аккуратно поставлены на места хранения согласно схеме их размещения в зале.
Спортивные соревнования
1. К соревнованиям допускаются лица, прошедшие медицинский ос- мотр.
44 2. Участники спортивных соревнований должны выполнять правила их проведения.
3. Спортивные соревнования необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви, соответствующих виду спорта, сезону.
4. Присутствие медицинского работника обязательно.
5. Перед началом соревнования следует проверить исправность и на- дежность спортивного оборудования и инвентаря, а также преду- смотреть места для участников соревнований, судей и зрителей.
6. Перед началом соревнования предусмотреть время на разминку участников.
7. После окончания соревнований убрать в отведенное место спортив- ный инвентарь и оборудование.
2.5. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль
на занятиях физической культурой
Цель данного параграфа – оказать практическую помощь студен- там-практикантам в приобретении знаний о врачебно-педагогическом контроле, который осуществляется над учениками на занятиях физи- ческой культурой. Основная роль в медицинском или врачебном кон- троле отводится медицинскому работнику и учителю физической культуры учебного учреждения. В их обязанности входят:
- регулярное медицинское обследование школьников;
- врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и во внеурочные формы работы;
- санитарно-гигиенический контроль над местами и условиями про- ведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований;
- медицинское обслуживание;
- санитарно-просветительская работа и пропаганда здорового образа жизни школьников;
- профилактика спортивного травматизма и заболеваемости.
Основная задача педагога выявить и устранить причины, вызы- вающие чрезмерные нагрузки, переутомление, нарушение правил
45
безопасности на занятиях физической культурой. Студенту- практиканту следует научиться определять по внешним признакам со- стояние здоровья школьников. Внешние признаки утомления отраже- ны в таблице.
Таблица 2
Внешние признаки утомления при физических нагрузках
Признаки
Небольшое утомление
Значительное утомление
Резкое переутомление
Окраска кожи
Небольшое покраснение
Значительное покраснение
Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость
Небольшая
Большая
(выше пояса)
Особо резкая
(ниже пояса)
Дыхание
Учащенное
(22-36 раз в мин)
Учащенное
(38-46 раз в мин), поверхностное
Резкое (более 50-60 раз в мин), перехо- дящее в отдельные вздохи, сменяю- щиеся беспорядоч- ным дыханием
Движение
Бодрая походка
Неуверенный шаг, легкое покачивание, отставание
Резкие покачива- ния, появление не- координированных движений. Отказ от дальнейшего движения
Общий вид
Обычный
Усталое выражение лица, нарушение осанки, снижение интереса
Изможденное вы- ражение лица, резкое нарушение осанки, апатия, жалобы на резкую слабость, сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота
Мимика
Спокойная
Напряженная
Искаженная
Внимание
Хорошее, безошибочное выполнение ука- заний
Неточность в выполне- нии команд, ошибки при перемене направления
Замедленное, неправильное вы- полнение команд.
Воспринимается только громкая ко- манда
Пульс, уд/мин
110-150 160-180 180-200 и более
46
Студентам-практикантам следует научиться оказанию первой медицинской помощи при различных травмах и несчастных случаях.
Следует также обучать школьников навыкам самоконтроля.
Самоконтроль за состоянием своего организма занимающихся физической культурой
За время прохождения практики студенту необходимо научить школьников приемам самоконтроля.
Самоконтроль - это регулярные самостоятельные наблюдения за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на ор- ганизм занятий физическими упражнениями и спортом.
Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают контролировать и регулировать свое поведение, а также правильность подбора средств физического воспитания, методику проведения учеб- но-тренировочных занятий.
В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистриро- вать субъективные и объективные данные самоконтроля. Мы предла- гаем студентам форму ведения дневника самоконтроля, в котором следует оценивать свои показатели по 5-ти балльной шкале.
В конце недели вы можете дать сравнительную оценку получен- ных результатов, сделать соответствующие выводы и наметить пути решения для улучшения своего здоровья. Рекомендуется заполнять дневник каждый день. Причем субъективные показатели требуют еже- дневного оценивания. Объективные - периодического, в зависимости от вашего самочувствия, учебно-тренировочного цикла и других об- стоятельств. В конце параграфа мы познакомим студентов с методи- кой оценки физического развития и функциональной подготовленно- сти человека. Считаем, что предложенная методика заполнения днев- ника достаточно информативна, доступна для понимания школьников и проста для выполнения.
47
Дневник самоконтроля
Дни недели
Показатели здоровья
1 2 3 4 5 6 7
Сред- ний пока- затель
Вы- вод
Программа действия
1 2 3 4 5 6
Субъективные
показатели
Самочувствие
Сон
Аппетит
Болевые ощущения
Нарушение режима
Объективные
показатели
ЧСС, уд/мин
Масса тела, кг
Тренировочные нагрузки, объем
Весо-ростовой показатель, г/см
Индекс пропорцио- нальности развития грудной клетки, см
Силовой показатель,
%
Показатель крепости телосложения, усл. ед.
Коэффициент пропор- циональности, %
Одномоментная функ- циональная проба с приседаниями, ЧСС
Ортостатическая про- ба, ЧСС
Проба Штанге, сек
Проба Генчи, сек
48
Методика оценивания физического развития и
функциональной подготовленности человека
1. ЧСС – Важный показатель состояния организма. Его рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и то же время суток в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения. Резкое учащение или замедле- ние пульса сравнительно с предыдущими показателями может являть- ся следствием переутомления или заболевания.
2. Масса тела. Определяется периодически (1-2 раза в месяц) утром на- тощак, на одних и тех же весах, в одном и том же костюме. Для опти- мального определения массы тела следует пользоваться специальными таблицами.
3. Тренировочные нагрузки записываются коротко. Определяются трене- ром или инструктором по спорту.
4. Весо-ростовой показатель. Вычисляется делением массы тела в грам- мах на его длину в сантиметрах. Хорошая оценка находится в преде- лах: для женщин – 360-405 г, для мужчин – 380-415г.
5. Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см для муж- чин и 3-4 см для женщин.
6. Показатель крепости телосложения выражает разницу между длиной тела, суммой результатов массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, 10-20 – как хорошее, 21-25 – как среднее, 26-35 – как слабое, более 36 – как очень слабое телосложение. При этом следует учитывать фактическую массу тела.
7. Коэффициент пропорциональности (КП), измеряется в процентах:
КП = L1 - L2 100%,
L2
Где L1 – длина тела в положении стоя;
L2 – длина тела в положении сидя. (В норме КП = 87-92%).
49 8. Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й мин подсчитывает
ЧСС за 15 сек с перерасчетом на 1 мин (исходная ЧСС). Выполняет 20 глубоких приседаний за 40 с, поднимая руки вперед, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывает частоту пульса в течение первых 15 секунд с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в процентах. Оценка: отлично -
20 и меньше, хорошо – 21-40, удовлетворительно – 41-65, плохо – 66-
75, очень плохо – 76 и больше.
9. Ортостатическая проба. Занимающийся отдыхает лежа на спине в течение 5 мин, затем подсчитывает ЧСС в положении лежа на спине в течение 1 мин (исходная ЧСС), после чего занимающийся встает, от- дыхает стоя 1мин и снова подсчитывает пульс в положении стоя в те- чение 1 мин. По разнице между частотой пульса стоя и лежа судят о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении по- ложения тела. Разница от 0 до 12 ударов означает хорошее состояние тренированности, от 13 до 18 ударов – удовлетворительное, 19-20 уда- ров – неудовлетворительное, т.е. отсутствие тренированности, разница более 25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в этом случае следует обратиться к врачу.
Функциональные пробы лучше проводить утром или в одни и те же часы суток.
9. Для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой сис- тем применяют пробу Штанге и пробу Генчи.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 мин отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, за- держать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задер- жать дыхание на вдохе на 65 с.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после выдоха.
Здесь средним показателем является способность задерживать дыха- ние после выдоха на 30 секунд.
50
В специальной литературе приводится множество методов само- контроля на занятиях физической культурой. Одним из таких методов является определение индивидуального тренировочного пульса, пред- ложенных Кервоненом. Метод Кервонена заключается в следующем:
В начале урока, когда учащиеся находятся в состоянии покоя, они подсчитывают свой пульс за 10 сек (на запястье, шее или виске).
1. От цифры 220 нужно отнять свой возраст в годах.
2. От полученной цифры отнять число ударов своего пульса за минуту в покое.
3. Умножив полученную цифру на 0,6 и прибавив к ней величину пульса в покое, получаем индивидуальный тренировочный пульс.
Например, если школьнику 15 лет и пульс в покое равен 66 уд/мин, то
ИТП = (220-15-66)0,6 + 66 = 149 уд/мин
Следует знать, что сохранять во время занятий именно такую частоту пульса сложно. Поэтому школьнику следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса.
Для определения максимально возможной нагрузки нужно к ве- личине ИТП прибавить 12(149+12=161). Это верхний предел. Допус- кать дальнейшее повышение частоты сердечных сокращений нельзя.
Для определения минимальной нагрузки нужно от ИТП отнять
12(149-12=137). Это значит, что занятия при более низком пульсе не- эффективны.
Частота сердечных сокращений во время проведения занятий должна ограничиваться диапазоном от 137 до 161 уд/мин.
2.6. Оценка физической подготовленности школьников
В соответствии с требованиями школьной программы для опреде- ления физического состояния и контроля за индивидуальным измене- нием двигательных качеств рекомендуется проводить основное (в на- чале и конце учебного года) и промежуточное тестирование.
Задачи тестирования:
51
• выявить уровень кондиционных способностей, качество техниче- ской и тактической подготовленности;
• сравнить подготовленность отдельных учащихся и различных групп;
• проводить спортивный отбор;
• выявлять преимущества и недостатки выбора средств, методов и форм обучения;
• научить самих занимающихся определять уровень подготовлен- ности и планировать необходимые для себя комплексы физиче- ских упражнений;
• стимулировать занимающихся к повышению своего физического состояния.
Практикант совместно с учителем по физической культуре опреде- ляет в какие сроки лучше проводить тестирование, как осуществлять его на уроке и как часто его нужно проводить. Сроки тестирования должны соответствовать школьной программе, которая предусматри- вает обязательное двухразовое тестирование физической подготовлен- ности учащихся. Первое тестирование целесообразно проводить во вторую-третью неделю сентября (после того, как учебный процесс войдет в нормальное русло) и второе – за две недели до окончания учебного года (более позднее проведение может иметь трудности, вы- званные приближающимися каникулами или экзаменами).
Знание годичных изменений поможет учителю вносить коррективы в процесс физического воспитания на следующий учебный год. Одна- ко необходимо проводить и более частое тестирование, вести так на- зываемый оперативный контроль. Это целесообразно делать для того, чтобы определить, например, изменение уровня развития скоростных или силовых способностей.
Тестирование на уроке необходимо связывать с содержанием урока. Если, например, у детей требуется определить уровень скорост- ных способностей, то и тестирование нужно запланировать в ту часть урока, где будет решаться задача развития соответствующих качеств.
Частота проведения тестирования определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индиви-