Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
Во время адаптации используются дидактические игры, которые направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие несложные упражнения стабилизируют эмоциональное состояния, что очень важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении [21,с.88].
Знакомя малышей с окружающей средой, обучая навыкам самостоятельности, взрослый может рассказывать различные занимательные истории, например, о грязных ладошках, о водичке, которая течет из речки и попадает в кран. Раздеваясь или одеваясь на прогулку, умываясь, дети могут «учить» этиму куклу- неумейку.
Сделать режимные моменты интересными помогут народные потешки. Можно применять их в самых различных ситуациях. Ребенок просыпается,встает, умывается. Воспитатель читает: «Ой лады, лады, лады, не боимся мы воды», «Кран откройся, нос умойся». Во время завтрака: «Сорока- белобока», «Идет коза рогатая». Такие средства народного фольклора позволяют воспитателю достаточно быстро установить контакт с ребенком.
Использование музыки, танцевальных движений и рисования также помогает снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад.
Использование данных методов в работе воспитателей и педагогов по адаптации детей в ДОУ показывает результаты, которые эффективны даже при тяжелой адаптации, они облегчают их привыканию к новым условиям.
4. Взаимодействие с семьями детей, направленное на применение потенциала родителей с целью облегчения социальной адаптации детей раннего возраста.
В детском саду родители всегда могут получить квалифицированную помощь и совет по вопросам социальной адаптации, воспитанию ребенка, по формированию у него навыков и знаний, здесь родители могут получить совет по развитию, воспитанию и образованию ребенка. В то же время воспитатель должен понимать, что это долгий и упорный труд. Этому необходимо уделять много времени, это потребует особого усердия и терпения [30, с. 33].
До поступления ребенка в группу, воспитателям необходимо установить контакт с семьей. Выяснить какие привычки и особенности ребенка сразу сложно, но при ознакомительной беседе с родителями возможно узнать, интересы и склонности ребенка и каковы характерные черты его поведения [39,с.74].
За некоторое время до прихода ребенка в детский сад, родители также должны сами подойти в ДОУ, познакомиться с администрацией, педагогами, осмотреть всю группу. Нужно пообщаться с воспитателями , рассказать ему об особенностях своего ребенка, его привычках, что он любит делать, во что любит играть, что кушает, как засыпает. После этого, сделав все выводы, нужно выработать общую линию поведения родителей с педагогами.
Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду является необходимым условием успешной адаптации.
Основными формами работы детского сада с семьей в период адаптации ребенка могут быть: групповые и подгрупповые родительские встречи (родительские собрания); консультации: родительские уголки, папки-передвижки, семейный и групповые альбомы, фотовыставки; посещения на дому; анкетирование; мастер-классы совместной деятельности родителей с детьми выставки совместного творчества детей и родителей; оформление рубрики «Наши творческие работы» в родительском уголке, участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досуга, совместных проектов, выпуск семейных газет, фотоколлажей; - совместное создание предметно-развивающей среды,
Порекомендовать родителям, изначально, приводить ребенка только на прогулку, ему так проще будет познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем рекомендуется приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, чтобы ребенок мог обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Чтобы ребенок не стал свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой, в первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов.
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача и педагога-психолога. Во время адаптации ребенка надо временно сохранить привычные для него приемы воспитания. Ни при каких обстоятельствах нельзя насильно кормить, а так же укладывать спать, так как это может вызвать на долгое время отрицательное отношения к новой обстановке [45, с. 110].
Со временем все дети входят в общий режим. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо найти место для любимой игрушки, где будут располагаться вещи, принесенные из дома. Воспитатель может сажать малыша на колени, при необходимости брать на руки. Это дает ребенку тепло и ласку, ощущения покоя и защищенности. Во время засыпания можно гладить детей по головке, по ручкам. Это способствует успокаиванию и расслаблению малыша.
В особом и наблюдении нуждаются тихие, робкие, застенчивые дети, которым неуютно в группе. Они уходят от других детей, стремятся к одиночеству, уединению. Чтобы поднять им настроение, можно поиграть пальчиковыми играми, почитать им потешки, сказки, посмотреть семейные альбомы.
Дети очень привязаны к маме и ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому, хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Ребенок в любой момент сможет увидеть своих родителей и станет меньше тосковать вдали от дома.
Таким образом, если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дошкольном образовательном учреждении и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду, формирования у детей положительного отношения к дошкольному учреждению.
Выводы по 1 главе
Для детей раннего возраста проблема адаптации к новому для них образу жизни в условиях ДОУ очень актуальна. Адаптация, это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации можно охарактеризовать в зависимости от степени тяжести адаптации легкой средней или тяжелой.
Мы акцентировали внимание на факторах, которые оказывают большое значение на адаптацию дошкольников к ДОУ. К данным факторам можно отнести возраст воспитанника, состояние его здоровья, уровень физического, личностного и психического развития, схожесть домашнего режима дня с режимом детского сада. К ним же относится осознанное отношение семей воспитанников к дошкольному образовательному учреждению, уровень их компетентности, а также те формы деятельности, которые будут оптимальными не только для детей, испытывающим трудности в адаптации, но и родителям и педагогам, которые являются основными помощниками в данном процессе.
Существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию и формирование положительного отношения ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Первое педагогическое условие, позволяющее сформировать положительное отношение детей раннего возраста к детскому саду – это создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также правильная организация игровой деятельности направленная на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Важным условием, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя и продуманная система форм и методов психолого-педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности и межличностных контактов ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Важным условием для успешной адаптации детей раннего возраста является работа с родителями до поступления ребенка в детский сад. Перечисленные условия формирования положительного отношения детей раннего возраста к дошкольному возрасту мы проанализировали в ходе эмпирического исследования.
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
Исследование на тему «Педагогические условия формирования положительного отношения у детей от 2 до 3 лет к дошкольному образовательному учреждению» проводили в 3 этапа.
Первый (констатирующий) этап экспериментальной работы был направлен на выявление уровня развития положительного отношения к дошкольному учреждению у детей 2-3 лет с помощью проведения выбранных методик. Диагностика детей проводилась с согласия родителей.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были реализованы педагогические условия по формированию положительного отношения к детскому саду у детей раннего дошкольного возраста.
Третий этап экспериментальной работы – контрольный – включал в себя повторную диагностику. Было проведено сравнение и математическая обработка полученных результатов. Так же была проведена толкование полученных результатов и сформулированы выводы.
Цель исследования – выявить уровень развития положительного отношения к детскому саду у детей 2-3 лет.
Задачи исследования:
1. Продиагностировать детей раннего возраста с целью выявления уровня положительного отношения к детскому саду.
2. Реализация педагогических условий по формированию положительного отношения к детскому саду у детей раннего дошкольного возраста, включающих занятия для детей, совместные занятия для детей и родителей.
3. Провести повторную диагностику. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, определить эффективность.
База исследования – город , ДОУ № . В диагностике участвовали – 10 детей (4 мальчика, и 6 девочек) в возрасте от 2 до 3-х лет. В исследовании принимали участие родители детей, участвующих в эксперименте.
Структура диагностики.
Для решения задач были выделены критерии, показатели и определены соответствующие диагностические методики.
На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы, образовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы[32]) были определены следующие критерии развития положительного отношения к детскому саду у детей раннего дошкольного возраста: