Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
Таблица 4 – Уровни развития физиологического и психологического состояния. Констатирующий эксперимент
Показатели | Количество детей | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Аппетит | 3 | 5 | 2 |
сон | 2 | 6 | 2 |
Эмоциональное состояние | 1 | 5 | 4 |
Социальные контакты | 2 | 4 | 4 |
Рисунок 1 – Уровни физиологического и психологического состояния по показателям
Анализ результатов наблюдений за детьми раннего возраста показал наличие среднего уровня физиологического и психологического состояния. Ряд детей имеют низкий уровень социальных контактов и эмоционального состояния, такие дети часто плачут, бывают замкнуты, на контакт идут с трудом.
Результаты анкетирования родителей по вопросам адаптации и отношения детей к детскому саду показали следующие результаты:
Родители утверждают, что только у 20 % детей режим совпадает с режимом детского сада, у 40 % сдвинуто время пробуждения на 1-2 часа, 40 % родителей указали, что у детей значительно сдвинуто время пробуждения (дома такие дети поднимаются утром позже, чем в детском саду), у детей в домашних условиях либо отсутствует дневной сон, либо его время существенно сдвинуто, поэтому и перенесено время приема пищи (Рис. 2).
Рисунок 2 – Совпадение режима ДОУ с домашним режимом
На вопрос об общении детей, 30 % родителей отметили стремление детей к общению: дети проявляют интерес ко взрослым и сверстникам, легко идут на контакт. Однако 70 % родителей утверждают, что их детям совершенно не интересны окружающие, стремления к общению дети не проявляют, по нашему мнению, возможно, это связано с особенностями раннего возраста детей.
При посещении детского сада, как отметили родители, 60 % детей плачут при расставании с близкими; 70 % постоянно спрашивают, когда его заберут домой. При встрече с родителями поведение детей разное, но в большинстве своем дети рады приходу родителей (70 %) (рис. 3).
Рисунок 3 – Поведение детей при встрече с родителями
Дома дети всегда рассказывают о детском саде и воспитателях, отвечают на вопросы о них. 40 % детей, по мнению родителей, боятся воспитателей, но большинство такого страха не испытывает. По мнению родителей, только три ребенка (Маша И., Максим Ч., Ира П.) могут обратиться с просьбой к воспитателю, возможно, это объясняется психологическими особенностями детей 2-3 лет, проблемами в развитии речи.
В домашних условиях 50 % родители отметили, что их дети продолжают играть в детский сад, причем три ребенка (Маша И., Ира П., Юля Д.) это делали самостоятельно с игрушками (укладывали кукол спать); два ребенка (Кира З., Коля А) играли с мамой (выбирали роль ребенка).
Родителями также отмечено, что у трех детей (Кира З., Аня Ю., Алиса Г.) отмечается стойкая неприязнь к детскому саду (они по утрам не хотят идти, устраивают истерики); половина детей (50 %) относятся, по мнению родителей, к детскому саду неоднозначно – бывают случаи слез по утрам, отказа идти в детский сад. По мнению родителей, с удовольствием идут в ДОУ только два ребенка (Максим Ч., Маша И.) (Рис. 3).
Рисунок 4 – Отношение детей к детскому саду, по мнению родителей
Таким образом, анкетирование показало, что в основном дети младшего дошкольного возраста плохо адаптированы к условиям детского сада , отношение детей к данному учреждению неоднозначное и чаще всего негативное. Они не умеют взаимодействовать со сверстником, боятся воспитателей, им трудно обратиться к педагогу, они тяжело переживают разлуку с близкими; и еще не привыкли к режиму в группе.
Анализ полученных данных по двум методикам позволил условно распределить детей раннего дошкольного возраста по уровням развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к детскому саду. На основании данных результатов анкетирования родителей и наблюдений за детьми, данных Приложения Б, таблиц 3-4, были составлены таблица 5 и рис. 5, где наглядно представлены результаты распределения детей по уровням развития отношения к детскому саду.
Согласно данным таблицы 5 и рис. 5, у половины детей (50 %) выявлен средний уровень развития положительного отношения к ДОУ. Такие дети в условиях детского учреждения легко засыпают, сон их не нарушен; с аппетитом едят, активны. Настроение в большей степени спокойное
; по утрам отмечается подавленность, иногда с плачем (Коля А.,Дима М.). Отмечались проявления острой респираторной инфекции (Ира П.).
Таблица 5 – Результаты исследования уровня развития положительного отношения к ДОУ у детей раннего дошкольного возраста
Дети | Количество баллов по критериям | баллов | Уровень развития положительного отношения к ДОУ | ||
Физиологическое состояние детей | Особенности психологического состояния | Особенности социального взаимодействия | |||
Маша И. | 2 | 2 | 3 | 7 | средний |
Аня Ю. | 1 | 1 | 1 | 3 | низкий |
Кира З. | 1 | 1 | 1 | 3 | низкий |
Максим Ч | 3 | 3 | 3 | 9 | высокий |
Коля А | 2 | 2 | 2 | 6 | средний |
Алиса Г | 3 | 2 | 2 | 7 | низкий |
Ира П. | 3 | 2 | 2 | 7 | средний |
Юля Д. | 2 | 1 | 1 | 4 | низкий |
Дима М. | 2 | 1 | 2 | 5 | средний |
Сережа Н. | 2 | 2 | 1 | 5 | средний |
Рисунок 5 – Распределение детей по уровням развития положительного отношения к ДОУ
У Маши И., хотя и наблюдается средний уровень развития положительного отношения к ДОУ, но девочка с удовольствием идет в детский сад; правда, с трудом утром расстается с родителями. У Коли А. и Димы М. возникали проблемы в общении с воспитателем и со сверстниками, к которым они относятся безучастно и безразлично. Эти дети понимали речь педагога, обращенную к нему, но иногда замыкались.
Высокий уровень развития положительного отношения к ДОУ выявлен только у одного ребенка – это Максим Ч. Этот мальчик всегда весел, дружелюбен и активен, старается вступать в общение с другими детьми и взрослыми, физиологические особенности и поведенческие реакции у него на высоком уровне (быстро засыпает, кушает с аппетитом и без проблем, легко переносит разлуку с мамой). Для этого мальчика характерно желание идти в детский сад. Возможно, это связано с тем, что, по мнению его мамы, режим детского сада совпадает с домашним режимом данного ребенка.
У четырех детей (40 %) выявлен низкий уровень развития положительного отношения к детскому саду (Аня Ю., Кира З., Алиса Г, Юля Д.).
Аня Ю., Кира З., Алиса Г. с трудом посещают данное учреждение (по утрам отмечаются плач, агрессия, дети долго не могут отпустить домой маму/бабушку). Эти дети плохо едят, даже были случаи отказа от еды (Кира З.), сон неглубокий, иногда с плачем; эмоциональное состояние у таких детей подавленное: они с трудом отпускают родителей домой, долго плачут (Алиса Г.). Дошкольники с низким уровнем практически никогда не обращаются за помощью к воспитателю. Данные дети с трудом идут на контакт, у них выражен страх перед воспитателем и перед самим детским садом, в целом. Отмечаются повторяющие заболевания острыми вирусными инфекциями.
Таким образом, подводя итоги результатов диагностики, мы определили, что 10% детей находятся на высоком уровне развития положительного отношения к детскому саду, 50% детей – на среднем, 40% – на низком уровне.
В результате диагностики выявлено, что дети раннего дошкольного возраста в большинстве своем активны, легко идут на контакт. Сложность заключается в том, что настроение у детей меняется, утром иногда отмечается плач, нежелание разлуки с близкими; истерики у ряда детей, а также отсутствие интереса к окружающему, к сверстниками и к воспитателю. У ряда детей регистрируются заболевания ОРВИ.
Результаты нашего исследования указывают на необходимость проведения целенаправленной работы по формированию положительного отношения к детскому саду у детей 2-3 лет.
2.2 Содержание работы по организации педагогических условий развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
Теоретические изыскания и результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к следующему этапу эксперимента, который был направлен на формирование у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду.
Цель формирующего эксперимента: проверить и реализовать педагогические условия по формированию положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.
Эксперимент был организован поэтапно. На каждом этапе эксперимента реализовывали конкретные педагогические условия.
На подготовительном этапе приоритетным педагогическим условием было анализ и создание предметно-развивающей среды. Правильно построенная предметно-развивающая среда эмоционально стабилизирует детей, дает им чувство защищенности. Ведь детский сад можно рассматривать как второй дом для малыша или как специально-организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной деятельности. В ходе исследования нами был проведен анализ предметно-развивающей среды в группе детей раннего дошкольного возраста в исследуемом детском дошкольном образовательном учреждении.
Образовательно-воспитательное пространство всего исследуемого детского сада смоделировано на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой) и предоставляет ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Пространственная среда в дошкольном учреждении организована так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор деятельности. Игровая среда в исследуемой группе представлена разнообразными игрушками, учитывающими интересы и потребности детей, а так же атрибутами(материалами (книги, материалы для творчества, развивающее оборудование игры, дидактические плакаты, муляжи овощей и фруктов), дополняющими игровой материал. Игровая зона включает в себя пространства для сюжетно-ролевых игр, конструирования из крупного конструктора, двигательной активности, уединения, игр - драмматизаций.