Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».

2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия

3. Этапы развития макроэкономики

Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели

Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике

1.Сущность и факторы сбережения.

Простая кейнсианская модель.

Модель с налогами. Кривая Лаффера

Теория мультипликатора

Модель макроэкономического равновесия ad – as. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение.

Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.

35. Структура денежной массы и ее измерение

Понятие функции и виды коммерческих банков

Денежный и депозитный мультипликаторы

Спрос на деньги

Модель предложения денег. Денежный мультипликатор

Понятие совместного равновесия (модель is-lm)

24.Уравнение обмена Фишера

Рынок финансовых активов и его структура. Синхронность формирования равновесия на рынках денег и активов, приносящих процентный доход.

Теории финансовых пузырей

Модель дефолта

Сеньораж и инфляционный налог

Инфляция и перераспределение доходов.

Инфляция и фиксированный номинальный доход

Инфляция и нефиксированные доходы

Инфляция и владельцы сбережений

Инфляция и размер государственного долга

Инфляция.

Инфляция и ее показатели.

Виды инфляции.

Причины инфляции.

Экономический рост, его измерение и факторы.

Статические и динамические модели экономического развития

Модель роста Солоу

Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста

.Инновации и экономический рост.

Теории экономических циклов. Динамика макроэкономических показателей на разных фазах экономических циклов. Экономический цикл представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла: точку пика соответствующую максимуму деловой активности; точку дна, которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду) Цикл обычно делится на две фазы: спад или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии. подъем или оживление, которое продолжается от дна до пика. I фаза – бум, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства) и инфляции. Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»; П фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВНП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; Ш фаза – кризис или стагнация. Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период высокой безработицы; IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума. Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между AD и AS, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением AD при неизменной величине AS либо изменением AS при неизменной величине ADОснову экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью AD (AS).Виды экономической политики Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.Бюджетная регулирование– это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.Налоговоерегулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.Налог - это принудительно взымаемые государством средства с физических и юр. лиц. Через налоговое регулирование государство реализует фискальную и экономическую функции.Фискальная функция – это формирование денежных фондов государства.Экономическая функция- использование налогов как инструмента перераспределения доходов, чем оказывается влияние на процесс производства, масштабы и темпы роста экономики.Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализацииденежно-кредитной политики. Целями КДР являются:- безынфляционная экономика,-поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,- обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,- устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:- предотвращение оттока капитала- укрепление платежного баланса- сохранение стабильности валютного курса.Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курса национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.Валютный курс- это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для:- взаимного обмена валютами при торговле товарами, при движении капиталов и кредитов;- сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран;- периодической переоценки счетов в иностранной валюте.Факторы, влияющие на валютный курс:- покупательная способность денег,- темп инфляции;- уровень процентных ставок;- состояние платежного баланса;- степень использования национальной валюты в международных расчетах;- государственное регулирование валютного курса;- степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке.Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны называется котировкой.Валютный паритет- соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.Валютная корзина- это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. В реальной практике международных валютных отношений складываются следующие виды валютных курсов:1. Фиксированные курсы - это система зарегистрированных паритетов, поддерживаемых государственными валютными органами и установленные договорами между странами.2. Плавающие валютные курсы изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке.Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.Это проявляется в использовании: расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов; процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции. Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.

Теория «политического делового цикла»

Налоговая политика государства

Налоговое прогнозирование

Денежно-кредитная политика государства

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

Стабилизационная политика в открытой экономике

Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование

Сущность валютного курса как стоимостной категории

Факторы, влияющие на валютный курс

Модель перелива капитала Инвестор планирует затратить некоторую сумму в рублях на покупку государственных облигаций России или государственных облигаций США. Ставка процента совпадает со ставкой по срочному вкладу и с доходностью облигаций, в России она равна она равна ц в США — /*. Текущий плавающий курс доллара равен е, его ожидаемая величина через год равна еь.Доходность рублевых инвестиций в экономику США (г*) — относительное изменение суммы инвестиций в рублях (Г), которая была обменена на доллары по начальному курсу (е), размещена на срочном вкладе в банке США по ставке С и в конце периода обменена на рубли по новому курсу (еД: Свойства доходности г*: • если курс доллара не изменился, то доходность рублевых инвестиций в США равна доходности долларовых инвестиций в США: г* = С; • если рубль укрепился (е > еД, то доходность рублевых инвестиций в США ниже, чем доходность долларовых инвестиций в США: г* < ?; • если рубль ослаб (е < еД, то доходность рублевых инвестиций в США выше, чем доходность долларовых инвестиций в США: С < У. Доходность рублевых инвестиций в экономику России (г) — относительное изменение суммы инвестиций в рублях, которая была размещена на срочном вкладе в банке России. Согласно нашим упрощающим предположениям она равна ставке процента: г — иУсловие арбитража — доходность рублевых инвестиций в экономику США и России одинакова. В этом случае инвестору не принесет выгоды ни перевод рублевых инвестиций в доллары, ни перевод долларовых инвестиций в рубли.Перелив капитала между странами — ситуация, когда условие арбитража не выполняется. В этом случае для инвестора выгодно переводить рублевые инвестиции в доллары или наоборот, в зависимости от значений доходности в странах и соотношения начального и конечного курса доллара. Условие арбитража называют также паритетом процентных ставок. Приравняем доходность рублевых инвестиций в экономику России и США соответственно, получим условие арбитража: где е0 — текущий обменный курс, при котором отсутствует перелив капитала. Отсюда следуют выводы: • если текущий обменный курс больше этого значения (е > е0), то происходит приток капитала в Россию (слабый рубль); • если е < е0, то происходит отток капитала из России (сильный рубль). Рассмотрим два частных случая перелива капитала: • если е = еь, т. е. курс доллара неизменен, тогда условие притока капитала: I > Р, следовательно, ставка процента в России больше, чем в США; • если 1 = 1*, т. е. ставки процента в России и США равны, тогда условие притока капитала: е > еь, следовательно, ожидается усиление рубля. Пример 22.6. Ожидаемый курс доллара равен 60 руб/долл. Ставка процента в России равна 15 %, в США — 3 %. Тогда перелив капитала отсутствует при курсе доллара е0 =60-1,03/1,15 = 53,74 руб/долл. Приток капитала в Россию выгоден при больших значениях текущего курса доллара (более слабом рубле). Если, например, текущий обменный курс равен 62 руб/долл., тогда через год ожидается укрепление рубля, что выгодно при вложении в рублевый вклад.Получим приближенную формулу условия арбитража для случая небольшой доходности инвестиций в США (1*

2. Модели валютного рынка

2.1. Спрос и предложение валюты

МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА М. ПОРТЕРА

одель международного обмена (Хекшер — Олин) В стране производят ткань (х) и хлеб (у) из труда (L) и земли (7), производственные функции заданы формулами (10.11). В каждой отрасли суммарная стоимость ресурсов равна фиксированной величине затрат:где w иг — цены труда и земли; Ri и R2 — затраты на ресурсы в отраслях. Ограничения для экономики в целом: где L и Т — общие объемы труда и земли в стране.Функция «цены — ресурсы» — зависимость отношения затрат ресурсов в отрасли от отношения их цен при оптимальном выпуске отрасли.Максимизируем каждый выпуск (10.15) при соответствующем ограничении (10.16), тогда для каждой отрасли относительные затраты земли (Т/ L) прямо пропорциональны относительной цене труда (да / г). Иными словами, функция «цены — ресурсы» есть прямая пропорциональность: Поскольку а > (3, то ах < аъ а значит, при заданных ценах ресурсов относительные затраты земли меньше при производстве ткани, чем при производстве хлеба. Полученные функции не учитывают цены продуктов и не позволяют рассчитать оптимальное распределение ресурсов между отраслями.Определим оптимальные затраты ресурсов и цену ткани (р{) при производстве единицы ткани с учетом кривой «цены — ресурсы», получим систему трех уравнений относительно Тх, Z.t, р{.Решение этой системы:Аналогичную формулу получим для цены хлеба (р2).Функция «цены — цены» — зависимость отношения цен продуктов от отношения цен ресурсов при оптимальном выпуске обеих отраслей. Разделив рх на ръ получим функцию «цены — цены» степенного вида:Поскольку а > р, то из (10.18) следует, что чем дороже труд относительно земли, тем дороже ткань относительно хлеба. Поскольку аир меньше единицы, то и их разность меньше единицы, а поэтому функция «цены — цены» растает замедленным темпом.Относительные затраты земли в каждой отрасли и относительная цена ткани удовлетворяют соотношениям, задаваемым отраслевыми функциями «цены — ресурсы» (10.17) и функцией «цены — цены» (10.18), т.е. эти показатели являются решением системы трех уравнений. Оптимальные выпуски ткани (.г*) и хлеба (у*) являются функциями относительной цены ткани {р =Р / р2)-Функция относительного предложения ткани (RS) — отношение оптимальных выпусков ткани и хлеба: Данная функция задана на некотором промежутке изменения относительной цены ткани и возрастает от нуля до бесконечности.Объем спроса па каждый товар считаем пропорциональным численности населения и обратно пропорциональным цене товара: Функция относительного спроса на ткань (RD) — отношение функций спроса на ткань и хлеб. Данная функция убывает с ростом относительной цены ткани: где k = kx / k2.В равновесии относительный спрос равен относительному предложению: Равновесная цена р* определяет оптимальное отношение цен продуктов и ресурсов и отраслевых затрат ресурсов.Международный обмен. Имеются две страны, в которых производят ткань и хлеб. Производственные функции и объемы ресурсов одинаковы.Пусть население второй страны сократилось, тогда первая страна станет трудоизбыточной, а вторая страна — землеизбыточной. Кривая RD не изменится, а кривая RS во второй стране сдвинется вверх. В итоге равновесная относительная цена ткани во второй стране станет больше, а равновесный относительный выпуск ткани станет меньше. Существует множество коэффициентов обмена, выгодных обеим странам. Обмен производится до тех пор, пока относительные цены и относительные объемы выпуска не сравняются в обеих странах: в трудоизбыточной стране цена ткани растет, ее выпуск падает, в землеизбыточной стране цена ткани падает, ее выпуск растет.Модель глобального равновесия Обобщим простейшую кейнсианскую модель равновесия на случай глобальной экономики. Аналогом дохода страны (ВВП) здесь служит вектор, состоящий из доходов всех стран, а аналогом предельной склонности к сбережению — матрица, характеризующая норму сбережения в каждой стране и интенсивность экспорта из одной страны в другую.Интенсивность экспорта из страны i в страну j (я,-,) — это доля, которую составляет экспорт в/-го страну в доходе г-й страны (#,-), причем я„ — это удельный вес внутренних расходов в ее выпуске. Матрица интенсивности экспорта экзогенна: А = {«,?,}. Склонность к потреблению в стране г равна сумме элементов г-й строки матрицы А, эта сумма меньше единицы.Автономные расходы г-й страны (EJ) экзогенны, они финансируются за счет кредитов и не связаны с внутренним производством или импортом. Совокупные расходы в каждой стране (?)) образуются из автономных расходов, части собственного ВВП и импорта. В случае двух стран система уравнений относительно доходов имеет вид где Еа и Е — векторы автономных и совокупных расходов; X — вектор доходов.Матричная функция совокупных расходов является аналогом скалярной функции совокупных расходов в теории Кейнса, причем матрица А выступает аналогом предельной склонности к потреблению. По аналогии с моделью Кейнса определим глобальное равновесие.Глобальное равновесие — в каждой стране совокупные расходы равны доходу, т.е. вектор доходов равен вектору совокупных расходов: где I — единичная матрица; М = (/ - А)

Теории экономических циклов. Динамика макроэкономических показателей на разных фазах экономических циклов.


Экономический цикл представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла:

  • точку пика соответствующую максимуму деловой активности;

  • точку дна, которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду)

Цикл обычно делится на две фазы:

  • спад или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии.

  • подъем или оживление, которое продолжается от дна до пика.

  • I фаза – бум, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства) и инфляции. Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»;

  • П фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВНП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису;

  • Ш фаза – кризис или стагнация. Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период высокой безработицы;

  • IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между AD и AS, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением AD при неизменной величине AS либо изменением AS при неизменной величине AD

Основу экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью AD (AS).

Виды экономической политики


Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.

Бюджетная регулирование– это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.

Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.

Налоговоерегулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.

Налог - это принудительно взымаемые государством средства с физических и юр. лиц. Через налоговое регулирование государство реализует фискальную и экономическую функции.

Фискальная функция – это формирование денежных фондов государства.

Экономическая функция- использование налогов как инструмента перераспределения доходов, чем оказывается влияние на процесс производства, масштабы и темпы роста экономики.

Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализацииденежно-кредитной политики. Целями КДР являются:

- безынфляционная экономика,

-поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,

- обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,

- устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).

Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:

- предотвращение оттока капитала

- укрепление платежного баланса

- сохранение стабильности валютного курса.

Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курса национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

Валютный курс- это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для:

- взаимного обмена валютами при торговле товарами, при движении капиталов и кредитов;

- сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран;

- периодической переоценки счетов в иностранной валюте.

Факторы, влияющие на валютный курс:

- покупательная способность денег,

- темп инфляции;

- уровень процентных ставок;

- состояние платежного баланса;

- степень использования национальной валюты в международных расчетах;

- государственное регулирование валютного курса;

- степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке.

Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны называется котировкой.

Валютный паритет- соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.

Валютная корзина- это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. В реальной практике международных валютных отношений складываются следующие виды валютных курсов:

1. Фиксированные курсы - это система зарегистрированных паритетов, поддерживаемых государственными валютными органами и установленные договорами между странами.

2. Плавающие валютные курсы изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке.

Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.

Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.

Это проявляется в использовании:

  1. расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов;

  2. процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции.

Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.

Компромисс между доходом и инфляцией

Модель согласованного равновесия (Кидланд — Прескотт)


При формировании экономической политики правительство стремится получить на ближайших выборах максимальное число голосов избирателей, поэтому включает в свою целевую функцию два показателя, наиболее значимые для населения:

  • реальный ВВП, или доход (У), который определяет уровень доходов и занятости населения;

  • темп инфляции (л), который влияет на сохранность денежных сбережений населения и определяет характер ожиданий потребителей и инвесторов.

Поскольку умеренная инфляция обычно стимулирует экономический рост, цель увеличения дохода вступает в противоречие с целью сокраще-

ни я инфляции, и правительство вынуждено искать некие компромиссные значения этих показателей. Эту задачу решают в три этапа:

  • 1) определяют общий вид целевой функции с субъективным параметром значимости, аргументами которой служат доход и темп инфляции;

  • 2) устанавливают параметр относительной значимости факторов дохода и инфляции и тем самым получают расчетную формулу целевой функции;

  • 3) минимизируют целевую функцию и рассчитывают оптимальные (компромиссные) уровни дохода и инфляции.

Целевая функция правительства — функция дохода и темпа инфляции, которая зависит от параметра относительной значимости факторов, ее минимальное значение отвечает оптимальным значениям инфляции и дохода.

При исследовании задачи минимизации целевой функции важную роль играет соотношение между аргументами целевой функции — доходом и инфляцией. Помимо этих двух показателей рассмотрим третий показатель — уровень безработицы, который послужит «промежуточным» звеном между ними. Дело в том, что экономистам известны два соотношения, связывающие уровень безработицы с интересующими нас аргументами целевой функции: закон Оукена и кривая Филлипса.

Согласно закону Оукена (см. подпараграф 1.5.1), отношение фактического и потенциального ВВП линейно убывает с ростом уровня безработицы:

где Yw Y — фактический и потенциальный ВВП; у = 2,5; и и и0 — фактический и естественный уровень безработицы.

Для удобства дальнейшего анализа правую часть данного равенства запишем в виде показательной функции. При этом мы полагаем, что отклонение безработицы от естественного уровня незначительно, что позволяет использовать формулу эквивалентности бесконечно малых величин: еа 1 + сх. Тогда закон Оукена примет вид формулы Лукаса:



Формула Лукаса выражает экспоненциальное убывание отношения фактического и потенциального ВВП с ростом уровня безработицы вблизи состояния полной занятости. Прологарифмируем формулу Лукаса и назовем у = ЬУлогдоходом:



Согласно кривой Филлипса (подпараграф 1.5.1), разность фактического и ожидаемого темпа инфляции линейно убывает с ростом уровня безработицы:



где тс, пе фактический и ожидаемый темп инфляции; 8 > 0.

Разделим равенство (9.1) на равенство (9.2), получим искомую взаимосвязь дохода (точнее, логдохода) и инфляции:



где b > 0.

Предположим, что правительство считает оптимальным уровнем логдохода некое его значение, близкое к потенциальному доходу, оно отличается от него в k раз (k 1). Тогда целевая функция правительства имеет вид



где а — значимость инфляции относительно дохода; ky — целевой уровень логдохода.

Подставим выражение фактического логдохода из (9.3) в эту целевую функцию, получим целевую функцию одной переменной:



Приравняем ее производную нулю, получим оптимальный для правительства темп инфляции (7i(;) как возрастающую функцию ожидаемого темпа инфляции:



Таким образом, имеется множество оптимальных для правительства значений инфляции, но лишь одно из них учитывает механизм формирования инфляционных ожиданий населения. Предположим, что ожидаемый темп инфляции пропорционален темпу фактической инфляции:



Характер ожиданий определяется значением положительного параметра Р: если оно больше единицы, то ожидания пессимистичны, если оно меньше единицы, то оптимистичны, если оно равно единице, то рациональны.

Согласованное равновесие — это ситуация, когда правительство выбирает оптимальный темп инфляции с учетом механизма формирования инфляционных ожиданий населением. Для определения параметров согласованного равновесия решим систему уравнений (9.4) и (9.5), получим согласованный теми инфляции:



Из формулы следует:

  • с ростом значимости для правительства фактора инфляции (параметра а) согласованный темп инфляции снижается;

  • чем оптимистичнее ожидания (чем меньше р), тем меньше согласованный темп инфляции;

  • при некотором большом пессимистичном значении р знаменатель может приблизиться к нулю, т.е. возможна гиперинфляция;

  • если целевой объем дохода меньше потенциального дохода, то согласованный геми инфляции отрицателен, т.е. имеется дефляция.

Согласованный объем дохода (точнее, логарифм дохода) получим, подставив выражение согласованного темпа инфляции в формулу (9.3):



Из формулы следует, что при согласованном равновесии:

  • с ростом значимости инфляции (а) объем дохода снижается;

  • при оптимистичных инфляционных ожиданиях и завышенном целевом доходе (Р yk> 1) доход больше потенциального (у* > у);

  • при пессимистичных инфляционных ожиданиях и заниженном целевом доходе (Р > 1, k < 1) доход больше потенциального (у* > у);

  • при пессимистичных инфляционных ожиданиях и завышенном целевом доходе (Р>yk> 1) доход меньше потенциального (г/*<у);

  • при оптимистичных инфляционных ожиданиях и заниженном целевом доходе (Р < 1, k < 1) доход меньше потенциального (г/* < у);

  • при рациональных инфляционных ожиданиях (Р = 1) или равенстве целевого дохода и потенциального дохода (& = 1) согласованный доход равен потенциальному доходу (у* = у).

Теория «политического делового цикла»


Наиболее известные авторы: У. Нордхауз, Э. Тафт, Д. Гиббс, П. Мосли, А. Алези.

Все модели политического цикла строятся на следующих предпосылках:

1) Правительства стремятся выиграть выборы для чего они стремятся максимизировать голоса;

2) Избиратели имеют предпочтения относительно экономических результатов, что отражается в их поведении при голосовании;

3) Правительства могут манипулировать экономикой ля улучшения своих шансов на переибрание.

Модель Нордхауза: «Оппортунистический деловой цикл»

Оппортунизм правительства заключается в том, что оно понимает наличие временного лага между принимаемыми мерами и их последствием, а электорат лишен такого понимания. Формирование политического курса происходит с использованием информационной асимметрии и извлечением краткосрочных выгод за счет игнорирования долгосрочных последствий. В этой модели правительство заинтересованно только в поддержании своего положения у власти, а на решение избирателей влияет только текущая политика, проводимая правительством.

Теория Нордхауза основывается на анализе кривой Филлипса, описывающей ваимосвязь между безработицей и инфляцией. Накануне выборов политик в целях завоевания популярности стремиться снизить безработицу. Что приводит к меньшей безработице и большей, чем оптимальная, инфляции. Немедленно после выборов победитель увеличивает безработицу для борьбы с инфляцией.

Правительство принимает серию краткосрочных решений, при полном игнорировании долгосрочных последствий, что приведет к более высокому уровню инфляции. Поскольку рост инфляции происходит с некоторой задержкой относительно снижения безработицы, то правительство создает себе «окно» в течении которого инфляция и безработица одновременно временно низкие.

Модель «Партийного делового цикла» Дугласа Гиббса

Цикличность деловой активности объясняется сменой правящих партий. Конкурирующие партии имеют различные цели и используют различные политические меры и, таким образом, сменяя друг друга в правительстве, инициируют циклы в экономике. В этом случае экономические условия меняются не до, а после выборов и цикл будет иметь продолжительность, как минимум, один электоральный период.



Модель политического делового цикла Гиббса построена на том, что в каждой стране имеется компромисс между безработицей и инфляцией, который описывается кривой Филлипса. Программы партий левого толка делают акцент на обеспечении высокого уровня занятости, а значит, страны с левым правительством во главе должны иметь меньшую безработицу и большую инфляцию, чем страны с правым и центристским правительством. Объясняется это тем, что предпочтения в пользу сокращения безработицы сильнее у рабочего класса, который больше от нее страдает и меньше от инфляции.

Выводы

Экономическая политика это особый объект исследования, который представляет собой совокупность мероприятий и ограничений правового характера, направленных на создание в экономике благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия экономических субъектов, а также на устранение или уменьшение негативных факторов экономического развития.

Налоговая политика государства


Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Государство должно создать определенную среду для функционирования рынка с помощью разнообразных механизмов. Одним их таких механизмов выступают налоги.

Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства.

Налоговая система (рис. 3.2.) представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения ответственности за нарушение налогового законодательства.


Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим, они формируются под воздействием целого ряда факторов (экономическая и социальная ситуация в стране).

В современных условиях существуют следующие цели:

  • участие государства в регулировании экономики;

  • обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах для проведения экономической и социальной политики;

  • обеспечение государственной политики в регулировании доходов.

Рис. 3.2. Структура налоговой системы

В зависимости от состояния экономики, от целей которые на данном этапе развития, государство считает приоритетными, используются различные методы налоговой политики.

Методы:

  • максимальных налогов (высокие ставки, сокращает льготы, большое кол-во налогов – в экстраординарные моменты развития);

  • экономического развития (ослабляет налоговый пресс, приоритетное расширение капитала - во время экономического кризиса. Пример является «рейганомика» в 80 -ые годы в США).

Субъектами налоговой политики выступают: Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты.

Каждый субъект обладает налоговым суверенитетом. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты им. право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов. Им предоставляются широкие права в пределах перечня налоговых ставок, льгот, в установлении налоговой базы.

Налоговая политика основывается на следующих принципах:

  • соотношения прямых и косвенных налогов;

  • применение различных типов ставок налогообложения (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные);

  • широта применения налоговых льгот их цели, характер;

  • степень единообразия налогообложения для различных доходов и налогоплательщиков;

  • методы формирования налоговой базы


Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и др.