Файл: 1. 1 Хореографическое искусство как средство художественноэстетического воспитания детей 6.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку.
2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, программа развития художественно-эстетического воспитания посредством классического танца детей). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
И родители, и учителя, и другие взрослые должны строить свои отношения, исходя из развивающегося у него чувства взрослости. Если они учитывают возросшие возможности ребенка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создают благоприятные условия для психического развития ребенка.
Ребенок включается в различные виды общественно полезной деятельности, что расширяет сферу его социального общения, способствует усвоению социальных ценностей, формированию нравственных качеств личности.
Хотя учение и остается главным делом ребенка, основные новообразования в его психике связаны с общественно полезной деятельностью. Общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие потребности возраста - потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, ребенок вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает мораль общества, правила поведения. Именно с общественно полезной деятельностью связаны резервы воспитания ребенка как гражданина (36, c. 23).
Трудности в работе с детьми обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др. (36, c. 24).
По мере взросления у ребенка изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
Ребенок не просто находит свое место в обществе, но и решает проблему взаимоотношений в обществе, поиска себя в обществе и через общество.
Таким образом, происходит личностное самоопределение, формирование активной позиции относительно социокультурных ценностей, то есть определение смысла своего существования. Причем социальное взросление опережает интеллектуальное развитие ребенка.
Развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в общественно историческое бытие, представленное в жизни человека, его участие в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает, т.е. как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Развитие личности ребенка происходит в изменяющихся условиях развития группы (учителя-предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Разный для мальчиков и девочек темп развития создает внутри класса две половозрастные группы.
Многообразие задач в различных видах деятельности ведет к дифференциации школьников, образующих в одном случае просоциальные группы (как результат работы в общественных организациях, турпоходах, спортивных секциях и т.д.), а в другом - асоциальные группы, тормозящие, а иногда и искажающие развитие личности.
Нельзя сказать, что ребенок стал лучше или хуже, он стал другим в результате других социальных условий развития.
В ходе проведения реформирования системы образования, в настоящее время большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода.
Суть заключается в том, что ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса. При ознакомлении школьника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ школьного воспитания. В условиях огромного информационного потока, доступности всевозможных ресурсов и легкости нахождения решения какой-либо проблемы, ребенок должен хотеть познавать новое (5, с. 34).
Познавательно-исследовательская деятельность школьников – естественное состояние детей. Развитие художественно-эстетического воспитания посредством классического танца детей создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие. Опытный педагог знает и понимает, что не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.
Многие отечественные психологи склоняются к мысли о том, что развитие художественно-эстетического воспитания посредством классического танца детей – это высшая форма развития познавательной активности, когда ребенок не хаотично пытается понять, что как устроено, а целенаправленно, пытаясь планировать результат, идет к намеченной им цели.
Структура поисковой деятельности представлена следующим образом:
- переданная от взрослого или выдвигаемая самими детьми задача, требующая решения;
- анализ условий, способствующих решению поставленной задачи (данная операция может быть выполнена детьми как самостоятельно, так и с помощью взрослого);
- выдвижение гипотез о возникновении задачи и способов ее решения;
- выбор способов проверки и непосредственно сама проверка способов решения задачи;
- выводы, итоги, анализ;
- новые задачи и их обсуждение.
В.Н. Дружинин выделяет функции художественно-эстетического воспитания и способностей детей (9, с. 38):
- формулирование проблемы;
- определение темы, постановка цели и задач;
- выдвижение гипотезы;
- разработка плана действий;
- непосредственное проведение опыта для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы;
- анализ реализованных мероприятий, выводы, дальнейшая разработка путей решения проблемы.
Развитие художественно-эстетического воспитания посредством классического танца, впрочем, как и всех людей, предполагает действие по вышеописанному алгоритму. Что же касается интересов и тем для исследования, то школьники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Так, в игровой форме (а ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра), развивается мышление.
В.М. Межуев отмечает, что последние 20 лет резко обострился исторический кризис детства, начавшийся в конце XIX в. Это чревато не только психологическим неблагополучием подрастающего поколения, но и социально-политической нестабильностью, непредсказуемыми эксцессами на уровне общества в целом (13, c. 63):
1. Соотношение социальных и психологических факторов, определяющих кризис детства, описывается принципом кольцевой взаимосвязи между психическим развитием ребенка и системой его отношений с обществом. Этот принцип равно применим как к развитию каждого отдельного ребенка, так и к общим закономерностям воспитания подрастающего поколения.
2. Существующие в общественном сознании представления о психологической норме (нормативном варианте психического развития) порождаются в процессе взаимодействия между реальным ребенком и общественным идеалом. В настоящее время разрыв между реальностью и идеалом чрезвычайно велик, что часто воспринимается родителями, педагогами, психологами и врачами как наличие отклонений от нормы у большинства современных детей.
Резюмируя, отметим выявленные на основе анализа психолого-педагогической научной литературы психолого-педагогические особенности детей, проявляющиеся в полярности поведения, психологического состояния, в совокупности с социальными условиями окружения выступают факторами возникновения «групп риска». Психолого-педагогическая поддержка детей «группы риска» должна выстраиваться на основе гуманистических технологий.
1.3 Методика обучения классическим танцам
С самых древних времён люди выражали свои эмоциональные переживания с помощью различных движений тела. Танец развивался из обыденной ходьбы, согласованный с общими законами искусства и сообразно собственным правилам. Необходимыми компонентами танца являются движения, позы, жест, мимика, темп и ритм, равным образом создающие смысл танца и формирующие гармоничную и выразительную пластику. За многовековую историю развития танца, крупные исполнительские формы сложились в отдельные самостоятельные виды.
Форма – это способ (метод) изложения хореографического материала, и как он будет изложен – такую форму этот материал, как хореографическое произведение и приобретет. Следует всегда помнить, что все виды танцевального искусства имеют свои формы, свои особенности построения композиции танца.
Обращаясь к опыту крупнейших педагогов - хореографов, таких как Р.В. Захаров, Л.М. Лавровский, Н.И. Тарасов, М.Т. Семенова, М.В. Васильева - Рождественская, Т.С. Ткаченко, В.Д. Тихомиров, А.А. Лапаури, в котором отчетливо прослеживается акцент на первичность художественно-эстетического воспитания личности по отношению к развитию техники, позволяет нам определить их педагогическую деятельность как предвосхищающую, как развивающее обучение. Активизация самореализации личности участников хореографических коллективов в процессе освоения техники исполнения и качество исполнения взаимосвязаны.
Активизация самореализации участников в деятельности хореографических коллективов осуществляется, прежде всего, на материале и средствами хореографического искусства, предполагая выработку у них способности к переносу полученных знаний, умений и навыков в новые ситуации своей деятельности, умение творчески применять их в коллективе и вне его.
Обладая знаниями, умениями и навыками, полученными в результате занятий хореографическим искусством, участники могут направить их как на познание других дисциплин, так и на реализацию других форм деятельности.
В.И. Уральская отмечает результативность активизации самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования, которая находится в прямой зависимости от интеграции организационных и педагогических условий, которые в первую очередь, опираются на возрастные особенности реализации мотивации