Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие гуманизма сочеталось с понятием гармонии. Мир и природа в средние века считались силами, которые мешаю человеку соединиться с Богом. В Ренессансе наоборот, поэтизация мира, гармонии человека и мира => убежденность в том, что в мире будут господствовать разум и просвещенность, где человек сможет осуществить себя. Возникали ренессансные утопии, напр, миры рассказчиков “Декамерона”. Они сильно отличались от, например, “Утопии” Мора. У последнего – не счастье индивида, а благополучие целого, строгая регламентация, фантастический мир, у Рабле и Боккаччо – стремление вписать идеальное общество в реальное пространство. Вот это и называется ренассансной утопией. Возникла она из-за убежденности, что “золотой век”, “полнота времен” уже наступила. Это библейское выражение в Средние века применялось для Царства Божия, в Ренессанс – для настоящего времени. Идеальный город – город, где жизнь человека очищена от беспорядков и представлена во всей полноте. Он видится как возможный, построенный. А потом – крах иллюзий.
Кризис ренессансного мифа о человеке в период позднего Возрождения.
Увидели гуманисты, что мир-то не идеален, а наоборот, арена войн, оплот жестокости и насилия. В пьесе Шекспира “Буря” Гонзало говорит, что образ “золотого века” возник только для того, чтобы исчезнуть. Золотого века нет и не будет, против него логика исторического развития. Уверенность в том, что золотой век невозможен, -- основа произведений поздних гуманистов. Если гуманист Леонардо Бруни писал, что прекрасно подарить счастье одному человеку, но многим – еще лучше, то 100 лет спустя Гвичардини сомневался, что благополучие государства возможно. Разочарование в ренессансном мифе о человеке: а совершенна ли человеческая природа? Изначально ли человек добр? Ведь человек, добиваясь самореализации, приходил к аморальности и вседозволенности. То, что было положительным, стало отрицательным. Теперь начинается дисгармония человека и мира (см. подробнее про Гамлета и Дон Кихота).
Ренессансная этика доблести.
Доблесть – это активность, предприимчивость, энергия ума и воли. Это добрые качества, которые угодны Богу и кот. совершенствуют человека.
Отношение к античной культуре.
Гуманисты ставили задачу возродит античность целиком, а не избирательно, как в Средневековье. У них существовало такое понимание развития истории: 1) греко-римская древность (Солнце, музы); 2) с 5 в. – готическое варварство (ночь, музы уходят); 3) Возрождение (возрождение наук, искусств, литературы, музы возвращаются, солнце). Короче, Возрождение = античности.
Идея универсального человека.
В человеке заложены все возможности, он сам должен выбрать, подняться или пасть. Человек – сам кузнец своего счастья и судьбы.
Понятие христианского гуманизма.
Писатели Возрождения обращались и к наследию раннехристианских мыслителей (особенно в Сев. Европе, где Эразм Роттердамский отказывался признавать труды современных ему теологов, но переводил труды ранних отцов церкви), отсюда соединение античной учености и христианской духовности.
Понятие Реформации и ее влияние на духовную жизнь.
Вспоминаем дату – 1517 г., когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге. Кат. церковь все больше и больше дискредитировала себя, что вылилось в конечном счете в движение Реформации и отделении части верующих от католической церкви и образовании новой ветви христианства – протестантизма. Что там Лютеру не понравилось: злоупотребления папой властью (продажа индульгенций и т.д.). Сущность учения Лютера закл. в противопоставлении личной веры, индивидуального религиозного чувства – формально понимаемым “добрым делам” (т.е. выполнению церковных обрядов) и священного писания, свободно толкуемого человеческим разумом, -- авторитету церковных догматов. Фишка в том, что Библия тогда была только на латинском языке, народ ее сам не читал, а верил всему, что с кафедры скажут. Кто ее перевел на нем. яз.? Правильно, Лютер (в энциклопедии сказано, что этим он способствовал становлению лит. немецкого языка. Но этого можете не говорить. Главное, что теперь каждый мог прочитать Библию и сам во всем разобраться => усиление личностного начала в культуре).
17. Жизнь и творчество Ф. Петрарки.
Современникам Франческо Петрарка был известен как блестящий знаток античности. Тогда, в XIV веке, в Италии начиналась эпоха Возрождения. Ломались старые средневековые законы, представления, люди освобождались от гнета «духовной диктатуры» католической церкви. Новое мировоззрение опиралось на гуманизм античной культуры. Франческо Петрарка по праву считается одним из первых гуманистов Возрождения, выразивших новые, прогрессивные идеи, новое отношение к жизни, человеку.
Петрарка все свое время отдавал изучению античной культуры, разыскивал, расшифровывал, переводил, истолковывал рукописи авторов Древнего Рима, сам блистательно писал поэмы по-латыни. Особенно интересен его трактат «О презрении к миру» – своеобразная исповедь мятущейся души. А за свою латинскую поэму «Африка», описывающую подвиг древнеримского полководца Сципиона Африканского, Петрарка был увенчан лавровым венком на Капитолии как первый поэт Италии. Но суд потомков очень часто отличается от суда современников. Поэма «Африка» давно забыта, а бессмертную славу Петрарке принесли его стихи на итальянском языке, написанные «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», стихи, составившие знаменитый сборник «Канцоньере» (Книга песен).
6 апреля 1327 года в Авиньоне, на юге Франции, в церкви святой Клары итальянский юноша-монах, числящийся в свите могущественного кардинала Колонна, впервые увидал молодую женщину Лауру. Красота Лауры произвела неотразимое впечатление на Франческо Петрарку, и, хотя он всего лишь несколько раз видел ее издали, ее образ глубоко запал в сердце поэта. В течение двадцати одного года, до смерти Лауры, Петрарка жил любовью к ней, мечтами о своей идеальной возлюбленной, а затем долго оплакивал ее кончину. Образ Лауры был с ним всегда: и в его путешествиях по Франции и Италии, и в его уединении в горном местечке Воклюзе, где он прожил четыре года, предаваясь философским размышлениям. Стихи эти Петрарка писал для себя и не придавал им особого значения.
Наиболее интересное в «Канцоньере» – это образ самого поэта, чьи чувства, мысли, душевное смятение, переживания, «порывы скорбного сердца» составляют содержание большинства стихов. Петрарка с поразительной глубиной раскрывает многообразный, сложный и противоречивый мир любовных переживаний человека. Это и принесло ему славу классического певца любви.
Основным поэтическим жанром книги Петрарки является сонет – стихотворение из 14 строк с определенным порядком рифмовки. Трудную форму сонета Петрарка сделал гибкой, способной выражать большие чувства и мысли. А. С. Пушкин писал:
Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал.
В «Канцоньере» помимо сонетов есть и песни (канцоны). В знаменитой канцоне «Моя Италия» звучит голос Петрарки – гражданина, патриота: он скорбит о раздробленности Италии, негодует по поводу непрекращающихся междоусобных войн. Обращаясь к своей канцоне, поэт восклицает: «Иди и требуй: «Мира! мира! мира!»
Петрарка, продолжая Данте, сделал очень многое для создания итальянского литературного языка.
Гуманист, мыслитель, отстаивавший величие и достоинство человеческой личности, певец любви, поэт, создавший поразительные по глубине проникновения во внутренний мир человека стихи, Петрарка давно уже известен и любим русскими читателями.
18. Общая характеристика творчества Боккаччо и его идейно-художественной эволюции.
Автор поэм на сюжеты античной мифологии, пасторалей, сонетов. Главное произведение — «Декамерон». Был первым гуманистом и одним из учёнейших людей Италии, деятель раннего Возрождения. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы.
Идейный и творческий рост отразился в ранних романах на родном языке (неаполитанского периода): «Филоколо» (широко использовал мифологическую образность и в то же время сохранил средневековые элементы, несмотря на такую нестройность проявил себя как талантливый писатель), поэмы «Филострато» (проявил тонкость в психологической обрисовке характеров, дал анализ любовных отношений), «Тезеида» (пытался изобразить героическую поэму, но снова перешел к любовным переживаниям, показал хорошее владение октавой – восьмистрочной строфой). Более поздние произведения (флорентийского периода): «Ameto» (дает не только обрисовку чувств, но и картины пастушеской жизни, идея облагораживающей силы любви, заимствут Дантовскю аллегорию из «Чистилища»), «Любовное видение» (в основе лежит замысел Данте – показ достижения вечного блаженства, но произведение превратилось в гимн земному миру и чувтсвенной любви), повесть «Фьяметта» (образ навеян любовью к Марии д Аквино, показывает себя художником –реалистом, первый психологический роман в Западноевроп.культуре, переживания героини переданы с исключительным вниманием, схвачены бытовые и психологич.детали).
Боккаччо — автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. «О генеалогии богов» (вопросы античной мифологии), книга «О знаменитых женщинах» (включает в себя 106 женских биографий — от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской), «О роковой участи знаменитых мужей» (проводит принципы стоической морали – удовлетворение от исполненного долга).
Вершина творчества— «Декамерон», книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма. В ней он дает необычайно полное описание современной итальянской действительности. В жанровом отношении доводит до совершенства прозаическую повесть-новеллу. Ренессансный реализм.
Боккаччо о Данте. Посвятил два сочинения на итальянском языке — «Малый трактат в похвалу Данте» и незавершённый цикл лекций о «Божественной Комедии».
19. Новое мировоззрение и новая мораль в «Декамероне» Боккаччо.
«Декамеро́н» (итал. — «Десятиднев») — собрание ста новелл, написанное в 1352—1354 гг. В Шестодневах обычно рассказывалось о создании мира за 6 дней. Творится мир и в «Декамероне», но человеческим обществом, — 10дн.
Структура сочинения двояка — используется «рамочная композиция» со вставными новеллами. Обрамляющие события книги происходят в XIV веке, во время эпидемии чумы 1348 года. Группа из 3 благородных юношей и 7 дам, встретившаяся в церкви, уезжают из охваченной заразой Флоренции. За городом они проводят свое время, рассказывая друг другу различные занимательные истории. Многие из них — не оригинальные сочинения Боккаччо, а переработанные им фольклорные, легендарные и классические мотивы. В обрамлении новелл «Декамерона» можно видеть первую ренессансную утопию: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом этого идеального сообщества. В конце каждого дня одна из дам исполняет стихотворную балладу, являющуюся своего рода музыкальным контрапунктом для рассказываемых историй. Эти баллады — лучшие образцы лирики Боккаччо. В то время как в обрамляющих новеллах Боккаччо показывает идеальное культурное общество, в рассказах проявляется реальная жизнь с многообразием характеров и житейских обстоятельств.В «Декамероне» доведен до совершенства жанр
городской новеллы.
Существуют три основные точки зрения на это произведение Боккаччо:
а) «Декамерон» - это гимн земному существованию, в нем проявляются гуманистические тенденции, которые обретут полное развитие в 15 и 16 вв. Боккаччо осмеивает средневековый мир, иронизирует над ним, он - выразитель взглядов новой итальянской буржуазии, которая полна энергии и жизненных сил, свободна от всяческих моральных ограничений и предрассудков (Де Санктис)
б) Боккаччо - средневековый автор, и в его творчестве, в т.ч. и в «Декамероне», отчетливо прослеживается связь с культурными, литературными, этическими и религиозными традициями предыдущих столетий. (Витторе Бранка).
в) в творчестве Боккаччо ощущается мировоззрение поздней готики: с одной стороны, полная «светскость» его произведений, с другой - ностальгия по тому миру, который уходит в прошлое.