Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Признав за художественным творчеством общественное значение, Тассо видит в этих возможностях как бы внешнюю цель искусства, внутренняя же его цель – наслаждение – основывается на незаинтересованном отношении к объекту. Тассо считал гражданственность необходимым свойством художника, но в сфере искусства гражданин обязан быть поэтом.

Тассо – защитник в теории и проводник на практике аристотелевского принципа единства действия.

Поэма должна быть похожа на сотворенный богом мир, а последний обладает единством: «Мир, заключающий в своем лоне столько разнообразных предметов, один, одна его форма и сущность, один узел, связующий все его части разногласным согласием: нет в нем недостатка, - и все, что ни есть, служит в нем к необходимости или к украшению: подобным образом по моему мнению, и превосходный поэт (которыйне по чему иному именуется божественным, как по тому, что в действиях своих, уподобляясь верховному художнику, становится причастником его божественности) создает поэму, в которой, как в малом мире, так строятся войска, готовятся битвы на суше и на море, осаждаются города, происходят единоборства, турниры, описываются голод, жажда, бури, пожары, чудеса; собираются советы на небесах и в аду; попеременно видны мятежи, раздоры, заблуждения, волшебства, подвиги, жестокости, смелости, вежливости, великодушия, любви, то счастливые, то несчастные, - и, несмотря на все это разнообразие предметов, поэма должна быть единою, единою ее форма и душа, чтобы все сии предметы друг ко другу относились, один от другого зависели, чтобы по отнятии одной части или по перемене места оной разрушалось самое целое».

Художественное произведение для Тассо – единый мир, целостный, внутренне замкнутый, организованный, не могущий быть измененным ни в одной своей части без разрушения целого.Творчество поэта для Тассо – подражание творчеству бога. Поэт, по Тассо, как бы сотворяет свой мир:» искусство строить поэму» походит «на разум вселенной, который есть соединение противоположностей, как разум музыки».
22. Немецкий гуманизм. Литературная деятельность Ульриха фон Гуттена.

Ранний немецкий гуманизм испытывает сильное влияние итальянской гуманистической культуры. Первые немецкие гуманисты (Петер Лудер, Р. Агрикола и др.) совершают паломничество в Италию и, возвратившись на родину, становятся страстными пропагандистами знаний. Многие из них создают школы, в которых вводят изучение классических языков, творчества древнегреческих и римских писателей. К началу XVI в. новые гуманистические веяния проникают также в университеты, которые в средние века были ярыми врагами светского образования. В университетских городах возникают гуманистические кружки. Раньше других на путь борьбы за светскую образованность стал Эрфуртский университет, где во главе «партии» гуманистов стоял энергичный и талантливый педагог Муциан Руф. В своих лекциях он открыто выступал против невежества духовенства, против схоластической науки, ратовал за раскрепощение мысли от тирании католических догм.


Сильное влияние гуманизма сказывалось в Тюбингенском университете. Здесь наиболее активную роль играл в начале XVI в. Генрих Бебель (Genricus Bebelius, 1472—1518). Бебель вел борьбу с обскурантами не только с профессорской кафедры, но и в художественном творчестве, в своих фацетиях (Libri facetiarum, 1508—1512), небольших рассказиках, очень часто напоминающих анекдот. Основой их служит какой-нибудь случай из жизни (происшествие, остроумная реплика и т. п.). Наибольшее число фацетий (всего их 439) посвящено развенчанию монахов, папской курии. В «Фацетиях» Бебель с гневом пишет также и о немецких князьях, их грубости, привычке жить за счет безнаказанного грабежа народа. О крестьянстве (Бебель сам происходил из крестьянской среды) он пишет в тонах сочувствия, что свидетельствует о здоровом демократическом чувстве писателя.
Цитаделью мракобесия в Германии XVI в. был Кельнский университет. «Партию» схоластов здесь возглавляли Арнольд Тонгрский, Ортуин Граций, пользовавшиеся популярностью в богословских кругах. Однако даже в Кельне были сторонники гуманизма (Герман Буш и др.), боровшиеся за приближение преподавания в университете к жизни. Столкновение гуманистов с обскурантами носило в Германии вначале локальный характер. Общенациональный резонанс их борьба приобрела впервые в связи с «делом Рейхлина», которое заставило защитников разума и прогресса сплотиться и выступить единым фронтом против врагов просвещения и человечности.
2 источник.

Когда речь заходит о гуманистах эпохи Возрождения, большинство людей представляет знаменитых итальянских деятелей. Тем не менее, Ренессанс затронул не только Италию, но и Германию. Немецкие гуманисты не так известны, как итальянские, но путь гуманизма в Германии особо интересен, так как является специфическим. Чем же отличаются итальянский и немецкий гуманизм?

В Германии, как и в Италии, расцвет гуманизма пришёлся на XV век. Безусловно, итальянский след хорошо прослеживается и в немецком гуманизме. В это время, немецкие теологи начинают интересоваться греческим и древнееврейским языками, так как желают читать Библию на языке оригинала. Меняется и менталитет народа Германии. Теперь люди стали ценить личность человека, и его творческие побуждения. В то же время, немецкие гуманисты вовсе не отрицали связь человечества со средневековой традицией. Гуманистами становились, как правило, те немцы, которые интересовались сочинениями античных писателей. Многие из них, со временем, сами становились преподавателями, и начинали читать лекции о культуре античности. Схоластика стала сдавать свои позиции.



Первые сообщества гуманистов появились в конце XV столетия. Главными городами, в которых базировались их кружки, являлись Нюрнберг, Аугсбург, Ингольштадт, Эрфурт и Гейдельберг. Гуманистами становились как бюргеры, так и крестьяне. В этот период, появилось множество выдающихся писателей, историков и философов. Одним из них являлся Себастьян Брант (1458 — 1521). Его поэма «Корабль дураков» представляла собой сатиру, в которой автор высмеивал пороки людей, принадлежащих к самым разным сословиям. Также Брант осуждал всё, что противоречило разумному поведению человека. Он создавал своё произведение с целью вразумить жадных, распутных, грубых и необразованных людей.

Другим известным гуманистом Германии стал Эразм Роттердамский (1466 — 1536), имя которого было хорошо известно далеко за пределами страны. Это был человек, который верил в христианские добродетели, и считал, что все люди изначально добры, но портятся, взрослея. Эразм полагал, что подлинной мудростью и нравственностью обладали античные народы. Главной целью христианина гуманист считал подражание Христу. Эразму Роттердамскому не нравились схоластика, невежество и формализм благочестия. Самым известным произведением этого гуманиста считается книга «Похвальное слово глупости», в котором писатель подверг беспощадной критике огромное число своих современников. Среди них были глупцы, льстецы, лентяи и правители, которые заставляют народ платить непосильные налоги. Особый интерес представляет критика монахов. Эразм показал их суеверными, лицемерными и неопрятными людьми.

В первую очередь, немецких гуманистов интересовали вопросы, касающиеся религии, истории и политического устройства Германии. Конечно, они считали себя христианами, но это не мешало критиковать им церковь. Именно это является главным отличием немецкого гуманизма от итальянского. Гуманисты Германии смогли в своих произведениях отразить потребность своего народа к обновлению церкви. В XVΙ веке, возрос и уровень патриотизма немцев.

Многие гуманисты, с началом Реформации, сблизились с реформаторами. И те, и другие считали, что воспитание и образование имеют огромное значение. Однако, среди гуманистов было немало тех, кто не принял Реформацию. Они не желали мириться с тем, что лютеране ограничивают человеческую свободу. Подавляющее большинство из них считало себя католиками, и им не нравились действия Мартина Лютера. Главным отличием гуманистов от реформаторов являлось то, что первые пытались донести свои идеи только до немецкой элиты, а вторые обращались ко всем жителям Германии.

Литературная деятельность Ульриха фон Гуттена.

Ульрих фон Гуттен: гуманист-борец. Среди немецких гуманистов Ульрих фон Гуттен (1488—1523) выделялся активной позицией и бойцовским характером. Выходец из обедневшей дворянской семьи, он был отдан отцом в монастырь, откуда бежал, после чего началась его жизнь, полная приключений и опасностей,

Он учился в разных университетах и сблизился с гуманистами. С 1515 г. начинается его активная гуманистическая деятельность, направленная, на первых порах, против произвола и преступлений крупных феодалов. При этом он показал себя выдающимся публицистом и памфлетистом. Гуттен выступил против герцога Вюртембергского, вероломно убившего его родственника, пытавшегося защитить молодую жену от посягательств феодала, «разбойника и убийцы». Однако все попытки осудить герцога оказались безрезультатными.
Проявил себя фон Гуттен и как сатирик, в духе Лукиана, написав страстный памфлет против папы и католических иерархов, названный «Вадиск, или Римская троица».
В этом памфлете он развертывает безжалостную характеристику папской столицы, в которой царят «насилие, хитрость и лицемерие», заправляют «сводники и ростовщики», не ценятся «благочестие, вера и невинность». Его вывод нелицеприятен: Рим — кладовая, куда со всего мира стекается награбленное во всем мире добро, а папа — червь, это добро поедающий. «Доколь немцы с этим мириться будут?», — гневно вопрошает Гуттен. Он также автор латинской дидактической поэмы «Об искусстве поэзии» (1510), пяти публицистических «Речей» (1515—1519) и «Диалогов» (1520), также написанных по-латыни.

Не ограничившись литературной деятельностью, фон Гуттен активно включается в реформационное движение. Сблизившись с Францем фон Зиккингеном, страстным противником произвола князей, фон Гуттен принимает личное участие в рыцарском восстании 1522—1523 гг. против высшей феодальной знати. Оно терпит поражение. Зиккинген гибнет при осаде замка, а Гуттен, спасаясь от преследователей, бежит в Швейцарию, где вскоре умирает.


23. Нидерландское Возрождение. «Похвальное слово глупости» Э. Роттердамского.

В 15 и первой половине 16 в. В промышленных и торговых городах Нидерландов создаются первые после Италии образцы ренессансного искусства (Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден, Мемлинг, Лука Лейденский и др.). В области портрета и жанра они достигают высокого мастерства, отмеченного характерными чертами бюргерского реализма (так называемые «фламандский стиль»).


Развитие гуманизма в Нидерландах, как и в Германии, почти совпадает по времени с Реформацией. Его первыми представителями были ученые- гуманисты с интернациональными научными интересами и связями Эразм Роттердамский, Рудольф Агрикола и др. Изучение латинских и греческих классиков сопровождается переводами на нидерландский язык античных писателей (Гомера, Вергилия, Цицерона). Возникает ученая поэзия на латинском языке и латинская школьная драма по античным образцам. Так подготовляется почва для блестящего расцвета классицизма в голландской литературе 17 в., оказавшей широкое влияние на подготовку этого направления в других западноевропейских литературах (Питер Гоофт, Иост ван Вондел и другие). Эразм Роттердамский. Крупнейший ученый-гуманист начала 16 в. Уроженец богатого торгового города Роттердама, голландец по происхождению и «гражданин мира» по своим убеждениям. Большую часть своей жизни провел за пределами родины в странствованиях по Европе. Значительно его влияние на ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии.

Из литературных произведений Эразма наибольшее значение имели «Похвала Глупости» (1509) и «Домашние беседы» (1518), написанные на латинском языке, как и все прочие сочинения великого гуманиста. «Беседы» представляют собрание диалогов нравоучительных и сатирических, серию живых разговоров и сценок, в которых, следуя образцу «Диалогов» Лукиана, Эразм дает сатирическое обозрение сторон современной частной и общественной жизни.

«Похвала Глупости». Представляет глубокую и обобщенную сатиру на современное общество. Переведено на многие новоевропейские языки. Примыкает к традиции немецкой «литературы о глупцах», начало которой положил немецкий сатирик Себастьян Брант в своем «Корабле дураков». Пороки современного общества выступают в шутовском наряде, представлены как различные виды человеческой глупости и обозреваемые в форме шуточного панегирика, «похвального слова», которое глупость произносит себе и своим поклонникам. Глупость выступает, прежде всего, в частной жизни – в любовных и супружеских отношениях, в жажде славы и богатства, в чванстве «громкими именами и почетными прозвищами» В свите глупости перед нами проходят различные сословия о профессии средневекового общества: врачи-шарлатаны, законники-крючкотворы, тщеславные поэты и другие. Особенную ненависть Эразма вызывают купцы, которые «ставят себе самую гнусную цель в жизни о добиваются ее наигнуснейшими средствами: вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире, потому только, что пальцы их украшены золотыми перстнями». Эразм был современником эпохи первоначального накопления и видел возникновение нового общества, основанного на власти денег. Плутос (бог богатства), по его словам, есть «единственный настоящий отец богов и людей».