Файл: Литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематический центр произведения. В основных точках повествования расположены новеллы, в которых даются примеры образцовых героев (благородная мадонна Оретта заставляет замолчать рыцаря),религиозная тематика и изображение духовенства, любовная тематика, гимн молодости и ее чувственности, женская тематика, тема иронии.

20. Зрелое итальянское Возрождение и творчество Ариосто («Неистовый Роланд»).

Искусство зрелого итальянского Возрождения называют Высоким Ренессансом. Это был трудный период борьбы итальянских городов за независимость. Поэтому в искусстве на первый план вышли проблемы общественного долга, высоких моральных качеств, подвига, образ гармонично развитого, сильного духом и телом, активного и действующего человека-героя.

Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу и обобщению. Искусство Высокого Ренессанса отходит от частичных, незначительных деталей ради обобщенного образа и прославления гармоничной жизни.

Для литературы зрелого итальянского Возрождения поэзия Ариосто не менее характерна, нежели мысль Макиавелли. Она наиболее полное и совершенное выражение национальных художественных идеалов так называемого Высокого Ренессанса, его культа красоты, гармонии и свободы. 

Поэма «Неистовый Роланд» - вершина творчества Ариосто. Созданию этого произведения он посвятил значительную часть своей жизни. И по форме, и по содержанию это произведение является блестящим выражением аристократической культуры позднего Ренессанса. Здесь поэт рисует внешнюю красоту и блеск итальянской придворной жизни. Но он изображает ее с языческой полнокровностью, без какой-либо примеси упадочных настроений, появившихся в итальянской поэзии, в обстановке идейного кризиса гуманизма, который был вызван феодально-католической реакцией.

Работу над «Неистовым Роландом» Ариосто начал в 1506 году. В окончательном виде поэма была напечатана в 1532 году. «Неистовый Роланд» построен как продолжение «Влюбленного Роланда» Боярдо. Повествование у Ариосто начинается с того места, на которым оно оборвалось у Боярдо. Ариосто выводит тех же героев в тех же положениях.

Ариосто заимствует у Боярдо приемы сюжетного построения поэмы. Но в отличие от Боярдо, хаотичность поэмы Ариосто кажущаяся. На деле в ней царит точный расчет: каждая сцена, каждая часть, каждый эпизод занимает свое строго определенное место. Ни один фрагмент поэмы нельзя переставить на другое место, не нарушая художественной гармонии.


Сюжет «Неистового Роланда» сложен и многопланов. Но в нем можно выделить три главные темы:

  • Война императора Карла с сарацинами. Это традиционная тема, унаследованная от каролингского эпоса.

  • История любви Роланда к Анджелине. Именно эта любовь стала причиной безумия Роланда, которое и дало наименование поэме Ариосто. Эта тема разработана автором с подлинным драматизмом и психологической тонкостью.

  • История любви сарацина Руджеро к Брадаманте, сестре Ринальдо. Их союз должен положить начало княжескому дому Эсте. Именно поэтому Ариосто излагают эту историю особенно подробно.

Ариосто не осмеивает рыцарство. Наоборот, он стремится вскрыть положительные моменты в рыцарской этике, изобразить культ высоких человеческих качеств: великодушия, верности, благородство, храбрости. Рыцарство у Ариосто наделено положительным, гуманистическим содержанием.

«Неистовый Роланд» оказал значительное влияние на европейскую поэзии, в частности, на развитие жанра шутливой поэмы, с традицией которой были связаны Виланд («Оберон»), Вольтер («Орлеанская девственница»), А. С. Пушкин («Руслан и Людмила»), «Байрон («Дон-Жуан»).

21. Кризис итальянского Возрождения

В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности.

Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным.

Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто.



Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм.
Торквато Тассо (1544—1595) родился в Сорренто в семье секретаря принца Салернского Бернардо Тассо, довольно известного среди своих современников поэта. Первые годы своей жизни Торквато Тассо провел в Салерно. Но в 1547 г., спасаясь от преследований испанского вице-короля, учредившего в Неаполе инквизицию и изгнавшего принца Салернского, Бернардо Тассо вынужден был покинуть Салерно и в 1554 г. забрал к себе сына. С этого момента начинаются беспрерывные скитания юного Торквато.

Сын поэта Б. Тассо. Окончил Болонский университет (1565). С 1572 года Тассо - придворный поэт феррарского герцога Альфонса II д'Эсте.

Под влиянием контрреформации Тассо отказался от философского скептицизма. Впал в болезненную религиозность, страдал манией преследования.

В 1579-1586 годах по приказу герцога был заключён в госпиталь для сумасшедших. В последние годы жизни скитался по городам Италии.
Творчество

В творчестве Тассо сочетаются черты стиля Возрождения и сменяющих его стилей классицизма и барокко. Ренессансную лирику 60-х - начала 70-х годов, изображающую природу и любовное чувство, сменяют барочные стихи (1579-1586) с их натуралистичностью и гиперболизмом.

Творчество Тассо сыграло важную роль в развитии западноевропейской литературы 17-18 веков, а образ самого Торквато Тассо запечатлен в произведениях Гёте, Байрона, Батюшкова и др.

Пасторальная драма " Аминта" (1573, опубликованная в 1580 году), проникнутая пантеистическим восприятием мира и мыслью о могуществе любви, - произведение ренессансное с тенденцией к классицизму.

Трактат " Рассуждения о поэтическом искусстве" (1565-1566, издание 1587) и его 2-я редакция " Рассуждения о героической поэме" (1594) основаны на поэтике Аристотеля и являются теоретической базой нового смешанного жанра Тассо, сочетающего античную эпопею с рыцарской поэмой Л. Ариосто.

Главное произведение Тассо - историческая поэма " Гоффредо" (написана в 1574-1575 годах), полностью опубликована под названием " Освобожденный Иерусалим" (1580, рус. пер. Д. Мин, т. 1-3, 1900), имела актуальное значение в связи с военными столкновениями европейских народов с турками.


В памяти потомков поэт остался прежде всего так творец «Освобожденного Иерусалима», произведения трудной, трагической эпохи, отразившего ее нравственные и эстетические проблемы.
Сюжет.

Освобожденный Иерусалим» («Гоффредо») был задуман Тассо, в отличие от юношеской поэмы «Ринальдо», уже не как рыцарская, а как историческая, но созвучная своему времени поэма. Во второй половине XVI в. были предприняты попытки отбить наступление турок. Поэтому напоминание об успешном Крестовом походе конца XI в., закончившемся освобождением Иерусалима, было вполне актуальным. Следуя принципу, изложенному в «Рассуждениях...», Тассо обратился к такому историческому событию, которое разрешило ему смешивать историческую правду с вымыслом. Действие поэмы происходит в 1099 г. Войско Готфрида Бульонского осаждает Иерусалим, но христиане терпят неудачи. Им мешает добиться успеха мужественное сопротивление мусульман, силы зла и собственное нравственное несовершенство. Часть молодых рыцарей, в том числе наиболее храбрые, Танкредо и Ринальдо, влюбляются в прекрасных сарацинок и забывают о долге. Только после того, как Ринальдо отказывается от своей страсти к сарацинской волшебнице Армиде и возвращается в лагерь крестоносцев и преодолевает злые чары бесовских сил, христианам удается штурмом взять Иерусалим.

Существенную роль в поэме играет сочетание исторической реальности и фантастики. Реальные крестоносцы сражаются с не менее реальными сарацинами. Описание осажденного Иерусалима, военный совет сарацинских вождей, упоминание о том, что отдельные крестоносцы жаждут золота и добычи, — все это создает реальную историческую картину. Но тут же рядом действуют злые и добрые волшебники, которые могут перенести героев с одного места на другое или заставить их испытывать всевозможные превращения. Из деревьев, срубленных в заколдованном лесу, христианские рыцари строят стенобитную машину. Рыцари плывут на остров Армиды, следуя точному географическому маршруту. Фон действия тоже в известной мере подчинен принципу контрастности: за рассказом о великой засухе под Иерусалимом следует описание цветущего сада Армиды. Это подчеркивает контрастность аскетической борьбы крестоносцев и радостей чувственного наслаждения, которому отдался Ринальдо.

В поэме противоборствуют принципы гуманизма и индивидуализма, характерные для Возрождения, и мораль периода контрреформации. Поэтическим образцом для Тассо служила " Илиада", 2-я редакция поэмы " Завоёванный Иерусалим" (1593) выдержана в ортодоксально-католическом духе.


(Годфред (или Джеффри) Малатерра (XI в.) — средневековый бенедиктинский монах, хронист норманнов. Писал на латинском языке. Автор «Деяний Рожера, графа Калабрии и Сицилии, и герцога Роберта Гвискара, его брата» — одного из главных источников по истории завоевания норманнами Южной Италии.)
Дополнительная инфо

Торквато Тассо (1544 - 1595) выступает как поэт и как теоретик искусства («Рассуждение о героической поэме»). В центре его внимания теория эпопеи. Тассо опирается на Аристотеля, но в отличие от него отдает предпочтение не трагедии, а героической поэме и строит свои концепции на ее материале. Теория, по мнению Тассо, должна выработать образец героической поэмы. Однако этот образец не заключается в каком – либо одном, даже лучшем поэтическом произведении («Илиаде» или «Энеиде», например), он может быть создан на основе теоретического изучения всех существующих поэм.

В понимании сути поэзии Тассо идет от аристотелевского «мимезиса»: поэзия – подражание словом. О предмете подражания Тассо высказывает самостоятельное суждение: в отличие от стоиков, считавших предметом поэзиидействия богов и людей, Тассо говорит о том, что поэзия – это словесное подражание действиям человеческим (если поэзия и выводит богов и животных, то приписывает им человеческие действия). Природа и ее явления служат только побочными украшениями, главное же в поэзии – человек и все человеческое. Оно возбуждает в нас приветливое участие и может служить назиданием нашей собственной жизни.

Цель поэта, согласно Тассо, идея прекрасного. Тассо говорит и о взаимоотношении полезного (практического) и незаинтересованного в эстетическом отношении искусства к действительновти: «Сличая цель наслаждения с целью пользы, нельзя не признать, -пишет он, что первая благороднее второй, потому что мы желаем этой цели для нее самой и всего другого для нее же желаем. Вот почему эта цель имеет совершенное сходство с блаженством, в котором заключена цель гражданина; сверх того, она и дружна с добродетелью, ибо возвышает природу человека». Эти положения Тассо явились для эстетики переломным пунктом в решении проблемы о цели искусства. Тассо говорит о двух моментах в искусстве: о его пользе (низшее начало) и наслаждении (высшее начало).

«Если поэт, поскольку он поэт, будет иметь наслаждение предметом, он не устранится от этой цели, к которой должен устремлять все свои мысли, как стрельцы свои стрелы; но поскольку он есть гражданин и член города или, по крайней мере, поскольку искусство его подчинено искусству верхомному над всеми (Тассо имеет в виду искусство политики, управления государством, ведения гражданской жизни) – он избирает целью благородную пользу. Итак, из двух целей, предполагаемых поэтом, одна, собственно, принадлежит его искусству, другая – искусству высшему; но, взирая на собственную цель свою, да остережется он перейти в противное, ибо благородные наслаждения противны неблагородным».