Файл: Анализ чс, уроки и основные выводы. В соответствии с фз О защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера от 11 ноября 2004 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 направлений УР:
-предупреждение ЧС
-обеспечение защиты рабочих, служащих, население и их жизнедеятельности в ЧС
-рациональное размещение производственных сил
- подготовка АТЕ (административно-территориальные единицы), отрасли, объекта к работе в ЧС
-подготовка в выполнению работ по восстановлению в ЧС
-подготовка сис-мы управления для решения задач в ЧС.
Проблемы повышения устойчивости функционирования экономики страны в экстремальных условиях и, главным образом, в военное время, привлекают внимание исследователей уже не один десяток лет. И в предвоенные годы, и впоследствии, когда всесторонне обобщался полученный опыт работы промышленности и сельского хозяйства в Великую Отечественную войну (ВОВ), было приложено много усилий для определения наиболее рациональных направлений и методов подготовки различных звеньев народного хозяйства к работе в условиях военного времени.
Со временем, вследствие произошедших различных крупных ЧС необходимыми направлениями стало: -предупреждение возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий и снижение тяжести их последствий.
В современных условиях произошло слияние понятий «устойчивого функционирования экономики в военное время» и «устойчивость экономики и жизнеобеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций» как единой системы устойчивого развития экономики в экстремальных условиях мирного и военного времени, а с принятием федеральных законов о местном самоуправлении и внесении изменений в существующее законодательство о разделении полномочий в вопросах гражданской обороны и защиты от ЧС происходит формирование нового понятия «Гражданская защита» как единого комплекса мероприятий по защите населения и территорий в мирное и военное время.
45. Требования по повышению устойчивости функционирования отраслевых и территориальных звеньев экономики.
Устойчивость функционирования экономики в военное время – способность удовлетворять оборонные и важнейшие народнохозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и жизнедеятельности населения в военное время.
Устойчивость функционирования экономики в мирное время
- способность удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества на уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками природного и антропогенного характера.
Устойчивость функционирования территориального звена экономики (автономная республика в составе РФ, край, область, АТЕ, город, район) в военное время - способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре, объеме и сроках, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в военное время.
Устойчивость функционирования территориального звена экономики в мирное время – способность территории обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях при возникновении опасностей, вызванных источниками природного и антропогенного характера.
Устойчивость функционирования отрасли, объединения, объекта в военное время – способность в условиях военного времени производить продукцию в установленных номенклатуре, объеме и сроках, а также обеспечивать жизнедеятельность рабочих и служащих на соответствующих предприятиях.
Устойчивость функционирования отрасли, объединения, объекта в мирное время – способность в условиях возникновения опасностей, вызванных источниками природного и антропогенного характера, производить продукцию в установленных номенклатуре, объеме и сроках с целью обеспечения жизнедеятельности рабочих, служащих и населения на соответствующих предприятиях и населенных пунктах.
Подготовка экономики, территории, отрасли, объединения, объекта к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера – комплекс научных, финансово-экономических, организационных, инженерно-технических, специальных и технологических мероприятий, проводимых силами отрасли или ОЭ и привлекаемых организаций в интересах достижения бесперебойной работы производственно-хозяйственных связей ,соответствующего выпуска продукции и обеспечения в полной мере жизнедеятельности населения в ЧС.
Повышение устойчивости функционирования экономики, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
-
предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; -
снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов; -
создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:
-
предупреждение ЧС -
обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; -
рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на соответствующей территории; -
подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях; -
подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях; -
подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.
По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:
-
в территориальных звеньях (республика, край, область, город, район) с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев; -
в отрасли экономики - по отрасли в целом, по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.
Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики и её звеньев разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.
Предложения по повышению устойчивости функционирования экономики и её звеньев разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта мобилизационной подготовки и выполнения задач РСЧС.
Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики, требующие капиталовложений и материально-технических средств, предусматриваются в планирующих документах. Часть мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики предусматривается в планах гражданской обороны и в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Контроль за выполнением мероприятий и заданий по повышению устойчивости функционирования экономики, предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами,
осуществляется плановыми органами, вторыми управлениями и отделами, другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке.
46. Нормативно-правовая база устойчивого функционирования объектов экономики и территорий. Основные требования законодательных и нормативных актов.
Одной из основных задач, возложенных на МЧС России в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера», является разработка предложений по устойчивому функционированию ОЭ и территорий.
Нормативно-правовая база РСЧС - совокупность законодательных актов, директивных, исполнительно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность РСЧС, ее территориальных, функциональных и ведомственных подсистем и звеньев.
Нормативно-правовое обеспечение РСЧС – деятельность законодательных органов РФ и субъектов РФ по разработке и внедрению в практику законодательных актов и других правовых норм, относящихся к функционированию РСЧС, ее территориальных, функциональных и ведомственных подсистем и звеньев.
1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ
Ст. 4. Задача РСЧС - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
Ст. 11. п.1 з) Органы государственной власти субъектов РФ содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
Ст. 13. п.2 а) Федеральные органы исполнительной власти по отношению к подведомственным организациям разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
б) ФОИВ по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли, осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций.
Ст. 14 б) Организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Ст. 22 Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ
Ст. 2. Задача в области ГО – обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ст. 7. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Ст.8. п.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.
п.2 Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.
Ст.9. п.1 Организации в пределах своих полномочий проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 29.11.2018) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Ст. 28. б) Основным мероприятием, проводимым органами управления и силами единой системы в режиме повышенной готовности является принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
Ст.34. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
47. Основы государственной политики по обеспечению безопасности в техносфере.
Государственная политика в сфере обеспечения техногенной безопасности осуществляется в рамках общей системы обеспечения национальной безопасности РФ на основе Конституции РФ, ФЗ, иных НПА.