Файл: Анализ чс, уроки и основные выводы. В соответствии с фз О защите населения и территорий от чс природного и техногенного характера от 11 ноября 2004 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные направления государственной политики по обеспечению техногенной безопасности на мирное и военное время реализуются через федеральные и региональные целевые программы, ежегодное планирование мероприятий ГО, систему мобилизационного планирования и планы оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

Государство, как основной субъект техногенной безопасности организует и осуществляет выполнение комплекса мероприятий по ее обеспечению:

1. В области прогнозирования и предупреждения ЧС (разработка научных изучения техногенных опасностей, выявления причин, закономерностей их возникновения и характер проявления; реализация целевых и научно-технических федеральных программ по проблеме безопасности; формирование и широкое внедрение системы страхования промышленных рисков);

2. В области обеспечения защит населения и территорий от опасностей техногенного характера (научное обоснование соотношения индивидуальных и коллективных СЗ населения в потенциально опасных районах и на ОЭ; строительство ЗС на объектах повышенной опасности и приспособление имеющихся производственных и иных помещений, подземного пространства городов и объектов под ЗС; подготовку эвакомероприятий из зон ЧС и местности, находящихся вблизи объектов повышенной опасности);

3. В области ликвидации последствий техногенной аварии, катастроф (создание необходимой группировки сил РСЧС; развитие системы РСЧС, разработка НП базы; развитие системы управления силами ликвидации ЧС);

4. В области научно-технического обеспечения (разработка целевых и НТ федеральных программ по проблемам безопасности; подготовка комплекса научно-методических мероприятий, направленных на обеспечение УФ экономики в условиях опасностей мирного и военного времени);

5. В области международного сотрудничества (обеспечение условий для глубокой интеграции России в международные организации; развитие Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования; проведение активной политики по сотрудничеству с зарубежными государствами).

Приоритетными направлениями государственной политики в области обеспечения техногенной безопасности являются:

  • последовательное планомерное улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения страны;

  • создание высокоэффективной системы прогнозирования и предупреждения ЧС природного и техногенного характера;

  • забота о сохранении жизни и здоровья людей, подвергшихся воздействию опасных факторов.


48. Теоретические основы обеспечения безопасности в промышленности. Показатели безопасности и риска.

Организационными основами обеспечения промышленный безопасности являются:

  • лицензирование видов деятельности;

  • сертификация технических устройств на объектах промышленности;

  • жесткие требования ПБ к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и к эксплуатации производственных объектов;

  • подготовка к действиям в ЧС;

  • контроль за соблюдением требований ПБ, расследование причин аварий и катастроф;

  • экспертиза ПБ;

  • декларирование ПБ;

  • страхование промышленных рисков;

  • федеральный надзор в области ПБ;

  • персональная ответственность за обеспечение безопасности.

Уровень безопасности, удовлетворяющий общество, выбор стратегии ее обеспечения, с учетом путей развития экономики, инвестиционных намерений на тех или иных территориях и в регионах, осуществляется исходя из определенных принципов. На основе анализа международной и отечественной практики можно привести следующие принципы:

  • принцип безусловной безопасности и приоритета сохранения здоровья над любыми другими элементами качества жизни;

  • принцип приемлемой опасности и риска, в соответствии с которым устанавливаются нижний допустимый и верхний желаемый уровни безопасности, и в этом интервале, с учётом социально-экономических и других соображений, выбирается приемлемый уровень безопасности и риска;

  • принцип минимальной опасности, в соответствии с которым уровень риска устанавливается настолько низким, насколько это реально достижимо, исходя из допущений, что любые затраты на защиту человека и окружающей среды являются оправданными;

  • принцип последовательного приближения к абсолютной безопасности, т.е. к нулевому риску;

  • другие принципы, представляющие собой сочетание или развитие вышеперечисленных.

49. Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по предупреждению ЧС в техносфере.

Одной из основных задач, возложенных на МЧС России, является разработка предложений по государственной политике в области предупреждения и ликвидации ЧС. В соответствии с этим МЧС России организует разработку и вносит на рассмотрение Правительства РФ проекты законодательных актов и других документов по рассматриваемым вопросам, утверждает инструкции, нормы, правила и другие нормативно-методические документы по вопросам, входящим в его компетенцию.



Без создания единой НП базы в области предупреждения ЧС в техносфере невозможно осуществление эффективной работы системы РСЧС и её подсистем. Создание единой ПН базы подразумевает разработку, внедрение в действие и освоение обширного комплекса законодательных актов и нормативных документов, на системной основе, регламентирующих деятельность РСЧС.

Нормативно-правовая база РСЧС - совокупность законодательных актов, директивных, исполнительно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность РСЧС, ее территориальных, функциональных и ведомственных подсистем и звеньев.

Нормативно-правовое обеспечение РСЧС – деятельность законодательных органов РФ и субъектов РФ по разработке и внедрению в практику законодательных актов и других правовых норм, относящихся к функционированию РСЧС, ее территориальных, функциональных и ведомственных подсистем и звеньев.

Нормативно-техническое обеспечение – деятельность центральных органов государственного управления, исполнительных органов территориальных образований и функциональных управленческих структур по разработке, утверждению и введению в действие нормативно-технических и методических документов в области предупреждения и ликвидации ЧС.
50. Основные проблемы нормативно-правового регулирования в вопросах предупреждения аварий и катастроф.

1. Не установлены и никаким документов на федеральном уровне не узаконены сроки ликвидации ЧС.

2. Необходима разработка и утверждение конкретных рекомендаций по созданию КЧС и ПБ для ФОИВ РФ, в т.ч. для министерств и ведомств не входящих в функциональные подсистемы РСЧС, а также ОЭ различных типов.

В них должны быть отражены:

  • режим функционирования КЧС и ПБ;

  • состав комиссии;

  • функциональные обязанности членов комиссии;

  • ответственность членов комиссии;

  • порядок передачи полномочий при изменении уровня ЧС.

Также, необходимо определить порядок создания КЧС и ПБ для организаций, имеющих филиалы в разных субъектах РФ.

3. Должны быть откорректированы рекомендации по разработке Планов действий ФОИВ РФ, органов МСУ, организаций по предупреждению и ликвидации ЧС с учетом последних изменений в законодательстве РФ для более качественного планирования и принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС.

4. В НПА в области предупреждения и ликвидации ЧС отмечается нечеткость юридических толкований, используемых в этой области понятий и определений «контроль», «надзор», «государственный контроль и надзор».


Таким образом, основной проблемой применения НПА в области предупреждения и ликвидации ЧС в техносфере является постоянно изменяющееся правовое поле российского законодательства, а также нечеткостью общих методических подходов к отработке организационно-планирующей документации по данным вопросам.
51. Основополагающие нормативно-правовые документы по предупреждению ЧС в техносфере.

1. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 12.12.1994 г. №68-ФЗ.

2. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

3. Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 12.2003 г. №794.

5. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

7. Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".

8. Приказ МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта".
52. Основные требования по обеспечению безопасности в промышленности

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.


В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности вправе утверждать содержащие разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению руководства по безопасности.
53. Лицензирование потенциально опасных видов деятельности.

Лицензия