Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Умение выразить свое мнение очень важно, даже если вам кажется, что у вас его нет. Оно есть всегда, просто надо понять, какая позиция вам ближе, нужно быть внимательнее к себе и своим ощущениям.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Пояснение:
Разбейте группу на пары. Если в группе нечетное количество участников, ведущий должен принять участие в упраж- нении. Для каждой пары приготовьте один лист из Приложения и один набор цветных карандашей или фломастеров. Важно, чтобы в наборе не было двух карандашей или фло- мастеров одного цвета. Каждая пара должна сесть за парту (или стол). Необходимый рек- визит должен лежать перед ними.
Инструкция:
Сейчас вам предстоит рас-
красить варежки, причем с одним услови-
ем: вы можете раскрашивать только свою,
ближнюю к вам варежку. Варежку вашего
партнера вы раскрашивать не можете.
Ваша задача – сделать так, чтобы варежки
получились ОДИНАКОВЫЕ и КРАСИВЫЕ.
Например, представьте, что ваш партнер взял красный карандаш и нарисовал посе-
редине варежки цветок. Это значит, что на этом же месте и таким же цветом и вы
тоже должны нарисовать цветок, но уже на своей варежке. Вы, в свою очередь, имеете
право рисовать на свободном месте свой элемент, а ваш партнер обязан его повто-
рить на своей варежке. Все понятно? Давайте начнем. Включите фоновую музыку на время раскрашивания.
Комментарий:
Ведущему не надо специально говорить участникам, могут ли они разго- варивать в процессе рисования. Но если такой вопрос будет задан, вы можете сказать, что главное - не мешать остальным.
Анализ упражнения:
После работы все рассаживаются по парам в круг со своими «ва- режками», и каждая пара должна представить свои «варежки» группе.
Ведущий каждой паре задает вопросы:
Вы сначала договорились, что будете рисовать, или спонтанно рисовали то, что

получалось?
Вы общались в процессе рисования?

Чья была задумка?

Где чей элемент на варежках?

Блок «Вспомним все»
Упражнение
«Варежки»
232

Чьих элементов больше?

Когда все пары представят свои работы, попросите каждого участника выбрать, чьи варежки оказались самыми красивыми. А далее пусть каждый назовет лучший рисунок. Для фик- сации и подсчета результатов вы можете использовать доску и таким образом определите победителей, поаплодируйте им.
После этого упражнения самое важное – это подвести итог.
Это упражнение определяло вашу активность-пассивность, вашу инициативу или ее
отсутствие. Сейчас каждый для себя может ответить на вопрос: «Насколько актив-
ную позицию я занимаю в жизни?». Кто начинал рисование элементов в варежке, чьих
элементов больше – те более активны и инициативны. Остальные предпочитают
более пассивную позицию, им легче быть зависимым от кого-то.
Спросите: Кем легче быть – свободным или зависимым?
Вы услышите разные мнения, поблагодарите каждого за ответ, но правильным ответом будет то, что свободным, активным человеком быть труднее, т.к. такой человек должен нести от- ветственность и отвечать за свои поступки и слова. Зависимые плывут по течению, что им сказали, то они и делают. Это очень опасная позиция человека-жертвы. Таких людей легче под себя подмять и манипулировать ими.
Комментарий:
Постарайтесь вдохновить и замотивировать участников на активную по- зицию по отношению к своей жизни, Им не должно быть все равно, что происходит и может произойти с их жизнью дальше.
Если вы чувствуете, что у участников есть настрой на серьезный разговор, то поговорите с ними, задав следующие вопросы: где их может застать беда, где нужно проявить свой харак- тер и активность, чтобы не попасть в беду. Можно вспомнить 2 старых анекдота.
Первый.
Звучит объявление на многолюдной площади: «Завтра в это же время всем приказано явиться сюда же. Вас всех будут вешать». Голос из толпы: «Скажите, пожалуйста, а веревку с собой приносить?».
И второй анекдот со сходным сюжетом.
Объявление группе людей: «Сейчас мы вас будем расстреливать». Голос из толпы: «А я не хочу!». – «Не хочешь – не будем. Отойди и не мешай работать».
Вот вам иллюстрация двух жизненных позиций в критической ситуации.
На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться высказывать свое мнение и доказы-
вать свою точку зрения, отстаивать свои интересы и не попадать под чужое влияние.
Давайте начнем с небольшого упражнения-демонстрации.
Пояснение:
Необходимый реквизит к этому упражнению - две непрозрачные колбочки из-под фотопленки, в одной из которых лежит бумажка. Колбочки закрыты, и никто не зна- ет, в какой из них находится бумажка. Бумажка кладется в колбочку таким образом, чтобы она не двигалась в ней, и при тряске колбы не издавала никаких звуков. На бумажку можно поставить какой-либо знак (например, крестик), только важно, чтобы его можно было ви- деть, не вынимая эту бумажку. Перед началом упражнения выбираются 2 добровольца, каж-
Упражнение-демонстрация
«Колбочки»
233
Моё мнение

дому из которых дается по одной колбочке (ведущий может раздать колбочки в случайном порядке или знать, у кого какая).
Инструкция:
Сейчас наши добровольцы по моему сигналу заглянут в свою колбочку и
поймут, есть ли у них бумажка или нет. Но они будут молчать об этом, так как зада-
ча каждого из них – доказать, что именно у него находится бумажка. Мы же с вами бу-
дем слушать их, задавать наводящие вопросы, и, в конце концов, должны определить,
в чьей же все-таки колбочке находится бумажка. Наша задача – не ошибиться. Задача
добровольцев – убедить как можно большее количество участников.
1. Как только добровольцы заглянули в свои колбочки и не успели еще сказать ни слова, ведущий может задать вопрос оставшейся группе: Как вам кажется, у кого бумажка?
Попросите каждого из группы выразить свое мнение, тем самым вы обращаете внимание группы на то, что по мимике и жестам, по эмоциональной реакции уже можно что-то по- нять о человеке. Вы учите ребят быть наблюдательными.
2. Далее попросите добровольцев произнести монологи (пусть они вспомнят предвыбор- ную речь депутатов), в которых они должны убедить всех, что именно у него бумажка.
Спросите, кто из них хотел бы быть первым. Скорее всего, их речь будет скупа, и они ограничатся только тем, что скажут: «Ну что сказать? Бумажка у меня!» (конечно же, особо активные участники могут произнести красивые монологи).
3. После какой бы то ни было речи попросите оставшуюся группу начать задавать вопросы, замотивируйте их тем, что им важно понять, у кого же все-таки бумажка и уличить кого- то в нечестности. Вы можете столкнуться с такой ситуацией, что ребята не будут знать, какие вопросы задавать, тогда вы можете им помочь и начать спрашивать (только не за- давайте сразу всех вопросов, спросите сначала что-то одно, а потом опять обратитесь к группе, пусть они тоже что-то спросят). Вопросы могут быть, например, такими (пусть на ваши вопросы отвечают оба добровольца):
Какого цвета твоя бумажка?
z
(ведущий «для красоты» упражнения может положить за- ранее в колбочку бумажку какого-нибудь нестандартного цвета: розовую или зеленую)
Василий
z
(имя добровольца), скажи, ты врешь? или Вася, вот мне кажется, что ты
врешь, это так?
Почему бумажка не шуршит, когда ты трясешь колбочку?
z
Как она там лежит?
z
На бумажке что-нибудь нарисовано?
z
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   33

Важно! Надо контролировать, чтобы группа не просила добровольцев поклясться или дать честное слово (т.к., скорее всего, после этого сразу станет ясно, у кого бумажка, особенно если колбочка без бумажки досталась очень честному и справедливому человеку).
4. Когда вопросы иссякнут, попросите группу проголосовать: «У кого бумажка?» (проще всего это сделать поднятием руки). Обратите внимание на то, чтобы
каждый сделал свой выбор! Только после этого добровольцы могут открыть свои колбочки и показать, у кого была бумажка. После этого приступайте к обсуждению (см. Анализ упражнения).
После обсуждения можно и даже хорошо бы повторить попытку и выбрать новых добро- вольцев (но не делайте этого больше 3-х раз).
Варианты проведения:
Для вторых добровольцев сформулируйте новое задание: пусть у каждого в колбочке z
будет бумажка, только у одного на ней будет что-то нарисовано (написано), а у другого –
234
нет (соответственно, это они и должны доказывать). При открытии колбочки это должно быть понятно сразу, чтобы добровольцы не доставали бумажку, скажите им об этом. Эти бумажки ведущему тоже следует заготовить заранее и никому не показывать.
Можно выбрать трех добровольцев и поманипулировать с колбочками, как вам захочет- z
ся. Главное – чтобы была интрига и было интересно.
Можно менять только одного добровольца, который проиграл, оставив победителя и вы- z
брав нового.
Анализ каждого раунда:
Подведите итог, назовите имя победителя.

Кто им оказался: честный или нет?

Сравните результаты первого голосования (когда добровольцы только открыли колбоч-

ки и не успели ничего сказать) и второго – итогового.
Потом задайте вопрос группе, которая угадала:

Как вы это поняли? По каким призна-
кам вы определили, что бумажка у него?
Лучше записать на доске те признаки, которые склонили людей к выбору того или иного

человека.
Потом следует вопрос группе, которая не угадала:

Почему вы поверили этому челове-
ку? Что он сделал, сказал такого, что вы ему поверили?
После всего упражнения, когда уже добровольцами побыла не одна пара, подведите итог:
У этого упражнения, помимо основной цели – научиться доказывать свою точку зре-
ния, отстаивать свое мнение, есть еще и скрытая цель – посмотреть, легко ли нас
обмануть, поддаемся ли мы на провокацию, умеем ли мы отличить честного человека
от нечестного. А это очень важное умение. Когда сейчас вы будете себя оценивать, об-
ратите внимание, прежде всего, не на то, угадали вы или нет, а на то, сколько вопро-
сов вы задали человеку, чтобы определить это, насколько вы действительно хотели
прояснить истину для себя, насколько вы были заинтересованы и активны. Ведь очень
много бед случается как раз из-за нашей пассивной позиции, из-за этого нас бывает
легко обмануть. Часто мы боимся или попросту не хотим задавать вопросов, чтобы
не показаться «чайниками».
Обсудите:
Были ли у вас случаи, когда вы побоялись задать вопрос, а теперь жалеете?

Поощрите и подбодрите тех, кто поделился своими ситуациями.
Обратитесь к доске, где написаны признаки, которые склонили людей к выбору того или иного человека. Прочитайте их еще раз и перейдите к следующему упражнению.
Пояснение:
Это упражнение оживляет группу. Разделите группу на 2 команды, ничего страшного, если в одной команде будет на одного человека больше. Каждой из команд раз- дайте по листу А4 и ручке.
Инструкция:
Как известно, во время спора обычно существуют две точки зрения,
часто противоположные друг другу. Сейчас вы (обращаемся к командам) будете от-
стаивать противоположные точки зрения, но будете вы это делать на очень смеш-
Упражнение
«Две позиции»
235
Моё мнение


ном примере, т.к. обычно по этому поводу никто не спорит. Так вот, первая команда
будет доказывать, что красный цвет лучше зеленого, а вторая – что зеленый цвет
лучше красного. Понятно?
Далее методом жребия команды выбирают себе цвет.
Комментарий:
Такая «странная» тема спора выбирается специально, чтобы, не затраги- вая принципиальных позиций друг друга, участники потренировались в навыках аргумен- тации.
I. Сначала, я попрошу вас в своей группе написать на листе 10 аргументов в пользу
своей позиции. Напоминаю, что вы должны писать только ЗА свой цвет, а не гово-
рить, чем плох другой. И только после этого мы начнем вторую часть упражнения,
в которой будем спорить и высказывать наши аргументы. Можете вспомнить
предыдущее упражнение и то, что записано на доске. Возможно, это вам поможет.
Пока ребята пишут, включите музыку, чтобы команды не слышали друг друга. Когда по- следняя команда написала 10 аргументов, можно начинать вторую часть упражнения.
II. Посадите команды друг напротив друга, например, в полукруг. Сами сядьте между ними и скажите, что вы судья и будете принимать или отвергать аргументы (см. ниже подсказки для судьи).
Сейчас вы будете по очереди называть по одному аргументу из своего списка: сна-
чала один аргумент от команды «красных», потом один аргумент от команды
«зеленых», потом опять «красные», потом «зеленые» и т.д. Как только аргумен-
ты на вашем листе закончатся, нужно будет быстро придумать еще аргументы.
Которая из команд не сможет назвать свой аргумент, та и проиграла.
Комментарий:
Здесь процедура напоминает шахматную партию. Кстати, при желании можно реализовать и этот сценарий, даже с шахматными часами.
Обычно ребята не сдаются. Если они не могут быстро придумать аргумент, дайте им время подумать, считайте вслух до 10, но медленно-медленно. Если никто не сдается, упражнение лучше закончить минут через 10, на том этапе, когда «зеленые» приведут какой-то свой аргумент. Объявите: Вы все молодцы, и я вижу, что вы можете очень
долго придумывать аргументы, так что силой своей власти я объявляю, что по-
бедила дружба! Это всех устраивает.
На самом деле, важной целью этого упражнения является то, чтобы участники в условиях ограниченного времени
научились формулировать аргументы в пользу своей позиции.
Материалы для Судьи (знать наизусть): вы, как судья, НЕ ДОЛЖНЫ принимать аргументы:
1. Против чужой точки зрения:
Например, «зеленые» в пользу своего цвета говорят: «Красный цвет – это кровь. Ког- да проливается кровь – это плохо! Поэтому зеленый цвет лучше!»
Или «красные» говорят: «Тоска – зеленая! Зеленый – это такой мерзкий цвет. Крас- ный цвет лучше!».
Принимайте аргументы только ЗА свою точку зрения!
2. Субъективные, которые легко можно изменить.
Например, «Посмотрите на нашего ведущего, он в красной кофте, значит красный цвет – лучше!», или «Я люблю зеленый цвет, потому что он мне идет», или «Шторы в этом кабинете зеленые, значит, этот цвет лучше».
236


3. Связанные с цветовыми символами других стран.
Например, «Во флаге Бразилии есть зеленый цвет», Или «Болиды Феррари в Фор- муле 1 – красные». Скажите: «Нам бы со своей страной разобраться, а вы за рубеж лезете». Если вы допустите подобные аргументы, вам придется много выслушать про флаги разных стран, костюмы, машины, традиции (к тому же, может так получиться, что вы многое из сказанного не будете знать достоверно, и вам придется принимать аргументы как бы вслепую).
А вот эти аргументы вы принять можете:
Красный
Зеленый
Красная книга
Партия «зеленых»
Красная площадь
Зеленый свет светофора – «путь открыт»
Красна девица
Цвет надежды
Красный крест
Цвет природы
Красный уголок
Трава и листья зеленые
Цвет любви
«Зеленка» – лекарство, которое убивает вредных бактерий
Невозможно привести здесь все аргументы, поэтому вы, как судья, вправе решить, какой аргумент вы принимаете, а какой - нет, но будьте в своих требованиях последовательны и справедливы к обеим командам.
Анализ упражнения:
Сложно ли было придумывать аргументы, когда время ограничено?

Кто вам показался асом аргументации?

Это упражнение учит нас также не создавать конфликтные ситуации. Ведь любой че-
ловек, который имеет свою точку зрения, будет ее защищать и не согласится с вами,
если вы против него и рушите его убеждения. Но если вы не трогаете убеждения дру-
гого, то у вас появляется шанс, что вас выслушают до конца и могут воспринять ваши
убеждения как альтернативные, которые тоже имеют право на существование.
В конце обсуждения подведите итог: еще раз напомните про то, что аргументы должны быть
ЗА свою точку зрения, а не ПРОТИВ чужой.
А теперь давайте познакомимся с правилами аргументации
Главное правило вы уже знаете: аргументы необходимо приводить ЗА свою точку зре-
ния, а не ПРОТИВ чужой. Иначе это настраивает собеседника против вас, и он начина-
ет доказывать, что он прав, не замечая вообще ваших, возможно, разумных доводов. Он
перестает вас слышать. Агрессия порождает ответную агрессию. Высший пилотаж
– это когда вы и ваш собеседник начинаете видеть плюсы и минусы его и своей точек
зрения.
Чтобы вы были более убедительными, пользуйтесь следующими правилами:
Далее текст необходимо (кратко) написать на доске и озвучить:
Теория:
Правила аргументации
237
Моё мнение