Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Давайте сейчас потренируемся «производить приятное впечатление на собеседника».
Пояснение:
Участники делятся на две рав- ные группы, одна образует внутренний круг, другая – внешний, лицом друг к другу.
Инструкция:
Сейчас каждый из вас будет
производить приятное впечатление на
партнера. Начинают разговор участники
внешнего круга, потом то же самое дела-
ют участники внутреннего круга. В ходе
разговора следует улыбаться, называть
друг друга по имени и говорить компли-
менты. По моему сигналу участники внешнего круга сдвигаются на одного человека,
и упражнение продолжается с новым партнером.
Анализ упражнения:
Сложно ли было говорить комплименты? Что мешало?

Кто из вас какие виды комплиментов использовал?

Какой из видов комплиментов было придумать сложнее всего?

Чей комплимент вам запомнился больше всего? Почему?

Подведите итог упражнению: Для того чтобы произвести впечатление на человек, иногда
достаточно грамотно начать разговор, и это заменит десяток внешних атрибутов.
Мы рассмотрели, как лучше начинать общение. А теперь давайте поговорим о том,
что такое общение вообще, из чего оно состоит и каким бывает?
Общение имеет две составляющих – вербальную и невербальную.
Нарисуйте следующую схему на доске:
Это общение при помощи слов
(это то, что мы привыкли понимать под общением).
Это вид общения без использования слов.
Его составляют:
выражения лица, улыбка, взгляд собеседника

поза, одежда, внешний вид, жесты

тон голоса, тембр, громкость, интонации и т.д.

Затем задайте вопрос:
Как вам кажется, какой вид общения труднее всего контролировать? Почему?

Упражнение
«3 плюса»
Теория: вербальное и невербальное общение
X[gWVbsde[
d[X[gWVbsde[
eWp[d_[
37
Искусство общения

Пусть участники выскажутся, а потом поделитесь своим мнением:
Конечно же, невербальное общение контролировать труднее: слова мы можем обду-
мать; можем сказать свою мысль, а можем не сказать. Что же касается невербального
общения, то мы не в состоянии постоянно контролировать каждое свое движение и
реакцию, а также то впечатление, которое мы производим на окружающих. Иногда мы
не можем подавить зевоту; замерзая, непроизвольно дрожим или покрываемся гусиной
кожей, а, смущаясь, краснеем... Да даже сейчас, если вы понаблюдаете за мной, то уви-
дите, как я жестикулирую, хотя сам(а) этого не замечаю. Некоторые свои движения,
правда, мы вполне в состоянии контролировать. Мы делаем это сознательно, а иногда
и пользуемся ими. Протягиваем другу руку для рукопожатия, хлопаем в ладоши, пока-
зывая свое одобрение, или улыбаемся, и т.д.
Было выявлено, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника
сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей:
«У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. И таких примеров
можно привести огромное множество.
Поза, мимика, жесты несут нашему собеседнику около 80% всей информации, а слова –
всего лишь 20%
Таким образом, в психологии многие техники построены на умении управлять своей
невербальной составляющей общения и понимать, «считывать» жесты и позы других
людей. Так как психологи обращают большее внимание на невербальную составляю-
щую общения, они лучше понимают людей, и поэтому про них говорят, что они «ви-
дят людей насквозь».
А насколько важную роль играет в нашей жизни невербальное общение, пусть каждый
сейчас ощутит на себе.
Пояснение:
выбираются трое добровольцев. Остальные участники садятся полукругом так, чтобы трое оказались на импровизированной сцене.
Инструкция:
У нас есть трое добровольцев. Один из участников будет играть роль
«глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении
зрение, жесты, мимика; второй участник играет роль «глухого-и-паралитика»: он
может говорить и видеть; третий «слепой-и-немой»: он способен только слышать
и показывать. Вы все вместе между собой должны договориться
о месте, времени и
цели встречи. Для того чтобы каждый из добровольцев легче вошел в образ, можно ис-
пользовать вспомогательные средства:
Глухому-и-немому – завязать уши и рот;
Глухому-и-паралитику – завязать уши и спрятать руки за спиной;
Слепому-и-немому – завязать глаза и рот.
Анализ упражнения:
Что было труднее всего, когда вы договаривались?
z
Тяжело ли было быть в роли «инвалидов»?
z
Спросите у участников:
Как можно было бы договориться быстрее, что для этого нужно было сделать?
z
Да, донести информацию до собеседника непросто. Нужно уметь формулировать свои
мысли, просто и понятно высказываться. Но, кроме того, общение – это двусторон-
Упражнение
«3 Обезьянки»
38


ний процесс, важно не только то, как мы говорим, но и то, как мы с нашим собеседни-
ком слушаем друг друга.
Давайте вспомним упражнение «Слухи». Вспомнили? Часть информации во время рас-
сказа теряется. Часть передается неточно. Как слушать собеседника так, чтобы
искажения и потери свелись к минимуму?
Часто мы считаем, что внимательно слушать значит просто молчать, но это не
совсем так. Очень важно давать собеседнику понять, что мы его слушаем. Это делает
разговор живым и более искренним. Существует несколько техник слушания.
Слушание бывает 2 видов:
1. пассивное;
2. активное.
Пассивное слушание – это такое слушание, когда нет «обратной связи» с говорящим.
Мы ничем не даем понять собеседнику, что слышим его. Это слушание НЕактивное.
Активное слушание предполагает «обратную связь» в каком бы то ни было виде. Об-
ратная связь бывает следующих видов:
1. Поддержка – замечательный вид обратной связи! На сообщение собеседника мы не-
вербально (киванием), вербально (словами «Угу», «Да», «Понимаю») сообщаем ему,
что мы его слышим. Часто это применяется, когда наш собеседник очень эмоцио-
нален и не дает нам вставить ни слова.
2. Вопросы – самый простой вид обратной связи. Он показывает собеседнику, что вы
его не просто слушаете, а слушаете с интересом. Причем, чем точнее ваши вопро-
сы и чем больше они открывают новых тем, тем эффективнее ваше слушание!
3. Парафраз это повторение мысли собеседника своими словами. Нужно быть очень
внимательными при использовании этого приема. Перефразируйте собеседника
только тогда, когда уверены, что правильно его поняли. Начать парафраз помогут
фразы типа «Правильно ли я понимаю, что...», «Если я тебя верно понял,…», «То
есть ты хочешь сказать, что…», «То есть ты имеешь в виду, что…», «Насколько я
понял, …», «Ты, значит, считаешь, что..» и т.д. Если вы не уверены, что правильно
поняли собеседника, то лучше его фразу своими словами не пересказывать. В этом
случае необходимо задать уточняющие вопросы. Этот вид активного слушания
очень эффективен. С его помощью вы не только узнаете, правильно ли вы поняли
человека, но и уточняете, насколько верно вы поняли его чувства и эмоции.
Давайте потренируемся использовать активный вид слушания. Посмотрим и ощу-
тим на себе, как это происходит в жизни.
Пояснение:
Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две прибли- зительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд бу- дет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: «Курить можно, если занимаешься спортом» или «Занятия спортом не защитят от вреда курения»,
Теория: виды слушания
Упражнение «Дискуссия» или «Я тебя слушаю»
39
Искусство общения


«Пиво – это модно» или «Пиво – это вредно»,
«Чипсы и кола – хорошее решение для перекуса» или «Чипсы и кола не годятся для пере- куса» и т.д.
Инструкция:
Сейчас мы будем дискутировать на одну из тем, которую мы выбрали
(обозначается та тема, которую вы выбрали для обсуждения). Аргументы в пользу
той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Вы обязательно
должны поддерживать высказывания соперников и попытаться понять их аргумента-
цию. Поэтому перед тем, как произнести свой аргумент, вы должны перепроверить,
действительно ли вы правильно услышали аргумент противоположной команды. Пе-
репроверьте высказывание при помощи парафраза. Свои аргументы вы можете выска-
зывать только после того, как собеседник подтвердит, что вы поняли его правильно.
Между вашими командами должен сложиться, например, следующий диалог (тема «О
вреде и пользе компьютерных игр»):
Я считаю, что компьютерные игры очень вредят психике человека, потому что вы-
зывают зависимость.
Ты хочешь сказать, что они вызывают зависимость в любом случае, и не важно,
сколько лет этому человеку, какое количество времени он проводит за этими
играми и в какие игры играет?
Нет, я только против того, чтобы дети и подростки сидели несколько часов под-
ряд за компьютером и резались в « стрелялки».
Понятно. Я тоже так считаю и согласен с тобой. Но хочу сказать, что есть и раз-
вивающие компьютерные игры, например, стратегии. Они расширяют кругозор и
развивают логическое мышление.
Правильно ли я понимаю, что ты считаешь компьютерные игры полезными?
Да, правильно, хотя и не все.
Но ведь все без исключения компьютерные игры сужают круг общения, ограничива-
ют контакты с живыми людьми…
И т.д.
Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял под- держку высказывания, не забывая говорить парафраз. Необходимо предостеречь участни- ков от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.
Анализ упражнения
: Подведите итог дискуссии, к какому выводу пришли участники в ходе дискуссии.
В каких случаях с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиции участ-

ников «дискуссии»?
Легко ли участникам было понимать друг друга?

Давайте теперь попробуем не просто уточнить информацию, которую дает нам со-
беседник, но ещё и понять,
почему он сообщает нам именно эту информацию и что он
при этом чувствует.
Пояснение:
Цель упражнения: научиться понимать другого человека, чувствовать его.
Участники делятся на пары. Если в группе нечетное количество человек, ведущий также принимает участие в упражнении.
Упражнение
«Я люблю весну»
40


Инструкция:
Сейчас вам предстоит интересный разговор. Рассчитайтесь на первые
и вторые номера.
Пожалуйста, участники «Номер 1», сформулируйте высказывание, состоящее только
из одного предложения «Я люблю…(что-то)». Например, «Я люблю весну». Сформули-
ровали? Хорошо. Напишите его на листочке. А теперь на обратной стороне листочка
напишите, пожалуйста, что вы под этим подразумеваете, что вам конкретно в этом
нравится. То есть в моем примере я должен/должна на обратной стороне написать,
что именно мне нравится в весне, почему я ее так люблю.
Теперь игрок «Номер 2» должен будет в ответ на это высказывание сформулировать
три своих предположения, в которых он должен догадаться, за что или почему «Номер
1» это любит. За каждое из этих трех высказываний «Номер 1» должен поставить
«Номеру 2» оценку от 1 до 10, где 1 – будет означать, что «Номер 2» вообще не понял,
что имел в виду «Номер 1», а 10 – что он попал в самую точку.
Между вами должен состояться, например, следующий диалог:
1: Я люблю весну.
2: Наверное, у тебя весной день рождения.
1: Вообще-то у меня весной день рождения, но я не поэтому люблю весну. Ставлю тебе 5.
2: Возможно, тебе нравится ощущение новой жизни, которое возникает весной.
1: Да, ты очень близок. Ставлю 9.
2: Скорее всего, тебе нравится ощущение любви, которое охватывает тебя весной.
1: Да, это тоже про меня. Ставлю тебе опять 9.
Итого, «Номер 2» набрал 5 + 9 + 9 = 23 балла из 30 возможных. Т.е. он очень неплохо по-
чувствовал и понял «Номер 1». Запомните свой суммированный балл понимания.
Потом участники меняются ролями, и упражнение повторяется.
В процессе упражнения «Номер 1» не должен раскрывать, почему он любит то-то или
то-то до тех пор, пока «Номер 2» не совершит три свои попытки понять, почувство-
вать, догадаться. После трех попыток «Номер 2» может посмотреть листочек и по-
нять, почему «Номер 1» так это любит.
Анализ упражнения:
Пусть каждый выскажется по кругу:
Сколько баллов заработал?

Тяжело ли было понимать другого человека?

Тех, кто набрал максимальное количество баллов, спросите: за счет чего, почему

это удалось?
Тех, кто набрал меньше 15 баллов, спросите: почему так получилось? Что препят-

ствовало правильной догадке?
Мы понимаем легче тех, кто нам близок по духу, чьи интересы нам близки. Именно
поэтому чаще всего друзьями становятся из-за схожих интересов. Однако способность
понимать другого человека, по-настоящему слышать и чувствовать его можно раз-
вивать и даже следует тренировать в себе.
Завершите занятие традиционными блоками:
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
41
Искусство общения


В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Приложение к упражнению «Слухи»
Марфуша
Марфуша училась в 10 «б» классе специализированной школы с гуманитарным уклоном и была при- мерной девочкой: ходила в магазин за продуктами, посещала все школьные мероприятия, а глазки строила только на уроках физики и только одному мальчику, с которым они ходили в кино только по воскресеньям на 8-часовой сеанс. Однажды она пошла погулять в парк и встретила там НЛО. С ней произошел катарсис
1
. После этого ее жизнь изменилась коренным образом: за продуктами она стала ходить на рынок, стала посещать дискотеки, глазки начала строить на всех уроках, а в кино стала ходить в какой угодно день на 4-х, 6-ти и 8-часовые сеансы.
Итоговый вывод:
Ну что ж, я в завершение нашего занятия хочу сказать вам всем большое спаси-
бо. Мы с вами сегодня замечательно поработали.
Сегодня мы с вами рассмотрели только некоторые навыки общения, но вы уже
сейчас можете их использовать. С другими техниками мы будем знакомиться в
других темах.
А из этого занятия нам необходимо запомнить несколько вещей:
1. Наше общение – очень хрупкая и сложная вещь. Однако можно и нужно тре-
нироваться, чтобы наше общение стало более эффективным.
2. Общение – это двусторонний процесс, поэтому он зависит не только от
говорящего, но и от слушающего.
3. Те навыки, о которых вы узнали сегодня, нужно тренировать. О них мало
знать, их следует использовать и над ними надо работать.
Все остальные темы нашего курса, как и наша жизнь вообще, так или иначе
связаны с общением. Поэтому давайте пожелаем друг другу удачи в овладении
этим искусством – искусством общаться эффективно и конструктивно!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
1
Катарсис – эмоциональное потрясение. Внимание: это информация только для ведущего. Значение слова объясня-
ется участнику игры только в том случае, если он САМ об этом спросит.
42
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33