Файл: 1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии. Педиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 621

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
встречается преждевременное появление зубов или их наличие при рождении, что не является патологическим признаком; к одним из симптомов врожденного сифилиса относится бочкообразная форма верхних резцов с полулунным краем – гетчинсоновские резцы; нарушение цвета эмали – коричневая, желтая и др. – встречается при наследственных заболеваниях или как осложнения лекарственной терапии; кариес – повреждение эмали, чаще у детей школьного возраста, требующее лечения у стоматолога.


Сколиоз – это искривление позвоночника в сторону относительно нормальной оси. Сколиоз может быть право- и левосторонним, S-образным (рис. 6); возможен в верхней, средней и нижней трети позвоночника. При этом одновременно наблюдается асимметрия грудной клетки.
Сколиоз определяется пальпаторно посредством проведения пальцем по остистым отросткам от VII шейного позвонка до крестца. Исследуется также «треугольники талии», образующиеся в положении стоя между туловищем и опущенными вниз руками. Этот треугольник на вогнутой стороне увеличивается, а на выгнутой – уменьшается. При увеличении треугольника справа сколиоз называется левосторонним, и наоборот.

Врожденный вывих (дисплазия) тазобедренного сустава связан с недоразвитием вертлужной впадины, уменьшением её глубины, несоответствием её размерам головки бедренной кости.

16. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей. Семиотика поражений при различных заболеваниях.

Мышечная система у детей отличается следующими особенностями:

- соотношение массы
мышц относительно массы тела у детей значительно меньше, чем у взрослых: у новорожденного масса мышц составляет 23%, у взрослых - 44%; именно мышечная ткань имеет самый большой прирост после рождения;

- у новорожденного основная часть массы приходится на мышцы туловища, у взрослого – на мышцы конечностей;

- особенностью новорожденных является преобладание тонуса мышц-сгибателей над мышцами-разгибателями, чем обусловлена специфическая поза плода еще во внутриутробном периоде;

- развитие мышц разных частей туловища у детей неравномерное: в первую очередь развиваются крупные мышцы плеча и предплечья; затем происходит интенсивный рост мышц кистей рук (до школьного возраста дети не способны выполнять пальцами тонкую работу – писать, лепить и т.д.);

- в 8–10 лет отмечается укрепление связок, в несколько разной степени идет увеличение объема разных мышц;

- в период полового созревания происходит значительный прирост мышц рук, плечевого пояса, ног и спины; к концу школьного возраста интенсивно развиваются мелкие мышцы, которые способствуют точности и координации мелкой моторики.
Жалобы. При исследовании можно выявить следующие жалобы: боли в мышцах (миалгии); снижение мышечной силы (уточнить время появления, связь с другими патологическими симптомами).


Болезненность мышц (миалгии) обусловлены спазмом, сдавлением, воспалением или ишемией мышц. Выраженные боли в мышцах конечностей нередко возникают при инфекционных заболеваниях (грипп, лепроспироз, туляремия, бруцеллез, трихинеллез). Болезненность мышц в сочетании с их уплотнением свидетельствует об их воспалительном поражении (миозит, дерматомиозит, трихинеллез). Боли в покое и болезненность мышц свойственна заболеваниям протекающим с некрозом мышц (дерматомиозит).

Критерииоценкисостояния мышечной системы следующие:

  1. степень развития мышечной массы;

  2. сила мышц;

  3. тонус мышц;

  4. координация движений;

  5. двигательная активность;

  6. уплотнение и возможная болезненность мышц (признаки устанавливаются пальпаторно; при наличии боли обследуемый раннего возраста заплачет, старшего возраста – скажет словами).

Степень развития мышечной массы. Развитие мышечной массы в первую очередь определяется визуально. Результаты оценки состояния мышечной массы будут достоверными удетей старше 5–7 лет, так как у пухленьких малышей жировой слой значительно прикрывает мышцы. Кроме того, необходимо визуально определить симметричность мышечной массы конечностей, туловища и лица. Если на конечностях подозревается асимметрия одинаковых групп мышц, следует сантиметровой лентой определить окружность соответствующих частей. Допустимая разница – не более 1 см.

Сила мышц это степень усилия, которое необходимо приложить ребенку для противодействия какому-либо
движению.У обследуемого раннего возраста можно попытаться забрать какой-либо предмет, особенно если он ему очень нравится. Сопротивление, ощущаемое врачом при этом, является показателем состояния силы мышц ребёнка. У детей школьного возраста сила мышц определяется динамометром.

Измерения с небольшими паузами следует выполнить 3 раза и в качестве результата взять самый большой показатель.

Окончательно необходимо определить симметричность выраженности силы мышц. В норме сила мышц называется достаточной, при неудовлетворительной силе мышц сниженной.

Тонус мышц это проявление незначительного, однако постоянного напряжения скелетной мускулатуры. В конце обследования пальпаторно определяется консистенция мышц конечностей. В норме тонус мышц описывается как достаточный, нарушения тонуса мышц могут быть по гипотоническому, гипертоническому и дистоническому типу.

Координация движений. Состояние координации движений детей старше 5–7 лет) в первую очередь дает информацию о руководящей функции и состоянии нервной системы. Для исследования скоординированности моторики наиболее объективными являются следующие методы.

  1. Поза Ромберга. Обследуемый находится в вертикальном положении. Есть несколько вариантов определения устойчивости в этой позе:

    • руки опущены, пятки и носки обеих ног расположены вплотную друг другу. Исследуемого просят протянуть руки вперед, это даст более точную информацию;

    • руки вытянуты вперед, исследуемого просят закрыть глаза и приставить пятку одной ноги к носку другой, расположив ступни по одной линии;

    • начальная поза аналогична предыдущей, при этом ребёнок должен встать на одну ногу;

    • можно попросить встать на цыпочки.


В норме, обследуемый во всех этих позах стоит устойчиво. При нарушении координации движений заметны неустойчивость положения и покачивание туловища.

  1. Пальценосовая проба находящегося в вертикальном положении ребёнка нужно попросить развести руки в стороны, после чего указательным пальцем медленно коснуться кончика носа. Обследуемый должен сделать это по очереди правой и левой рукой, а также вначале с открытыми, затем с закрытыми глазами. При нарушении координации движений больной не попадает в кончик носа.

  2. Пяточно-коленная проба находящегося в горизонтальном положении ребёнка нужно попросить поднять одну ногу и её пяткой прикоснуться к колену другой ноги, после чего этой же пяткой провести по гребню большеберцовой кости от колена до голеностопного сустава. Обследуемый должен сделать это по очереди правой и левой ногой, а также вначале с открытыми, затем с закрытыми глазами. При нарушении координации движений ребёнок может не попасть пяткой в колено или отмечается соскальзывание пятки при движении по большеберцовой кости то в правую, то в левую сторону.

Еще перед выполнением описанных проб следует обратить внимание на походку ребёнка и другие его движения, особенно у детей раннего возраста.

Двигательная активность. При удовлетворительной двигательной активности объем движений ребёнка должен соответствовать его возрасту, полу и характеру. При этом необходимо учитывать условия жизни