Файл: 1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии. Педиатрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 620
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Средние отделы дыхательных путей
Спазмофилия бывает двух форм: скрытая (латентная) и явная (манифестная).
Нарушение мышечного тонуса. Имеется 3 варианта нарушения тонуса мышц:
Параличи и парезы – это состояния, при которых движение мышц
Возрастные границы относительной сердечной тупости
Семиотика поражения лимфатических узлов
Лабораторныедиагностическиеисследования
ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ:
Лабораторные исследования: ОАК:
-
преддошкольный период (старший ясельный) - с 1 года до 3 лет - отличается от грудного тем, что энергия роста заметно замедляется. Быстро созревает центральная нервная система и периферическая нервная система, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети преддошкольного периода отличаются быстрым развитием двигательной активности. -
дошкольный период
-
замедляется нарастание общей массы тела, но происходит первое физиологическое, заметно увеличивается длина конечностей. Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Увеличивающиеся физические нагрузки при относительно слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. К концу дошкольного возраста начинается смена молочных зубов.
-
младший школьный
-
дальнейшее увеличение массы органов и всего тела. -
начинается четкий половой диморфизм физического развития. Мальчики все больше отличаются от девочек по типу роста, созревания и формированию характерного для их пола телосложения. К 12 годам в основном заканчивается формирование периферического иннервационного аппарата, а двигательная область коры головного мозга становится вполне сходной по строению с таковой у взрослых.
-
старший школьный период
-
с 10 до 18 лет. -
часто называют периодом полового созревания. На данном этапе заканчивается формирование всех морфологических и функциональных структур организма, под влиянием половых гормонов происходит нейроэндокринная перестройка, заметно меняется тонус вегетативной нервной системы, регулирующей темпы роста и характер функциональных внутренних органов интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.
Семиотика нарушения
Гипотрофия- нарушение ФР ребенка первых лет жизни, при котором имеется уменьшение ФМТ по сравнению с ДМТ.
- по генезу гипотрофия бывает: врожденной, приобретенной, смешанной.
- Врожденная (пренатальная) гипотрофия ставится после рождения ребенка. Рассчитывается массо-ростовой коэффициент: МРК=масса,г/длина, см. Норма: 60-80.
Степени врожденной гипотрофии: I степень - МРК=59-56; II степень -МРК=55-50; III степень - МРК=49 и меньше.
-
Если у ребенка с нормальной массой тела при рождении, после 1 мес жизни выявлен дефицит массы тела, говорим о постнатальной гипотрофии. Ее степени: I степень – дефицит массы 11-20%; II степень - 21-30%; III степень - более 31%. -
Если гипотрофия отмечалась у ребенка при рождении и масса тела не достигает долженствующих значений в последующие месяцы, то гипотрофия смешанной этиологии (пренатально-постнатальной).
Клинические признаки гипотрофии: уменьшение толщины ПЖК при I степени -
на туловище, при II степени – на конечностях, III степень – и на лице.
Уменьшение массы тела после 1 года - истощение.
Гипостатура - пропорциональное отставание длины и массы тела ребенка от
средних возрастных величин. В основе гипостатуры лежит глубокое
поражение нейроэндокринной системы. Клинические проявления аналогичны
таковым при гипотрофии. В некоторых случаях (при отсутствии иных
клинических признаков, свойственных гипотрофии) гипостатура является
вариантом нормы (грацильное телосложение). После 1 года такое состояние
называется алиментарный субнанизм.
Паратрофия - хроническое расстройство питания, при котором имеется
увеличение массы тела более, чем на 10% при нормальной длине. Степени
паратрофии: I степень – избыток массы тела 11-20%; II степень -21-30%; III
степень - 31% и более. Если длина и масса тела одинаково превышают средние
показатели, диагноз паратрофии не ставится.
Клинические особенности паратрофии – пастозность и повышенная
гидрофильность мягких тканей, мышечная гипотония, неустойчивость
эмоционального тонуса, задержка моторного развития ребенка.
Когда повышенное отложение жира в ПЖК приводит к избыточной массе
тела, превышающей нормальную более, чем на 10%, а клинические проявления
отсутствуют, говорят об ожирении.
Нанизм (карликовость) - нарушение ФР, при котором имеется отставание в
росте в сравнении со средними значениями в популяции. В основе –
генетические нарушения роста.
Белая раса: карлики - женщины - меньше 120 см, мужчины - меньше 130 см.
Карликовость 2-х типов: с пропорциональным и непропорциональным телосложением. Клиника: сухая морщинистая кожа с желтоватым оттенком;
детские черты лица; недостаточное развитие мышц, низкое артериальное
давление, бесплодие.
Гигантизм – чрезмерное увеличение роста, связанное с избыточной
продукцией СТГ в гипофизе.
9. Психомоторное развитие детей первого года жизни и дальнейшее совершенствование психических и статических функций.
Критерии психомоторного развития
-
моторика, -
статика, -
условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система), -
ВНД.
Моторика (движение) - целенаправленная, манипулятивная деятельность
ребенка.
Для здорового новорожденного ребенка характерны:
- физиологический мышечный гипертонус и на этом фоне сгибательная поза;
- движения хаотичные, атетозоподобные (дрожащие);
- тремор и гипертонус уходят после 1 мес жизни.
В дальнейшем развиваются:
1. координированные движения мышц глаз – на 2-3 нед – возможность фиксации взгляда на предмете;
2. поворот головы за игрушкой (т.к. происходит развитие шейных мышц);
3. мануальная деятельность рук развивается на 4 мес жизни (приближает к глазам и рассматривает руки и пр.);
4. на 4-5 мес - координация мышц спины (переворачивание со спины на живот, на 5-6 мес- с живота на спину);
5. к концу 1 года - координированное целенаправленное движение всех мышц.
Статика - фиксация и удержание определенных частей туловища в необходимом положении.
1. Первый признак статики - удерживание головы -2-3 мес, в 3 мес- хорошо держит голову;
2. сидит- к 6-7 мес; на 7 мес- ползание;
3. ребенок стоит - в 9-10 мес;
4. ходит - к концу 1- го года.
Условно-рефлекторная деятельность - адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности.
Главный рефлекс у новорожденного - пищевая доминанта; к концу 1 мес ребенок рассматривает лицо матери; на 2 мес- улыбается, на 3 мес - радостное движение руками при виде матери.
Признаки динамичны во времени.
- оральное внимание: если ребенку в 4-5 мес показать игрушку, он широко открывает рот; в 8 мес – ребенок должен потянуться за игрушкой; наличие орального внимания в 1 год свидетельствует о задержке ПМР;
- комплекс оживления: радость при виде родителей, незнакомых людей – в 4-5
мес; в 8-9 мес ребенок должен радоваться родителям + негативное отношение к
посторонним.
К признакам УРД относятся слуховое и зрительное сосредоточение.
1) для оценки слуха: ударить руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ребенка
→ должен моргнуть;
2) для оценки зрения: провести ярким предметом на высоте 30 см над глазами с
одной стороны на другую→ должен следить;
3) до конца 1-го года возникает сенсорная речь ( понимание отдельных слов);
- речь появляется на 4-6 нед – аукание; первые звуки – гуление (а,гу, э-э);
- в 6 мес – отдельные слоги (ба-ба, ма-ма), ребенок не понимает смысла (лепет);
- к 1-му году – в запасе 8-12 слов + понимание их смысла (дай, мама);
- в 3 года – 300 слов, краткие предложения.
ВНД - признак созревания умственной способности и интеллекта человека.
Окончательный вывод о состоянии ВНД возможно сделать в 5-6 лет.
Для оценки состояния НС у новорожденного и ребенка грудного возраста оценивается выраженность безусловных рефлексов ( стойкие, транзиторные,
установочные).
Стойкие рефлексы существуют на протяжении всей жизни:
-
глотательный; -
сухожильные рефлексы конечностей (удар по сухожилию 4-хглавой мыщцы бедра→ разгибание ноги в коленном суставе); -
роговичный (прикосновение ваткой к роговице→смыкание век); -
конъюнктивальный – аналогичен роговичному, только вызывается с конъюнктивы) и пр.
Транзиторные рефлексы – существуют после рождения, но постепенно исчезают.
1. рефлексы орального автоматизма = стволовые (дуга замыкается в
продолговатом мозге);
2. спинальные автоматзмы (дуга замыкается на уровне спинного
мозга);
3. миелоэнцефальные позотонические автоматизмы (регулируются центрами продолговатого и среднего мозга).
Рефлексы орального автоматизма:
- сосательный (до 10-12 мес) - ритмичные движения губ, языка при поглаживании губ и вокруг рта;
- ротовой Эшериха = хоботковый (0-2-3 мес) – хоботковое выпячивание губ при надавливании на верхнюю или нижнюю губу;
- ладонно-ротовой Бабкина (0-3 мес)- открывание рта (иногда + закатывание глаз, разгибание ног) при давлении пальцем на ладони;
- поисковый Куссмауля (2-4 мес) – поворот головы и вытягиваине губ пи поглаживании щеки около угла рта.
Спинальные автоматизмы:
- защитный рефлекс ( 0-2 мес) – поворот головы в сторону при укладывании на живот, после 2-3 мес → упор на руки;
- рефлекс опоры и шаговый (0-3 мес) – выпрямление ног и упор на них, шаговые движения при наклоне вперед, после 3 мес→ стояние;
- хватательный Робинсона и Веркома (0-3 мес): непроизвольное хватание предмета, вложенного в кисть; сгибание пальцев при давлении на подошвенную поверхность стопы;
- стартовый Моро (0- 4 мес) – разведение рук + разжимание кистей – 1 фаза,
затем сведение (объятия своего тела) – 2 фаза.
Вызывается несколькими способами:
1) ударить двумя руками по поверхности на которой лежит ребенок (на расстоянии 15-20 см от головы) – он широко разводит руки в стороны и разгибает пальцы – 1-я фаза; затем возвращает руки в исходное положение – 2- я фаза;
2) удерживая ребенка на руках резко на 15-20 см опустить вниз (возникает 1 фаза), поднять в прежнее положение (2 фаза);
3) быстро разогнуть ребенку нижние конечности;
4) похлопать по бедру;
5) похлопать по ягодице;
6) громкий звук.
- рефлекс Кернига (характеризует состояние мозговых оболочек) – если согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставе, то потом разогнуть ее в коленном суставе невозможно;
-рефлекс ползания Бауэра (0-4мес) – попытки ползти при давлении ладонями на стопы в положении лежа;
- рефлекс Бабинского - при штриховом раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам происходит тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание (или веерообразное расхождение) остальных пальцев. Рефлекс должен угасать к моменту самостоятельного стояния и ходьбы ребенка. В более старшем возрасте при штриховом раздражении подошвы отмечается сгибание всех пальцев (безусловный подошвенный рефлекс).
- рефлекс Галанта (0-4 мес) – в положении ребенка на боку двумя пальцами от шеи к ягодицам (сверху вниз) провести по паравертебральным линиям → позвоночник изгибается дугой (+ часто разгибание ноги);
- рефлекс Переса (0-4 мес)- в положении на животе, провести указательным
пальцем от копчика до шеи (снизу вверх) по остистым отросткам позвоночника,
это вызовет: апноэ, изгибание конечностей, гипертонус мышц, непроизвольные дефекацию и мочеиспускание.
Позотонические рефлексы:
- симметричный шейный тонический (0-1 мес) – сгибание рук при сгибании головы в положении на спине;
- асимметричный шейный тонический