Файл: 1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии. Педиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 620

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. преддошкольный период (старший ясельный) - с 1 года до 3 лет - отличается от грудного тем, что энергия роста заметно замедляется. Быстро созревает центральная нервная система и периферическая нервная система, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети преддошкольного периода отличаются быстрым развитием двигательной активности.

  2. дошкольный период

  • замедляется нарастание общей массы тела, но происходит первое физиологическое, заметно увеличивается длина конечностей. Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Увеличивающиеся физические нагрузки при относительно слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. К концу дошкольного возраста начинается смена молочных зубов.

  1. младший школьный

  • дальнейшее увеличение массы органов и всего тела.

  • начинается четкий половой диморфизм физического развития. Мальчики все больше отличаются от девочек по типу роста, созревания и формированию характерного для их пола телосложения. К 12 годам в основном заканчивается формирование периферического иннервационного аппарата, а двигательная область коры головного мозга становится вполне сходной по строению с таковой у взрослых.

  1. старший школьный период

  • с 10 до 18 лет.

  • часто называют периодом полового созревания. На данном этапе заканчивается формирование всех морфологических и функциональных структур организма, под влиянием половых гормонов происходит нейроэндокринная перестройка, заметно меняется тонус вегетативной нервной системы, регулирующей темпы роста и характер функциональных внутренних органов интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.


Семиотика нарушения

Гипотрофия- нарушение ФР ребенка первых лет жизни, при котором имеется уменьшение ФМТ по сравнению с ДМТ.

- по генезу гипотрофия бывает: врожденной, приобретенной, смешанной.

- Врожденная (пренатальная) гипотрофия ставится после рождения ребенка. Рассчитывается массо-ростовой коэффициент: МРК=масса,г/длина, см. Норма: 60-80.

Степени врожденной гипотрофии: I степень - МРК=59-56; II степень -МРК=55-50; III степень - МРК=49 и меньше.

  • Если у ребенка с нормальной массой тела при рождении, после 1 мес жизни выявлен дефицит массы тела, говорим о постнатальной гипотрофии. Ее степени: I степень – дефицит массы 11-20%; II степень - 21-30%; III степень - более 31%.

  • Если гипотрофия отмечалась у ребенка при рождении и масса тела не достигает долженствующих значений в последующие месяцы, то гипотрофия смешанной этиологии (пренатально-постнатальной).

Клинические признаки гипотрофии: уменьшение толщины ПЖК при I степени -

на туловище, при II степени – на конечностях, III степень – и на лице.

Уменьшение массы тела после 1 года - истощение.

Гипостатура - пропорциональное отставание длины и массы тела ребенка от

средних возрастных величин. В основе гипостатуры лежит глубокое

поражение нейроэндокринной системы. Клинические проявления аналогичны

таковым при гипотрофии. В некоторых случаях (при отсутствии иных

клинических признаков, свойственных гипотрофии) гипостатура является

вариантом нормы (грацильное телосложение). После 1 года такое состояние

называется алиментарный субнанизм.

Паратрофия - хроническое расстройство питания, при котором имеется

увеличение массы тела более, чем на 10% при нормальной длине. Степени

паратрофии: I степень – избыток массы тела 11-20%; II степень -21-30%; III

степень - 31% и более. Если длина и масса тела одинаково превышают средние

показатели, диагноз паратрофии не ставится.

Клинические особенности паратрофии – пастозность и повышенная

гидрофильность мягких тканей, мышечная гипотония, неустойчивость

эмоционального тонуса, задержка моторного развития ребенка.

Когда повышенное отложение жира в ПЖК приводит к избыточной массе

тела, превышающей нормальную более, чем на 10%, а клинические проявления

отсутствуют, говорят об ожирении.

Нанизм (карликовость) - нарушение ФР, при котором имеется отставание в



росте в сравнении со средними значениями в популяции. В основе –

генетические нарушения роста.

Белая раса: карлики - женщины - меньше 120 см, мужчины - меньше 130 см.

Карликовость 2-х типов: с пропорциональным и непропорциональным телосложением. Клиника: сухая морщинистая кожа с желтоватым оттенком;

детские черты лица; недостаточное развитие мышц, низкое артериальное

давление, бесплодие.

Гигантизм – чрезмерное увеличение роста, связанное с избыточной

продукцией СТГ в гипофизе.
9. Психомоторное развитие детей первого года жизни и дальнейшее совершенствование психических и статических функций.
Критерии психомоторного развития

  • моторика,

  • статика,

  • условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система),

  • ВНД.


Моторика (движение) - целенаправленная, манипулятивная деятельность

ребенка.

Для здорового новорожденного ребенка характерны:

- физиологический мышечный гипертонус и на этом фоне сгибательная поза;

- движения хаотичные, атетозоподобные (дрожащие);

- тремор и гипертонус уходят после 1 мес жизни.

В дальнейшем развиваются:

1. координированные движения мышц глаз – на 2-3 нед – возможность фиксации взгляда на предмете;

2. поворот головы за игрушкой (т.к. происходит развитие шейных мышц);

3. мануальная деятельность рук развивается на 4 мес жизни (приближает к глазам и рассматривает руки и пр.);

4. на 4-5 мес - координация мышц спины (переворачивание со спины на живот, на 5-6 мес- с живота на спину);

5. к концу 1 года - координированное целенаправленное движение всех мышц.
Статика - фиксация и удержание определенных частей туловища в необходимом положении.

1. Первый признак статики - удерживание головы -2-3 мес, в 3 мес- хорошо держит голову;

2. сидит- к 6-7 мес; на 7 мес- ползание;

3. ребенок стоит - в 9-10 мес;

4. ходит - к концу 1- го года.
Условно-рефлекторная деятельность - адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности.

Главный рефлекс у новорожденного - пищевая доминанта; к концу 1 мес ребенок рассматривает лицо матери; на 2 мес- улыбается, на 3 мес - радостное движение руками при виде матери.

Признаки динамичны во времени.

- оральное внимание: если ребенку в 4-5 мес показать игрушку, он широко открывает рот; в 8 мес – ребенок должен потянуться за игрушкой; наличие орального внимания в 1 год свидетельствует о задержке ПМР;


- комплекс оживления: радость при виде родителей, незнакомых людей – в 4-5

мес; в 8-9 мес ребенок должен радоваться родителям + негативное отношение к

посторонним.

К признакам УРД относятся слуховое и зрительное сосредоточение.

1) для оценки слуха: ударить руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ребенка

→ должен моргнуть;

2) для оценки зрения: провести ярким предметом на высоте 30 см над глазами с

одной стороны на другую→ должен следить;

3) до конца 1-го года возникает сенсорная речь ( понимание отдельных слов);

- речь появляется на 4-6 нед – аукание; первые звуки – гуление (а,гу, э-э);

- в 6 мес – отдельные слоги (ба-ба, ма-ма), ребенок не понимает смысла (лепет);

- к 1-му году – в запасе 8-12 слов + понимание их смысла (дай, мама);

- в 3 года – 300 слов, краткие предложения.
ВНД - признак созревания умственной способности и интеллекта человека.

Окончательный вывод о состоянии ВНД возможно сделать в 5-6 лет.

Для оценки состояния НС у новорожденного и ребенка грудного возраста оценивается выраженность безусловных рефлексов ( стойкие, транзиторные,

установочные).

Стойкие рефлексы существуют на протяжении всей жизни:

  • глотательный;

  • сухожильные рефлексы конечностей (удар по сухожилию 4-хглавой мыщцы бедра→ разгибание ноги в коленном суставе);

  • роговичный (прикосновение ваткой к роговице→смыкание век);

  • конъюнктивальный – аналогичен роговичному, только вызывается с конъюнктивы) и пр.

Транзиторные рефлексы – существуют после рождения, но постепенно исчезают.

1. рефлексы орального автоматизма = стволовые (дуга замыкается в

продолговатом мозге);

2. спинальные автоматзмы (дуга замыкается на уровне спинного

мозга);

3. миелоэнцефальные позотонические автоматизмы (регулируются центрами продолговатого и среднего мозга).
Рефлексы орального автоматизма:

- сосательный (до 10-12 мес) - ритмичные движения губ, языка при поглаживании губ и вокруг рта;

- ротовой Эшериха = хоботковый (0-2-3 мес) – хоботковое выпячивание губ при надавливании на верхнюю или нижнюю губу;

- ладонно-ротовой Бабкина (0-3 мес)- открывание рта (иногда + закатывание глаз, разгибание ног) при давлении пальцем на ладони;

- поисковый Куссмауля (2-4 мес) – поворот головы и вытягиваине губ пи поглаживании щеки около угла рта.
Спинальные автоматизмы:


- защитный рефлекс ( 0-2 мес) – поворот головы в сторону при укладывании на живот, после 2-3 мес → упор на руки;

- рефлекс опоры и шаговый (0-3 мес) – выпрямление ног и упор на них, шаговые движения при наклоне вперед, после 3 мес→ стояние;

- хватательный Робинсона и Веркома (0-3 мес): непроизвольное хватание предмета, вложенного в кисть; сгибание пальцев при давлении на подошвенную поверхность стопы;

- стартовый Моро (0- 4 мес) – разведение рук + разжимание кистей – 1 фаза,

затем сведение (объятия своего тела) – 2 фаза.

Вызывается несколькими способами:

1) ударить двумя руками по поверхности на которой лежит ребенок (на расстоянии 15-20 см от головы) – он широко разводит руки в стороны и разгибает пальцы – 1-я фаза; затем возвращает руки в исходное положение – 2- я фаза;

2) удерживая ребенка на руках резко на 15-20 см опустить вниз (возникает 1 фаза), поднять в прежнее положение (2 фаза);

3) быстро разогнуть ребенку нижние конечности;

4) похлопать по бедру;

5) похлопать по ягодице;

6) громкий звук.

- рефлекс Кернига (характеризует состояние мозговых оболочек) – если согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставе, то потом разогнуть ее в коленном суставе невозможно;

-рефлекс ползания Бауэра (0-4мес) – попытки ползти при давлении ладонями на стопы в положении лежа;

- рефлекс Бабинского - при штриховом раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам происходит тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание (или веерообразное расхождение) остальных пальцев. Рефлекс должен угасать к моменту самостоятельного стояния и ходьбы ребенка. В более старшем возрасте при штриховом раздражении подошвы отмечается сгибание всех пальцев (безусловный подошвенный рефлекс).

- рефлекс Галанта (0-4 мес) – в положении ребенка на боку двумя пальцами от шеи к ягодицам (сверху вниз) провести по паравертебральным линиям → позвоночник изгибается дугой (+ часто разгибание ноги);

- рефлекс Переса (0-4 мес)- в положении на животе, провести указательным

пальцем от копчика до шеи (снизу вверх) по остистым отросткам позвоночника,

это вызовет: апноэ, изгибание конечностей, гипертонус мышц, непроизвольные дефекацию и мочеиспускание.
Позотонические рефлексы:

- симметричный шейный тонический (0-1 мес) – сгибание рук при сгибании головы в положении на спине;

- асимметричный шейный тонический