Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
39 ходе второго, полевого этапа, другие же были уточнены и нанесены в настоящем этапе.
При камеральных работах использовались картографический и компьютерный методы исследования.
2.2.2. Визуальная оценка пейзажной эстетичности территорий
Для визуальной оценки пейзажной эстетичности территорий
Кусковского лесопарка было необходимо заложить опорные точки, которые фиксировали бы все визуальные изменения в окружающих пейзажах.
Непосредственно с данных опорных точек оценивалась эстетичность по выделенным критериям шкалы (табл. 3).
Данная работа проводилась параллельно с исследованиями ландшафтов, и опорные точки, которых было заложено 8, были выбраны в соответствии с изученными ранее культурно-ландшафтными особенностями, а именно чтобы захватывали объекты природного и культурного значения.
На ту часть территории, которая не была оценена непосредственно, была применена экстраполяция данных путем сопоставления ландшафтной и пейзажной структуры территории и установления прямых взаимосвязей между ними.
После того, как точки были выбраны и отмечены на карте, непосредственно проводилось оценивание эстетичности пейзажей.
Исследование проводилось в полевых условиях непосредственно на местности. Обработка же данных производилась в ходе камеральных работ.
По результатам исследования была составлена карта-схема эстетичности пейзажей музея-усадьбы «Кусково» и Кусковского лесопарка
(рис. 2).
Как было упомянуто выше, в качестве опорных точек нами были выбраны как культурные (точки на карте 1; 2; 3; 4; 8), так и природные
(точки на карте 5; 6; 7) объекты лесопарка. К культурным объектам
40
(ландшафтным территориям) относятся: Павильон «Грот» (точка 1);
Голландский домик (точка 2); Большой дом (точка 3); Большой дворцовый пруд (точка 4); территория стадиона Фрезер (точка 8).
Нам представляется необходимым дать краткое описание Кусковского лесопарка и привести примеры некоторых объектов и опорных точек исследования:
Прежде хотелось бы отметить, что на данный момент лесопарк
Кусково не имеет природоохранного статуса ООПТ г. Москвы, однако в планах уже с 2005 г. создание статуса для нескольких участков нынешней территории:
• Природно-исторический парк “Кусково”;
• Памятник природы “Лесной ручей в Кусково”;
• Памятник природы “Старые дубы в лесопарке “Кусково”.
Кусковский лесопарк, площадью свыше 300 га, находится в пределах
Мещёрской низменности в Восточном административном округе г. Москвы.
На территории лесопарка несколько прудов, самый крупный – Большой дворцовый (площадь 14 га), с северной стороны которого сохранился регулярный парк усадьбы графов Шереметевых Кусково, а с южной – расположен лесной массив с системой прогулочных дорожек. Основу насаждений составляют березняки, довольно значительную площадь занимают старые разреженные дубняки, а также липняки; имеются участки лесных культур из ели и лиственницы. Флора лесопарка Кусково по сравнению с другими лесопарками небогата. Здесь растут несколько видов папоротников и осок, лютик кашубский, фиалка собачья, сныть, живучка ползучая и др. Животный мир представлен главным образом птицами (до 45 видов). Популярное место отдыха москвичей. Ближайшие станции
Московской железной дороги – платформы Кусково (Горьковское направление), Плющево и Вешняки (Казанское направление).
41
Архитектурно-парковый ансамбль музей-усадьба «Кусково». Большой дом. Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа – парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Архитектор дворца точно не установлен. Есть предположения, что его спроектировал Карл Бланк; называется также имя Шарля де Вайи.
Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины XVIII в. Его фасад украшают три колонных портика: центральный – самый большой и торжественный; боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы – спуски для въезда карет.
Голландский домик находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Согласно указанной на фасаде дате, строительство домика началось в 1749 году.
Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек XVII века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Несмотря на то, что домик представляет собой имитацию голландского жилища, он использовался хозяевами по прямому назначению.
Беседки и сад с огородом расположенные вокруг павильона были призваны создавать иллюзию улицы находящийся на берегу канала.
Павильон «Грот». Одно из самых интересных сооружений в Кусково –
Грот, построенный в 1755-1761 годах под руководством Ф. Аргунова.
Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро
42 декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды (Глозман, 1966).
Анализ оценивания и составление карты эстетики ландшафта
(эстетичности пейзажей):
при анализе полевых данных нами была разработана особая градация к оценке пейзажной аттрактивности (табл. 4)в результате суммирования начисленных в поле баллов для разного типа оцениваемых объектов.Примером основной фиксации данных может служить бланк оценивания ландшафтов (Приложение 1), основанный на комплексном подходе к изучению ландшафтных и геоморфологических свойств местности, а так же на шкале оценки эстетики ландшафтов (табл. 3), которой мы руководствовались при начислении оценочных баллов:
Таблица 4.
Характеристика комплексной оценки привлекательности ландшафтов
Кусковского лесопарка города Москвы
(составлено автором по данным: Дирин, 2006; Калашникова,2003;
Николаев,2003 на основе проанализированных данных таблицы 3)
Балл
Критерий:
61-70
Крайне аттрактивный
51-60
Аттрактивный
41-50
Скорее аттрактивный, чем неаттрактивный
31-40
Нейтральный
21-30
Скорее неаттрактивный, чем аттрактивный
11-20
Неаттрактивный
0-10
Крайне неаттрактивный
По результатам проведенного нами исследования было выявлено, что около 45% территории лесопарка являются аттрактивными с точки зрения эстетичности пейзажей, примерно 20% территории получили нейтральную
43 оценку, остальная часть района – 35%, была оценена нами как неаттрактивная территория.
Крайне аттрактивными пейзажами были выбраны районы усадьбы и прилегающего Большого дворцового пруда.
Нейтральными и наименее «цепляющими взгляд» пейзажами мы посчитали северо-западную часть лесопарка. Она довольно скудна культурными объектами, природные объекты же претерпели сильную антропогенную нагрузку.
Крайне неаттрактивными пейзажами нами были определены центральная и юго-западная части территории лесопарка, большинство культурных объектов которой не сохранились, или сохранились частично, а природный пейзаж не отвечает стандартам пейзажной эстетичности и сильно подвержен изменениям в виду отсутствия надзора за отдыхающими жителями города (рис. 2).
Также хотелось бы отметить, что на наш взгляд, в образовательном процессе данную методику оценки эстетичности пейзажей так же можно использовать при изучении своей местности, на которую в базисном учебном плане отводится до 8 часов. При этом у каждого ученика или группы учащихся может получиться индивидуальный проект в виде карты-схемы, который будет представлять из себя итоговую работу по оценке пейзажно- эстетических свойств ландшафта привлекательной для ученика местности
(т.е. учитываются индивидуальные особенности и потребности личности учащегося). Благодаря тому, что большая часть работы является самостоятельной, и включает в себя множество этапов, таких как планирование деятельности, выезд на место проведения исследования, выбор опорных точек, составление фотоотчета, картографирование и прочее, все это создает предпосылки для формирования и развития у учащихся важных для современного человека компетенций: ценностно-ориентационной, когнитивной, личного саморазвития.
44
Рис. 2. Карта-схема оценки эстетики ландшафта (эстетичности пейзажей) музея-усадьбы «Кусково» и Кусковского лесопарка города Москвы(автор – Т.В. Зуева)
45
1 2 3 4 5 6
Глава 3. Педагогическое исследование предметной темы «Пейзажно-
эстетический потенциал культурного ландшафта» в структуре
школьного курса географии в основной школе
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, воспитания и развития; методике организации учебно-воспитательной работы (содержание, принципы, методы, организационные формы).
Исходным моментом для педагогического исследования является проблема (противоречие между какими – либо явлениями внутри объекта изучения). Описание проблемы может быть представлено как тема педагогического исследования (табл. 5).
Таблица 5.
Программа педагогического исследования
№
Структурный компонент
программы (раздел)
Комментарии к содержанию структурных
компонентов ( разделов) программы
1.
Тема исследования
Выявление потребностей учащихся в изучении темы «Пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта»
2.
Обоснование актуальности темы
Отсутствие подобных тематик в курсах географии и экологии, внедрение вариативного компонента в образовательный процесс, который надо чем-то заполнять, экологизация общества и образования.
3.
Объект исследования
Учащиеся средних и старших классов образовательных учреждений различного уровня города Москвы
4.
Предмет исследования
Потребности учащихся в изучении темы
«Пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта»
5.
Цель исследования
Создание и апробирование элективного курса по предметной теме на основе выявленных потребностей учащихся
6.
Гипотеза
Если выявить потребности учащихся в изучении предметной темы на раннем этапе, то созданный элективный курс будет способствовать большей смотивированости при изучении, так как будут созданы предпосылки для повышения у учащихся познавательного интереса по теме
46
Для того, чтобы определить знания учащихся по предметно теме, выявить их потребности, желания в изучении курса «пейзажно-эстетический потенциал культурного ландшафта, нами было проведено педагогическое исследование методом анкетирования.
Анкетирование – метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.
Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.
Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Одна из разновидностей широко применяемых педагогами анкет – так называемая "полярная" анкета с балльной оценкой.
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что учащиеся думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Исследование проводилось на базе трех столичных образовательных учреждений – ГБОУ СОШ №1127, ГБОУ Гимназии №1257, ГБОУ Лицея
№1525 (табл. 6). Таким образом, проведя исследования в учреждениях разного уровня, мы смогли сравнить полученные данные и сделать вывод о
47 мотивированности, общем уровне образования и эрудиции учащихся. Всего в ходе проведенного нами исследования было опрошено 195 учащихся 7-11 классов.
Таблица 6.
Образовательные учреждения, на базе которых проводилось исследование
№
ФИО учителя, оказавшего
содействие в проведении
анкетирования
ОУ*
Классы, в которых
проводилось
анкетирование
Сроки проведения
анкетирования
1
Антуфьев Денис Викторович
№ 1257 8,9,11 ноябрь-декабрь
2011 г.
2
Бабич Илья Андреевич
№ 1127 7, 8, 10, 11 ноябрь 2011г.
3
Мусин Ильяс Гаярович
№ 1525 8,9 декабрь 2011 г.
* ОУ – Образовательное учреждение (база практики)
Исследование проводилось в 4 этапа:
создание опросного листа;
проведение с учащимися урока по предметной теме;
проведение исследования;
анализ результатов исследования.
На первом этапе исследования основной задачей было составить опросный лист, с помощью которого будет проводиться интервьюирование.
Вопросы опросного листа были составлены как в открытой, так и в тестовой форме, и были направлены на выявление отношения учащихся к пейзажной эстетике ландшафтов, определение эстетичности района проживания, а также выявление мест в Москве, которые, по мнению учащихся, являются наиболее привлекательными с точки зрения пейзажной эстетичности ландшафтов.
Составление анкет – процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов – сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно-ценной анкеты – как правило, коллективная работа.
Необходимо произвести:
• постановку целей;
48
• анализ вопросов и выдвижение гипотез;
• формулирование вопросов и вариантов ответов;
• разработку выборки;
• выбор способа анкетирования.
В ходе проектирования исследования помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются расчеты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели особенно целесообразно использовать тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, анкетеров (интервьюеров) для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана. Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, наоборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует дополнительному контролю, самопроверке готовности к обработке всех элементов педагогического исследования.
При разработке вопросов мы исходили из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ, так как они понимают об этой теме. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да – нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.
Исходя из того, что современные российские школьники, к сожалению, испытывают дефицит экологического образования, к окружающей среде относятся в массе своей потребительски, некоторые вопросы анкеты были направлены на выявление экологической культуры учащихся. Надо отметить, что, как показало исследование, с увеличением ранга образовательного учреждения, уровень экологической культуры также повышается.
Анкета состоит из семи вопросов, из них вопросы 1 и 5 – закрытого типа, а 2-5 и 7 – вопросы открытого типа. В приложении 2 приведен образец