Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49 анкеты, предлагаемой ученикам для заполнения и вариант заполненной анкеты учениками.
На втором этапе были проведены уроки в каждом классе, который был выбран в качестве объекта исследования. Так как предметная тема для учащихся незнакомая, нам представлялось необходимым провести ознакомительный урок, с целью познакомить учащихся с основными определениями, показать актуальность данной темы и разъяснить задачи проводимого исследования. Урок был проведен в форме беседы, использовались методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
Итогом данного урока стало то, что при заполнении анкет учащиеся были знакомы с теми определениями и положениями, которые легли в основу исследования, и могли сконцентрироваться на ответах.
Уроки были проведены педагогами-учителями географии образовательных учреждений, которые проявили содействие в проведении исследования (табл. 6). Учителям был предоставлен подробный хронометраж урока, цели, планируемые результаты. Устный самоанализ показал, что в целом уроки во всех классах были удачны и детям были донесены основные понятия и положения по предметной теме.
Мы считаем, что разрабатываемая нами предметная тема: «Пейзажно- эстетический потенциал культурного ландшафта» является нестандартной, многогранной и творческой как для формирования элементов латерального мышления, так и способствует формированию у учащихся развития некоторых компетенций, таких как:
Когнитивная компетенция – комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося.
Данная компетенция предусматривает умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, что позволит понимать
50 научную культуру мира, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности.
Ценностно-ориентационная компетенция – способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, умение находить свою роль в созидательной жизни общества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма. Данная компетенция обеспечивает умение принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку происходящим социальным событиям.
Компетенция социального взаимодействия означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических, политических общественных отношений.
Компетенция предусматривает умение анализировать конкретную социально-общественную ситуацию, принимать решение и действовать в соответствии с личной и общественной выгодой в разнообразных жизненных ситуациях, осознанно осуществлять выбор профессии (Беловолова,2010).
Основной этап – проведение исследования, оказался самым непродолжительным из всех, и занял приблизительно половину академического часа. В ходе этого этапа учащимся были предложены анкеты для выявления уровня восприятия предметной темы и заинтересованности данной проблематикой (образец анкеты представлен в приложении 2).
Одним из основных условий при ответе на вопросы анкеты была полная самостоятельность, с целью максимально объективных результатов.
Организацией и проведением исследования занимались педагоги-учителя географии образовательных учреждений. Им также был проведен инструктаж об организационных моментах, условиях исследования, хронометраже исследования.
Благодаря тому, что каждое образовательное учреждение имело свои особенности, результаты исследования получились не однородными и весьма
51 интересными. Так, например, классы в ГБОУ Гимназии №1257 разделены по гендерному признаку, т.е. обучение мальчиков и девочек происходит раздельно. Благодаря этому мы смогли сравнить отношение к предметной теме у классов мальчиков и девочек. Так, мы определили, что классы «А»
(девочки) в целом проявили больший интерес к теме, показали более трепетное отношение к природе и определили большее число мест с, которые точки зрения пейзажной эстетичности ландшафтов в городе Москве на их взгляд являются наиболее привлекательными. Классы «Б» (мальчики) в свою очередь отнеслись к исследованию более конструктивно, ответы давали в основном односложные и проявляли несколько меньший интерес к теме.
Надо, однако, отметить, что эта тенденция является нормальной для школ с данным типом обучения; особенностью ГБОУ Лицея №1525 было разделение классов на профили (8-гуманитарный, 8-информационно-технический, 9- гуманитарный, 9-социально-экономический), что, как и в варианте с ГБОУ
Гимназией №1257, дало нам возможность сравнить отношение к проблемной теме учеников, к примеру, гуманитарного и социально-экономического профиля. Надо отметить, что учащиеся данного образовательного учреждения подошли к исследованию максимально ответственно и добросовестно, дали наибольшее количество ответов и проявили наибольший интерес к теме исследования. Средняя образовательная школа №1127 является малокомплектной, т.е. в каждом классе только одна параллель.
Кроме того, данная школа находится почти в пределах ландшафтного парка
«Крылатские холмы», что в некоторой степени увеличивает общий уровень экологической культуры учащихся, улучшает отношение к природе, так как с учителями проводятся частые выходы на территорию парка с целью приобщения учащихся к бережному отношению к природе и пр.
Далее нам представляется необходимым провести анализ
(Приложение
3) каждого из семи вопросов анкеты каждого образовательного учреждения.
52
Ответ на первый вопрос, связанный с благоприятностью района проживания с точки зрения внешнего облика, в целом вызвал однозначную реакцию всех учащихся, 92% опрошенных посчитали свой район благоприятным. При этом самыми лояльными по отношению к своему району были учащиеся ГОУ СОШ №1127.
Ответ на второй вопрос, связанный с элементами городского ландшафта, украшающего его, различался в основном по старшинству классов. Так, если учащиеся средних классов указывали в основном объекты вертикальной структуры ландшафтов (деревья, трава, цветы), то учащиеся старшей школы также обращали свое внимание и на горизонтальную структуру, указывая рельеф, искусственные сооружения.
Ответ на третий вопрос («Какие элементы городского ландшафта делают его непривлекательным – перечислите от 3 до 10») также различается по возрастным категориям учащихся. Так, если учащиеся 7-8 классов выделяли здесь в основном мусор, грязь, участки свалок, то учащиеся старших классов отмечают также более конструктивные вещи, такие как асфальтированные участки, элементы городской инфраструктуры, различные факторы антропогенного влияния.
Обработка ответов на четвертый вопрос анкеты («Перечислите названия мест в Москве с привлекательным, на ваш взгляд, пейзажем – перечислите от 3 до 10») показывает, что учащиеся школы № 1127, находящейся на территории ЗАО, выбирают наиболее привлекательными во- первых территорию Западного административного округа (преимущественно парки, скверы, достопримечательности), а во-вторых достопримечательные участки центральной части города (в пределах Садового кольца) и крупные парковые зоны города. Для большей визуализации результатов полученных данных на этот вопрос анкеты нами был составлен картографический материал (Приложение 4, рис. 1).
Обработка ответов учащихся гимназии № 1257 показывает, что в качестве наиболее привлекательных мест были выбраны центральные улицы
53
(в пределах Садового кольца). Привязанности к учебному заведению, которое расположено в ЮАО, не наблюдается. Как и во всех случаях, наибольшее количество учащихся выбирают в качестве наиболее привлекательных мест достопримечательные места города и крупные лесопарки (Приложение 4, рис. 2).
Анализ ответов учащихся лицея № 1525 отличился наполненной местами привлекательности (53 места). Учащиеся данного образовательного учреждения, помимо традиционных центральных районов города, в качестве наиболее привлекательных выделяли места ЮЗАО, в котором находится лицей. Причем остальные округа практически не получили популярности (за исключением парковых зон «Царицыно» и «Коломенское» ЮАО). Для того, чтобы анализ ответа на этот вопрос выглядел более наглядно, нами были составлены карты привлекательности ландшафтов города Москвы по мнению учащихся столичных школ (Приложение 4, рис. 3).
При ответе на вопрос № 5 анкеты («Считаете ли вы, что пейзажная привлекательность какой-либо территории будет способствовать меньшему ее замусориванию?») младшая группа респондентов (7-8 классы) не имела какого-то четкого мнения, ответы разделялись почти поровну (54% да, 46% нет), тогда как старшая группа (9-11 классы) в большинстве своем (86%) ответила на этот вопрос утвердительно.
Шестой вопрос анкеты («Какие на ваш взгляд меры необходимо принимать для придания привлекательности городскому ландшафту – перечислите от 3 до 10») вызвал наибольший отклик у всех учащихся, было предложено большое количество вариантов ответа на данный вопрос. Среди них можно было выделить несколько ответов, которые присутствовали почти в каждой анкете, такие как избегать замусориванию, уделять больше внимания озеленению территорий, следить за соблюдением порядка.
При ответе на седьмой вопрос были выявлены некоторые особенности
ГБОУ Лицея №1525. Так, учащиеся этих школ устраивают ежегодные
54 майские субботники, поэтому подавляющее большинство респондентов ответили на этот вопрос утвердительно, и в качестве примера приводили именно этот субботник. Учащиеся остальных школ исходя из ответов не принимали участие в улучшении привлекательности района (только 27% ответили утвердительно).
Анализ результатов проведенного анкетирования представлен в
приложении 5, рис. 4 - 111.
55
Глава 4. Методика формирования элементов латерального мышления
учащихся при изучении предметной темы «Пейзажно-эстетический
потенциал культурного ландшафта» в структуре школьного курса
географии в основной школе
4.1. Элективные курсы в структуре вариативного компонента учебного плана в основной школе
Вариативный компонентучебного плана содержит механизмы, позволяющие создать возможность для:
обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения общего образования;
дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, усиления гибкости в его построении, использование перспективных методов и форм проведения занятий, технологий обучения;
усиления в содержании образования деятельностного компонента, практической деятельности школьников, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, путём выделения специального времени на организацию проектной деятельности;
формирование информационной культуры учащихся;
воспитание личности безопасного типа;
создание условий для социализации личности;
организации предпрофильной подготовки учащихся, элективных курсов, спецкурсов.
Элективные курсы
(курсы по выбору), обязательные для старшеклассников, играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим
56 средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов (Баранников, 2005).
Внедрение в образовательный процесс элективных курсов направлено на обучение и воспитание, способствующие социальному, познавательному и коммуникативному развитию личности. С их помощью обеспечиваются широкие возможности для овладения учащимися знаниями, умениями, навыками, компетентностями, а также способностями и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Таким образом, формируется общественная активность личности, ее духовно-нравственный потенциал и общая культура (Супрун,
2012).
Среди элективных курсов можно выделить предметные, межпредметные (интегративные), а также курсы, не входящие в базисный учебный план. Задача предметных курсов – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы; межпредметных
– интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, посвящены психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам и позволяют дать представление школьникам о более широком спектре возможных направлений приложения своих сил в будущем.
К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами.
При работе в условиях профильной школы нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и
57 соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Таким образом, современная школа не должна отказываться от цели приобретения учениками знаний, умений, навыков, но должна считать приоритетным направлением деятельности – развитие школьников, обучение их решению учебных и жизненных проблем, умению учиться.
Элективные курсы связаны с приобретением учащимися общеучебных умений (например, с освоением способов анализа информации, приемов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, решения проблем и т.д.)
В учебниках для элективных курсов весьма желательно использовать ссылки на внешкольные источники информации (включая компьютерные сети) и на образовательный опыт, приобретенный вне рамок школы
(дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).
Возможна адаптация наиболее удачных существующих курсов по выбору в различных странах мира к условиям России. С этой целью необходимо изучить опыт проведения элективных курсов в развитых странах и отобрать пособия, получившие широкое распространение.
Полезно также опираться на 30-летний опыт существования системы факультативных занятий в СССР. Тогда были созданы десятки программ разных факультативных курсов и, хотя не все из них стали массовыми, среди них было много весьма достойных, к тому же обеспеченных учебными пособиями для учащихся и методическими пособиями для учителей.
При изучении элективных курсов появляется возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
58
Элективные курсы – третья составляющая часть учебного плана профильного класса наряду с базовыми и профильными общеобразовательными предметами.
Элективные курсы в отличие от спецкурсов и факультативных курсов, существующих ныне в школе, являются обязательными для освоения старшеклассниками и призваны, прежде всего, удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Именно элективные курсы, по существу, служат важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы
«компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Особо следует отметить такие важнейшие задачи элективных курсов, как формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для непрерывного профессионального образования; формирование опыта творческой деятельности; развитие умений выполнять опытно-экспериментальную работу; обеспечение условий для нравственного самосовершенствования.
Сложность и многоплановость задач элективных курсов диктуют необходимость создания системы их программно-методического обеспечения на строго выверенной концептуальной основе. Ее разработка должна осуществляться в логике личностно ориентированной парадигмы, которая рассматривает ученика как активного субъекта, наделенного способностью к самоорганизации, к непрерывному личностному саморазвитию.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
59
Доминирующими технологиями и видами деятельности в процессе реализации элективных курсов являются учебные практики, проектная и исследовательская деятельность. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса как минимум на две группы.
Элективные курсы, как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования, потребуют новых решений в их организации.
Широкий спектр и разнообразный характер элективных курсов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно- методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.
Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.
Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.
Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах создаются собственные варианты элективных курсов. В этой связи можно рекомендовать создание банка