ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследования показали, что после короткого времени испытуемые начинают привносить вариации в задание, что свидетельствует об иссякании мотивации.
Дальнейшее продолжение задания с целью объяснения его монотонности и цели эксперимента приводит к формированию нового мотива и выдержке в выполнении задания.
Методика была применена для изучения личностных особенностей умственно отсталых детей, больных эпилепсией и здоровых людей:
• Умственно отсталые дети выдерживают задание так же длительно, как и здоровые дети, но быстро бросают надоевшую работу без изменений.
• Больные эпилепсией не только длительное время выдерживают монотонное задание, но и мало варьируют. Реакция больных эпилепсией на вторую инструкцию не приводит к переосмыслению экспериментальной ситуации, в отличие от здоровых людей.
Однако ни в работе А. Карстен, ни в последующих не был поставлен вопрос о роли осознанных мотивов, которые могут предотвратить наступление пресыщения. Этой проблеме посвящена работа Л. С. Славиной, в которой изучалось, при каких условиях сознательно поставленная цель может выступить в качестве мотива, который преодолевает явления пресыщения.
Опыты проводились в течение нескольких дней и состояли из трех частей.
• Первая "подготовительная" часть эксперимента заканчивалась в тот момент, когда дети проявляли все признаки "психического насыщения".
• Во второй части эксперимента (контрольной) проверялось, насколько прочно было стремление детей прекратить работу.
• В третьей (критической) части изучалось побудительное: влияние сознательно поставленной перед ребенком цели действий и условия, при которых эта цель может выступить как мотив.
Оказалось, что предъявление цели позволяет ребенку разрешить имеющийся конфликт, но при этом должно быть соблюдено условие — предъявление цели должно предшествовать актуализации положительной потребности.
В дипломной работе Прошутинской методика "пресыщения" в варианте Л. С. Славиной была использована для исследования детей-олигофренов. Оказалось, что введение цели, ограничивающей деятельность хотя и меняло структуру деятельности, но в меньшей степени, чем у здоровых детей.
Система К. Левина показывает, что проблема эксперимента в психологии неоднозначна. Эксперимент может выступить в качестве инструмента, способа доказательства какого-то положения, а в школе Левина некоторые приемы превращались в прием порождения определенного жизненного отрезка.
Сопоставление жалоб больных в отношении своей умственной недостаточности с выявленными экспериментальным путем особенностями – методический прием Костиковой, которая сделала попытку проанализировать так называемую "внутреннюю картину болезни" у психически больных.
«Внутренняя картина болезни - все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, не только местных болезненных, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах, все то, что связано для больного с приходом к врачу — весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» (Лурия).
В. В. Костикова выделила три группы жалоб больных.
1. Жалобы на снижение умственной работоспособности.
2. Жалобы на измененное отношение к окружающему.
3. Жалобы на соматические недомогания.
Как правило, по содержанию жалобы мало соответствуют истинной картине заболевания. Рассмотрение жалоб больных позволяет сделать некоторые выводы об особенностях их самооценки.
Для исследования личностных особенностей в последнее время широко используются проективные методики (пятна Роршарха, ТАТ).
3. НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИЕРАРХИИ МОТИВОВ
Анализ деятельности должен производиться через анализ изменения мотивов, Леонтьев указывает на тесную связь мотивов и потребностей.
Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинаются у ребенка уже в дошкольном возрасте и происходят дальше в течение всей жизни, деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности можно выделить ведущий мотив, который придает всему поведению определенный смысл.
Патологический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности.
В качестве методического приема был применен метод психологического анализа историй болезни в их сопоставлении с данными экспериментально- психологических исследований.
Из данных истории болезни, представленным Братусем, мы видим снижение личности до полной ее деградации. Это снижение идет в первую очередь по линии изменений в сфере потребностей и мотивов, разрушения преморбидных установок, сужения круга интересов.
Экспериментально-¬психологическое исследование не обнаруживает грубых изменений познавательных процессов, но вместе с тем при выполнении экспериментальных заданий, требующих длительной концентрации внимания, умственных усилий, быстрой ориентации в новом материале, отмечается недостаточная целенаправленность сужений больного, некритичность.
В опыте на выявление "уровня притязаний" обнаруживается завышенная самооценка без переживаний успеха и неуспеха.
Анализ историй болезни мог оказаться пригодным для выделения двух вопросов:
а) вопроса о формировании патологически измененной потребности,
б) вопроса о нарушении иерархии мотивов.
У больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, меняется их структура: они становятся все менее опосредованными.
Только в том случае, когда потребность становится опосредованной, возможно сознательное управление ею со стороны человека. У больных отсутствует возможность опосредования сознательной целью, поэтому их потребности неуправляемы — они приобретают строение влечений. (Божович)
Опосредованность потребностей, мотивов связана с их иерархическим построением. Чем больше опосредован характер мотивов и потребностей, тем выраженное их иерархическая связь. (Левин)
Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает утерю сложной организации деятельности человека. Деятельность теряет специфически человеческую характеристику: из опосредованной она становится импульсивной. Исчезают дальние мотивы, потребность в алкоголизме переходит во влечение, которое становится доминирующим в жизни больного.
Изменения мотивационной сферы больных были обнаружены и в экспериментально-психологическом исследовании. Было проведено сравнительное экспериментально-психологическое исследование больных с алкогольной энцефалопатией и больных с травматической энцефалопатией. Характер нарушений познавательной деятельности обеих групп был схож.
Однако при сходстве изменений познавательной деятельности уже в самом процессе экспериментального исследования выступили различия в поведении обеих групп больных:
• У больных с травматической энцефалопатией обнаружилась адекватная самооценка; под влиянием успешного или неуспешного решения задач у больных вырабатывался уровень притязаний,
• Больные хроническим алкоголизмом обнаруживали повышенную самооценку, некритично переоценивали свои возможности, оспаривали оценку экспериментатора.
Проведенный анализ изменений опосредованности и иерархии мотивов показывает, что они не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длинный и сложный путь формирования.
Подобный факт изменения личности чрезвычайно важен, он показывает:
• Что социальные потребности формируются прижизненно и для их формирования нужны определенные условия
• Что снятие содержания и социально приемлемых способов их удовлетворения приводит к превращению строения социального мотива в структуру влечения, лишенного характера опосредованности регуляции.
4. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ
Различные стрессовые ситуации могут изменить самосознание человека.
Изменение самосознания является результатом нарушения рефлексии, которая может привести к изменению мотивов, менять их смыслообразующую функцию, нарушать эмоциональную реактивность. Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическому расстройству, принять характер изменения физического "образа я". Нарушение физического "образа я" описано в психиатрической литературе не только в виде синдрома дисморфобии, деперсонализации, но и нервной анорексии.
Речь идет о девушках, которые произвольной длительно голодают с целью исправления своей внешности. У большинства больных заболевание началось в подростковом возрасте.
У наших больных такие аффективные переживания возникали вследствие несоответствия "идеала красоты" и собственной внешности.
Вначале способы коррекции своей внешности носили адекватный характер, в дальнейшем они стали прибегать к более изнурительной диете.
Так как избранная диета не всегда помогала, девушки начинают прибегать к другим способам: едят один раз в день, если же не могут устоять против чувства голода, вызывают искусственную рвоту, принимают большие дозы слабительного, занимаются по многу часов гимнастикой, тяжелым физическим трудом. Такие болезненные симптомы, как амонеррея, выпадение волос, их радуют, так как они являются доказательством, "что они не поправляются".
Мотив к похуданию не носил первоначально патологического характера. Голодание было вначале лишь действием для осуществления некоей духовной ценностной ориентации "быть красивой", "обладать красивой фигурой". Однако в дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с органической природной потребностью в пище. При этом антивитальные действия не только не прекращаются, но сами преобразуются в мотив (сдвиг мотива на цель действия). Более того, этот мотив становится доминирующим, смыслообразующим в иерархии мотивов. Учеба, которой девочка отдавала вначале много сил, отходит на задний план, уступая свое место деятельности по похуданию.
Как нам думается, это свидетельствует о том, что сам способ удовлетворения природной потребности претерпевает известное изменение: происходит символическое замещение, т.е. "квазиудовлетворение" органической потребности. Это означает изменение природы самой потребности.
5. НАРУШЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ
В данном параграфе патология мотивов будет рассмотрена в аспекте взаимоотношения их смыслообразующей и побудительной функций.
Именно это слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Ослабление и искажение этих функций — смыслообразующей и побудительной — приводят к нарушениям деятельности.
В результате апробации методики на здоровых испытуемых М. М. Коченов установил, что у здоровых испытуемых в ситуации эксперимента происходит структурирование отдельных действий в целенаправленное поведение.
Таким образом, смещение смыслообразующей функции мотивов. отщепление действенной функции от "знаемой" нарушало деятельность больных и было причиной деградации их поведения личности.
М М Коченову удалось выявить несколько видов подобных смысловых нарушений.
1. Парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысловых образований. Например, больной Н. отказался получить зарплату, так как "пренебрегал земными благами", больной М. годами не работал и жил на иждивении старой матери, к которой при этом "хорошо относился".
2. Сужение круга смысловых образований. Выражается в том, что мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания.
Подобные больные не оказываются включенными в общую систему взаимосвязей людей, поэтому одной из важнейших мер психокоррекции является включение больных в трудовую деятельность.
6. НАРУШЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ОПОСРЕДОВАНИЯ
Одним из важнейших индикаторов уровня развития личности является возможность опосредования, самостоятельного регулирования своего поведения.
Опосредствуя свое поведение, человек получает возможность вырабатывать новые способы действования, активности, новые мотивы. Поведение человека становится более произвольным и осознанным.
Об этом же свидетельствует материал патологии. Так, данные патопсихологических исследований больных с органическими заболеваниями мозга (эпилептическая болезнь, травмы мозга, нейроинфекции) показали, что невозможность оперировать знаком являлась у них выражением более широкой патологии поведения — нарушения опосредования, нарушения регуляции своих действий.