Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Дорожно-уличные сети

1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог

1.3 Пересечение улиц и дорог Пересечения являются наиболее неблагоприятными участками дорожно-уличной сети. Здесь останавливаются транспортные средства, возникают опасные ситуации для движения транспорта и пешеходов. Поэтому в местах пересечений при наличии больших транспортных и пешеходных потоков рекомендуются пересечения в разных уровнях. Другие перекрёстки регулируются для пропуска движения во взаимно пересекающихся направлениях. Лево поворотное движение рекомендуется относить за пределы перекрёстков или устраивать направляющие островки. При ограниченных размерах движения по каждой из пересекающихся улиц можно организовать саморегулируемый перекресток за счёт устройства центральных направляющих островков (рис. 1.11).Перекрёстки и площадиПерекрёстком называют участок слияния или пересечения улиц или дорог. Площадь – это архитектурно-организованное пространство общественного пользования, связанное с дорожной сетью города (населенного пункта) и имеющее определенное функциональное значение. В местах пересечения двух и более магистральных улиц или дорог перекрёстки можно преобразовать в транспортные площадки. Перекрёстки бывают простые (рис. 1.9) и сложные (рис. 1.10). Простые перекрёстки образуются при взаимном пересечении двух улиц или дорог или присоединение к одной улице или дороге ёщё одной или двух. Сложные перекрёстки образуются в местах сопряжения нескольких улиц. Присоединение улицы к другой носит название неполного пересечения, или примыкания.1. Перекрёстки: а) прямой <пер

2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог

2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог

4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы

4.2. Надзор за дорожными одеждами

4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований

4.4 Содержание улиц и городских дорог



- силы инерции не учитывают;

- реальные многослойные конструкции приводятся к двух и трехслойным моделям;

- одежды на остановках общественного транспорта, перекрестках и т.п. рассчитаны на многократное кратковременное действие;

- дорожную одежду нужно рассчитывать с учетом надежности, под которой подразумевают вероятность безотказной работы конструкции в течение всего периода между капитальными ремонтами.

Отказ – это такое состояние дорожной одежды и соответствующий ему коэффициент прочности, при котором требуется проведение капитального ремонта ранее срока, установленного действующими нормами. Количественный показатель – уровень надежности, определяемый по формуле:

, при Kпроч= 0,9 - 1, 0, где (2.25)

L – протяженность участка дороги, не требующего ремонта;

Lобщ – общая протяженность дороги;

Kпроч - коэффициент прочности.

Допустимый уровень надежности дорожной одежды:

- капитального типа Кн=0,95, Kпроч =1;

- облегченного типа Кн=0,85, Kпроч =0,9.

С учетом уровня надежности определяют расчетные значения сопротивления растяжению при изгибе асфальтобетона и влажности грунта (Wгр).

Основа расчета – перспективная приведенная интенсивность воздействия нагрузки в период, неблагоприятный для работы дорожных одежд. Устанавливается при экономических обследованиях путем анализа закономерностей изменения интенсивности движения и объемов перевозок.

Перспективный срок:

П= X +Y+ Z, где (2.26)

X –число лет от года последнего учета движения на существующей дороге до начала строительства;

Y число лет от начала строительства до ввода в эксплуатацию;

Z – продолжительность периода между капитальными ремонтами.

Критерии прочности:

- сопротивление сдвигу в грунтах и слоях из слабосвязных материалов;

- сопротивление растяжению при изгибе монолитных слоев;

- сопротивление упругому прогибу всей конструкции.

Конструкция дорожной одежды считается прочной, если коэффициент прочности по каждому из критериев больше или равен критерию прочности, найденному с учетом требуемого уровня надежности. Минимальные значения толщины слоев (независимо от прочности) нормируются: асфальтобетон крупнозернистый – 6-7 см.; асфальтобетон мелкозернистый - 3 – 5 см.; щебень, гравий - 15 см. При проектировании усиления дорожной одежды (сетка трещин, выбоины) минимальную толщину слоя усиления из материала, содержащего органическое вяжущее, назначают с учетом интенсивности движения: приведенная интенсивность 100 ед/сут. - 7 см.; 2000ед/сут. - 13 см..


По результатам расчета принимают конструкцию дорожной одежды. Проверка деформативных свойств проводится непосредственно на дороге штамповыми испытаниями или специальными приборами. Модуль упругости сравнивают с требованиями СНиП: Eупр ≥ E (СНиП)

Особенности проектирования городских дорог

— Ограниченная возможность варьирования;

— временный сбор воды у кромок с последующим отводом в ливневую канаву;

— наличие коммуникаций;

— сопряжения;

— близость жилой застройки;

— участки частого разгона и торможения.

— повышенные требования к водонепроницаемости, беспыльности, бесшумности, повышенной износостойкости, сдвигоустойчивости, шероховатости.

Наиболее пригодны асфальтобетонные покрытия. Битумы применяют в зависимости от климатической зоны. Для остановок городского транспорта применяют дорожные одежды повышенной сдвигоустойчивости.
2.5 Проектирование водостоков
Система водостоков бывает открытая и закрытая.

Допускаемая длина свободного пробега поверхностных вод до водоприемных и водоотводящих сооружений не должна превышать определенных величин в зависимости от продольного уклона:

iпрод ≤ 4 промилей – 100 м.;

iпрод = 4 –6 промилей – 150 м.;

iпрод ≥ 6 промилей – 250 – 300 м.

Водосток отдельных участков проектируют, увязывая с общей генеральной схемой водоотвода города. Проектирование включает:

- размещение водосточной системы на плане;

- гидравлические расчеты и выбор типа и конструкции водостоков;

- проектирование продольного профиля;

- размещение водоприемных и смотровых колодцев и т.д.

Проектирование начинается с определения границ и площадей бассейна стока. По расчетам расхода воды устанавливают типы и размеры поперечных сечений труб, коллекторов, открытых канав. Водоприемные колодцы закрытых водостоков размещают у перекрестков (перед пешеходными переходами), у выездов из дворов и кварталов, в интервалах между ними на расстояниях шага проектирования по нормативным правилам (в зависимости от уклона iпрод - от 50 до 90 м, при большой ширине проезжей части – до 70 м.). Трассы водостоков проектируют прямолинейными участками с минимальным количеством углов поворотов. Присоединение и повороты выполняют в смотровых колодцах, поворотных камерах или по кривой. Это зависит от диаметра трубы (Д) и угла поворота: радиус кривой



(2.27)

Для гидравлического расчета определяют расчетный расход воды – количество воды в или , которое должно пропустить рассчитываемое сооружение в единицу времени (сек). Наибольший расход воды (в период ливневых дождей) определяется по формуле:

л/сек., где (2.28)

-расчетная интенсивность дождя в л/сек. на га;

- средний коэффициент стока или части его, тяготеющего к рассматриваемому сооружению;

- площадь бассейна стока, га.

Бассейном стока называют участок территории, ограниченный водораздельными линиями, по которым происходит сток поверхностных вод в направлении водоотводящего сооружения.

Коэффициентом стока называют отношение интенсивности стока к интенсивности дождя. < 1, так как сток снижается за счет различных факторов, главным из которых является просачивание в грунт. Чем больше площадь грунта, тем меньше . Коэффициент стока принимают в зависимости от типа поверхности стока: крыши зданий - 0,95, асфальтобетонные и цементобетонные покрытия - 0,9, булыжные мостовые, щебеночные и гравийные покрытия, озелененные участки - 0,1…0,2.

Средние значения коэффициента стока принимают в зависимости от типа застройки:

Небольшие города – 0,25… 0,35;

Малоэтажные застройки – 0,3…0,4;

Многоэтажные застройки – 0,4…0,6;

Старые города со сплошной застройкой – 0,6…0,9.

Расчетную интенсивность дождяопределяют по формуле:


, л/сек. на 1 га, где (2.29)

- расчетная продолжительность дождя для данной местности, мин.;

и - параметры, зависящие от местных климатических условий.

(7 + ), где (2.30)

q20- расчетная интенсивность дождя для данной местности;

- повторяемость расчетных дождей в годах;

- климатический коэффициент;

- параметр, определяемый по карте с изолиниями.

t, А, n, q20 , С определяют по специальным картам или таблицам. Повторяемость расчетных дождей p принимают в зависимости от типа территории (магистральные улицы, площади, застроенные территории, парки) и условий проложения водостоков. Колеблется от 1 (парки) до 100 лет (для магистральных улиц и благоприятного водоотвода).

Например, для Москвы: с=85, n=0,65.

Условия проложения водостока могут быть:

— благоприятные - водосток проходит близко к водоразделу;

— средние - водосток проходит по пологому склону;

— неблагоприятные - по дну глубокого тальвега;

— особо неблагоприятные - отвод из котловины.

Гидравлический расчет водостоков.

Пропускная способность водоотводящего сооружения зависит от размеров поперечного сечения, степени его заполнения и скорости течения воды:

, где (2.31)

- площадь живого (сжатого) сечения труб, лотков (с учетом коэффициента их наполнения);


- скорость течения воды, м/сек.

Площадью живого сечения называют площадь сечения воды в водосточном сооружении. При полном заполнении трубы площадь живого сечения равна площади внутреннего сечения трубы. Скорость определяют по формуле:

, где (2.32)

- коэффициент шероховатости дна и стенок водоотводящего сооружения;

- гидравлический радиус;

, где (2.33)

- коэффициент шероховатости (0,012 - для асбестоцемента.; 0,014 – для бетона);

где (2.34)

- смоченный периметр, т.е. длина линии контакта дна и стенок сооружения с водой. При полном заполнения:

где (2.35)

- внутренний диаметр сооружения; - наибольший уклон (принимают из расчета допустимых скоростей течения воды).

Уклоны водостоков должны приближаться к уклону поверхности, вдоль которой их прокладывают, для уменьшения объемов земляных работ и облегчения и удешевления работ по устройству водостоков. Наименьшую скорость течения воды во избежение заиливания принимают 0,6 м/сек.

При расчете пользуются специальными таблицами, графиками, которые упрощают проектирование.
2.6 Реконструкция городских улиц и дорог.
Реконструкция улиц и дорог может проводиться в следующих вариантах

— Проведение отдельных мероприятий по усилению дорожной одежды, увеличению радиусов поворотов, смягчению уклонов и т.п.

— Капитальное переустройство: уширение проезжих частей и других элементов улицы, изменение трассы, расширение улиц со сносом и т.д.

При вертикальной планировке, связанной с преобразованием рельефа, следует у зданий, сооружений, деревьев проектные отметки приближать к существующим. При уширении улиц предусматривается минимальный снос и сохранение опорной застройки. Простейшими являются работы с усилением проезжей части в пределах существующей ширины. Например, булыжные мостовые используют в качестве оснований под асфальтобетонные покрытия. При необходимости изменения профиля улицы или дороги