Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог
2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог
2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог
4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы
4.2. Надзор за дорожными одеждами
- силы инерции не учитывают;
- реальные многослойные конструкции приводятся к двух и трехслойным моделям;
- одежды на остановках общественного транспорта, перекрестках и т.п. рассчитаны на многократное кратковременное действие;
- дорожную одежду нужно рассчитывать с учетом надежности, под которой подразумевают вероятность безотказной работы конструкции в течение всего периода между капитальными ремонтами.
Отказ – это такое состояние дорожной одежды и соответствующий ему коэффициент прочности, при котором требуется проведение капитального ремонта ранее срока, установленного действующими нормами. Количественный показатель – уровень надежности, определяемый по формуле:
, при Kпроч= 0,9 - 1, 0, где (2.25)
L – протяженность участка дороги, не требующего ремонта;
Lобщ – общая протяженность дороги;
Kпроч - коэффициент прочности.
Допустимый уровень надежности дорожной одежды:
- капитального типа Кн=0,95, Kпроч =1;
- облегченного типа Кн=0,85, Kпроч =0,9.
С учетом уровня надежности определяют расчетные значения сопротивления растяжению при изгибе асфальтобетона и влажности грунта (Wгр).
Основа расчета – перспективная приведенная интенсивность воздействия нагрузки в период, неблагоприятный для работы дорожных одежд. Устанавливается при экономических обследованиях путем анализа закономерностей изменения интенсивности движения и объемов перевозок.
Перспективный срок:
П= X +Y+ Z, где (2.26)
X –число лет от года последнего учета движения на существующей дороге до начала строительства;
Y – число лет от начала строительства до ввода в эксплуатацию;
Z – продолжительность периода между капитальными ремонтами.
Критерии прочности:
- сопротивление сдвигу в грунтах и слоях из слабосвязных материалов;
- сопротивление растяжению при изгибе монолитных слоев;
- сопротивление упругому прогибу всей конструкции.
Конструкция дорожной одежды считается прочной, если коэффициент прочности по каждому из критериев больше или равен критерию прочности, найденному с учетом требуемого уровня надежности. Минимальные значения толщины слоев (независимо от прочности) нормируются: асфальтобетон крупнозернистый – 6-7 см.; асфальтобетон мелкозернистый - 3 – 5 см.; щебень, гравий - 15 см. При проектировании усиления дорожной одежды (сетка трещин, выбоины) минимальную толщину слоя усиления из материала, содержащего органическое вяжущее, назначают с учетом интенсивности движения: приведенная интенсивность 100 ед/сут. - 7 см.; 2000ед/сут. - 13 см..
По результатам расчета принимают конструкцию дорожной одежды. Проверка деформативных свойств проводится непосредственно на дороге штамповыми испытаниями или специальными приборами. Модуль упругости сравнивают с требованиями СНиП: Eупр ≥ E (СНиП)
Особенности проектирования городских дорог
— Ограниченная возможность варьирования;
— временный сбор воды у кромок с последующим отводом в ливневую канаву;
— наличие коммуникаций;
— сопряжения;
— близость жилой застройки;
— участки частого разгона и торможения.
— повышенные требования к водонепроницаемости, беспыльности, бесшумности, повышенной износостойкости, сдвигоустойчивости, шероховатости.
Наиболее пригодны асфальтобетонные покрытия. Битумы применяют в зависимости от климатической зоны. Для остановок городского транспорта применяют дорожные одежды повышенной сдвигоустойчивости.
2.5 Проектирование водостоков
Система водостоков бывает открытая и закрытая.
Допускаемая длина свободного пробега поверхностных вод до водоприемных и водоотводящих сооружений не должна превышать определенных величин в зависимости от продольного уклона:
iпрод ≤ 4 промилей – 100 м.;
iпрод = 4 –6 промилей – 150 м.;
iпрод ≥ 6 промилей – 250 – 300 м.
Водосток отдельных участков проектируют, увязывая с общей генеральной схемой водоотвода города. Проектирование включает:
- размещение водосточной системы на плане;
- гидравлические расчеты и выбор типа и конструкции водостоков;
- проектирование продольного профиля;
- размещение водоприемных и смотровых колодцев и т.д.
Проектирование начинается с определения границ и площадей бассейна стока. По расчетам расхода воды устанавливают типы и размеры поперечных сечений труб, коллекторов, открытых канав. Водоприемные колодцы закрытых водостоков размещают у перекрестков (перед пешеходными переходами), у выездов из дворов и кварталов, в интервалах между ними на расстояниях шага проектирования по нормативным правилам (в зависимости от уклона iпрод - от 50 до 90 м, при большой ширине проезжей части – до 70 м.). Трассы водостоков проектируют прямолинейными участками с минимальным количеством углов поворотов. Присоединение и повороты выполняют в смотровых колодцах, поворотных камерах или по кривой. Это зависит от диаметра трубы (Д) и угла поворота: радиус кривой
(2.27)
Для гидравлического расчета определяют расчетный расход воды – количество воды в или , которое должно пропустить рассчитываемое сооружение в единицу времени (сек). Наибольший расход воды (в период ливневых дождей) определяется по формуле:
л/сек., где (2.28)
-расчетная интенсивность дождя в л/сек. на га;
- средний коэффициент стока или части его, тяготеющего к рассматриваемому сооружению;
- площадь бассейна стока, га.
Бассейном стока называют участок территории, ограниченный водораздельными линиями, по которым происходит сток поверхностных вод в направлении водоотводящего сооружения.
Коэффициентом стока называют отношение интенсивности стока к интенсивности дождя. < 1, так как сток снижается за счет различных факторов, главным из которых является просачивание в грунт. Чем больше площадь грунта, тем меньше . Коэффициент стока принимают в зависимости от типа поверхности стока: крыши зданий - 0,95, асфальтобетонные и цементобетонные покрытия - 0,9, булыжные мостовые, щебеночные и гравийные покрытия, озелененные участки - 0,1…0,2.
Средние значения коэффициента стока принимают в зависимости от типа застройки:
Небольшие города – 0,25… 0,35;
Малоэтажные застройки – 0,3…0,4;
Многоэтажные застройки – 0,4…0,6;
Старые города со сплошной застройкой – 0,6…0,9.
Расчетную интенсивность дождяопределяют по формуле:
, л/сек. на 1 га, где (2.29)
- расчетная продолжительность дождя для данной местности, мин.;
и - параметры, зависящие от местных климатических условий.
(7 + ), где (2.30)
q20- расчетная интенсивность дождя для данной местности;
- повторяемость расчетных дождей в годах;
- климатический коэффициент;
- параметр, определяемый по карте с изолиниями.
t, А, n, q20 , С определяют по специальным картам или таблицам. Повторяемость расчетных дождей p принимают в зависимости от типа территории (магистральные улицы, площади, застроенные территории, парки) и условий проложения водостоков. Колеблется от 1 (парки) до 100 лет (для магистральных улиц и благоприятного водоотвода).
Например, для Москвы: с=85, n=0,65.
Условия проложения водостока могут быть:
— благоприятные - водосток проходит близко к водоразделу;
— средние - водосток проходит по пологому склону;
— неблагоприятные - по дну глубокого тальвега;
— особо неблагоприятные - отвод из котловины.
Гидравлический расчет водостоков.
Пропускная способность водоотводящего сооружения зависит от размеров поперечного сечения, степени его заполнения и скорости течения воды:
, где (2.31)
- площадь живого (сжатого) сечения труб, лотков (с учетом коэффициента их наполнения);
- скорость течения воды, м/сек.
Площадью живого сечения называют площадь сечения воды в водосточном сооружении. При полном заполнении трубы площадь живого сечения равна площади внутреннего сечения трубы. Скорость определяют по формуле:
, где (2.32)
- коэффициент шероховатости дна и стенок водоотводящего сооружения;
- гидравлический радиус;
, где (2.33)
- коэффициент шероховатости (0,012 - для асбестоцемента.; 0,014 – для бетона);
где (2.34)
- смоченный периметр, т.е. длина линии контакта дна и стенок сооружения с водой. При полном заполнения:
где (2.35)
- внутренний диаметр сооружения; - наибольший уклон (принимают из расчета допустимых скоростей течения воды).
Уклоны водостоков должны приближаться к уклону поверхности, вдоль которой их прокладывают, для уменьшения объемов земляных работ и облегчения и удешевления работ по устройству водостоков. Наименьшую скорость течения воды во избежение заиливания принимают 0,6 м/сек.
При расчете пользуются специальными таблицами, графиками, которые упрощают проектирование.
2.6 Реконструкция городских улиц и дорог.
Реконструкция улиц и дорог может проводиться в следующих вариантах
— Проведение отдельных мероприятий по усилению дорожной одежды, увеличению радиусов поворотов, смягчению уклонов и т.п.
— Капитальное переустройство: уширение проезжих частей и других элементов улицы, изменение трассы, расширение улиц со сносом и т.д.
При вертикальной планировке, связанной с преобразованием рельефа, следует у зданий, сооружений, деревьев проектные отметки приближать к существующим. При уширении улиц предусматривается минимальный снос и сохранение опорной застройки. Простейшими являются работы с усилением проезжей части в пределах существующей ширины. Например, булыжные мостовые используют в качестве оснований под асфальтобетонные покрытия. При необходимости изменения профиля улицы или дороги