Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Дорожно-уличные сети

1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог

1.3 Пересечение улиц и дорог Пересечения являются наиболее неблагоприятными участками дорожно-уличной сети. Здесь останавливаются транспортные средства, возникают опасные ситуации для движения транспорта и пешеходов. Поэтому в местах пересечений при наличии больших транспортных и пешеходных потоков рекомендуются пересечения в разных уровнях. Другие перекрёстки регулируются для пропуска движения во взаимно пересекающихся направлениях. Лево поворотное движение рекомендуется относить за пределы перекрёстков или устраивать направляющие островки. При ограниченных размерах движения по каждой из пересекающихся улиц можно организовать саморегулируемый перекресток за счёт устройства центральных направляющих островков (рис. 1.11).Перекрёстки и площадиПерекрёстком называют участок слияния или пересечения улиц или дорог. Площадь – это архитектурно-организованное пространство общественного пользования, связанное с дорожной сетью города (населенного пункта) и имеющее определенное функциональное значение. В местах пересечения двух и более магистральных улиц или дорог перекрёстки можно преобразовать в транспортные площадки. Перекрёстки бывают простые (рис. 1.9) и сложные (рис. 1.10). Простые перекрёстки образуются при взаимном пересечении двух улиц или дорог или присоединение к одной улице или дороге ёщё одной или двух. Сложные перекрёстки образуются в местах сопряжения нескольких улиц. Присоединение улицы к другой носит название неполного пересечения, или примыкания.1. Перекрёстки: а) прямой <пер

2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог

2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог

4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы

4.2. Надзор за дорожными одеждами

4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований

4.4 Содержание улиц и городских дорог

используют дополнительное щебеночное основание, чтобы избежать перерасхода асфальтобетона. Проезжие части и тротуары можно уширять за счет газонов, снятия трамвайных путей и т.п. При невозможности уширения проезжей части и тротуаров в пределах ширины улиц можно принять следующие решения:

- устройство пересечений в разных уровнях для повышения пропускной способности улиц;

- снос строений;

- перенос части движения на параллельные улицы;

- устройство тротуаров в первых этажах зданий;

- пробивка новых улиц;

- устройство эстакад и тоннелей.

Учет региональных особенностей при проектировании и реконструкции городских улиц и дорог

  • В горных, приморских, засушливых районах и т.п. земляное полотно подвергается сезонным изменениям, но в принципе проектирование дорожных одежд не отличается от обычных условий.

  • В условиях вечной мерзлоты используется несколько методов проектирования работ:

— сохранение вечной мерзлоты в основании насыпи в течение всего периода эксплуатации;

— частичное оттаивание;

— полное оттаивание и осушение до начала строительства. Насыпи назначают по тепло-техническому расчету, но не менее 1,2 – 1,5 м.; в дорожной одежде предусматриваются дополнительные теплоизолирующие слои (рис. 2.12).



Рис. 2.12. Устройство теплоизолирующего слоя дорожной одежды.


  • Орошаемые земли характеризуются повышенным уровнем грунтовых вод. Поэтому земляное полотно проектируют только в насыпи, а толщину дорожной одежды принимают на 20-35 % больше.

  • В условиях пустыни земляное полотно проектируют в нулевых отметках или невысоких насыпях (0,5 – 0,6 м), ему придают обтекаемую форму для беспрепятственного переноса песка через дорогу.

  • В горной местности дорогу проектируют извилистой (серпатины), а покрытие дорожной одежды принимают в зависимости от климатических условий.


Глава 3. СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДСКИХ УЛИЦ И

ДОРОГ
3.1 Подготовительные работы

Организация работ при строительстве дорог и улиц

Строительство городских дорог ведется в строгой технологической последовательности. Оно начинается с подготовительных работ, обеспечивающих инженерную подготовку строительства; до полного их окончания нельзя приступать к устройству земляного полотна и, тем более, дорожной одежды, т.к. это неизбежно приведет к излишним затратам и снижению качества. Подготовительные работы включают:

- разбивку дорожной полосы;

- очистку от зеленых насаждений, снос, перенос строений;

- перенос надземных кабельных линий;

- перенос трамвайных путей, взлом и удаление старой дорожной одежды;

- перенос, ремонт, прокладку новых подземных коммуникаций.

Наиболее прогрессивным является поточный метод, когда в равные короткие промежутки времени заканчивается строительство равных по величине участков дороги. Основные средства производства концентрируются в специализированных отрядах по видам работ, которые, двигаясь вдоль строящейся дороги, последовательно выполняют все строительные работы. Различают потоки с постоянным темпом (линейные работы) и непостоянным темпом (сосредоточенные работы). К линейным работам относятся сооружения небольших насыпей и выемок, устройство оснований и покрытий. К сосредоточенным работам относятся устройство глубоких выемок и высоких насыпей, постройка искусственных сооружений и др. Сосредоточенные работы должны быть закончены до подхода основного потока по выполнению линейных работ.

В условиях нового строительства или реконструкции городских дорог нужно изыскать возможность закрыть улицу для городского транспорта и согласовать объезды с ГИБДД. При отсутствии такой возможности закрывают для движения ту часть дороги, на которой непосредственно ведут работы. При строительстве двух проезжих частей работы ведутся попеременно - вначале на одной, затем – на другой. При наличии одной проезжей части работы ведут, оставляя достаточную полосу для движения. Если работы ведутся без прекращения движения, места производства работ ограждают, а в ночное время – устанавливают сигнальное освещение. При больших разрытиях необходимо устройство пешеходных мостиков.

Очистка дорожной полосы

Включает снос строений, перенос опор линий электропередач, мешающих возведению земляного полотна, удаление кустарников, перенос деревьев и т.д. До начала производства работ необходимо вызвать представителей организаций, отвечающих за подземные сети, определить местонахождение подземных коммуникаций и обозначить их на местности. До возведения земляного полотна необходимо отремонтировать или реконструировать подземные коммуникации. Растительные слой обязательно удаляют с поверхности основания насыпей высотой до 1м. Растительный слой не должен попадать в тело насыпи. Снос строений производят в соответствии с проектом. Перед сносом отключают все подводящие сети (газо - водопроводы, электроснабжение). Каменные строения разрушают экскаваторами, кранами, снабженными ударными приспособлениями. При очистке от зеленых насаждений устанавливают возможность их пересадки, производят вырубку кустарника и мелких деревьев, валку и спиливание крупных деревьев.



При разборке существующих дорожных одежд полученный материал используют в дальнейшем, поэтому работы ведутся аккуратно. Булыжные мостовые, щебеночные покрытия и основания разбирают рыхлителями. Также взламывают, асфальтобетон. При небольших объемах используют отбойные молотки. Ими же взламывают цементобетонные покрытия и основания, особенно при неглубоком расположении подземных сетей. При глубоком расположении подземных сетей цементобетонные покрытия и основания взламывают бетоноломом, краном с падающим грузом.
Восстановление трассы и разбивка земляного полотна

Для восстановления трассы и закрепления на местности основных точек, определяющих положение проектной линии дороги в плане, используют геодезические знаки, установленные во время изысканий и устанавливают дополнительные – на основе проектных данных. Для закрепления вершин углов поворота используют постоянные предметы (осветительные мачты, цоколь здания). Для высотного закрепления используют постоянные и временные реперы. Все установленные реперы заносят в журнал. Пикетные и другие точки выносят за пределы полосы, где будут проводиться земляные работы.

Разбивка земляного полотна заключается в обозначении на местности элементов земляного полотна и границ земляных работ. Закрепляют высотные отметки, ширину насыпей и выемок, кромку подошвы откосов, элементы поперечного профиля земляного полотна. Для этого используют колышки на каждом пикете, плюсовых точках, в которых резко меняется уклон местности. Поперечники разбивают через 20 – 40 м. Разбивку ведут на основе проектных материалов. Разбивочные знаки не должны мешать движению построечного транспорта и работе землеройных машин. Правильность геометрических размеров проверяют промерами, нивелированием. Крутизну откосов (1:m) проверяют шаблонами-откосниками.

Разбивку насыпи производят следующим образом (рис. 3.1). На загородной дороге обозначают высоту насыпи и подошву откосов. Современные способы возведения насыпей требуют тщательного послойного уплотнения грунта, поэтому запас высоты на последующую осадку насыпи не предусматривается. Под прямым углом к оси дороги, вправо и влево от нее, отмеряют половину ширины земляного полотна (А) и забивают колья, обозначающие бровки. Высота кольев (Н
) должна соответствовать проектной отметке бровки земляного полотна. На одном из 3 кольев (или на вынос) обозначают ось дороги, пишут номер пикета, плюс, рабочую отметку.



Рис.3.1. Разбивка насыпи
Подошву откоса насыпи можно определить расчетом:

ОК = А/2 + Нm , где (3.1)

А – ширина земляного полотна;

m - коэффициент заложения откоса;

H – высота насыпи у бровки.

Аналогично производят разбивку насыпей на косогорах, в выемках и т.д. В процессе разработки выемки не следует приближаться к проектным отметкам земляного полотна и откосов ближе, чем на 20-30 см. Этот слой грунта удаляют при чистой отделке выемки. Правильность ведения земляных работ контролируют нивелиром, визирками.

В городских условиях при необходимости проведения планировочных работ территорию размечают на квадраты со сторонами 10-20 м. По углам каждого квадрата забивают колья-маяки, на которые вывешивают рабочие отметки: величина срезки (-) или - подсыпки (+). Выполнение работ контролируется нивелированием относительно граничных маяков, выносимых за пределы границы работ.

Разбивочные работы перед строительством городской улицы начинают с восстановления оси. Подробно разбивают круговые и переходные кривые у каждой вершины угла поворота. Ось закрепляют кольями h≥0,5 м. На каждом пикете разбивают поперечники, на которых кольями фиксируют положение основных точек поперечного профиля улицы. Нивелированием устанавливают высотное положение переломных точек на продольном профиле, а визированием – промежуточных. На колышках, определяют границы проезжей части, со знаком (–) указывают величину выработки для устройства корыта под дорожную одежду.

3.2. Возведение земляного полотна

Грунты, применяемые для сооружения земляного полотна

Устойчивость земляного полотна обуславливается прежде всего свойствами грунтов и степенью их уплотнения.

Песчаные грунты водопроницаемы, во влажном состоянии несущая способность почти не меняется, хорошо уплотняются. Их можно применять в любых условиях. Недостаток: опасность размыва и разрушения откосов, особенно при высоких насыпях. Укрепление откосов.

Песчаные пылевые грунты содержат пылевые частицы (< 0,14 мм). При насыщении водой устойчивость снижается. Нельзя применять для устройства насыпей во влажных условиях.


Супесчаные грунты наиболее благоприятны для устройства земляного полотна. При увлажнении несущая способность изменяется мало. Грунты водопроницаемы, хорошо уплотняются. Используются в любых условиях. Супесчаные пылевые грунты при насыщении водой могут приобретать свойства плывуна.

Пылевые грунты – наименее благоприятны для возведения земляного полотна. Способствуют пучинообразованию на дорогах. Наблюдается весной взбугривание дорожной одежды, проломы, просадки. Ограничивается применение во влажных условиях, в местах с высоким уровнем грунтовых вод.

Суглинистые и тяжелосуглинистые грунты в сухом состоянии – плотные. Чем больше глинистых частиц, тем больше потеря несущей способности во влажных условиях. Обладают способностью к капиллярному подъему воды: H до 1-1,5 м для суглинка, до 1,5 – 2 м для тяжелого суглинка, в то время как у песчаных грунтов Н< 0,3-0,5 м. При неглубоком залегании грунтовых вод насыщаются слои грунта под дорожной одеждой, что отрицательно сказывается на её устойчивости.

Суглинистые пылевые грунты склонны к пучинообразованию. Высота подъема воды по капиллярам до 2 м, низкая водопроницаемость. Во влажном состоянии теряют несущую способность. Неблагоприятны для устройства земляного полотна. Можно применять в нижней части насыпи в сухих местах.

Глинистые грунты почти водонепроницаемы, способны к капиллярному подъему воды, впитывают много влаги, становятся пластичными и резко теряют несущую способность, медленно сохнут. В сухом состоянии плотные. Для устройства насыпей не рекомендуются.

Б ольшое значение играет расположение разнородных грунтов в насыпи (рис. 3.2).. Беспорядочная отсыпка может привести к сползанию откосов, образованию «карманов» (скопление воды в теле насыпи). Все это уменьшает устойчивость насыпи. Если насыпь возводится из разнородных грунтов, то из одного грунта должен создаваться сплошной горизонтальный слой.
а) правильное б) неправильное

Рис. 3.2 Размещение разнородных грунтов в насыпи: 1 – суглинок, 2 – песок, 3 – глина.
Производство земляных работ

Сооружение земляного полотна представляет собой совокупность технологических процессов