ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2
Беседа с учителями
«Выявление мотивации педагогов к реализации проектной деятельности с обучающимися»
Вопросы для беседы с учителями:
-
Важны ли для Вас вопросы, связанные с проектной деятельностью школьников? -
Интересуетесь ли Вы особенностями выполнения проектов школьниками разных классов? -
Считаете ли Вы важным и необходимым реализацию проектов обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности? -
Владеют ли учащиеся приемами реализации проектной деятельности? -
Регулярно ли они обращаются к Вам за консультативной помощь по вопросам выполнения проектов? -
Какие трудности испытываете Вы и Ваши ученики в проектной деятельности? -
Создаете ли Вы условия для реализации проектной деятельности обучающихся? -
Какой литературой или сайтами Вы пользуетесь в процессе реализации проектов?
Благодарю Вас за помощь в нашем исследовании.
Приложение 3
План наблюдения за деятельностью учителя и учащихся в процессе реализации проектов на уроках биологии в 8 классах
1. Логика построения проектной деятельности.
2. Достижение целей и задач проекта.
3. Степень владения различными методами реализации проекта.
4. Взаимодействие обучающихся при выполнении проектов в группе.
5. Преобладающие формы общения.
6. Содержание общения в процессе проектной деятельности.
7. Принятые распределения ролей в проектной деятельности.
8. Положительные и отрицательные стороны проектной деятельности.
9. Осуществление контроля за результатами проектной деятельности.
10. Защита проекта.
11. Сформированность проектной компетентности:
– умение анализировать ситуацию, вычленять и формулировать проблему, подлежащую решению;
– способность определять степень проработанности проблемы;
– выдвижение идей по решению поставленной проблемы;
– умение ставить цель проекта;
– выявление и обоснование критериев оценки выдвигаемых идей по решению проблемы и оценки результатов проектной деятельности;
– анализ выдвинутых идей, обоснование и осуществление оптимального выбора в случае многовариантности решения проблемы;
– определение задач проекта, структурирование процесса решения;
– последовательное решение проектных задач на основе интеграции фундаментальных и профессиональных дисциплин;
– представление продукт проектной деятельности, определение его новизны и возможности внедрения (использования).
Приложение 4
Методика выявления уровня сформированности проектной компетентности
(Г.Б. Голуб и О.В. Чуракова [7])
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Решение проблем | демонстрирует понимание проблемы, демонстрирует понимание цели и задач деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности, высказывает впечатления о работе и полученном продукте | формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения результатов \ перспективы использования продукта, анализирует продукт и процесс деятельности | формулирует и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, анализирует потребность окружающих в использовании продукта, проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности |
Работа с информацией | осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности, применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника, демонстрирует понимание полученной информации, демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу | планирует информационный поиск, владеет способами систематизации информации, критически относится к полученной информации, приводит аргументы | определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения, выбирает информационные источники, адекватные цели проекта, разрешает противоречия, делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности |
Коммуникация | соблюдает нормы изложения простого текста, соблюдает нормы речи в простом высказывании, работает с вопросами на уточнение, высказывает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе | определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций, использует невербальные средства воздействия на аудиторию, работает с вопросами в развитие темы, совместно с членами группы получает результат взаимодействия | определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели, использует риторические и логические приемы, работает с вопросами на дискредитацию, успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы |
Критерии для оценки сформированности компетентности решения проблем
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||||||
| 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов | |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем | Ученик описал ситуацию и указал свои намерения | Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию | Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие | Ученик назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированной с помощью учителя | Ученик сформулировал проблему и привел анализ причин ее существования | Ученик указал некоторые последствия существования проблемы | |
Целеполагание и планирование | Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта | Ученик сформулировал задачи, адекватные цели проекта, определенной совместно с учителем | Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы | Ученик предложил способ убедиться в достижении цели | Ученик обосновал достижимость цели и назвал риски | Ученик предложил возможные способы решения проблемы | Ученик предложил стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы | |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом | После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий | Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия (шаги) | Ученик указал время, необходимое для выполнения сформулированных совместно с учителем действий (шагов) | Ученик зафиксировал результаты текущего контроля за соответствием деятельности плану | Ученик спланировал текущий контроль с учетом специфики деятельности (шагов) | Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы | Ученик обосновал необходимые для реализации проекта ресурсы |
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||||
| 1 балл | 2 балла | 3 балла | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 1 балл | 2 балла |
Оценка результата | Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту | Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения | По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный продукт | Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу | Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями | Ученик предложил несколько критериев для оценки продукта | Ученик предложил систему критериев для оценки продукта | Ученик предложил способ оценки продукта |
Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом | Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом | Ученик назвал слабые стороны работы над проектом | Ученик назвал сильные стороны работы над проектом | Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом | Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом | Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности | Ученик проанализировал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее |
Критерии для оценки информационной компетентности
| Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||||||
| 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов | ||
Поиск информации | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого эта информация необходима | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта | Ученик выделил из рекомендованных учителем вопросов для изучения те, информацией по которым не обладает | Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения проекта | Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем | Ученик спланировал поиск информации в соответствии с планом работ по проекту | Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источников | Ученик самостоятельно и аргументированно принял решение о завершении этапа сбора информации | ||
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника | Ученик зафиксировал вопрос информацию из указанного учителем источника | Ученик зафиксировал исчерпывающую вопрос информацию из источников учителя | Ученик получил сведения при работе с каталогом или поисковой системой | Ученик зафиксировал информацию, полученную из разных источников, предложенной учителем | Ученик предложил способ систематизации данных и сведений | Ученик охарактеризовал источники информации, которыми он воспользовался | Ученик обосновал использование источников информации того или иного вида | |||
Ученик воспроизвел аргументацию и вывод | Ученик привел пример, подтверждающий вывод | Ученик предложил свою идею | Ученик сделал вывод на основе полученной информации | Ученик сделал вывод и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения | Ученик выстроил совокупность аргументов в собственной логике | Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения | Ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией |