Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение 2
Беседа с учителями
«Выявление мотивации педагогов к реализации проектной деятельности с обучающимися»

Вопросы для беседы с учителями:

  1. Важны ли для Вас вопросы, связанные с проектной деятельностью школьников?

  2. Интересуетесь ли Вы особенностями выполнения проектов школьниками разных классов?

  3. Считаете ли Вы важным и необходимым реализацию проектов обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности?

  4. Владеют ли учащиеся приемами реализации проектной деятельности?

  5. Регулярно ли они обращаются к Вам за консультативной помощь по вопросам выполнения проектов?

  6. Какие трудности испытываете Вы и Ваши ученики в проектной деятельности?

  7. Создаете ли Вы условия для реализации проектной деятельности обучающихся?

  8. Какой литературой или сайтами Вы пользуетесь в процессе реализации проектов?


Благодарю Вас за помощь в нашем исследовании.

Приложение 3
План наблюдения за деятельностью учителя и учащихся в процессе реализации проектов на уроках биологии в 8 классах
1. Логика построения проектной деятельности.

2. Достижение целей и задач проекта.

3. Степень владения различными методами реализации проекта.

4. Взаимодействие обучающихся при выполнении проектов в группе.

5. Преобладающие формы общения.

6. Содержание общения в процессе проектной деятельности.

7. Принятые распределения ролей в проектной деятельности.

8. Положительные и отрицательные стороны проектной деятельности.

9. Осуществление контроля за результатами проектной деятельности.

10. Защита проекта.

11. Сформированность проектной компетентности:

– умение анализировать ситуацию, вычленять и формулировать проблему, подлежащую решению;

– способность определять степень проработанности проблемы;

– выдвижение идей по решению поставленной проблемы;

– умение ставить цель проекта;

– выявление и обоснование критериев оценки выдвигаемых идей по решению проблемы и оценки результатов проектной деятельности;

– анализ выдвинутых идей, обоснование и осуществление оптимального выбора в случае многовариантности решения проблемы;

– определение задач проекта, структурирование процесса решения;


– последовательное решение проектных задач на основе интеграции фундаментальных и профессиональных дисциплин;

– представление продукт проектной деятельности, определение его новизны и возможности внедрения (использования).

Приложение 4

Методика выявления уровня сформированности проектной компетентности
(Г.Б. Голуб и О.В. Чуракова [7])






Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Решение проблем

демонстрирует понимание проблемы,

демонстрирует понимание цели и задач деятельности,

демонстрирует понимание последовательности действий,

имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности,

высказывает впечатления о работе и полученном продукте

формулирует проблему с помощью учителя,

ставит достижимые и измеримые цели,

проводит текущий контроль реализации плана деятельности,

предполагает последствия достижения результатов \ перспективы использования продукта,

анализирует продукт и процесс деятельности

формулирует и анализирует проблему,

определяет стратегию решения проблемы,

анализирует ресурсы и риски,

анализирует потребность окружающих в использовании продукта,

проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности

Работа с информацией

осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,

применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,

демонстрирует понимание полученной информации,

демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу

планирует информационный поиск,

владеет способами систематизации информации,

критически относится к полученной информации,

приводит аргументы

определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения,

выбирает информационные источники, адекватные цели проекта,

разрешает противоречия,

делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности

Коммуникация

соблюдает нормы изложения простого текста,

соблюдает нормы речи в простом высказывании,

работает с вопросами на уточнение,

высказывает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе

определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,

использует невербальные средства воздействия на аудиторию,

работает с вопросами в развитие темы,

совместно с членами группы получает результат взаимодействия

определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели,

использует риторические и логические приемы,

работает с вопросами на дискредитацию,

успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы


Критерии для оценки сформированности компетентности решения проблем





Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень




1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем

Ученик описал ситуацию и указал свои намерения

Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию

Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие

Ученик назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированной с помощью учителя

Ученик сформулировал проблему и привел анализ причин ее существования

Ученик указал некоторые последствия существования проблемы

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта

Ученик сформулировал задачи, адекватные цели проекта, определенной совместно с учителем

Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы

Ученик предложил способ убедиться в достижении цели

Ученик обосновал достижимость цели и назвал риски

Ученик предложил возможные способы решения проблемы

Ученик предложил стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий

Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия (шаги)

Ученик указал время, необходимое для выполнения сформулированных совместно с учителем действий (шагов)

Ученик зафиксировал результаты текущего контроля за соответствием деятельности плану

Ученик спланировал текущий контроль с учетом специфики деятельности (шагов)

Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы

Ученик обосновал необходимые для реализации проекта ресурсы






Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень




1 балл

2 балла

3 балла

1 балл

2 балла

3 балла

1 балл

2 балла

Оценка результата

Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту

Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения

По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный продукт

Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу

Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями

Ученик предложил несколько критериев для оценки продукта

Ученик предложил систему критериев для оценки продукта

Ученик предложил способ оценки продукта

Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом

Ученик назвал слабые стороны работы над проектом

Ученик назвал сильные стороны работы над проектом

Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом

Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом

Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности

Ученик проанализировал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее



Критерии для оценки информационной компетентности




Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень




1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

Поиск информации

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого эта информация необходима

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта

Ученик выделил из рекомендованных учителем вопросов для изучения те, информацией по которым не обладает

Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения проекта

Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем

Ученик спланировал поиск информации в соответствии с планом работ по проекту

Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источников

Ученик самостоятельно и аргументированно принял решение о завершении этапа сбора информации

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника

Ученик зафиксировал вопрос информацию из указанного учителем источника

Ученик зафиксировал исчерпывающую вопрос информацию из источников учителя

Ученик получил сведения при работе с каталогом или поисковой системой

Ученик зафиксировал информацию, полученную из разных источников, предложенной учителем

Ученик предложил способ систематизации данных и сведений

Ученик охарактеризовал источники информации, которыми он воспользовался

Ученик обосновал использование источников информации того или иного вида

Ученик воспроизвел аргументацию и вывод

Ученик привел пример, подтверждающий вывод

Ученик предложил свою идею

Ученик сделал вывод на основе полученной информации

Ученик сделал вывод и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения

Ученик выстроил совокупность аргументов в собственной логике

Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения

Ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией