Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формы дневников наблюдений, рабочие тетради, список публикаций для дополнительного чтения или сами их тексты, шаблоны таблиц, перечень различных образовательных ресурсов, электронные дидактические материалы по самостоятельному изучению средств информационных технологий, требования к оформлению проекта и др.

4. В классе должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.).

5. Формирование проектной компетентности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности, но и в рамках уроков: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа выполнения задания, составление аннотации к прочитанной книге, поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию, поиск альтернативных способов решения проблемы.
Выводы по главе II
Во второй главе «Опытно–экспериментальная работа по реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах» описаны содержание и методики опытно–экспериментальной работы, выявлен уровень сформированности проектной компетентности обучающихся, описана реализация проектной деятельности на уроках биологии в 8 классах, проведен анализ результатов опытно–экспериментальной работы, полученных данных на контрольном этапе, который показал положительный рост изменений в формировании проектной компетентности.


Заключение



Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно–экспериментальной работы по реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах, позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования.

В исследовании представлены теоретические аспекты реализации проектной деятельности, проанализированы понятия «проектная деятельность», «проектная компетентность», доказана актуальность, раскрыта сущность проектной деятельности, проведен анализ программы по биологии для 8 класса с точки зрения реализации проектной деятельности, рассмотрены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах, сконструирована модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах и опытно–экспериментальным путем доказана ее эффективность.

Результаты проведенного теоретического исследования и опытно–экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы.

Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии включают:

– создание ситуаций успеха в проектной деятельности;

– учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся;

– внедрение современных информационных технологий в процесс реализации проектной деятельности;

– активная позиция обучающихся в проектной деятельности;

– актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся;

– знание учителем и обучающимися логики и этапов проектной деятельности;

– владение инструментарием для оценки результатов проектной деятельности;

– обеспечение возможности реализации индивидуальной и групповой проектной деятельности;

– формирование проектной компетентности обучающихся;

– практическая значимость результатов проектной деятельности и др.

Модель реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах, представляет собой совокупность целей, задач, принципов, условий, технологии и результата. Внедрению этой модели способствуют выделенные в ходе исследования педагогические условия.



Проведена опытно–экспериментальная работа, в процессе которой последовательно решались поставленные в соответствии с целью исследования задачи по изучению состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практической деятельности школы. В ходе опытно–экспериментальной работы достаточно успешно проходило формирование проектной компетентности обучающихся 8 классов.

В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о правомерности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели.

Список литературы


  1. Алексеев, В.В. Проектно–исследовательская деятельность по биологии в образовательном процессе / В.В. Алексеев, Р.В. Кутузов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019 – №2 (102). – С. 47–54.

  2. Андреевская, Е.Г. Исследовательская и проектная деятельность школьников [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Е.Г. Андреевская. – Москва: Паганель, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM): ил.; 12 см.

  3. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – Москва: Просвещение, 2013. – 175 с.

  4. Беленок, И.Л. Методические рекомендации по реализации практической части учебных предметов: биология, география, физика, химия в соответствии с ФГОС ООО [Текст] / И.Л. Беленок. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. – 83 с.

  5. Белозерова, О.М. Организация и реализация проектной деятельности среднего звена и старшей школы / О.М. Белозерова // Завуч, 2016. – №8. – С. 89–95.

  6. Богомолова, А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А.А Богомолова // Биология в школе, 2006. – №5 – С. 35–38.

  7. Великанова, С.С. Основы проектной деятельности [Текст]: учебное пособие / С.С. Великанова; М–во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский гос. технический ун–т им. Г.И. Носова». – Магнитогорск: [б. и.], 2014. – 21 с.

  8. Глухарева, О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы [Текст] / О.Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании, 2014. – №1. – С. 17–24.

  9. Голуб, Г.Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики [Текст]: методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Самара: Профи, 2004. – 62 с.

  10. Городилина, Т.В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе федеральных государственных образовательных стандартов / Т.В. Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании, 2014. – №6. – С. 37–41.

  11. Доброва, В.В. Организация проектной деятельности: теория и практика [Текст] / В.В. Доброва, Е.А. Елизарова; М–во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. технический ун–т», Каф. иностранных яз. – Самара: Самарский гос. технический ун–т, 2013. – 140 с.

  12. Добрынина, Е.С. Использование проектной деятельности в подготовке будущих учителей биологии [Текст] / Е.С. Добрынина, О.В. Хотулёва // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика. Сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции, 2019. – С. 58–61.

  13. Добрынина, Е.С. Организация проектной деятельности как способ развивающего обучения в школе на уроках биологии [Текст] / Е.С. Добрынина, О.В. Хотулёва, Г.В. Егорова // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – № 65–2. – С. 114–117.

  14. Евтеева, В.В. Методика использования метода проектов в обучении биологии / В.В. Евтеева, О.В. Хотулёва, Ю.А. Ющенко // Международный научно–исследовательский журнал, 2020. – № 8 (98). – С. 73–76.

  15. Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. [Текст]: Учебно–методическое пособие / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – Москва: «Интеллект–Центр», 2013. – 196 с.

  16. Зюльганова, О.А. Инновационная модель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования как условие формирования компетенции выбора и самоопределения обучающихся / О.А. Зюльганова, Е.А. Ябурова // Управление качеством образования, 2017. – №2. – С. 11–17.

  17. Ивочкина, Т.Н. Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО [Текст]: учебно–методическое пособие / Т.Н. Ивочкина; Муниципальное образовательное учреждение доп. проф. образования «Ин–т повышения квалификации» (МАОУ ДПО ИПК). – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2015. – 111 с.

  18. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе [Текст]: учебное пособие для учащихся 7–11 классов / В.С. Лазарев; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, ГОУ ВПоО ХМАО – Югры «Сургутский гос. пед. ун–т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.,

  19. Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников 5–11 классы / А.В. Леонтович, А.С. Савичев; под ред. А.В. Леонтовича. – М.: Вако, 2014. – 160 с.

  20. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – 3–е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.

  21. Матяш, Н.В. Методика оценки проектной компетентности [Электронный ресурс] / Н.В. Матяш, Ю.А. Володина. – Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3–17/488–matyash–volodina17.html (дата обращения 18.03.2018).

  22. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: методическое пособие / под ред. В.С. Рохлова – М.: МИОО, 2006. – 96 с.

  23. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности [Текст]: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», Экономический факультет. – Ростов–на–Дону: Изд–во Южного федерального ун–та, 2016. – 144 с.

  24. Молис, С.С. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. [Текст] / С.С. Молис, С.А. Молис – М.: Просвещение. 1988 – 176 с.

  25. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

  26. Пахомова, Н.Ю. Оценивание успешности учащихся в проектной деятельности [Текст]: методическое пособие и электронный дневник наблюдений на CD–диске / Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, Е.В. Кузьмина; Департамент образования г. Москвы, Московский ин–т открытого образования, Лаб. информационной поддержки развития образования каф. начального образования, Педагогическое сообщество учебного проектирования. – Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2014. – 39 с.

  27. Педагогические технологии поддержки проектной деятельности детей и молодежи [Текст]: материалы всероссийского форума / Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.]; [редактор: В. Б.Тулвинский]. – Набережные Челны: НГПУ, 2017. – 214 с.

  28. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С. Полат . – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.

  29. Потапкин, Е.Н. Совершенствование исследовательских умений учащихся по биологии в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е.Н. Потапкин, А.С. Малькова // Современные наукоемкие технологии, 2019. – № 12–2. – С. 365–370.

  30. Поташник, М.М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС / М.М. Поташник, М.В. Левит // Завуч, 2016. – №1. – С. 4–25.

  31. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию (протокол от 5 сентября 2022 г. № 6/22) [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://fgosreestr.ru/poop/primernaia–osnovnaia–obrazovatelnaia–programma–osnovnogo–obshchego–obrazovaniia–2 (дата обращения 19.01.2023).

  32. Проектная деятельность [Текст]: методическое пособие / Составители: М.А. Иваненкова, Н.В. Судденкова, Ю.А. Евстафьева, В.С. Тригубова, В.В. Бахурина. – ОГБПОУ СмолАПО, 2015. – 23 с.

  33. Проектная деятельность [Электронный ресурс]: [Е.В. Протопопов, Д.А. Гафарова, Л.А. Ермакова и др.]; Сибирский государственный индустриальный университет: электронный учебно–методический комплекс. – Новокузнецк: СибГИУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM); 12 см.

  34. Проектная деятельность школьников в современном образовательном пространстве [Текст]: сборник научно–методических материалов / [под. ред. А.Ю. Белогурова, Н.В. Поликашевой]. – Москва: Спутник+, 2015. – 93 с.

  35. Реализация проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы [Текст]: методическое пособие по организации проектной деятельности для учителей–предметников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / М–во образования и науки Челябинской обл., Гос. бюджетное образовательное учреждение доп. проф. образования «Челябинский ин–т переподгот. и повышения квалификации работников образования»; [сост.: А.В. Ильина и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 115 с.

  36. Роль проектной деятельности в формировании метапредметных умений [Текст]: методический сборник / Междунар. ин–т независимых пед. исслед. МИНПИ–ЮНЕСКО, Гос. бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная шк. № 558 с углубленным изучением математики Выборгского р–на Санкт–Петербурга; [авт.–сост. И.Г. Салова]. – Санкт–Петербург: ООО «Архей», 2013. – 21 с.

  37. Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе методическое пособие / М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

  38. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с.

  39. Сонин, Н.И. Биология 8 класс. Многообразие живых организмов. Животные. Учебное пособие [Текст] / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2021. – 224 с.

  40. Токарева, М.И. Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2016. – № 21 (125). – С. 934–937.

  41. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст] / Е.В. Тяглова. – М.: СПб. [и др.]: Питер, 2011. – 256 с.

  42. Урих И. В. «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках биологии». Научно–методический журнал «Концепт», 39, 2013, с 101–106.

  43. Фадеева, Л.А. Проектная деятельность на уроках / Л.А. Фадеева, М.А. Зуенко, Ю.А. Морозова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 1–7.

  44. Чувашева, О.В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС: методическое пособие / О.В. Чувашева [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru//metodicheskoe–posobie–proektnaya–deyatelnost–kak–sredstvo–realizacii–fgos–3925195.html.

  45. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения / А.В. Хуторской // Школьные технологии. – Москва: Эйдос, 2013. – №3. – С. 95–100.

  46. Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И.Ю. Шустова, А.Ю. Нуруллова // Завуч, 2016. – № 7. С. 110–127.

  47. Щеглова, Т.М. Формирование проектной компетентности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – Режим доступа https://www.science–education.ru/ru/article/view?id=24355 (дата обращения 20.05.2018).

  48. Ядов, В.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования [Текст] / В.Я. Ядов, А.А. Киссель. – Москва : [б. и.], 1974. – 23 л.

  49. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учебное пособие: модуль: «Проектная деятельность в образовательном учреждении»: электронное издание / Н.Ф. Яковлева; М–во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Красноярский гос. пед. ун–т им. В. П. Астафьева». – Красноярск: КГПУ, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM): ил.; 12 см.

  50. Якунчев, М.А. Методика преподавания биологии: учебник [Текст] / М.А. Якунчев, И.Ф. Маркинов, А.Б. Ручин. – Москва: Академия, 2014. – 332 с.

  51. Янушевский, В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы [Текст]: методическое пособие / В.Н. Янушевский. – Москва: Владос, 2015. – 126 с.

  52. Янушевский, В.Н. Учебное проектирование школьников: первые шаги в новой образовательной реальности / В.Н. Янушевский // Журнал руководителя управления образованием, 2015. – №3. – С. 67–71.




Приложения


Приложение 1
Списки обучающихся экспериментальной и контрольной групп муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края

п/п

Имя и фамилия (сокращенно) ребенка

Экспериментальная группа

Контрольная группа



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



М

М



Д

М



Д

М



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д



Д

Д