Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из таблицы 3, низкий уровень сформированности проектной компетентности у детей экспериментальной группы составляет 30%, средний уровень – 40%, высокий уровень – 30%.

Таблица 4

Уровни сформированности проектной компетентности
в контрольной группе
на констатирующем этапе опытно–экспериментальной работы


(методика Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой)

Пол ребенка

Решение проблем

Работа с информацией

Коммуникация

М

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

М

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Низкий уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Низкий уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Высокий уровень

М

Средний уровень

Низкий уровень

Средний уровень

М

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Д

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Средний уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Д

Низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Д

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Д

Низкий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Д

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Д

Средний уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень


Как видно из таблицы 4, низкий уровень сформированности проектной компетентности у детей контрольной группы составляет 27,8%, средний уровень – 44,4%, высокий уровень – 27,8%.

Сравнение данных, представленных в таблицах 3 и 4, показало преобладающим уровнем сформированности проектной компетентности у детей контрольной и экспериментальной групп является средний – низкий и высокий находятся на одном уровне.

Для того, чтобы улучшить (повысить) удовлетворенность учащихся проектной деятельностью, вовлечь их в процесс, чтобы обучающимся было интересно, полезно, увлекательно, необходимо организовать реализацию педагогических условий проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах. Описание серии уроков приведено в пункте 2.3

2.3. Реализация проектной деятельности
на уроках биологии в 8 классах



На формирующем этапе опытно–экспериментальной работы была реализована проектная деятельность на уроках биологии в 8 классах. В основу серии проектов (приложение 7) положена модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах и педагогические условия, описанные в пункте 1.2 и 1.3 соответственно. Основная цель уроков состояла в формировании проектной компетентности обучающихся.

Календарно–тематический план проведенных уроков биологии с указанием проектов и педагогических условий реализации проектной деятельности представлен в таблице 5.

Таблица 5

Календарно–тематический план проведенных уроков биологии с указанием проектов и педагогических условий проектной деятельности на формирующем этапе опытно–экспериментальной работы, реализуемой с обучающимися экспериментальной группы


Дата прове–дения

Тема урока


Элемент содержания

Тема проекта

Педагоги–ческие условия

1

2

3

4

5

21.09.2021

Общая характеристика царства животных Систематика животных

Характеристика животного организма, как целостной системы. Роль представителей различных видов в биоценозах, характер их взаимоотношений. Систематические категории животных.

Анализ родословного дерева животного царства (презентация)

Использование современных информационных технологий

Продолжение таблицы 5


1

2

3

4

5

30.09.2021

Подцарство одноклеточные. Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм


Характеристика одноклеточных животных, структуры, обеспечивающие выполнение функций целостности организма.

Сравнительная характеристика простейших (Макет)

Консультирование учителем обучающихся по вопросам возникающим в проектах

05.10.2021

Подцарство многоклеточные. Общая характеристика многоклеточных животных. Тип губки. Губки – как примитивные многоклеточные животные


Характеристика многоклеточных организмов. Типы симметрии животных, значение симметрии для жизнедеятельности организмов, значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов, появление первых тканей. Характеристика губок, как примитивных многоклеточных организмов. Значение типа губки в природе и жизни человека.

Многообразие происхождения многоклеточных организмов

(публичное выступление)

Обеспечение возможности реализации групповой и проектной деятельности

14.10.2021

Тип Членичтоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих


Характеристика типа членистоногие, прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавших их возникновение. Систематика членистоногих и их происхождение.

Внешнее строение и многообразие членистоногих (постер, плакат)

Активное участие обучающихся в проектной деятельности



Продолжение таблицы 5


1

2

3

4

5

19.10.2021

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные (черепные)


Характеристика типа Хордовых подтипа Позвоночных на примере представителей класса Рыбы, многообразие и происхождение рыб, черты приспособления рыб к водной среде обитания, экологическое и хозяйственное значение рыб

Особенности внешнего строения рыб, связанных с их образом жизни (информационный плакат)

обеспечение возможности работы в малых группах

28.10.2021

Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных, как первых наземных позвоночных

Общая характеристика класса Земноводные на примере лягушки; строение и особенности жизнедеятельности земноводных. Особенности внутреннего строения земноводных, размножение и развитие

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни (творческий отчет)

Актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся


Продолжение таблицы 5


09.11.2021

Класс Пресмыкающиеся общая характеристика пресмыкающихся как первоназемных животных

Общая характеристика пресмыкающихся на примере ящерицы, характеристика многообразия пресмыкающихся, отличить черты приспособленности пресмыкающихся к разнообразным средам обитания

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи (информационный плакат)

Повышение уровня самостоятельности и мотивации обучающихся

18.11.2021

Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц


Общая характеристика класса Птицы; провести сравнительный анализ рептилий и птиц; характеристика происхождения птиц и их связь с первоптицами. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. Значение птиц в природе и жизни человека.

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни. Происхождение птиц (рассказ–сообщение)

Ситуации, которые пробуждают школьника отстаивать свое мнение, обращаясь к различным источникам информации



Продолжение таблицы 5


21.12.2021

Млекопитающие или звери. Происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные

Характеристика класса Млекопитающие. Описать основные отряды млекопитающих, объяснить необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку

Внешнее и внутреннее строение млекопитающих. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека (видеофильм)

Актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся

18.01.2022

Основные этапы развития животного мира

Историческое развитие животного мира

Дать определение и проанализировать понятия «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость»

Основные этапы развития животных, их предковые формы.

Анализ эволюционного древа животного мира. Развитие животных по эрам и периодам (макет)

консультирование учителем обучающихся по вопросам, возникающим в ходе выполнения проектной деятельности

Продолжение таблицы 5


1

2

3

4

5

27.01.2022

Животные и человек

Значение диких и домашних животных в природе, необходимость охраны и регуляции численности животных

Значение разных групп животных для человека.

Причины одомашнивания диких животных и возникновение животноводства

Значение животных в природе и жизни человека (учебное исследование)

Заинтересованность обучающихся

02.02.2022

Вирусы

Общая характеристика вирусов

История открытия вирусов, гипотезы возникновения вирусов, необходимость и меры профилактики вирусных инфекций. Примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека

Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека (научный доклад)

Актуальность тем проектов

10.02.2022

Экосистема.

Среда обитания.

Экологические факторы

Роль среды обитания в жизнедеятельности животных организмов; биотические и антропогенные факторы среды

Влияние света и интенсивность полива на всхожесть семян (исследовательский отчет)

Реализация индивидуальной проектной деятельности

15.03.2022

Экологические системы

Структура Экосистемы

Пищевые цепи

Экологическая пирамида, компоненты экосистемы

Анализ цепей и сетей питания (буклет)

Заинтересованность обучающихся