ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как видно из таблицы 3, низкий уровень сформированности проектной компетентности у детей экспериментальной группы составляет 30%, средний уровень – 40%, высокий уровень – 30%.
Таблица 4
Уровни сформированности проектной компетентности
в контрольной группе
на констатирующем этапе опытно–экспериментальной работы
(методика Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой)
Пол ребенка | Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация |
М | Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень |
М | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
М | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
М | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
М | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
М | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
М | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
М | Низкий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
М | Высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень |
М | Средний уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень |
Д | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
Д | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Д | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
Д | Низкий уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
Д | Средний уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
Д | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Д | Низкий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Д | Средний уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень |
Д | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Как видно из таблицы 4, низкий уровень сформированности проектной компетентности у детей контрольной группы составляет 27,8%, средний уровень – 44,4%, высокий уровень – 27,8%.
Сравнение данных, представленных в таблицах 3 и 4, показало преобладающим уровнем сформированности проектной компетентности у детей контрольной и экспериментальной групп является средний – низкий и высокий находятся на одном уровне.
Для того, чтобы улучшить (повысить) удовлетворенность учащихся проектной деятельностью, вовлечь их в процесс, чтобы обучающимся было интересно, полезно, увлекательно, необходимо организовать реализацию педагогических условий проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах. Описание серии уроков приведено в пункте 2.3
2.3. Реализация проектной деятельности
на уроках биологии в 8 классах
На формирующем этапе опытно–экспериментальной работы была реализована проектная деятельность на уроках биологии в 8 классах. В основу серии проектов (приложение 7) положена модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах и педагогические условия, описанные в пункте 1.2 и 1.3 соответственно. Основная цель уроков состояла в формировании проектной компетентности обучающихся.
Календарно–тематический план проведенных уроков биологии с указанием проектов и педагогических условий реализации проектной деятельности представлен в таблице 5.
Таблица 5
Календарно–тематический план проведенных уроков биологии с указанием проектов и педагогических условий проектной деятельности на формирующем этапе опытно–экспериментальной работы, реализуемой с обучающимися экспериментальной группы
Дата прове–дения | Тема урока | Элемент содержания | Тема проекта | Педагоги–ческие условия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21.09.2021 | Общая характеристика царства животных Систематика животных | Характеристика животного организма, как целостной системы. Роль представителей различных видов в биоценозах, характер их взаимоотношений. Систематические категории животных. | Анализ родословного дерева животного царства (презентация) | Использование современных информационных технологий |
Продолжение таблицы 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
30.09.2021 | Подцарство одноклеточные. Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм | Характеристика одноклеточных животных, структуры, обеспечивающие выполнение функций целостности организма. | Сравнительная характеристика простейших (Макет) | Консультирование учителем обучающихся по вопросам возникающим в проектах |
05.10.2021 | Подцарство многоклеточные. Общая характеристика многоклеточных животных. Тип губки. Губки – как примитивные многоклеточные животные | Характеристика многоклеточных организмов. Типы симметрии животных, значение симметрии для жизнедеятельности организмов, значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов, появление первых тканей. Характеристика губок, как примитивных многоклеточных организмов. Значение типа губки в природе и жизни человека. | Многообразие происхождения многоклеточных организмов (публичное выступление) | Обеспечение возможности реализации групповой и проектной деятельности |
14.10.2021 | Тип Членичтоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих | Характеристика типа членистоногие, прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавших их возникновение. Систематика членистоногих и их происхождение. | Внешнее строение и многообразие членистоногих (постер, плакат) | Активное участие обучающихся в проектной деятельности |
Продолжение таблицы 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19.10.2021 | Тип Хордовые Подтип Позвоночные (черепные) | Характеристика типа Хордовых подтипа Позвоночных на примере представителей класса Рыбы, многообразие и происхождение рыб, черты приспособления рыб к водной среде обитания, экологическое и хозяйственное значение рыб | Особенности внешнего строения рыб, связанных с их образом жизни (информационный плакат) | обеспечение возможности работы в малых группах |
28.10.2021 | Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных, как первых наземных позвоночных | Общая характеристика класса Земноводные на примере лягушки; строение и особенности жизнедеятельности земноводных. Особенности внутреннего строения земноводных, размножение и развитие | Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни (творческий отчет) | Актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся |
Продолжение таблицы 5
09.11.2021 | Класс Пресмыкающиеся общая характеристика пресмыкающихся как первоназемных животных | Общая характеристика пресмыкающихся на примере ящерицы, характеристика многообразия пресмыкающихся, отличить черты приспособленности пресмыкающихся к разнообразным средам обитания | Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи (информационный плакат) | Повышение уровня самостоятельности и мотивации обучающихся |
18.11.2021 | Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности птиц | Общая характеристика класса Птицы; провести сравнительный анализ рептилий и птиц; характеристика происхождения птиц и их связь с первоптицами. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. | Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни. Происхождение птиц (рассказ–сообщение) | Ситуации, которые пробуждают школьника отстаивать свое мнение, обращаясь к различным источникам информации |
Продолжение таблицы 5
21.12.2021 | Млекопитающие или звери. Происхождение млекопитающих. Сумчатые и однопроходные | Характеристика класса Млекопитающие. Описать основные отряды млекопитающих, объяснить необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку | Внешнее и внутреннее строение млекопитающих. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека (видеофильм) | Актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся |
18.01.2022 | Основные этапы развития животного мира Историческое развитие животного мира | Дать определение и проанализировать понятия «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость» Основные этапы развития животных, их предковые формы. | Анализ эволюционного древа животного мира. Развитие животных по эрам и периодам (макет) | консультирование учителем обучающихся по вопросам, возникающим в ходе выполнения проектной деятельности |
Продолжение таблицы 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
27.01.2022 | Животные и человек | Значение диких и домашних животных в природе, необходимость охраны и регуляции численности животных Значение разных групп животных для человека. Причины одомашнивания диких животных и возникновение животноводства | Значение животных в природе и жизни человека (учебное исследование) | Заинтересованность обучающихся |
02.02.2022 | Вирусы Общая характеристика вирусов | История открытия вирусов, гипотезы возникновения вирусов, необходимость и меры профилактики вирусных инфекций. Примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека | Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека (научный доклад) | Актуальность тем проектов |
10.02.2022 | Экосистема. Среда обитания. Экологические факторы | Роль среды обитания в жизнедеятельности животных организмов; биотические и антропогенные факторы среды | Влияние света и интенсивность полива на всхожесть семян (исследовательский отчет) | Реализация индивидуальной проектной деятельности |
15.03.2022 | Экологические системы | Структура Экосистемы Пищевые цепи Экологическая пирамида, компоненты экосистемы | Анализ цепей и сетей питания (буклет) | Заинтересованность обучающихся |