Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1940

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119
Упражнение 5. Определите и выпишите антецедент и консеквент в приведенных суждениях, запишите схему:
Пример: Если слушатель ликвидировал все задолженности по текущей успеваемости, то он допускается к экзаменационной сессии.
Антецедент: Р: «слушатель ликвидировал все задолженности по текущей успеваемости, то он допускается к экзаменаци- онной сессии».
Консеквент: g: «он допускается к экзаменационной сессии».
P g
1) Если обвиняемый совершил разбойное нападение, то он при- влекается к уголовной ответственности.
2) Суд отказывает в иске истцу, если искомые требования явля- ются незаконными.
3) Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоян- ную работу.
4) Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза.
5) Чтобы познать самого себя, должно быть желание познать.
6) Изображение на экране телевизора пропадает, если перегорел предохранитель.
7) Если бы водитель тормозил – на асфальте был бы смазанный след от протектора.
8) Объяснение трудного в усвоении материала становится тем бо- лее понятным, чем лаконичнее и проще объясняет его препо- даватель.
9) Я буду очень удивлен, если моя версия преступления не под- твердится.
10) Курить – здоровью вредить.
Упражнение 6. Правильно или неправильно построены фор- мулы для сложных суждений? Если неправильно, то предложите свою формулу:
1) «Раджа, довольно тучный тридцатилетний малый, с радушным видом пошел мне навстречу, поцеловал меня, взял под руку, пасын- ка – под другую, уместил меня на седалище возле трона и воссел сам» (А.Д. Салтыков).
(а∧b) ∧ (с∧d) ∧ (e∧f)
2) «Женщина, красивая, еще молодая, прекрасно одетая, с при- ятной улыбкой, степенная, склонилась над водой и от нечего делать

120
выводит концом шелкового зонтика какие-то буквы на прибрежном песке» (О. Генри).
(а∧b∧с∧d∧e) ∧ (f∧q).
3) «Неучтивость – не особый порок, а следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия чувства долга, лености, глупости, рас- сеянности, высокомерия, зависти» (Ж. Лабрюйер).
ā∧(b≡(c∧d∧e∧f∧k∧m∧n)
Упражнение 7. Произведите отрицание следующих сложных суждений, предварительно записав формулой их структуру:
1) «Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу» (Б. Буаст).
2) Неверно, что эта студентка вечером будет вязать или смотреть телевизор.
3) Он является поэтом и шахматистом.
4) Неверно, что этот писатель – драматург или поэт.
5) Если он член НСО, то он занимается научной работой и высту- пает с лекциями по избранной теме.
6) Если мне дадут отпуск летом, то я поеду отдыхать к морю или по туристической путевке в Карпаты.
7) «Светя другим, сгораю сам» (Н. Ван-Тулъп).
8) «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, му- дростью змеи и сердцем льва» (Абу Али Ибн Сина).
9) «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больно- го» (Гиппократ).
Упражнение 8. Найдите составляющие сложное суждение про- стые суждения и определите, какой связкой они связаны. Опре- делите истинность сложных суждений с помощью таблиц истин- ности.
Пример: «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете уби- вать в детях шалунов» (Ж. Руссо) А → В (см. таблицу истин- ности для импликации).
1) По делу гражданина Иванова будет вынесен обвинительный или оправдательный приговор.
2) Согласно легенде право считаться родиной Гомера оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос,
Афины.
3) Кража сотового телефона совершена Ивановым или Петровым.


1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   35

121
4) Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования яв- ляются незаконными.
5) Его любимые композиторы Верди и Моцарт.
6) Повысить рентабельность можно за счет повышения произво- дительности труда или за счет приобретения сырья на более выгодных условиях.
7) Лекции в Московском университете слушали Радищев и Нови- ков, Чаадаев и Белинский, Тургенев и Гончаров.
8) Если и только если Солнце находится в зените, то тени от него бывают самыми короткими.
9) Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора.
10) Объяснение трудного в усвоении материала становится тем более понятным, чем проще и четче излагает его преподава- тель.
11) Он не был ни прилежным, ни способным.
12) Я никогда бы не знал хорошо математики, не будь у меня хо- роших учителей.
13) «Коли лгу, пусть Бог велит не сойти живой мне с места».
(А.С. Пушкин).
14) «Красота ослепляет, а слепого легко обокрасть» (американ- ское изречение).
15) «Даже если знания отпускаются бесплатно, приходить надо со своей тарой» (пословица).
16) Неверно, что внеземные цивилизации существуют, и не су- ществуют.
17) Речка движется и не движется.
18) Если А, то В; и В, следовательно, А.
19) Либо А, либо не-А, и А, следовательно, не-А.
20) Если он принадлежит нашей компании, то он храбр, и на него можно положиться, или если он не принадлежит к нашей компании, значит, он не храбр, и на него нельзя положиться.
21) «При психозе мир фантазии играет роль кладовой, откуда психоз черпает материал или образцы для построения новой реальности" (З. Фрейд).
22) «Кто утратил стыд, того нужно считать погибши» (Плавт).

122
23) «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершен- но необходима» (Сенека).
24) «Чего не лечат лекарства, излечивает железо; чего не врачу- ет железо, исцеляет огонь; чего не исцеляет огонь, то следу- ет считать неизлечимым. Если дать противоядия сверх меры, то подействует оно вредней, чем яд» (Мухаммед ибн Али
Ас-Самарканди).
25) Как кому является, так оно и есть для того, кому оно является.
26) «Жизнь как пьеса: не важно, длинна ли она, важно то, хоро- шо ли она сыграна» (Сенека).
27) «Делай, что должен, свершится, чему суждено» (римский се- натор).
28) «Пусть рухнет мир, но торжествует закон» (главный принцип римского права).
29) «Хаос должен пройти огранку Логоса, чтобы стать Космосом».
30) «Мастерство скульптора состоит в том, чтобы взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее» (Леонардо да Винчи).
31) «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» (Библия).
32) «Не придет царство Божие приметным способом, и не скажут: вот оно здесь или вот оно там. Ибо царствие Божие внутри нас» (Библия).
33) «Не плакать, не смеяться, не проклинать, но понимать»
(Б. Спиноза).
34) Ученый начинается там, где кончается человек.
35) «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в ощущениях»
(Д. Локк).
36) «Мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт).
37) «Мы совершенно выбросили из нашей философии разыска- ние конечных целей» (Р. Декарт).
38) «Существовать, значит, быть воспринимаемым» (Д. Беркли).
39) «…Сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы – коле- са, сообщающие движение всей машине человеческого тела»
(Т. Гоббс).
40) «Совесть – бытие Бога в душе человека… Если Бога нет, то все дозволено» (Ф. Достоевский).


123
9.4. Задачи
Разбитое стекло
«Кто разбил стекло?» – спросил учитель, войдя в класс. «Алфе- ров, Васильев, Сорокин, встаньте! Опять кто-то из вас отличился?»
Ребята встали. Им не хотелось лгать, но и всей правды они не знали, поэтому ответили уклончиво. Алферов: «Васильев стекло не разби- вал, да и Сорокин тоже». Васильев: «Если Алферов не виноват, то и я стекло не разбивал». Сорокин: «Неправда, что если Алферов не разбивал стекла, то виноват Васильев». Разбил ли стекло кто-либо из названных ребят, если каждый из них сказал правду? Поясните решение задачи, построив полную таблицу истинности для ответов ребят. Кто разбил стекло, если правду сказали лишь двое из ребят, а третий солгал? Сколько в этом случае вариантов ответа?
Олимпиада
Четыре студента: Андрей (А), Борис (Б), Владимир (В) и Генна- дий (Г) – заняли первые четыре места на районной математической олимпиаде, причем никакие два из них не делили между собой каки- е-либо два места.
На вопрос, какое место занял каждый из них, участники дали три разных ответа:
а) Андрей – первое и Борис – второе;
б) Андрей второе и Геннадий – третье;
в) Владимир второе и Геннадий – четвертое.
Причем, в каждом из ответов одна часть истинна, другая ложна.
Какое место занял каждый из четырех участников?
Расписание
Что из учебных предметов – история, ботаника, математика и ри- сование – должно быть внесено в расписание и что не должно быть внесено для выполнения следующих условий?
а) Если вносится история, то вносится и ботаника.
б) Если не вносится рисование, то не вносится и ботаника.
в) Неверно, что если вносится математика, то вносится рисова- ние.

124
ТЕМА 10
ПРОСТЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ
И ПРЕВРАЩЕНИЯ
10.1. Методические указания к теме
Цель: а) закрепить знания о преобразовании суждений путем воз- ведения непосредственных дедуктивных умозаключений; б) вырабо- тать навыки практического преобразования категорических суждений, наиболее часто встречающихся в текстах нормативных документов.
Умозаключение – это мыслительная форма, позволяющая полу- чать новое истинное знание из уже известного истинного знания.
Различают умозаключения из простых категорических суждений, из простых суждений отношения, из сложных суждений, а также дедук- тивные, индуктивные и традуктивные умозаключения.
В зависимости от количества посылок дедуктивные выводы из ка- тегорических суждений делятся на непосредственные, в которых за- ключение выводится из одной посылки, и опосредствованные, в ко- торых заключение выводится из двух посылок.
Непосредственными умозаключениями являются 1) превраще-
ние, 2) обращение категорических суждений, 3) противопоставление
предикату, 4) умозаключения по логическому квадрату.
Обращение – логическая операция, при которой субъект и преди- кат меняются местами без изменения качества суждения. Различают а) чистое обращение (при котором не только качество, но и количе- ство суждения не меняются); б) обращение с ограничением (при ко- тором изменяется количество обращенного суждения).
1) обращение общеутвердительного суждения – А:
А: Все S есть P
--------------------- обращение с ограничением
I: Некоторые P есть S
Все мосты через Неву – средства переправы
Некоторые средства переправы – мосты через Неву.
2) обращение частноутвердительного суждения – I
I: Некоторые S есть P
------------------------------ чистое обращение


125
I: Некоторые P есть S
3) обращение общеотрицательного суждения – Е:
E: Ни одно S не есть P
---------------------------- чистое обращение
E: Ни одно P не есть S
Ни один мост через Неву не есть мост Невского проспекта
Ни один мост Невского проспекта не есть мост через Неву
4) Частноотрицательное суждение не обращается, так как из двух круговых схем, соответствующих этим суждениям, следуют противоречащие друг другу формы суждения:
Все P есть S: Некоторые P не есть S
Превращение – логическая операция, посредством которой меня- ют качество суждения путем установления совместимости субъекта
(S) и понятия, противоречащего предикату (не-P).
1) Превращение общеутвердительного суждения – А:
A: Все S есть P .
E: Ни одно S не есть не-P
Все мосты через Неву – металлические.
Ни один мост через Неву не является неметаллическим.
2) Превращение частноутвердительного суждения – I:
I: Некоторые S есть Р
О: Некоторые S не есть не-P
Некоторые мосты – архитектурные памятники.
Некоторые мосты не есть неархитектурные памятники.
3) Превращение общеотрицательного суждения – Е:
E: Ни одно S не есть P
A: Все S есть не-P
Ни один мост через Неву не является резиновым.
Все мосты через Неву являются нерезиновыми.
3) Превращение частноутвердительного суждения – О:
O: некоторые S не есть P
I: Некоторые S есть не-P
Некоторые мосты не есть архитектурные памятники.
Некоторые мосты есть неархитектурные памятники.
Противопоставление субъекту – это преобразование суждения путем последовательного обращения, а затем превращения. При этом

126
предикатом полученного суждения, становится понятие, противопо- ставленное субъекту исходного суждения.
Противопоставление предикату – это преобразование суждения путем последовательного превращения, а затем обращения. При этом субъектом полученного суждения становится понятие, противо- положное предикату исходного суждения.
Пример: Все адвокаты – юристы.
Обращение: «Некоторые юристы – адвокаты». Меняем местами субъект и предикат.
Превращение: «Ни один адвокат не есть не-юрист». Вводим двой- ное отрицание: перед связкой и перед предикатом.
Противопоставление субъекту: «Некоторые юристы не могут быть не адвокатами».
Противопоставление предикату: Ни один не-юрист не может быть адвокатом.
10.2. Вопросы для самопроверки
1) Какие умозаключения называют непосредственными?
2) Какие умозаключения называются умозаключениями подчине- ния?
3) Какие умозаключения называются умозаключениями противо- положности?
4) Что такое превращение?
5) Как превращаются суждения A, E, I, O?
6) Что такое обращение?
7) Как обращаются суждения A, E, O, I?
8) Как меняется суждение при противопоставлении субъекта пре- дикату?
9) Как меняется суждение при противопоставлении предиката субъекту?
10) Какие суждения не подлежат операции обращения?
10.3. Упражнения
Упражнение 1. Выразить в круговых схемах отношение между субъектом и предикатом в следующих суждениях:
1) Каждый человек обладает способностью писать.
2) Каждый школьник умеет строить квадрат, равновеликий дан- ному прямоугольнику.