Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1945

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

136
Вторая фигура применяется, когда необходимо показать, что от- дельный случай (явление, факт, действие конкретного лица) не может быть подведено под общее положение. Этот случай исключается из числа предметов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике вторая фигура используется для заключений об отсутствии состава преступления в данном конкретном случае, для опроверже- ния положений, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение.
III фигура. Меньшая посылка – утвердительное суждение (А, I), а заключение – частное суждение (I, О). Третья фигура применяется чаще всего для установления частичной совместимости признаков, относящихся к одному предмету. В практике рассуждения третья фи- гура применяется редко.
IV фигура: Общеутвердительных заключений не дает (т.е. кро- ме А). Четвертая фигура в практике рассуждений применяется край- не редко.
Категорический силлогизм имеет семь общих правил: три прави- ла терминов и четыре правила посылок.
Правила терминов:
1) В каждом силлогизме должно быть только три термина.
2) Средний термин должен быть распределен, по крайней мере, в одной из посылок.
3) Термин не может быть распределен в заключении, если он не распределен в посылке.
Правила посылок:
1) Из двух отрицательных посылок вывод с необходимостью не следует.
2) Из двух частных посылок вывод с необходимостью не следует.
3) Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным.

137
4) Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным.
В зависимости от количественной и качественной характеристи- ки посылок каждая фигура силлогизма имеет несколько разновид- ностей. Модусами категорического силлогизма называются разно- видности силлогизма, отличающиеся друг от друга количественной и качественной характеристиками входящих в них посылок и заклю- чения.
Всего правильных модусов в четырех фигурах 19.
I фигура имеет следующие правильные модусы: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО.
II фигура: АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIО.
III фигура: ААI, ЕАО, IАI, АII, ОАО, ЕIО.
IV фигура: ААI, АЕЕ, IАI, ЕАО, ЕIО.
Способы проверки правильности простого категорического сил- логизма.
Способы проверки правильности простого категорического сил- логизма можно продемонстрировать на следующем примере (вторая фигура модус ААА):
Супруги (S
+
) должны материально поддерживать друг друга (М
-
).
G и F (S
+
) поддерживают друг друга (М
-
).
G и F (S
+
) – супруги (Р
-
).
1) По общим правилам силлогизма: нарушено правило терминов силлогизма – средний термин не распределен ни в одной из посылок.
2) По особым правилам фигур силлогизма: нарушено правило II фигуры силлогизма, а именно, согласно правилам II фигуры одна из посылок – отрицательное суждение, а в данном при- мере обе посылки – утвердительные суждения.
3) С помощью контрпримера: если вместо понятия «G и F» под- ставить понятие «верные друзья», то будет очевидно получе- но ложное заключение из истинных посылок.
4) По модусам фигур: модус ААА неправильный модус II фигуры силлогизма.
5) С помощью круговых схем:
На основе информации содержащейся в посылках, нельзя уста- новить однозначные отношения между крайними терминами силло- гизма S и Р.


138
4) По модусам фигур: модус ААА неправильный модус II фигуры силлогизма.
5) С помощью круговых схем:
Нарушение хотя бы одного из правил означает: силлогизм непра- вильный (заключение не следует с необходимостью из посылок).
11.2. Вопросы для самопроверки
1) Дайте понятие умозаключения.
2) Какие виды умозаключений мы различаем?
3) Как определяется силлогизм?
4) Какие части различаются в силлогизме?
5) Какое различие между формой и содержанием силлогизма?
6) В чем заключается аксиома силлогизма?
7) Перечислите правила силлогизма и объясните при помощи примеров их применение.
8) Чем обусловливается различие между фигурами силлогизма?
9) Какие существуют фигуры силлогизма и какое различие между ними?
10) Перечислите модусы всех четырех фигур.
11.3. Упражнения
Упражнение 1. Найдите термины, большую и меньшую посылки в следующих силлогизмах:
1) Пауку требуется кислород, так как он – живое существо, а вся- кому живому существу требуется кислород.
2) Все города являются крупными населенными пунктами, а ста- ница Курчанская не является городом, следовательно, стани- ца Курчанская – не крупный населенный пункт.
3) Хулиганство – наказуемое деяние, так как все преступления – наказуемые деяния, а хулиганство – преступление.
4) Ни одно млекопитающее не дышит жабрами, акула же дышит жабрами, значит акула не является млекопитающим.
5) Каждый товар имеет стоимость, а ручка – товар, значит, она имеет стоимость.
6) Лихачество – не героизм, а он лихач, следовательно, он не герой.

139
7) Этот человек – не местный житель, потому что все местные жители знают дорогу к болоту с клюквой, а это человек не знает ее.
8) Эта гвоздика – красная, а красное – один из цветов солнечно- го спектра. Значит, эта гвоздика является цветом солнечного спектра.
9) Клевета – правонарушение, так как она суть преступление, а все преступления – правонарушения.
10) Некоторые лекарства содержат наркотики, значит некоторые наркосодержащие лекарства служат для борьбы с болезня- ми, ибо все лекарства служат для борьбы с болезнями.
Упражнение 2. Выведите, если возможно, заключение по пра- вилам силлогизма. Если вывод невозможен, определите какие правила (общие 1) /посылок, терминов/ и частные/фигур/) нару- шаются.
Пример: 1. Все граждане России (М) имеют право на отдых (Р).
2. Иванов (S) – гражданин России (М).
3. Иванов (S) имеет право на отдых (Р).
1-е суждение – большая посылка, 2-е суждение – меньшая посылка, 3-е – заключение.
1) Вкусное часто бывает вредным. Эти бутерброды не вкусны.
2) Все англичане едят по утрам овсянку. Некоторые логики тер- петь не могут овсянку.
3) Греки открыли «греческий огонь». Спартанцы – греки.
4) Все ораторы были тщеславны. Цицерон был консулом Рима.
5) Некоторые змеи ядовитые. Ужи – змеи.
8) Пропаганда войны – государственное преступление, а госу- дарственные преступления наказуемы.
9) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными. Эти суждения противоречащие.
10) Дача взятки – должностное преступление, а должностные преступления наказуемы.
11) Ни одно животное не имеет второй сигнальной системы. Кош- ка тоже не имеет второй сигнальной системы.
12) Квартет – ансамбль из четырех человек. «Квартет» – басня
А.И. Крылова.


140
13) Все внутренние моря территории бывшего СССР преврати- лись в сточную яму. Аральское море находится на террито- рии бывшего СССР.
14) Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые во- еннослужащие – офицеры.
15) Супруги должны материально поддерживать друг друга. М. и Н. материально поддерживают друг друга.
16) Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи – те- рапевты.
17) Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей. Р. не лишена родитель- ских прав.
18) Супруги должны материально поддерживать друг друга. О. и П. – супруги.
19) Все студенты-психологи изучают логику. С. – не студент-пси- холог.
20) Иногда образная речь не является красноречивой, ибо ни одна глупость не является красноречивой, а иногда глупость выражается образно.
21) Эта рукопись не является средневековой, ибо ни одна сред- невековая рукопись не написана ализариновыми чернилами, а эта рукопись написана ализариновыми чернилами.
22) Ни одна научная истина не основана на вере. Всякое религи- озное учение основано на вере. Ни одно религиозное учение не является научной истиной.
27) Всякий хороший полководец обладает мужеством, знанием военного дела и имеет во всем удачу. Геней Помпей облада- ет мужеством, знанием военного дела и имеет во всем удачу.
Следовательно, Геней Помпей – хороший полководец.
23) Всякий научный эксперимент есть научная работа. Всякое исследование тоже есть научная работа. Значит, всякое ис- следование есть научный эксперимент.
24) Ни один древний грек не был христианином. Аристотель – древний грек. Аристотель был христианином.
25) Каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Семья Об- лонских была несчастлива по-своему. Следовательно, семья
Облонских была несчастливой семьей.

141
26) Многие американские фильмы сентиментальны, и в большин- стве американских фильмов счастливый конец. Значит, не- которые сентиментальные фильмы имеют счастливый конец.
27) Некоторые политические партии не имеют экономической программы, а ни одна не имеющая такой программы не мо- жет рассчитывать на победу. Значит, некоторые политиче- ские партии не могут рассчитывать на победу.
Упражнение 3. Выявить логическую форму данного умозаключе- ния и показать, что оно является неправильным (подобрав контр- пример – умозаключение такой же логической формы, в котором посылки являются истинными, а заключение является ложным):
1) Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца.
Земля вращается вокруг Солнца. Значит, Земля – планета Сол- нечной системы.
2) Некоторые спортсмены – чемпионы Олимпийских игр. Неко- торые спортсмены – победители чемпионатов Европы. Зна- чит, некоторые победители чемпионатов Европы – чемпионы
Олимпийских игр.
Упражнение 4. Проверьте, соблюдены ли правила в нижеследу- ющих силлогизмах:
1) Древние греки внесли большой вклад в развитие философии, а спартанцы – древние греки, следовательно, спартанцы внес- ли большой вклад в развитие философии.
2) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди – математики. Следовательно, все ма- тематики обладают способностью к быстрому и точному счету.
3) Человек осваивает космическое пространство. А.Н. Соколов – человек. Следовательно, А.Н. Соколов осваивает космическое пространство.
4) Российская Федерация занимает значительную территорию, а г. Темрюк входит в состав РФ. Следовательно, г. Темрюк за- нимает значительную территорию.
5) Некоторые российские цари не были русскими по происхожде- нию. И.И. Иванов не был царем, следовательно, он не являет- ся русским по происхождению.
6) Слова людей проверяются их делами. «Электрон» – слово, сле- довательно, электрон проверяется делами людей.


142
7) Ни один офицер не должен быть неряшлив, а я не офицер, зна- чит я могу быть неряшлив.
8) Некоторые преподаватели являются врачами-практиками, а некоторые из преподавателей являются мастерами спорта.
Следовательно, некоторые мастера спорта являются врача- ми-практиками.
9) Ни один человек не живет более 200 лет, а черепаха живет более 200 лет, значит она не человек.
10) Все жители Санкт-Петербурга участвовали в праздновании
300-летия города на Неве, а я не житель города Санкт-Пе- тербурга. Следовательно, я не участвовал в праздновании
300-летия города на Неве.
11) Все рыбы дышат жабрами. Кашалот не дышит жабрами. Сле- довательно, кашалот не рыба.
12) Мысль – это движение. Движение есть свойство всей мате- рии. Значит, мысль есть свойство всей материи.
13) Логика изучает формы и законы правильного мышления. Уче- ние о понятии есть часть логики. Следовательно, оно изучает законы и формы правильного мышления.
14) Истинное суждение правильно отражает действительность.
Данная мысль правильно отражает действительность. Следо- вательно, она является истинным суждением.
15) Все волки – хищные. Это животное – хищное. Следовательно, это животное – волк.
16) Всякая кража карается законом. Угон автомобиля есть кража.
Значит, угон автомобиля карается законом.
17) Все кинозалы нуждаются в проветривании. Это помещение не является кинозалом. Следовательно, это помещение не ну- ждается в проветривании.
18) Все металлы – твердые тела. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть – твердое тело.
19) Все лисицы – позвоночные. Это животное – позвоночное. Зна- чит, это животное – лисица.
20) Все птицы имеют оперение. Снегирь – птица. Следовательно, снегирь имеет оперение.
21) Все школьники сдают экзамены. Смирнов не является школь- ником. Следовательно, Смирнов не сдает экзамены.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   35

143
22) Все коллекционеры – увлеченные люди. Иванов – увлечен- ный человек. Следовательно, Иванов – коллекционер.
Упражнение 5. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли при- веденные ниже категорические силлогизмы правильными, а за- ключение – истинным суждением:
1) Ни один скряга не пьет много пепси. Никто, кроме скряг, не станет собирать скорлупу от яиц. Значит, ни один человек, пьющий много пепси, не станет собирать скорлупу от яиц.
2) Некоторые здоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силе. Значит, некоторые прожорливые люди не сильны.
3) Все ослы злы. Ни один щенок не зол. Значит, щенки не ослы.
4) Некоторые нелюбезные замечания вызывают раздражение. Ни одно критическое замечание не любезно. Значит, все крити- ческие замечания вызывают раздражение.
5) Я – человек. Ты – не я. Значит, ты – не человек.
6) Жизнь – борьба. Дзюдо – борьба. Значит, жизнь – дзюдо.
7) Все педагоги воспитаны. Он не педагог. Значит, он не воспитан.
8) Экспрессы здесь никогда не останавливаются. Ни один поезд сегодня здесь не остановился. Значит, все поезда, проходив- шие сегодня, – экспрессы.
9) Все королевы красоты имеют длинные волосы. Петров имеет длинные волосы. Значит, он – королева красоты.
10) Во всех дореволюционных книгах есть буква L. Некоторые книги в моей библиотеке дореволюционного издания. Зна- чит, некоторые мои книги содержат букву L.
11) Во всех дореволюционных книгах есть буква L. Некоторые книги в моей библиотеке содержат букву i. Значит, некото- рые мои книги дореволюционного издания.
12) Большинство учителей имеет высшее образование. Иванов – учитель. Значит, Иванов имеет высшее образование.
13) Все кинозалы оснащены большим экраном. Это помещение является кинозалом. Это помещение оснащено большим экраном.
14) Ни один ведущий редактор не подпишет непрочитанную ру- копись. Иванов не является ведущим редактором. Значит, он подпишет непрочитанную рукопись.

144
15) Ни один ведущий редактор не подпишет непрочитанную ру- копись. Иванов является ведущим редактором. Значит, он не подпишет непрочитанную рукопись.
16) Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
Санкт-Петербург не находится за полярным кругом. Значит, в Санкт-Петербурге нет белых ночей.
17) Большая часть студентов нашей группы изучает английский язык. Петров – студент нашей группы, Значит, он изучает английский.
18) Все студенты нашей группы успешно сдали экзамены. Петров успешно сдал экзамен. Значит, он студент нашей группы.
19) Все местные жители знают дорогу к реке. Этот человек не знает дороги к реке. Значит, этот человек не является мест- ным жителем.
20) Все местные жители знают дорогу к реке. Этот человек знает дорогу к реке. Значит, этот человек – местный житель.
21) Все кошки смертны. Н. смертен. Значит, Н. – кошка.
22) Закон исключенного третьего – закон мышления. Закон ис- ключенного третьего впервые сформулирован Аристотелем.
Значит, некоторые законы мышления впервые сформулиро- вал Аристотель.
23) Некоторые студенты – спортсмены. Иванов – студент. Значит, он – спортсмен.
Упражнение 6. В приведенных силлогизмах установите след- ствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределенность терминов.
Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?
1) Каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию. Обвиняемый совершил преступле- ние, следовательно, он должен быть подвергнут справедливо- му наказанию.
2) Некоторые деятели искусства – талантливые люди. Значит, некоторые писатели талантливы, ибо все писатели – деятели искусства.
3) Некоторые металлы не тонут в воде, так как натрий металл, а натрий не тонет в воде.